Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская философия конца 19 и начала 20 веков.

Поиск

Славянофильство. С идеями русского славянофильства во многом связаны замечательные мыслители русской религиозной философии конца 19 – начала 20 веков (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии становятся соборность, всеединство и абсолютная ценность человеческой личности.

Соловьев(1853 – 1900) создает «новую философскую систему», которая, по его мнению, выражает новое знание – знание всеединства. Всеединство у Соловьева поднимется в 3-х аспектах:

-гносеологическом – как единство 3-х видов знания: эмпирического (наука), рационального (философия), мистического (религиозное созерцание), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

-в социально- практическом аспекте всеединство понимается как единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

-и в аксиологическом аспекте – как единство трех абсолютных ценностей (добра, истины и красоты), при условии примата добра.

Искомое всеединство в философии Соловьева трансформировалось в образ Софии («вечной женственности»).

Конечным и идеальным пунктом устремлений человеческой культуры становится богочеловечество; смысл человеческой истории видится в выходе эмпирического человечества (греховного по своей природе) к Богу. Этот путь освящен любовью и заключен в спасении в человеке человеческого «через жертву эгоизма».

Центральная идея творчества философа – поиск той интегративной силы, которая смогла бы соединить Запад и Восток, открыть позитивные возможности развитию человечества. Такой силой, по мнению Соловьева, может стать только славянство, которое способно инициировать процессы воссоединения человечества.

Н.А.Бердяев (1874 – 1948) Главная тема бердяевской философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству, индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности. Творчество для Бердяева – прорыв к потустороннему миру и красоте, в творчестве побеждается тьма. Вершиной творчества является теургия (богочеловеческое творчество), путь к которой пролегает через символическое искусство.Творчество рассматривается как откровение человека и совместное с богом продолжающееся творение.

Философ пишет и о кризисе современного общества, о том, что все погрязло в субъективности, и выход Бердяев видит только в стремлении к «вселенскости», обретению индивидуальности и спасению личности. Человечество соборно отпало от бога (изначальное зло – грехопадение, именно тогда была утрачена свобода и начался произвол), соборно должно и вернуться к богу.

Западничество. Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся П.Я.Чаадаев,А.И.Герцен, др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако всех их объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.

П.Я.Чаадаев(1794 - 1856). В своих «Философских письмах» он рассматривает «оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа, духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа. Судьба Чаадаева сложилась довольно сложно: его идеи были плохо восприняты обществом. Автор «Философских писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под строгим медицинским и политическим наблюдением. Особенностью развития русской философии 19 века, идейно связанной с трудами Чаадаева, становится противостояние западников и славянофилов. Западники связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю.

Марксистская философия.

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике.

Маркс Карл (1818—1883) и Энгельс Фридрих (1820—1895) совершили глубокий переворот в общественной мысли — в философии, социологии и политической экономии. Учение Маркса и Энгельса получило название марксизм.

Первая новая идея: коренное изменение подхода к философскому знанию и его месту в культуре. Наука имеет преимущественно теоретическое значение. Царство философии — это сфера чистой мысли. Она только объясняет мир, не вмешиваясь в происходящие в нем события.

Вторая фундаментальная идея марксистской философии — создание концепции диалектического материализма.Собственное философское учение Маркса и Энгельса получило название диалектический материализм. Формирование новой концепции материализма и диалектики: явилось результатом действия трех групп предпосылок:

Социально-экономических (возникновение зрелой формы капиталистического общества);

Конкретно-научных (крупные открытия в естественных и общественных науках);

Философско-теоретических (немецкая классическая философия, прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха).

Третья фундаментальная идея — создание исторического материализма, или материалистического понимания истории. Благодаря этой идее философия марксизма получила полное название «диалектический и исторический материализм»

Четвертая новая идея — учение о формах движения материи и закономерностях их взаимосвязи.

В известной нам области Вселенной существуют четыре основные, качественно различающиеся формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Наиболее элементарная форма движения, представляющая собой просто перемещение в пространстве и во времени, — механическая. Пятая новая идея марксистской философии — материалистическая концепция сознания и человека, связанная с трудовой теорией антропосоциогенеза.

Развитие науки в ХIХ–ХХ вв. создало возможность в основных чертах объяснить, каким образом возникло сознание. С точки зрения марксизма оно сформировалось в процессе антропосоциогенеза, т. е. развития человека под воздействием социальных факторов. Главным социальным фактором формирования человека и общества был процесс труда — в этом смысле и говорят, что «труд создал человека».

Проблема отчуждения человека в современном обществе. Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества.

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.008 с.)