Прибыль: сущность, функции, виды, распределение



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибыль: сущность, функции, виды, распределение



Прибыль: сущность, функции, виды, распределение

Прибыль— разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении).

Прибыль является главной целью предпринимательской деятельности предприятия. Она характеризует экономический эффект его работы и стимулирует ее, так как обеспечивает потребности в финансовых ресурсах самого предприятия.

Значение прибыли в системе национальной экономики обусловлено тем, что она является одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов, развития предприятия, удовлетворения интересов собственника имущества и членов трудового коллектива

Виды прибыли

Прибыль является главной целью предпринимательской деятельности предприятия. Она характеризует экономический эффект его работы и стимулирует ее, так как обеспечивает потребности в финансовых ресурсах самого предприятия.

В практике учета и планирования различают следующие виды прибыли:

· балансовую (валовую) прибыль;

· прибыль от реализации продукции;

· прибыль от внереализационных операций;

· прибыль налогооблагаемую;

· льготируемую прибыль;

· прибыль по изделию;

· прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия;

· чистая прибыль

Балансовая (валовая) прибыль включает прибыль, полученную от всех направлений деятельности предприятия: реализации продукции, работ, услуг, товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученной от внереализационных операций.

Общая величина балансовой прибыли определяется по формуле:Пб = Пр + Ппр + Пвн,

где Пр - прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Ппр - прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

Пвн - доходы (убытки) от внереализационных операций (недостачи материальный ценностей, разница валютных курсов, судебные издержки и т.п.).

Прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг является основной частью балансовой прибыли. Она определяется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции, товаров, работ, услуг и суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с установленным по формуле:Пр= Цi*Qpi - Cпi*Qpi – KH,

где Цi- отпускная цена единицы i-ой продукции, руб./шт.;

Спi- себестоимость единицы i-ой продукции, руб./шт.;

Qрi - объем реализации i-ой продукции, шт.;

m - количество наименований продукции в портфеле заказов, в производственной программе;

КН - косвенные налоги и отчисления уплачиваемы из выручки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Прибыль от внереализационных операций определяется с учетом их доходов и расходов. К внереализационным расходам и потерям относятся:

· расходы, связанные со сдачей имущества в аренду, кроме случаев, когда сдача имущества в аренду является основным видом экономической деятельности организации;

· не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

· потери от уценки производственных запасов и готовой продукции;

· убытки по операциям прошлых лет, выявленные или востребованные в текущем году;

· не компенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· отрицательные разницы, образовавшиеся при изменении Национальным банком курсов иностранных валют, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

· налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством за счет финансовых результатов;

 

 

Прибыль налогооблагаемая рассчитывается по следующей формуле:

Побл= Пб- Пд – НН - Ллг,

где Побл- налогооблагаемая прибыль;

Пб - балансовая (валовая) прибыль;

Пд – прибыль от мероприятий, облагаемых налогом на доход;

НН - налог на недвижимость;

Ллг - льготируемая прибыль;

.Льготируемой считается прибыль, которая в соответствии с Законом Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций" не облагается налогом на прибыль. Это прибыль, фактически использованная на мероприятия по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; на развитие производства, Общая величина льготируемой прибыли, использованной на эти цели, не должна превышать 50% балансовой прибыли. Не облагается налогом также прибыль, использованная на содержание оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, домов инвалидов, благотворительные цели, создание по установленной квоте рабочих мест для трудоустройства инвалидов и др.

Прибыль по изделию - это разница между отпускной (оптовой) ценой предприятия и полной себестоимостью изделия.

Прибыль, остающаяся в распоряжениипредприятия- это прибыль балансовая за вычетом всех налогов:Ппр = Пб – НН - НП,где - НП - налог на прибыль.

При определении сумм уплачиваемых налогов необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций", утверждаемыми бюджетами республики на очередной год и другими указаниями.

Чистая прибыль образуется после вычета из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия первоочередных платежей: штрафы (пени, неустойки), транспортный сбор и другие местные налоги, погашение основной суммы долга по кредиту.

Виды прибыли могут быть систематизированы по определенным признакам.


1. По источникам формирования:

· на прибыль от реализации продукции, работ и услуг;

· прибыль от реализации имущества и нематериальных активов

 

2. По основным видам деятельности:

· прибыль от производственной,

· инвестиционной

· финансовой деятельности.

