Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 17. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

Поиск

Теория налогообложения. Сущность и функции налогов. Признаки доброкачественности налога. Типы налогов. Основные виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Акцизы. Кривая Лаффера.

Справедливость в налогообложении. Льготное налогообложение. Фискальная (бюджетно-кредитная) политика. Цели фискальной политики. Типы фискальной политики. Дискреционная фискальная политика и её инструменты. Автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.

Совершенствование фискальной политики на современном этапе.

 

ТЕМА 18. Макроэкономическое регулирование экономики

Сравнительная характеристика кейнсианских и монетаристских подходов к вопросу о макроэкономическом регулировании. Различия во взглядах на механизм денежно-кредитной политики и фискальной политики, на взаимосвязь инфляции и безработицы.

Базовые положения монетарной политики. Основное монетарное правило.

Макроэкономическое регулирование с позиций сторонников теории экономики предложения.

Макроэкономическое регулирование экономики с позиций сторонников теории рациональных ожиданий.

 

ТЕМА 19. Экономический рост

Понятие экономического роста. Показатели экономического роста. Факторы, влияющие на экономический рост.

Модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. Модель Э. Денисона. Государственное регулирование экономического роста.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература:

1. Экономика: учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.:Экономист, 2006. – 831 с.

Дополнительная литература:

2. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учеб. / Т.А.Агапова, С.Ф.Серегина. – М.: Дело и сервис, 1999.

3. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособие / Рук. авт. коллектива и науч. ред. проф. А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 2002.

4. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. — Киров: Издательство «АСА», 2003.

5. Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1996.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. / Пер. с англ. 11-го изд. – Т. I. - М.: Республика, 2000.

7. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2-е изд. – М.: ИТД «КиноРус», Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

8. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

9. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

10. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ. – М.: «Дело и Сервис», 2002.

11. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учеб. для вузов / Ред. Г. П. Журавлева, Н.Н. Мильчакова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993.

13. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 1999.

14. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003.

15. Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М., 2000.

16. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2001.

17. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М., 2001.

18. Коуз Р. Фирма, рынок, право. М., 1993.

19. Бункина М. К. Национальная экономика. — М.: Высш. шк., 1997.

20. Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень. – М.: ЮНИТИ, 1997.

21. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб.: Изд. СПбУЭиФ, 2000.

22. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: 1994.

23. История экономических учений/ Под ред. В. Автономова и др.: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2000.

24. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. В 2-х т. – М.: Эконов, 1993.

25. Курс экономики: Учебник / По ред. Б. А. Райсберга. – М.: ИНФРА-М. – 1997.

26. Маршалл А. Принципы экономической науки, в 3-х т./ Пер. с англ. – М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. – 26 л. («Экономическая мысль Запада». Для научных библиотек).

27. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002.

28. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность/ Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993.

29. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. М.: «ИНФРА-М», 2000.

30. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: Пер. с англ. – М.: Изд-во БИНОМ, 1993.

31. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.

32. Учебник по основам экономической теории. /Под ред. Камаева В.Д. и др. - М.: «Владос», 1998.

33. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: Пер. с англ. – М.: 1992.

34. Хейне П. Экономический образ мышления. – Пер. с англ. Издание второе. М.: «Дело», 1993.

35. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993.

36. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.

 

Периодические издания:

1. Вопросы экономики.

2. Российский экономический журнал.

3. Экономист.

4. Вопросы статистики.

5. Деньги и кредит.

6. Мировая экономика и международные отношения.

7. Налоги и платежи.

8. Общество и экономика.

9. Право и экономика.

10. Проблемы прогнозирования.

11. Проблемы теории и практики управления.

12. Российская экономика: прогнозы и тенденции.

13. Рынок ценных бумаг.

14. Уровень жизни населения регионов России.

15. Финансы.

16. Финансы и кредит.

17. ЭКО.

18. Эксперт и др.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Преподавание дисциплины «Экономика» преследует цели наиболее эффективной организации интеллектуальной, познавательной деятельности студентов. Процесс преподавания предполагает сочетание и чередование лекционных и практических занятий, а также серьезную самостоятельную работу студентов под руководством и контролем преподавателя, которая осуществляется в различных формах: выполнение курсовой работы, контрольной работы, проблемно-тематических заданий, рефератов, докладов.

В качестве одного из основных элементов образовательного процесса НФИ КемГУ рассматривается организация самостоятельной работы студентов. Индивидуализация учебного процесса позволяет учитывать особенности усвоения учебного материала, личностные мотивы студентов, что делает систему управления учебным процессом гибкой для каждого студента в отдельности. Разработка индивидуальных заданий, методика организации подготовки студентов к активным формам обучения, обеспеченность методическими пособиями позволяют организовать и развивать навыки практического использования теоретических знаний.

