Вопрос 1. Охарактеризуйте фактор конкурентоспособности (инвестиции) – «капитал»: его структура и роль в развитии мировой и национальной экономики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Охарактеризуйте фактор конкурентоспособности (инвестиции) – «капитал»: его структура и роль в развитии мировой и национальной экономики.



Билет 19.

Вопрос 2.

Охарактеризуйте экономические институты ООН: ФАО и ЮНКТАДТ.

ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН)

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций играет ведущую роль в международной деятельности, направленной на борьбу с голодом. Обслуживая как развитые, так и развивающиеся страны, ФАО выступает в качестве нейтрального форума, где все государства встречаются на равноправной основе в целях обсуждения соглашений и проведения дискуссий по вопросам политики. ФАО является также источником знаний и информации. Мы помогаем развивающимся странам и странам с переходной экономикой модернизировать и совершенствовать методы ведения сельского, лесного и рыбного хозяйства и обеспечивать надлежащее питание для всех. С самого момента образования нашей организации, которая была создана в 1945 году, мы уделяем особое внимание развитию сельских районов, где проживает 70 процентов бедного населения мира, испытывающего проблему голода.

Основной сферой деятельности ФАО является передача знаний. Организация создает и распространяет важнейший глобальный общественный товар – информацию о продовольствии, сельском хозяйстве и природных ресурсах. Однако это не односторонний процесс.

ФАО играет роль связующего звена между различными партнерами, обладающими авторитетными знаниями и опытом, а также содействует диалогу между теми, у кого есть знания, и теми, кто в них нуждается. Трансформируя знания в действия, ФАО способствует установлению взаимовыгодных связей между местными, национальными, региональными и глобальными инициативами.

Сферы деятельности

ФАО распространяет знания и опыт, позволяющие достичь результатов в таких сферах деятельности, как:

раннее предупреждение о продовольственных кризисах;

обнаружение и предотвращение трансграничных угроз для производства, здоровья и окружающей среды;

устойчивое управление лесными ресурсами;

контроль рисков биологической безопасности в рыбном хозяйстве и аквакультуре;

создание международных организаций для решения проблемы нехватки водных и земельных ресурсов;

наращивание государственного потенциала в области создания и анализа сельскохозяйственной статистики;

глобальные стандарты, используемые в национальной политике и законодательстве.

 

Деятельность ФАО охватывает четыре основные области:

Обеспечение доступности информации. ФАО действует как информационная сеть. Мы используем опыт нашего персонала – специалистов в области агрономии, лесного хозяйства, рыболовства, а также животноводства, питания, социальных наук, экономики, статистики и других специальных областей – для сбора, анализа и распространения информации в целях содействия развитию. Ежемесячно отмечаются миллионы посещений веб-сайта ФАО в Интернете лицами, желающими ознакомиться с тем или иным техническим документом или же получить информацию о проводимой нами работе с сельскохозяйственными производителями. Мы также публикуем сотни информационных бюллетеней, докладов и книг, распространяем несколько журналов, производим большое число компакт-дисков и выступаем в качестве хост-сайта для десятков электронных форумов.

Обмен опытом в вопросах политики. ФАО делится с государствами-членами своим многолетним опытом в области разработки сельскохозяйственной политики, поддержки планирования, разработки эффективного законодательства и национальных стратегий для достижения целей по развитию сельских районов и смягчению проблемы голода.

Обеспечение форума для совещаний стран. Ежедневно десятки работников директивных органов и экспертов из всех стран мира собираются в штаб-квартире или наших отделениях на местах для выработки соглашений по основным вопросам, касающимся продовольствия и сельского хозяйства. В качестве нейтрального форума ФАО обеспечивает площадку, на которой богатые и бедные страны могут встречаться для достижения взаимопонимания.

Передача знаний на места. Накопленный нами богатый багаж знаний проходит апробацию в рамках тысяч проектов, осуществляемых на местах во всем мире. ФАО обеспечивает мобилизацию средств и управление миллионами долларов, предоставляемых промышленно развитыми странами, банками развития и другими донорами для обеспечения достижения целей этих проектов. ФАО предоставляет техническое ноу-хау и в отдельных случаях выступает в качестве источника финансовых средств в ограниченных размерах. В кризисных ситуациях мы работаем бок о бок со Всемирной продовольственной программой и другими гуманитарными учреждениями в целях защиты источников средств к существованию для сельского населения и оказания людям помощи в возвращении к нормальной жизни.

Структура и финансирование

 

Члены

ФАО является межправительственной организацией, в состав которой входят 191 государство-член, два ассоциативных члена и одна организация – Европейский союз.