 

3. По составу элементов, формирующих прибыль:

· маржинальную (валовую),

· прибыль по изделию

· балансовую прибыль

 

· остающаяся в распоряжении предприятия

 

4. По характеру налогообложения:

· налогооблагаемую

· не облагаемую налогом прибыль.

· льготируемая

 

5. По характеру инфляционной очистки прибыли различают:

· номинальную

· реальную прибыль.

 

6. По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль:

· предшествующего периода,

· прибыль отчетного периода

· планируемую прибыль.

 

7. По характеру использования:

· Капитализированная прибыль представляет собой ту ее часть, которая направлена на финансирование прироста активов,

· распределённая прибыль – ту ее часть, которая израсходована на выплату собственникам, персоналу или социальные программы предприятия.


Распределение прибыли

Прибыль является показателем, в котором отражаются эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Общая рентабельность Rобщ

Rобщ = Пб *100 / (ОФ + ОС).

где Пб – сумма балансовой прибыли, руб.

ОФ - стоимость основных фондов, руб.

ОС - стоимость оборотных средств, руб.

Период функционирования предприятия может быть разным - месяц, квартал, год, а посему стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы знать эффективность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она исчисляется за квартал и за год.

Общая рентабельность характеризует размер общей прибыли, получаемой на один рубль вложенных средств. Если предприятие при неизменной величине производственного капитала будет лучше его использовать, оно получит больший экономический эффект, что вызовет рост рентабельности. Однако для предприятия важна норма прибыли, которую оно может использовать для собственных нужд, так как часть прибыли предприятие перечисляет в бюджет в виде налогов на недвижимость, налога на прибыль и транспортного сбора. Если она будет меньше банковского процента по депозитам, то предприятие будет не выгодно заниматься данным бизнесом.

Поэтому весьма важное значение имеет расчет рентабельности по чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, т.е. рентабельности предприятия.

Рентабельность предприятия(Rnp)

Rпр = Пч *100 / (ОФ+ОС)

Где Пч-чистая прибыль

По данному показателю оцениваются результаты предприятия.

Рентабельность собственного капиталаопределяется отношением чистой прибыли к величине собственного капитала Кс:

Rск = Пч *100 / Кс.

Рентабельность отдельных видов и продукции в целомопределяется отношением прибыли от реализации продукции (Пр) к ее полной себестоимости (Сп), %:

Rпрод = Пр *100 / Сп.

Данный показатель отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда. Он в основном используется для планирования и учета рентабельности производства отдельных видов продукции.

Рентабельность продаж (оборота) (Roб) рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции Пр к объему продаж Qp, %:

Rоб = Пр *100 /Qр.

Для оценки целесообразности инвестирования средств в развитие предприятия определяется рентабельность инвестированного капитала (Rик) как отношение прироста прибыли к величине инвестиций И, %:

Rик = Пч *100 /И

Налогооблажение прибыли

Налог представляет собой обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты

Налогообложение прибыли - неотъемлемый элемент налоговой политики любого государства.

Налог на прибыль юридических лиц установлен налоговым законодательством всех развитых стран мира. В настоящее время он является самым существенным источником пополнения государственной казны.

Налог на прибыль является прямым налогом, поскольку его сумма, с одной стороны, зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятий и организаций, а с другой - непосредственно относится на уменьшение их доходов. Окончательным плательщиком налога на прибыль выступают предприятия, которые получают эту прибыль. Другими словами, реальный плательщик налога на прибыль - получатель дохода, то есть данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции, как при косвенном налогообложении.

Объектом налогообложения налогом на прибыль является валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями . Налог на прибыль позволяет государству регулировать процессы, происходящие в экономике, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время государство должно контролировать налогообложение прибыли, поскольку установленные государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечить стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции, а также процесс расширенного воспроизводства.

Расчет налога на прибыль производится по данным бухгалтерского и налогового учета.В соответствии с Общей частью Налогового Кодекса

Законодательством установлена система льгот, позволяющих снизить налог на прибыль организации. Льготы выступают в форме:

· освобождения от налога.

· пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

· в ином виде, определенном Президентом.