Новые тенденции организации учебного процесса, а именно: сокращение удельного веса аудиторных занятий и увеличение объема самостоятельной работы диктует необходимость использования проблемного подхода в учебном процессе, который имеет ряд преимуществ. При проблемном обучении не сообщаются готовые научные знания, а формируется знания, вызывающая интерес и побуждающая искать пути и средства ее решения. Проблемная лекция способствует развитию навыков самостоятельной работы студентов: умению самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Суть проблемной лекции в создании проблемных ситуаций (формулировке перед студентами определенных вопросов и задач).

Практические занятия проводятся в соответствии с планом, который определяет перечень и порядок рассматриваемых вопросов. Студентам для подготовки рекомендуется основная и дополнительная литература. Студенты к каждому практическому занятию самостоятельно (на основе лекционного материала или рекомендуемой преподавателем литературы) прорабатывают ряд заранее доведенных до них вопросов по изучаемой теме курса. Преподаватель проверяет степень усвоения рассматриваемого материала и аргументировано разъясняет сущность наиболее важных проблем.

Задача преподавателя при чтении курса экономики состоит в том, чтобы объяснить студентам общие экономические законы и научить применять их к российской экономике.

Преподаватель не может предложить решение насущных вопросов современной российской действительности, он решает более соответствующую функциям педагогического процесса задачу – увязать эти вопросы с теорией, показать в каких направлениях, с помощью какого научного инструментария следует вести поиск ответов.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Семинарские занятия проводятся в формах: обсуждение проблемных вопросов, заслушивание и обсуждение рефератов, групповое и индивидуальное решение задач по темам курса. Для контроля уровня усвоения дисциплины в течение семестра предусмотрено проведение тестирования.

 


8 МЕТОДИЧЕСКИЕ указания для студентов

по изучению дисциплины

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Экономика» является базовой, формирующей профессиональный уровень экономиста любой специальности. Дисциплина входит в цикл ГСЭ, федеральный компонент. Общая экономическая теория формирует экономическое мышление и общую экономическую культуру студента, помогает понять суть тех изменений, которые переживает сегодня российская экономика.

Основная цель изучения курса экономики – подготовка в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего образования специалистов, владеющих теоретическими знаниями по экономической теории и навыками анализа функционирования экономики на различных уровнях.

Основными задачами дисциплины являются освоение студентами:

- основных категорий, принципов и законов;

- сравнительных характеристик экономических систем;

- сущности, основных функций и условий функционирования рынка;

- отношений собственности;

- спроса, предложения и их взаимодействия;

- поведения потребителей и фирм в рыночной экономике;

- конкуренции и ее современных форм;

- различных рыночных структур и проблемы монополизма;

- особенности функционирования рынков ресурсов;

- особенностей проведения монетарной и фискальной макроэкономических политик;

- содержание и путей борьбы с основными макроэкономическими проблемами.

В результате изучения курса студенты должны:

- знать основные категории экономической теории;

- понимать современные проблемы экономической организации общества;

- усвоить закономерности хозяйственного развития;

- уметь использовать теоретические знания для оценки состояния экономики и экономической политики государства;

- приобрести навыки самостоятельной работы с научной экономической литературой и публичных выступлений по различным экономическим вопросам.

Успешное овладение знаниями по экономике предполагает постоянную и кропотливую самостоятельную работу студентов на лекциях, семинарах, при подготовке к тестированию, при выполнении контрольной работы и т.д.

Студентам необходимо приобрести навыки и умение кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения лекции, выводы, обобщения, формулировки. Экономика использует свою терминологию, категориальный, графический и экономико-математический аппараты, которыми студент должен научиться пользоваться и применять в процессе обучения. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Подготовка к семинарскому занятию требует ознакомление и работу студента с рекомендованной научной, учебной и периодической литературой. На семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов экономической политики, и умение их применить для аргументированной и доказательной оценки любых экономических процессов и явлений, происходящих в современном мире.

Студенты заочного отделения должны в соответствии с учебным планом выполнить контрольную работу в соответствующем учебному плану семестре. Тема контрольной работы определяется студентом по согласованию с научным руководителем. Выбор темы, ее актуальность и значимость, а также цели и структура контрольной работы должны быть подробно обоснованы во введении. Работа должна содержать план, введение, основную часть (в которой студент раскрывает теоретические и практические аспекты выбранной темы), заключение с основными выводами по всей работе и список использованной литературы. Составление и содержание плана контрольной работы определяет ее уровень и качество, дает представление о глубине знаний студента, умении разобраться в сложных экономических проблемах.

