Общая характеристика философии Возрождения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика философии Возрождения.



В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Никола́й Копе́рник

Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:

-орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;

-центр Земли— не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны;

-все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира;

-расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами;

-суточное движение Солнца— воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе;

-Земля , обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце — не более чем эффект движения Земли;

-это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

Не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений.

Галиле́о Галиле́й

Галилей по праву считается основателем не только экспериментальной, но— в значительной мере— и теоретической физики. В отношении философии природы Галилей был убеждённым рационалистом. Он считал, что законы природы постижимы для человеческого разума. Галилей считается одним из основателей механицизма. Этот научный подход рассматривает Вселенную как гигантский механизм, а сложные природные процессы— как комбинации простейших причин, главная из которых— механическое движение.

Галилей изучал инерцию и свободное падение тел. В частности, он заметил, что ускорение свободного падения не зависит от веса тела.

Галилей сформулировал правильные законы падения: скорость нарастает пропорционально времени, а путь— пропорционально квадрату времени.

Галилей доказал, что указанное, а также любое брошенное под углом к горизонту тело летит по параболе.

Он сформулировав первый закон механики (закон инерции): при отсутствии внешних сил тело либо покоится, либо равномерно движется.

Галилей является одним из основоположников принципа относительности в классической механике.

Галилей опубликовал исследование колебаний маятника.самостоятельно построил свой первый телескоп с выпуклым объективом и вогнутым окуляром.

К теории вероятностей относится его исследование об исходах при бросании игральных костей.

Уильям О́ккам

Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах.

Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды— единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах.

«Бритва О́ккама» или «лезвие Оккама»— методологический принцип. В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии.

Примеры

-Когда ученики Платона попросили дать определение человека, философ сказал: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Услышав это, Диоген Синопский поймал петуха, ощипал его и, принеся в Академию, объявил: «Вот платоновский человек!». После чего Платон вынужден был добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».

-принцип «Бритвы Оккама» самым точным сообщением является сообщение минимальной длины.

-Альберт Эйнштейн переформулировал следующим образом: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».

Эпици́кл — понятие, используемое в древних и средневековых теориях движения планет, включая геоцентрическую модель Птолемея. Согласно этой модели, планета равномерно движется по малому кругу, называемому эпициклом, центр которого, в свою очередь, движется по большому кругу, который называется деферентом.

Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Редукционизм — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым

16.Новоевропейская философия
-это возникновение науки, как социального института; это проблемы, связанные с познанием и поиском научных методов познания; оформление материализма и идеализма. Главная отличительная черта новоевропейской философии - рационализм - является проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени. Метафизический материализм Нового времени в Европе - в основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.). Классическое определение материализма и идеализма впервые было дано немецким философом Ф. Шлегелем : «Материализм — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». Основу адекватной методологической ориентации новоевропейская философия ищет или в чувственном опыте, эмпирическом индуктивном знании (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание (Декарт, Лейбниц, Спиноза).

17) Рене Декарт
(
1596-1650) - основоположник новоевропейского рационализма. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его.Правила:1) никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.2) делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.3) располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Основное требование и содержание методологии Декарта:исходя из интуитивно-достоверных основоположений, двигаясь по ступеням дедукции, руководствуясь критерием ясности и отчетливости, мы постигаем Истину. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: 1) обосновал ведущую роль разума в познании;2)выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;3)стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;4)выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".Он считал, что в основе бытия и познания лежит разум. Субстанция (материальные (вещи)и духовные (идеи))— это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

18) Эмпиризм Ф. Бэкона.
Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель лорд-канцлер Великобритании. Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, : "Знание — сила". Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы на основе их наблюдения, анализа, сравнения и дальнейшего проведения эксперимента. Только с помощью такого метода, по мнению Бэкона, можно открывать новые истины. Бэкон предложил концепцию «идолов познания» - дурные привычки ума, приводящие к познавательным ошибкам. Он выделяет 4 рода Идолов познания: 1) «Идолы рода» - искажения, свойственные самой природе человека. Например, истолкование новых идей в духе прежних. 2)«Идолы пещеры» - личные суеверия, которые возникают не от природы, а от воспитания и общения с другими людьми. 3)«Идолы рынка» - привычки к неточному и двусмысленному словоупотреблению. 4)«Идолы театра» - ошибки, связанные с влиянием общепринятых философских учений, а прежние философские системы есть не более чем театральные комедии о вымышленных мирах. Бэкон выделяет типы опытов и типы путей познания. Существуют опыты плодоносные и светоносные. Плодоносные – те, которые дают реальные результаты. Светоносные – те, которые дают приращение к знаниям.

19.Философия Просвещения.Основные идеи эпохи
— разум, наука, прогресс. В частности, они звучат в сочинениях Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка. . Были восприняты многие идеи Д.Локка: “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов и др. Опираясь на демократические идеалы, просветители вели непримиримую борьбу против суеверий и религиозного догматизма, дискриминации, боролись за свободу слова, формально-юридическое равенство народа. Связь с реальной жизнью стала для философии насущной необходимостью, и она превращается в орудие социальной критики, направленной на радикальное изменение сознания людей. Центром идеологии Просвещения постепенно становилась Франция, где плеяда просветителей была представлена Ф.Вольтером, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др. Основу их творчества составляют идеи критики религии и церкви, государственных порядков, традиционной метафизики, идеи преобразования общества. Особенностью французского материализма был сенсуализм и механицизм. Природа, общество и человек мыслились как функционирующие по одним и тем же естественным законам. При всем разнообразии мнений большинство философов и историков сходились в оценке Просвещения как передового, новаторского явления. Понятие «Общественный договор» впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса и Жан-Жака Руссо они имели в виду следующее: люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами - на свободу, на имущество и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое - под контролем народа - будет гарантировать законность, порядок и справедливость. Локк в отличие от Гоббса он утверждает, что полного отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора быть не может. Руссо выдвинул идею прямого народоправления в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власти государства. Античное видение демократии это власти демоса — простого народа. Идея Локка о разделении властей: разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная— проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка, неравноправны. Законодательная власть — верховная, она должна повелевать другими властями.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.56.184 (0.007 с.)