Общая характеристика философии Средних веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика философии Средних веков.



Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженности идеям креационизма.

Средневековье— это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция— истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности и спор о приоритете единичного или общего.

теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Креациони́зм — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира - человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Патристика – богословская дисциплина, предметом которой является изучение богословских воззрений Отцов Церкви.

Схола́стика— систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Номинали́зм — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное»,— «эмоция»— это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек»— собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).

Реали́зм— философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.

Учение А. Блаженного.

1)соотношение веры и разума

Августин не обошел и проблему соотношения веры и разума. Как и другие "отцы церкви", он превозносит веру за счет разума. Им провозглашена формула: "верю, чтобы понимать", которая выражала требование, чтобы вера предшествовала пониманию. Веру Августин представлял себе не только как веру в авторитет Священного писания, но и как веру в авторитет церкви. Признавая существование чувственного восприятия предметов, Августин в то же время полагал, что все это происходит в силу деятельности души, которая постоянно заботится о своем теле. Он считал, что чувственное познание не способно дать достоверного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть скептицизм. Августа" утверждал, что человек не может сомневаться в своем мышлении, и это является несомненным фактом. "Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это как некоторую истину".

2)учение о свободе

Первые люди до грехопадения обладали свободной волей— свободой от внешней причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон— чувство долга перед Богом.

После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить.

Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу.

Предопределение— один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла.

Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди— существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.

Схоластика Ф. Аквинского.

Схоластика усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления.

Фома Аквинский различал следующие виды бытия: потенциальное, актуальное (реальное). Особенностью актуального бытия является ограниченность, определяемая его формой. Все существующее неполно, т.к. оно может стать потенциально другим. Статусом предельного бытия обладает Бог, который является трансцендентной сущностью, бесконечной в пространстве и времени (трансцендентное - все то, что нельзя познать органами чувств).

Познать сущность Бога человеку не дано, но углубляясь в существо мира, он приходит к постижению Высшего существа. Поэтому доказательства существования Бога не прямые, а косвенные.
Косвенные доказательства существования Бога:
1. доказательство от движения - все движущееся так или иначе имеет причину движения. Источник движения, перводвигатель мира - нечто, лежащее за его пределами, т.е. Бог.
2. доказательство от конечной причины - любое явление имеет свою причину. Первопричина явления - Бог.
3. доказательство от необходимости - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.
4. доказательство от совершенства - все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство - Бог.
5. доказательство от цели - у каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.165.8 (0.006 с.)