Составлению плана должно предшествовать ознакомление и тщательное изучение литературы по избранной теме (учебников, монографий, статей в научных журналах, информации в периодической печати, можно использовать в качестве информационного источника интернет). В качестве периодических источников для написания работы рекомендуются: журналы «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Закон», газеты «Финансовые известия», «Экономика и жизнь», Российская газета» и др. Обязательным является использование законодательных актов и других нормативных материалов РФ.

Студенту в процессе работы целесообразно получать консультации у руководителей курсовой в отношении методики работы, составления плана, подбора материала и пр.

Оформление и содержание контрольной работы должно соответствовать методическим указаниям, в которых учтены требования соответствующих стандартов, руководящих информативно-методических материалов, а также опыт разработки аналогичных методических материалов на других кафедрах НФИ КемГУ и в других вузах страны. Студенты должны использовать следующие методические указания по написанию контрольной работы: Оформление курсовых, дипломных работ [Текст]: метод. указ./ составители: Г.В.Новикова, С.В.Косенкова; НФИ КемГУ. – 2-е изд. перераб. и доп.- Новокузнецк, 2006. – 31 с.

Основными формами итогового контроля и оценки знаний студентов по экономике являются зачет (1 семестр - гр. ЮЗВ, ЮЗС-08; 2 семестр – гр. ЮЗ-08) и экзамен (1 семестр, гр. Ю-08). На зачете и экзамене студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки пользования инструментарием макроэкономической теории, поэтому на итоговом контроле помимо теоретических вопросов студенту предлагается выполнить практическое задание.

Аудиторные занятия проводятся в форме лекций и семинаров. Теоретические занятия при изучении данного курса проводятся в форме лекций. Лекции организуются потоком.

Семинарские занятия проводятся в следующих формах: обсуждение проблемных вопросов, заслушивание и обсуждение рефератов, групповое и индивидуальное решение задач по темам курса.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме решения индивидуальных заданий по основным темам курса по вариантам, самостоятельное изучение тем и разделов, выполнение контрольной работы (для студентов заочного отделения), изучение теоретического материала и подготовка к семинарам.

По дисциплине осуществляется итоговый контроль в форме экзамена на очном отделении; сдачи зачета и написании контрольной работы на заочном отделении (сокращенная программа обучения); сдачи экзамена и написании контрольной работы на заочном отделении (полная программа обучения).

Учебный процесс предполагает самостоятельную работу студентов, содержание которой заключается в подготовке к семинарским (практическим) занятиям, написании контрольной работы (студентами заочного отделения). Самостоятельная работа организуется с помощью консультативной и индивидуальной работы преподавателя с каждым студентом.

Семинарские занятия организуются с помощью разработанных на кафедре планов семинарских занятий, предполагающих решение задач.

Цель семинарских занятий практическая отработка и закрепление полученных знаний, анализ узловых проблем курса, получение навыков самостоятельной работы студентов с учебной и научной литературой, получение навыков теоретического анализа, умение разбираться и ориентироваться в современных экономических проблемах.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме написания докладов, рефератов, контрольной работы (на заочном отделении) работы. Самостоятельная работа организуется с помощью консультативной и индивидуальной работы преподавателя с каждым студентом. Целью консультаций и индивидуальной работы являетсяоказание индивидуальной помощи студентам по отдельным темам курса, учитывая степень разработанности проблемы в учебной литературе, наличия различных подходов к решению тех или иных проблем, значимости данных проблем для понимания основ функционирования рыночной экономики и ее микро- и макроэкономического аспектов. Внимание на консультациях необходимо уделять развитию навыков самостоятельной работы студентов с периодической литературой, публикациями в научных журналах, со статистическими материалами.

Объем часов по видам учебной работы

Виды занятий ДО (Ю-08) ЗО
Полная программа (ЮЗ-08) Сокращенная программа (ЮЗВ, ЮЗС-08)
Всего по учебному плану (общая трудоемкость)    
Аудиторные занятия      
Лекции      
Практические занятия - - -
Семинары   - -
Другие виды аудиторных занятий - - -
Самостоятельная работа      
Курсовая работа - - -
Контрольная работа -    
Самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины      
Выполнение индивидуальных заданий - - -
Подготовка к практическим и семинарским занятиям      
Подготовка к контрольным мероприятиям   - -
Рефераты   - -
Другие виды внеаудиторной СРС   - -

 

 

8.2. Требования к уровню усвоения дисциплины и формы контроля

В результате изучения курса студенты должны:

знать:

- основные категории экономической теории;

- понимать современные проблемы экономической организации общества;

- усвоить закономерности хозяйственного развития;

уметь:

- использовать теоретические знания для оценки состояния экономики и экономической политики государства;

- работать самостоятельно с научной экономической литературой;

- публично выступать по различным экономическим вопросам;

- приобрести навыки самостоятельной работы с научной экономической литературой и публичных выступлений по различным экономическим вопросам.