От обложения налогом на прибыль освобождают:

1. прибыль организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), переданную зарегистрированным на территории Республики Беларусь:

· бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта;

· религиозным организациям;

· общественным объединениям «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих» и «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения;

2. прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет не менее 50 % от списочной численности работников в среднем за налоговый период;

3. прибыль организаций, полученную от производства продуктов детского питания;

4. прибыль от реализации имущества, находящегося в государственной собственности, при реализации которого полученные средства распределяются в порядке, установленном законодательством*;

5. прибыль организаций, приходящуюся на дни республиканских субботников, проводимых в соответствии с законодательством, направленную на цели проведения таких субботников* *;

6. прибыль организаций от оказываемых гостиницами услуг, от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами– в течение 3 лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах, введенных в эксплуатацию начиная с 2006 г., по перечню таких объектов, утвержденному Президентом;

7. прибыль, полученную от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, – в течение 5 лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;

8. прибыль от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства – в течение 3 лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Минпромом;

9. прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным Советом Министров;

Местные Советы депутатов могут предоставлять дополнительные льготы, но только в пределах сумм, перечисляемых в местный бюджет.

Льготный порядок налогообложения прибыли организаций не распространяется на прибыль, полученную от торгово-закупочной посреднической деятельности, а также на прибыль простого товарищества и хозяйственных групп.

Практически все изменения в системе налогообложения прибыли, имеющие место в Республики Беларусь с 2012 года направлены на стимулирование развитие реального сектора экономики, активизацию деятельности хозяйствующих субъектов и привлечение иностранных инвесторов.

Так, 1 января 2012 года, вместо прежней ставки по налогу на прибыль, составлявшей 24%, введена ставка в размере 18%. Данное обстоятельство вызвано необходимостью повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь в целом, так отдельных отраслей экономики.

 

Источники прибыли

Прибыль – конечный результат деятельности коммерческого предприятия, источник инвестиций.

Источники:

- производство и реализация продукции (работ, услуг);

- реализация ОФ;

- реализация прочих активов (ценные бумаги, материалы, сырьё);

- внереализационные доходы;

- внереализационные операции – дивиденды по ц/б, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы по депозитным вкладам, доходы от долевого участия другого предприятия, штрафы).

Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции; от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг,от объемов производства; от снижения издержек производства.

Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта.

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции и др.).Основные методы планирования прибыли являются: 1) метод прямого счёта (наиболее распространенный); 2) аналитический метод; 3) метод совмещённого расчёта.

Метод прямого счёта.П=В×Ц-С×В=В(Ц-С), где П-прибыль, С-себестоимсть, В-выпуск продукции в натуральном выражении, Ц-цена.

Аналитический метод Используется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнения к методу прямого счёта для его контроля, проверки. Позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. Прибыль рассчитывается не отдельно по каждому виду продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Порядок исчисления:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления прибыли за отчётный период на полную себестоимость сравнимой продукции за тот же период.

2) определение объёма товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчётного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции из базовой рентабельности.Рб=Пб/Сб, Ппп=Пб×Сб,Ппп-плановая прибыль

3) учёт влияния на плановую прибыль различных факторов (снижение/повышение себестоимости, изменение ассортимента)

Метод совмещённого расчёта. Использование 1-го и 2-го методов.

Инновации :понятие, виды

Инновация, — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).Инновация— это такой процесс или результат процесса, в котором:

· используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или

· обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

· обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его.

· достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Виды инноваций

Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

Организационные — совершенствование системы менеджмента.

Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

 

 

Инновационный процесс

инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Таким образом, понятие «инновационный процесс» шире понятия «инновация», т.к.собственно инновация является одним из компонентов инновационного процесса .

 

Основные составляющие инновационного процесса

Новация – ( новое знание, новая идея, новый порядок, новый метод). Новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности

Инновация или нововведение-( введение нового). Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей.

Диффузия инновации- Распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях

 

Инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс. Субъектами инновационной деятельности являются организации и лица, которые

организуют, ведут, поддерживают, стимулируют и развивают инновационную

деятельность.

Функции инновационного менеджмента:

1. Планирование инновационной деятельности организации. Планирование инновационной деятельности начинается с формулирования миссии, которая выражается в ориентации деятельности организации на инновации.

2. Организация инновационной деятельности. Эта функция заключается в формировании процессов и структур, поддерживающих выбранные организацией инновационные стратегии.

3. Мотивация участников инновационной деятельности. Формирование благоприятной организационной культуры; создание креативных команд, способных достигать поставленных целей

4. Регулирование инновационной деятельности.

5. Контроль инновационной деятельности

6. Анализ инновационной деятельности

Цель инновационного менеджмента - повышение конкурентоспособности организации на основе выработки стратегии самих инноваций и мер, направленных на их реализацию в жизнь.

