Устранение позитивных стимулов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устранение позитивных стимулов



 

Другая форма негативного обусловливания представляет со­бой устранение чего-либо позитивного. Эффект аналогичен ассо­циированию убеждения с неприятными стимулами. Смещенной позитивной переменной может стать многое: необходимая ре­лаксация, приятный образ, позитивная эмоция или позитивное убеждение — что-то одно или все вместе может быть ликвидиро­вано, когда клиент поддается иррациональной идее. В литера­туре эта техника обычно называется ценой скрытой реакции (covert response cost) или негативным наказанием.

Подобно другим процедурам скрытой сенсибилизации, в этой' необходимо большое число повторений. Клиенты практикуются с терапевтом и дома, прослушивая запись упражнения.

Метод 6.

Негативные ярлыки

 

Слова — это символы более широких понятий, и эти симво­лы часто имеют негативный подтекст, который вызывает непри­ятную эмоциональную реакцию. Ассоциируя негативные назва­ния с иррациональными мыслями клиента, терапевт может по­мочь ему сформировать отрицательную реакцию на сами мысли.

Каждый раз, когда клиент думает или выражает иррацио­нальные мысли, он должен говорить себе следующие слова: ту­пой, беспочвенный, птицеголовый, бессмысленный, глупый, абсурдный, ребяческий, идиотский, скучный, монотонный, бес­полезный, смехотворный, убогий, бестолковый, ослиный, безмозглый, дурацкий, нескладный, недоделанный, наивный, не­сообразный, нелепый, пустой, неуместный, смешной, плоский, лепет, бред.

Время от времени вы можете попросить клиента дать своим мыслям негативное определение, например: «Моя вчерашняя мысль была идиотской, но зато она не была убогой». Или: «Я опять расстроилась из-за этой надоедливой мысли, будто другие лучше меня». Как и в любом другом негативном обусловлива­нии, важно, чтобы клиенты навешивали ярлыки на свои мысли, а не на себя, например: «Я умный, но эта мысль идиотская».

 

Комментарий

 

Используя техники негативного обусловливания для изме­нения мыслей, терапевт каждый раз рискует, что негативные чувства у клиента закрепятся не только за целевыми перемен­ными. Клиенты могут начать испытывать негативные эмоции по отношению к терапии, терапевту, консультационной технике или к себе. Важно, чтобы терапевт провел тренинг четкой диск­риминации, чтобы предотвратить генерализацию неприятных ассоциаций на другие стимулы.

Как в случае позитивного подкрепления положительных мыслей, негативное связывание в случае с отрицательными дол­жно соразмеряться с этими неприятными мыслями. У клиентов не должно создаться впечатления, что они должны отрубить себе руку за сравнительно небольшой проступок.

Наиболее неприятные техники используются в сочетании с техникой обусловленного отстранения. Пояснения смотрите в следующем разделе.

Дополнительная информация

 

Немалая доля исследований была проделана по негативному обус­ловливанию. Несмотря на то что многие из них не были когнитивно ориентированы, читатель легко сможет их адаптировать, где это не­обходимо. Когнитивные техники негативного обусловливания могут успешно использоваться в лечении навязчивых мыслей (Hoogduin, de Haan, Schaap, & Arts, 1987), хотя многие исследования показывают смешанные результаты относительно эффективности бихевиоральных процедур. Особое внимание обратите на следующие работы: Barlow, Agras, Leitenberg, Callahan, and Moore (1972), Barlow, Leitenberg, and Agras (1969), Barlow, Remold, and Agras (1973), Brownell, Hayes, and Barlow (1977), Cautela (1966, 1967, 1971a, 1971b), Hayes, Brownell, and Barlow (1978), Singer (1974), Thorpe and Olson (1997), O'Donohue (1997). Некоторые авторы утверждают, что всегда существуют техники, пред­почитаемые обусловливанию отвращения (Lavigna, 1986).

Первоначально я называл описанную технику «самонаказание» (Casey & McMullin, 1976, 1985; McMullin, & Casey 1975).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.004 с.)