 

Виды и формы контроля знаний и умений студентов

Вид контроля Дневное отделение Заочное отделение
ЮЗ ЮЗС ЮЗВ
Текущий контроль: – знаний, – умений   Промежуточный контроль   Тестирование       Выполнение контрольной работы     –
Итоговый контроль Экзамен Экзамен Зачет Зачет

 

Знания и умения студентов проверяются при текущем и итоговом контроле оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Выполнение контрольной работы на заочном отделении оценивается на «зачтено», «не зачтено». «Зачтено» ставится за все правильно решенные задания контрольной работы, возможны недочеты по оформлению.

Отметим критерии оценки знаний студентов на экзамене.О качестве знаний студентов преподаватель судит на основе анализа различных факторов: полноты, глубины, систематичности, конкретности и самостоятельности ответов.

Оценка «отлично» - оценка студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, логически стройно его излагавшему, в ответе тесно увязавшему теоретический материал с практикой. При этом студент не затрудняется с ответом на видоизмененное задание, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, показывает общую эрудицию, знание монографической литературы, периодической печати, владеет разнообразными навыками и умениями.

Оценка «хорошо» - оценка за твердое знание программного материала, конкретное его изложение, без существенных неточностей, правильное применение теоретических знаний, владение необходимыми навыками и умениями.

Оценка «удовлетворительно» - оценка студенту, который знает общие положения основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушение последовательности в изложении программного материала и испытывает трудности в применении навыков и умений.

Оценка «неудовлетворительн о» - оценка студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины, неуверенно и с большими трудностями излагает материал, не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.

Для студентов заочной формы обучения условием допуска к зачету считается выполне­ние и защита контрольной работы и успешное выполнение итогового теста

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.

Контроль знаний студентов проводится по следующей схеме:

· промежуточная аттестация знаний и умений в течение семестра;

· аттестация по итогам семестра в форме экзамена на дневном отделении и зачета на заочном отделении.

Материалы, определяющие порядок и содержание текущей и итоговой аттестаций, включают:

· контрольные вопросы по темам дисциплины, вопросы на экзамен, зачет (в электронном виде);

· фонд тестовых заданий по дисциплине (в электронном виде);

· экзаменационные билеты;

· методические указания к выполнению контрольной работы (в электронном виде).


Учебно - тематический план учебной дисциплины

Заочная форма обучения

во 2 семестре 2009-2010 учебного года (гр. ЮЗВ, ЮЗС-09, ЮЗ-09),

Название и содержание разделов, тем, модулей   Объем часов
Общий   Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (или семинарские) занятия Лабораторные занятия  
           
Раздел I – Общая экономическая теория          
1. Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории   1,5   0,5      
2. Предмет и методы экономической теории.          
3. Базовые экономические понятия. Общие проблемы экономического развития и экономические системы   3,5     0,5    
4. Основы теории рынка 2,5 0,5      
Раздел II – Микроэкономика Потребление, сбережения, инвестиции в национальной экономике          
5. Спрос и предложение. Равновесная цена. Эластичность          
6. Теория потребления          
7. Производство и поведение фирмы   0,5 0,5    
8. Типология рыночных структур. Совершенная конкуренция. Чистая монополия. Антимонопольная политика          
9. Несовершенная конкуренция и рыночные структуры 1,5 0,5      
10.Рынки факторов производства. Рынок труда и заработная плата. Рынок земли и рынок капитала     2,5         0,5      
Раздел III - Макроэкономика          
11. Введение в макроэкономику. Национальная экономика и ее важнейшие показатели. 1,5 0,5        
12. Основные макроэкономические проблемы 1,5 0,5      
13. Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение          
14. Деньги и денежное обращение в рыночной экономике Модель денежного рынка.          
15. Банки и кредитная система. Денежно-кредитная политика          
16. Финансовая система и финансовая политика          
17. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика          
18. Макроэкономическое регулирование экономики 2,5   0,5    
19. Экономический рост          
Итого          

Форма итогового контроля: зачет (для гр. ЮЗВ, ЮЗС-08). Проводится по вопросам к зачету. Условие допуска – защита контрольной работы до зачета.

Форма итогового контроля: экзамен (для гр. ЮЗ-08). Проводится по вопросам к экзамену. Условие допуска – защита контрольной работы до сдачи экзамена.


8.4 Содержание Учебной дисциплины

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.016 с.)