Руководство

Каждые два года представители государств-членов собираются на Конференции ФАО для рассмотрения глобальных политических вопросов и международных рамочных структур, а также для подведения итогов и утверждения бюджета на ближайшие два года. Для общего руководства программой и бюджетной деятельностью организации участники конференции избирают членов Совета на трехлетний срок полномочий. Участники Конференции также избирают Генерального директора на четырехлетний срок полномочий с правом одного переизбрания. Действующий Генеральный директор Жозе Грациану да Силва вступил в должность 1 января 2012 года, срок его полномочий продлится до 31 июля 2015 года.

Департаменты

ФАО состоит из семи департаментов: сельского хозяйства и защиты потребителей; экономики и социального развития; рыбного хозяйства и аквакультуры; лесногохозяйства; корпоративного обслуживания, кадров и финансовых ресурсов;управления природными ресурсами и окружающей среды; а также техническогосотрудничества.

Представительства

Кроме штаб-квартиры в Риме ФАО присутствует в более 130 государствах. Децентрализованные представительства ФАО образуют сеть, состоящую из пяти региональных отделений, одиннадцати субрегиональных отделений, двух многопрофильных групп специалистов, 74 отделений в государствах (за исключением тех, что находятся в региональных и субрегиональных отделениях), восьми отделений с техническими экспертами или представителями ФАО, а также представительства с множественной аккредитацией в 36 странах. Кроме того, в структуру ФАО входят пять отделений по связям и четыре информационных отделения в развитых странах.

Персонал

По состоянию на 1 апреля 2011 года штат ФАО насчитывал 1 835 специалистов основного состава (в том числе специалистов, работающих в странах) и 1 856 служащих вспомогательного состава. Эти данные относятся к служащим, с которыми заключены контракты на фиксированные или продолжительные сроки. Около 53 процентов персонала работает в штаб-квартире в Риме, остальные – в отделениях ФАО в странах мира. За последние 15 лет доля женщин в категории профессиональных служащих увеличилась более чем в два раза: с 16 до 34 процентов.

Программы и проекты

В 2010-11 году ФАО осуществила программы и проекты общей стоимостью 1,707 миллиона долларов США. Около пяти процентов финансирования получено из уставных взносов в рамках Программы технического сотрудничества ФАО и Специальной программы в области продовольственной безопасности. Оставшиеся 95 процентов финансируются из добровольных взносов в рамках Программы правительственного сотрудничества (25 процента), одностороннего целевого фонда(шесть процентов), других трастовых фондов (64 процентов), в том числе и Совместных программ ООН.

Финансирование и расходы

Рабочая программа ФАО финансируется за счет уставных и добровольных взносов. Уставные взносы – это взносы государств-членов, размер которых устанавливается на Конференции, проводимой каждые два года. Регулярный бюджет ФАО на 2010-2011 гг. составляет 1 миллиард долларов США. Добровольные взносы государств-членов и других партнеров используются для оказания правительствам технической и чрезвычайной помощи (в том числе и в восстановлении), а также для непосредственного содействия основной деятельности ФАО. Ожидается, что в 2010-2011 гг. добровольные взносы составят более 1,2 млрд долларов США.

 

Краткая история ФАO

2011. Впервые в истории ветеринарной науки ФАО и ВОЗЖ объявили, что благодаря длительным совместным международным усилиям заболевание, известное как чума крупного рогатого скота, было полностью уничтожено в дикой природе. В июле ФАО объявила о голоде в двух районах Сомали и призвала направить 120 миллионов долларов США на ликвидацию последствий засухи в странах Африканского Рога. Государства-члены ФАО избрали Жозе Грациану да Силва новым Генеральным директором ФАО, который вступил в должность в январе 2012 года.

2010. В ответ на сильнейшие в истории Пакистана наводнения, уничтожившие запасы семян и погубившие миллионы домашних животных, ФАО своевременно раздала полумиллиону сельских семей семена пшеницы для посевной кампании. Еще 235 тысяч семей получили корма, лекарства и кров для животных.

2009. В то время как число людей, страдающих от голода, достигло 1,02 миллиарда человек, 16-18 ноября ФАО проводит Всемирный саммит по продовольственной безопасности, чтобы придать новый импульс борьбе с голодом. Шестьдесят глав государств и правительств и 192 министра единогласно принимают декларацию, вновь подтверждая обязательство как можно скорее искоренить голод на земле.

2008. 3-5 июня ФАО провела конференцию на высшем уровне по вопросам воздействия изменения климата и резкого роста использования биотоплива на продовольственную безопасность и цены на продовольствие. Участники конференции, в том числе и 43 главы государств и 100 министров, приняли резолюцию об увеличении объёмов помощи и инвестиций, необходимых сельскому хозяйству развивающихся стран.