Задачи инновационного менеджмента

· разработка стратегий и программ инновационной деятельности организации;

· увязка инновационных стратегий организации с общей стратегией его развития;

· обеспечение финансами, материально-техническими и информационными

ресурсами программ инновационной деятельности;

· обеспечение инновационной деятельности высококвалифицированным

персоналом;

· создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных

проблем - от идеи до серийного производства продукции;

· наблюдение за ходом разработки инновационной продукции и ее внедрения;

· проведение единой инновационной политики, координации деятельности в этой

области.

 

Содержание инвестиционной деятельности предприятия

Инвестиционная деятельность характеризует процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия.Инвестиционная активность и экономическое развитие предприятия являются взаимообусловленными процессами, поэтому каждое предприятие должно уделять постоянное внимание своей инвестиционной деятельности.Инвестиционная деятельность предприятия подчинена определенной инвестиционной политике, которую предприятие формирует самостоятельно исходя из целей своего стратегического развития. Основной целью инвестиционной политики предприятия является выбор и реализация наиболее эффективных проектов расширения его производственной деятельности в долгосрочной перспективе с целью получения прибыли от инвестиционной деятельности.Инвестиционная деятельность предприятия осуществляется в различных формах, определяемых видами инвестиций, которые классифицируют по различным признакам:

1. По объектам вложения различают реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в развитие производственных основных фондов, приобретение нематериальных активов и прирост производственных запасов. Реальные инвестиции в воспроизводство или обновление производственных основных фондов или объектов социальной инфраструктуры называются капитальными вложениями.

Финансовые инвестиции – вложение капитала в инструменты фондового рынка (различные виды ценных бумаг) и денежного рынка (депозитные вклады в банках и т.п.) с целью получения инвестиционной прибыли.

2. По характеру участия в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции.

Прямые инвестиции характеризуются непосредственным участием предприятия в выборе объектов инвестирования, прямым вложением в них капитала и осуществлением постоянного контроля за ходом инвестиционного процесса. В современных условиях большинство предприятий осуществляют в основном прямые инвестиции.

3. По периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Краткосрочные инвестиции характеризуются вложением капитала на период не более одного года с последующим его реинвестированием в другие объекты или использованием в производственной деятельности. Долгосрочные инвестиции представляют собой процесс вложения капитала на период более одного года.

Основу инвестиционной деятельности предприятия составляет реальное инвестирование. Данное направление позволяет предприятию развиваться наиболее высокими темпами, осваивать новые виды продукции и повышать ее качество, успешно проникать на новые ранки. На большинстве предприятий в современных условиях реальное инвестирование является единственным направлением инвестиционной деятельности.

Реальное инвестирование осуществляется предприятием в разнообразных формах, основными из которых являются:

1. Приобретение целостных имущественных комплексов, которое представляет собой инвестиционную операцию крупных предприятий, обеспечивающую отраслевую, товарную или региональную диверсификацию их деятельности.

2. Капитальное строительство– процесс воспроизводства основных фондов. Оно охватывает все стадии создания основных фондов, начиная от проектирования и кончая их вводом в эксплуатацию.

3. Инвестирование в нематериальные активынаправлено на использование в производственной и других видах деятельности новых научных знаний в целях достижения коммерческого успеха. Инвестиции в нематериальные активы осуществляется в двух формах:

- путем приобретения готовой научно-технической продукции (приобретение патентов на научные открытия, изобретения, товарные знаки, приобретение ноу-хау, лицензий на франчайзинг и т. п.);

- путем разработки новой научно-технической продукции, как в рамках самого предприятия, так и по его заказу инжиниринговыми фирмами.

4. Инвестирование прироста запасов материальных оборотных средств направлено на расширение объема используемых оборотных производственных фондов с целью обеспечения пропорциональности (сбалансированности) в развитии основных и оборотных производственных фондов предприятия в результате осуществления инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность предприятия включает разработку инвестиционной стратегии, стратегическое планирование, инвестиционное проектирование, анализ проектов и фактической эффективности инвестиций.

Инвестиционная стратегия представляет собой выбор пути развития предприятия на длительную перспективу при имеющихся собственных источниках финансирования и возможности получения заемных средств, прогнозирования объема и рентабельности совокупных активов.

Стратегический план предполагает уточнение инвестиционной стратегии с перечнем инвестиционных проектов и планом долгосрочного финансирования инвестиций. Инвестиционный проект может быть представлен в виде технико-экономического обоснования (ТЭО) или бизнес плана.

