Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Памятка по педагогической психологии↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПАМЯТКА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Тема 2. Обучение и развитие Развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, деятельностные изменения в самом человеке. Развитие не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь по интенсивности, направлению, характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранения предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. Категория противоречий включается отечественной психологией в характеристику психического развития при анализе его движущих сил. Это различного рода противоречия: между потребностями человека и внешними обстоятельствами, между возрастающими способностями и старыми формами деятельности и т.п. Психическое развитие ребенка, его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно по линиям: познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношение, освоение способов и средств деятельности); личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки) в учебном процессе эти линии реализуются одновременно. Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза. Проблема соотношения обучения и развития одина из центральных проблем педагогической психологии. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса. Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон), хотя природа обучения (учения, научения) понимается по-разному. Согласно другой, обучение – это только внешние условия созревания, развития (Ж.Пиаже). В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная, Л.С. Выготским – обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии, причем обучение опережает развитие, стимулирует его. Л.С. Выготским сформулировано положение об уровне актуального и потенциального развития, понимание сути которого оказывается важным моментом в решении критериев умственного развития. Показателями уровня актуального развития являются: - обученность это есть знания школьника, оперирование отдельными изолированными учебными действиями, умениями, навыками; - развитость - владение целостной деятельностью в единстве ее компонентов (учебной, мыслительной, мнемической); наличие сформированной учебной деятельности (самостоятельная простановка задач, построение обобщенных ориентиров в деятельности, вариативность в деятельности, реалистическая самооценка в деятельности); - воспитанность – нравственные знания школьников, нравственная убежденность, мотивы, цели эмоции в учении; нравственные поступки в поведении и в учении, согласованность знаний, убеждений поведения. Показателями зоны ближайшего развития являются: - обучаемость – способность к усвоению знаний, восприимчивости к помощи других; активность ориентировки в новых условиях; перенос в новые условия; переключаемость с одного способа учебной работы на другой; быстрота образования новых понятий и способов действия; - развиваемость - откликаемость на побуждения к дальнейшему умственному развитию; переключаемость с одного плана мышления на другой; - воспитуемость – откликаемость на побуждения к развитию личности; активность ориентировки в новых социальных условиях; перенос и гибкость способов поведения в новых условиях. Обучаемость человека является одним из основных показателей готовности к учению, к усвоению знаний. Существуют разные трактовки этого понятия: - “потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной “со взрослыми” работе” (Л.С. Выготский); т.е. по существу, речь идет о зоне ближайшего развития. - совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых.... зависит продуктивность учебной деятельности” (З.И. Калмыкова); Основные показатели обучаемости – темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения, гибкость в переключении на новые способы работы, прочность сохранения освоенного материала (И.А. Зимняя). А.К. Маркова выделяет также и активность ориентировки в новых условиях, инициатива в выборе необязательных заданий, настойчивость в достижении поставленной цели, восприимчивость, готовность к помощи другого человека. Выделяют общую обучаемость – способность усвоения любого материала и с пециальную – способность усвоения отдельных видов материала. Уровни обучаемости: обучаемость как восприимчивость к приобретению новых знаний; обучаемость как восприимчивость к усвоению новых способов учебной деятельности; как восприимчивость к усвоению обобщенных способов рациональной организации своего учебного труда; готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Этапы обучаемости: готовность к переходу на новые уровни учения с опорой на развернутую помощь учителя; готовность к переходу на новые уровни с опорой на незначительную помощь учителя; готовность к самостоятельному, в том числе и по своей инициативе, переходу на новые уровни учения и развития. Факторы обучаемости: уровень развития познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи); уровень развития определенных сфер личности учащегося (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной); уровень развития производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение содержания учебного материала, овладение материалом до степени активного применения).
ПАМЯТКА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.006 с.) |