Структура

Канцелярия Генерального директора

Канцелярия Генерального инспектора

Департамент сельского хозяйства и защиты потребителей

Департамент экономического и социального развития

Департамент рыбного хозяйства и аквакультур

Департамент лесного хозяйства

Департамент информации и связи

Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды

Департамент технического сотрудничества

Департамент людских, финансовых и физических ресурсов

 

 

ЮНКТАД

Учрежденная в 1964 году, в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию является ключевым органом Генеральной Ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Ей поручено ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран.

ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Конференция ЮНКТАД, ее высший директивный орган, проводится раз в четыре года. Исполнительный орган — Совет по торговле и развитию — ежегодно проводит регулярные сессии, на которых рассматриваются результаты работы секретариата.

Перед ЮНКТАД поставлена задача обеспечения интеграции всех стран в мировую торговлю. Как ключевая структура в системе ООН, занимающаяся вопросами развития в сфере торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития, ЮНКТАД стремится к максимальному расширению возможностей для развивающихся стран в области торговли, инвестиций и развития. Она помогает им в решении проблем, возникающих в связи с глобализацией, и интеграции в мировую экономику на равноправной основе. ЮНКТАД достигает этих целей путем исследований и анализа политики, межправительственных обсуждений, технического сотрудничества и взаимодействия с гражданским обществом и деловыми кругами. В частности, ЮНКТАД:

 

анализирует тенденции в глобальной экономике и оценивает их воздействие на развитие;

оказывает содействие развивающимся, особенно наименее развитым странам, в части интеграции в международную торговую систему и активизации участия в международных торговых переговорах;

изучает глобальные тенденции в потоках прямых иностранных инвестиций и их воздействие на торговлю, технологии и развитие;

помогает развивающимся странам в привлечении инвестиций;

помогает развивающимся странам в развитии предприятий и развитии предпринимательства;

помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой в повышении эффективности служб поддержки торговли.

Деятельность ЮНКТАД помогает выявлять тенденции и формировать мышление и политику в отношении связи между торговлей и развитием в условиях глобализации. Она также помогает развивающимся странам эффективно участвовать в международной торговле товарами, услугами и сырьем. Конференция выступила в качестве одного из главных авторов концепции предоставления развивающимся странам особого и дифференцированного режима и возглавила деятельность по ее инкорпорированию в Генеральное соглашение по тарифам и торговле, а затем и во Всемирную торговую организацию. ЮНКТАД также выполняет функции координатора системы ООН в области организации и технологии торговли. Предлагая институциональные, юридические и оперативные решения для снижения трансакционных издержек и повышения эффективности транспортных перевозок, Конференция оказывает содействие по расширению доступа развивающихся стран на мировые рынки.

Проводимые ЮНКТАД исследования подтверждают тот факт, что грядет порождаемое торговлей «второе поколение» глобализации, характеризуемое экономической мультиполярностью, и, которое с возникновением вектора торговли Юг и Юг-Юг станет играть все более заметную роль. Вместе с тем следует отметить, что ЮНКТАД поднял вопрос о том, как можно трансформировать международную торговлю таким образом, чтобы она сопрягалась с текущей экспансией торговли и ее меняющейся географией, при одновременном решительном наступлении на хроническое углубление нищеты и экономическую отсталость некоторых стран.

ЮНКТАД также содействует развитию предпринимательства, особенно малых и средних предприятий, с помощью регулярных межправительственных дискуссий и технического сотрудничества. Деятельность ЮНКТАД по техническому сотрудничеству охватывает около 300 проектов почти в 100 странах, на которые она ежегодно предоставляет около 31 млн. долл. США, из которых 37% приходится на долю наименее развитых стран. Среди них:

Автоматизированная система таможенных данных с применением новейшей технологии помогает правительствам модернизировать таможенные процедуры и управление таможенными службами. Используемая более чем в 80 странах система быстро становится международным стандартом в области автоматизации таможенных процедур. Кроме того, она также является инструментом повышения эффективности управления экономикой.

Программа ЭМПРЕТЕК содействует развитию малых и средних предприятий. Информационная сеть предоставляет предпринимателям доступ к базам данных по вопросам коммерческой деятельности.

Содействие справедливым условиям торговли в интересах всестороннего развития

Межправительственные переговоры, исследования и техническая помощь под эгидой ЮНКТАД привели к следующим результатам:

Соглашение о всеобщей системе преференций (1971 год), предусматривающей льготный режим для экспорта развивающихся стран в промышленно развитые страны на сумму свыше 70 млрд. долл. США ежегодно.

Соглашение о Глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами (1989 год).

