Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория потребительского поведения и проблема потребительского выбора. Кривая безразличия и линия бюджетного ограничения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Функционирование рынка можно рассматривать с позиции производителя (продавца) и с позиции потребителя (покупателя). В XX в. рынок продавца сменился на рынок покупателя. Это и есть настоящий рынок, высшая ступень его развития. Объективной предпосылкой для этого рынка послужили созданные огромные производственные мощности, гибкие производственно-технические системы, позволяющие удовлетворять потребительский спрос. Основу теории маркетинга составляет идея нацеленности производства на потребности, запросы покупателя. Концепция маркетинга отражает приверженность фирмы принципу суверенитета потребителя («суверен» в переводе с французского — верховный). В условиях развитого рынка потребитель-покупатель — центральная фигура. Этим определяется важность вопроса, посвященного поведению потребителя на рынке. Под ним понимается процесс принятия и реализации решений потребителем по распределению своих ограниченных средств между наборами товаров в целях наиболее полного удовлетворения своих потребностей. Через решения и действия отдельных потребителей формируется реальный спрос. Следовательно, решение, что производить и в каком количестве, в конечном счете принимаются потребителями. От того, как они распределяют свои доходы, зависит размещение ресурсов между отраслями. Фирмы производят те товары, на которые есть потребительский спрос, и сокращают производство тех, на которые спрос убывает. Очевидно, потребитель приобретает товары из-за их полезности. Это понятие сугубо индивидуальное и субъективное. Люди разные, желания и вкусы у них разные. Что полезно для одного, то может быть вредно для другого. Отсюда у каждого свои «симпатии» и «антипатии» к товарам и их наборам. Индивидуальный набор товаров формирует «потребительскую корзину» отдельного покупателя. В оценке полезности товара существуют два подхода. Кардиналистский подход предполагал возможность количественного измерения полезности товаров и услуг в некоторых единицах — ютилях (ютиль — полезность). Но полезность — это, во-первых, то, что отличает один товар от другого. Поэтому она не может служить соизмерителем разных товаров. Ее невозможно измерить, не имея представления о ценах, выражающих стоимость товаров. Во-вторых, у человека курящего и некурящего разные представления о пользе, например, «Явы», даже если она «золотая». Поведение потребителя на рынке ближе к действительности описывает ординалистскии подход, оценивающий полезность товара с помощью функции предпочтения множеств потребительских наборов. Выбор потребителя устанавливается двумя главными особенностями: предпочтением полезности определенного потребительского набора и ограниченным бюджетом (доходом) для приобретения товара. Под потребительским предпочтением понимается последовательность, порядок предпочтений потребительских наборов, которые расположены по степени их желательности для покупателя. Для описания системы потребительских предпочтений используется техника кривых безразличия. Линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность, называется кривой безразличия (рис. 13). Кривые безразличия характеризуют ранжирование потребностей, а не их количественное соизмерение. Для описания предпочтений потребителя по всем наборам товаров используется совокупность кривых безразличия, которая называется картой безразличия (рис. 14). Она показывает порядковое ранжирование всех наборов благ, которые может выбрать потребитель. Следовательно, кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Это означает, что каждая кривая безразличия характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Кривая безразличия Карта кривых безразличия.
Положение о кривых безразличия основывается на следующих аксиомах: 1) непрерывности — из нее следует, что все товары можно разбивать на все более мелкие единицы, размеры которых не сдерживают потребителей; 2) рациональности потребителя — хотя поведение человека на рынке субъективно, средним потребителем является разумный человек, стремящийся наилучшим образом распорядиться своим доходом; 3) возможности выбора — предполагает способность человека определить, какой из предложенных потребительских наборов (А, Б, В) является для него предпочтительным; 4) транзитивности — исходит из того, что если для потребителя «потребительская корзина» А столь же значима, что и «корзина» Б, а «корзина» Б — что и «корзина» В, то «корзины» А и В являются одинаковыми по своим полезностям для данного потребителя. Из этого следует, что если А = Б = В, то А = В; 5) ненасыщенности — для потребителя всегда существует Преимущество кривых безразличия перед концепцией предельной полезности в том, что можно не измерять количественно саму полезность. Кривые безразличия помогают выявлять предпочтения потребителей, что приносит практическую пользу предпринимателям. Карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, но она не отвечает на вопрос, сколько и какие именно наборы приобретет потребитель. Ответить на этот вопрос позволяет анализ покупательной способности потребителя, которая определяется доходом потребителя и ценами товаров. Это ограничение потребителя называется бюджетным. Представим, что все многообразие товаров на рынке сведено к двум продуктам: мясу и рыбе. Обозначим их X и Y. Семья может расходовать на них 4 тыс. руб. Цена товара X = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. Исходя из бюджетного ограничения, семья может составить несколько вариантов наборов, которые могут быть представлены в виде графика бюджетной линии. Если всю сумму затратить на мясо, то будет приобретено 40 единиц (кг), а на рыбу — 20. Соединив эти две точки, мы получим линию бюджетного ограничения (рис. 15). Рис. 15. Линия бюджетного ограничения Любой набор, соответствующий точке, лежащей на бюджетной линии, доступен потребителю. Точка Н, находящаяся внутри бюджетной линии, доступна потребителю, однако его доход не будет использован полностью. Точка М, лежащая выше и правее бюджетной линии, недоступна потребителю при данном доходе и цене. При изменении дохода бюджетная линия будет перемещаться параллельно вправо или влево в зависимости от того, растет доход или нет (рис. 16). Если цена товара Y растет, а цена товара X не изменилась и остался прежним доход, то бюджетная линия изменит угол своего наклона (рис. 17). При прежнем доходе покупатель сможет купить меньше товара Y, который подорожал. Бюджетная линия пересечет вертикальную ось на более низком уровне.
Рис. 16. Сдвиг бюджетной линии Рис. 17. Бюджетная линия при
Другая ситуация возникает при понижении цены одного из товаров. Точка пересечения бюджетной линии с осью координат будет отодвигаться все дальше от начала координат. Возможности выбора потребителя увеличатся. Проблема потребительского выбора состоит в том, чтобы желания потребителя максимально совпадали с его возможностями. В условиях рыночной экономики выбор потребителя связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и сравнением цен альтернативных вариантов выбора. Изменение цены вызывает изменение реального дохода потребителя и альтернативной стоимости блага, что влияет на потребительский выбор. Свобода потребительского выбора есть необходимое условие суверенитета потребителя, в соответствии с которым решения, что и в каком количестве приобрести, как расходовать полученный доход, принимаются самими потребителями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.58 (0.009 с.) |