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта – это исследование технических, экономических, экологических и финансовых возможностей осуществления инвестиций с заданной рентабельностью. ТЭО включает геологические исследования, технические проекты зданий и сооружений, техническую подготовку производства, исследование факторов влияния на окружающую среду, маркетинговые исследования, расчет финансово-экономических показателей.

Бизнес план инвестиционного проекта – стандартная форма представления инвестиций. Бизнес план инвестиционного проекта состоит из нескольких разделов: резюме, анализ рынка и стратегия маркетинга, место расположения и экологическая обстановка, проектно-конструкторская разработка, материальные и иные факторы производства, организация производства и накладные расходы, график осуществления проекта, финансовый план. Структура бизнес плана и формулировки разделов имеют рекомендательный характер и могут изменяться по усмотрению автора проекта, финансовая часть плана является обязательной.

Анализ эффективности инвестиционных проектов состоит из трех частей: общеэкономический, технико-экономический и финансовый.

Общеэкономический анализ– описание экономической обстановки и критериев народнохозяйственной значимости инвестиций.

Технико-экономический анализ представляет собой экономическую оценку технической части инвестиционного проекта (вариантов технических решений).

Финансовый анализ инвестиций состоит в исследовании денежных потоков капитальной и текущей стоимости инвестиционного проекта.

 

Иногда государство для стимулирования инвестиций вводит инвестиционный налоговый кредит – сокращение налоговых платежей фирмы пропорционально стоимости приобретенных инвестиционных товаров. Это ведет к снижению издержек на единицу капитала и увеличению инвестиций.

Джеймс Тобин предложил следующую интерпретацию принятия фирмами решения об инвестировании. Он ввел показатель, который носит название qТобина:

 

(1.5) В числителе – стоимость капитальных активов фирмы, складывающаяся на рынке ценных бумаг; в знаменателе – стоимость этих благ в случае их приобретения существующим ценам. Тобин полагал, что если q>1, то рыночная стоимость акций компании больше стоимости замещения капитала, поэтому фирме выгодно увеличивать запасы капитала. Если q<1, то наоборот, фирмы не будут замещать капитал по мере его выбытия.

Теория qТобина представляет собой иную формулировку неоклассической теории инвестиций. Если прибыль фирм от владения капиталом положительна, то владение этими фирмами привлекательно, что повышает рыночную стоимость их акций, а следовательно и qТобина. Эта модель отражает не только текущую, но и ожидаемую прибыльность капитала, так как зачастую рыночная стоимость акций растет, если в результате изменения экономической политики ожидается повышение в будущем прибыльности компании.

Таким образом, qТобина полностью согласуется с неоклассической моделью и является просто более удобным индикатором поведения инвестиций. Это одна из причин пристального внимания экономистов к конъюнктуре рынка ценных бумаг, так как колебания рыночной стоимости акций могут указывать на близость спада или подъема.

В неоклассической модели предполагается, что если фирма желает осуществить инвестиции в новый капитал, то средства для этого на финансовом рынке всегда найдутся. Однако фирмы могут столкнуться с ограничениями финансирования, то есть с ограничениями объема средств, которые можно получить на финансовых рынках, что заставляет их инвестировать на основе текущих доходов, а не ожидаемой прибыли. Таким образом, ограничение финансирования снижает объем инвестиций.

Варианты выбора ставки дисконтирования

От выбора ставки дисконтирования во многом зависит качественная оценка эффективности инвестиционного проекта. Существует большое количество различных методик, позволяющих обосновать использование той или иной величины этой ставки. В самом общем случае можно указать следующие варианты выбора ставки дисконтирования:

· Минимальная доходность альтернативного способа использования капитала (например, ставка доходности надежных рыночных ценных бумаг или ставка депозита в надежном банке).

· Стоимость капитала, который может быть использован для осуществления данного инвестиционного проекта (например, ставка по инвестиционным кредитам).

· Ожидаемый уровень доходностиинвестированного капитала с учетом всех рисков проекта.

· Существующий уровень доходности капитала (например, средневзвешенная стоимость капитала компании). Использование средневзвешенной стоимости капитала в качестве ставки дисконтирования имеет следующие преимущества:

* стоимость капитала можно точно рассчитать;

* по стоимости капитала можно судить по крайней мере об одном из возможных вариантов альтернативного использования ресурсов - возврате денег акционерам и кредиторам пропорционально их вкладам в капитал предприятия.

Однако есть у этого подхода и недостатки, которые заключаются в следующем:



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.64.28 (0.04 с.)