Что такое философия ? Что означает переход от мифа к логосу ? Что нового внесла философия в понимание мира и человека ?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое философия ? Что означает переход от мифа к логосу ? Что нового внесла философия в понимание мира и человека ?



Что такое философия ? Что означает переход от мифа к логосу ? Что нового внесла философия в понимание мира и человека ?

 

План

1)Определение философии.

2)Что означает переход от мифа к логосу ?

3)Новое в понимании мира и человека.

 

1)Философия – а)форма общественного сознания;

б)учение об общих принципах бытия и познания, об отн. человека и мира;

в)наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

г)любовь у мудрости.

 

2)Что означает переход от мифа к логосу ?

« Логос » по-гречески означает «знание». Процесс отделения объективных эмпирических знаний о мире от их мифологической оболочки – это переход «от мифологических представлений к теоретическому мышлению».

 

3)Новое в понимании мира и человека.

 

Философия Древней Греции зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах). Конечно, ранняя философия древней Греции еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.

2)Возникновение философии в Древней Греции. Мифология и первые философы.(Милетская школа, проблема первоначала)

1)Возникновение философии на рубеже VII-VI в. до н.э.

2)Основание милетской школы.

3)Первоначала у Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но неуклонно делала первые шаги наука.

Философия в Древней Греции возникает на рубеже VII–VI вв. до н. э.

 

В первой половине VI в. до н. э. в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской.

Основоположником древнегреческой философии считается Фалес ( 7-6 в. до н.э.) , а его продолжателями были Анаксимандр ( 7-6в. до н.э.) и Анаксимен (6 в. до н.э.).

Основным вопросом в их философии была проблема первоначала.

1)Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении

Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде. Также известен его вклад в математику ( теорема Фалеса о непересекающихся прямых и др.)

 

2)Анаксимандр пришел к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное, влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений

 

3) Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который порождает все многообразие вещей. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги.

 

Пифагорейцы: проблема гармонии.

План

1)Пифагореизм – религиозно-философское течение в Древней Греции в VI-IV вв.до н.э.

2)Проблема гармонии в философии пифагорейцев.

 

1)Пифагореизм — религиозно-философское учение основано в Древней Греции VI—IV вв. до н. э.

2)Проблема гармонии в философии пифагорейцев.

 

Основа сущего, числовые соотношения – источник гармонии космоса, приближение к законам науки.

 

«Пифагор, как говорит Ксенократ, открыл и то, что в музыке интервалы неотрывны от числа, так как они возникают от соотнесения количества с количеством. Он исследовал, в результате чего возникают созвучные и разнозвучные интервалы и всё гармоничное и негармоничное.»

 

Выдающимися музыкальными теоретиками пифагорейской школы были Филолай и Архит, которые разрабатывали математические основания древнегреческой (музыкальной) гармонии.

 

Гармонии чего-либо для Платона – познание предмета с помощью математики (точных методов).

Проблема становления

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий.

Сама Земля была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.

 

Этико-политические идеи

а)С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступил Гераклит . Критикуя демократию, он обосновывал

аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.

 

б)Мышление, согласно Гераклиту , присуще всем, однако, большинство людей не понимают всеуправляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

Социально-политическое неравенство оправдывается им как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших.

в)По его мнению, для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим.

Апории Зенона.

а)Ахиллес и черепаха

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

б)Дихотомия

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

в)Летящая стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

Жизнь и смерть Сократа, его учение: концепция полиса, роль разума в познании жизни, философия как рациональная критика, а не просто высказывания некритического личного мнения, диалектика как метод поиска истины.

 

План

1)Жизнь и смерть Сократа.

а)Сократ древнегреческий философ совершивший поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

б)О жизни и деятельности Сократа мы знаем из сочинений, написанных его учениками.

в)Активное участие Сократа в общественной жизни

- участие в Пелопонесской войне

- обучение учеников( Платона,Ксенофанта и других)

-приговорен к смерте в 399 г. до н.э.

 

2)Учение Сократа

а)Концепция полиса(власти)

- высшая и наиболее важная добродетель –политическая

- Политическая добродетель, как и добродетель в целом, есть знание.

б)Познание жизни

-«Познай самого себя» - главная мысль Сократа

-ценность самопознания превыше всякого другого

в) философия как рациональная критика, а не просто высказывания некритического личного мнения

- если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно

- Знание - источник нравственного совершенства

 

г) Диалектика как метод поиска истины у Сократа.

-диалектика — основной метод философского познания мира, базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса

 

1)Сокра́т ( V – IV в. до н.э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля.

Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество».

Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд.

 

Учение Сократа

а)Концепция полиса(власти)

Политико-правовые взгляды Сократа представляют собой составную часть всей его моральной философии. Высшей и наиболее важной добродетелью является добродетель политическая, к которой Сократ относил искусство управления полисными делами.

 

Политическая добродетель, как и добродетель в целом, есть знание. Он утверждал, что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасно (Из сочинений Ксенофанта)

 

б)Познание жизни

«Познай самого себя» - основная мысль Сократа.

Самопознание в устах древнего философа означало прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира , осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность. С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими бы полезными они ни были.

в)Философия как рациональная критика, а не просто высказывания некритического личного мнения

Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ . И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства. Поэтому нужно относиться критично, бороться с «инакомыслием». Ведь от этого зависит и благополучие общества по Сократу.

г) Диалектика как метод поиска истины у Сократа.

Существенным был вклад Сократа в развитие диалектики.

Диалектика — один из основных методов философского познания мира, базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса. Цель диалектического метода — попытаться разрешить этот конфликт путём рационального обсуждения

Все в мире относительно.

Что такое философия ? Что означает переход от мифа к логосу ? Что нового внесла философия в понимание мира и человека ?

 

План

1)Определение философии.

2)Что означает переход от мифа к логосу ?

3)Новое в понимании мира и человека.

 

1)Философия – а)форма общественного сознания;

б)учение об общих принципах бытия и познания, об отн. человека и мира;

в)наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

г)любовь у мудрости.

 

2)Что означает переход от мифа к логосу ?

« Логос » по-гречески означает «знание». Процесс отделения объективных эмпирических знаний о мире от их мифологической оболочки – это переход «от мифологических представлений к теоретическому мышлению».

 

3)Новое в понимании мира и человека.

 

Философия Древней Греции зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах). Конечно, ранняя философия древней Греции еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.

2)Возникновение философии в Древней Греции. Мифология и первые философы.(Милетская школа, проблема первоначала)

1)Возникновение философии на рубеже VII-VI в. до н.э.

2)Основание милетской школы.

3)Первоначала у Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но неуклонно делала первые шаги наука.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.011 с.)