Международные товарные соглашения, в том числе соглашения по какао, сахару, каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице.

Общий фонд для сырьевых товаров, предоставляющий финансовую поддержку для управления международными запасами товаров и проведения исследований и проектов в области сырьевых товаров.

В 1980 году Генеральная Ассамблея одобрила единственный всеобщий добровольный кодекс конкуренции — комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля над ограничительной деловой практикой, — последний обзор которого осуществляемый на пятилетней основе был проведен в 2005 году.

Разработка в 2007 году Восточноафриканского органического стандарта (ВАОС), который станет вторым региональным органическим стандартом в мире после стандарта Европейского союза.

Информационно-аналитическая система по вопросам торговли (ТРЕЙНС) — наиболее полная всеобъемлющая база данных открытого доступа о международной торговле, тарифах и нетарифных мерах.

Центр ЮНКТАД/ВТО по международной торговле (ЦМТ) является ключевым звеном системы ООН по техническому сотрудничеству с развивающимися странами в содействии торговле. Он работает с развивающимися странами и странами с переходной экономикой по организации программ содействия торговле, направленных на расширение их экспортных и улучшение импортных операций.

 

Сфера деятельности ЦМТ охватывает семь ключевых областей:

 

анализ рынка;

предпринимательские консультационные услуги;

управление торговой информацией;

экспортная подготовка;

развитие продукции и рынка;

развитие торговых услуг;

управление сетью международных закупок и поставок.

Проекты технического сотрудничества по содействию торговле осуществляются специалистами ЦМТ, работающими в тесном взаимодействии с представителями сектора торговли на местах. Национальные проекты зачастую принимают форму широкого пакета услуг по расширению экспорта и улучшению импортных операций страны.

 

 

Билет 20.

Цели и эффекты интеграции

Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.

В Европе Римский договор (1957 г.), провозгласив в качестве конечной цели создание общего рынка, т.е. целостного рыночного пространства, по существу явился правовой основой для формирования зоны свободной торговли и в дальнейшем — таможенного союза. Реализация этой глобальной цели была конкретизирована Единым европейским актом (1986 г.). Предполагалось:

• создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства;

• проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности;

• проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов;

• выработка общей внешней политики, политического сотрудничества.

Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции — имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.

Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран — членов ЕС.

Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах.

Наиболее зрелую форму международной интеграции представляет ЕС; достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. А в Латинской Америке и особенно в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество.

Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы — евро разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции (к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания).

Функционирование зон свободной торговли, либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает, как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров.

 

 

Билет 19.

Вопрос 1. Охарактеризуйте фактор конкурентоспособности (инвестиции) – «капитал»: его структура и роль в развитии мировой и национальной экономики.

 

Инвестиция – одно из наиболее часто используемых понятий в экономике; «долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятие различных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты; вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования собственных средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.

В инвестиционном процессе участвуют различные физические и юридические лица: Инвестор; заказчики – осуществляют реализацию инвестиционного проекта; Пользователи объектов инвестиционной деятельности - лица, для которых создается объект инвестиционной деятельности; Поставщики, банковские, страховые и другие посреднические организации, инвестиционные биржи и другие участники инвестиционного процесса.

Инвестиции делятся на: Портфельные (финансовые) инвестиции – вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды – доход на ценные бумаги.; Реальные инвестиции – вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие – инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности с производственных позиций осуществляется в форме капитальных вложений и ведется органами государственной власти.

Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства.

Инвестиции на макроуровне являются основой: для осуществления политики расширенного воспроизводства; для ускорения НТП; для сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства; для создания необходимой сырьевой базы промышленности; для решения других социальных проблем;

Инвестиции на микроуровне необходимы для целей: расширения и развития производства; недопущения чрезмерного износа основных фондов; повышения технического уровня производства; повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия; осуществления природоохранных мероприятий; приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий; В конечном итоге они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем.

Состояние инвестиционной деятельности также характеризуют темпы роста основных макроэкономических показателей: национального дохода; ВВП и ВНП; объема промышленного производства; выпуска отдельных важнейших видов промышленной продукции; объема сельскохозяйственного производства; производительности общественного труда;.

Объективность этих показателей в оценке инвестиционной деятельности связано с тем, что их рост не мыслим без вложения инвестиций. Эти же показатели в определенной мере характеризуют и эффективность использования инвестиций. Если темпы роста этих показателей опережают темпы роста инвестиций, то это явный признак повышения эффективности использования инвестиций и наоборот.

Таким образом, можно сказать, что уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального дохода общества, чем больше вкладывается инвестиций, тем больше рост национального богатства

 

Вопрос 2.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.02 с.)