Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура эмоциональной сферы

Поиск

 

После отграничения эмоций от настроения и других аффективных переживаний встает следующий вопрос: какова структура эмоциональной сферы? Каковы, говоря иначе, разные эмоции и как они соотносятся? Несмотря на значительный прогресс, в психологии отсутствует полное единство взглядов по этому вопросу. В действительности структура аффективного опыта анализируется с двух разных позиций: с использованием параметрических и категориальных моделей.

В параметрических моделях предлагается ряд факторов, в рамках которых можно описать любой эмоциональный опыт. Эти факторы совместно определяют универсальное аффективное пространство. В этом универсальном пространстве локализованы специфические эмоциональные реакции. В отличие от категориальных параметрические модели обладают тем преимуществом, что с их помощью можно непосредственно оценить степень сходства разных эмоций. Об относительном сходстве эмоций судят по относительной близости их в аффективном пространстве.

В большинстве параметрических моделей предлагаются два главных фактора эмоционального опыта (Feldman, Barrett, & Russell, 1999). Однако исследователи расходятся во мнении относительно места и наименований этих параметров. При одном подходе эмоциональные состояния характеризуются в соответствии с их знаком (положительным или отрицательным), а также степенью возбуждения. Например, Расселл (Russell, 1979) попросил студентов описать их эмоциональное состояние по 11 шкалам аффекта. После учета установок, которые могли бы повлиять на выявленную аффективную структуру (см. также Green, Goldman, & Salovey, 1993; Feldman, Barrett, & Russell, 1998; Russell & Carroll, 1999), он обнаружил, что вариации в эмоциональной сфере отражают два параметра: «удовольствие-неудовольствие» и «возбуждение-заторможенность».

При другом подходе эти оси поворачиваются. При повороте оси знака эмоций и оси возбуждения на 45° получаются два независимых измерения позитивного и негативного возбуждения (Watson & Tellegen, 1985). Такой подход позволяет увидеть интересную возможность независимого варьирования тенденций к переживанию позитивных и негативных эмоций. Более подробно мы рассмотрим эту возможность ниже, обсуждая индивидуальные различия в субъективном эмоциональном опыте.

Хотя параметрические модели удобны для описания вариаций в аффективном опыте, большинство исследователей сходятся во мнении, считая их недостаточным основанием для теории. В параметрических моделях не отражается то, что может оказаться фундаментальными, качественными различиями между отдельными эмоциональными состояниями. Эверилл (Averill, 1997) проводит следующую аналогию: можно разработать параметрическую классификацию животных (взяв в качестве критерия, к примеру, свирепость), но эти параметры будут нивелировать фундаментальные различия между видами, различия, отражаемые категориальной классификацией. Поэтому многие исследователи придерживаются категориальных моделей эмоций.

Категориальные модели основаны на допущении о том, что разные эмоциональные состояния являются качественно различными феноменами. Согласно этим моделям, существует ряд самостоятельных эмоциональных категорий, причем каждую категорию можно рассматривать как «семейство эмоций» (Ekman, 1994), то есть совокупность тесно связанных состояний с рядом общих характеристик. Хотя, например, чувство гордости за собственные достижения отличается от чувства гордости за кого-то из членов семьи, эти переживания много роднит, и поэтому они могут рассматриваться как образцы общей эмоциональной категории «гордость».

Существуют, по крайней мере два типа категориальных моделей. В одних исследователи анализируют естественный язык с целью выявления эмоциональных категорий базового уровня. Как и другие объекты (Lakoff, 1987), эмоции могут категоризироваться на разных иерархических уровнях. Некое «негативное переживание» может быть также примером «праведного гнева». В подобной иерархии можно выделить промежуточный или базовый уровень (Rosch, 1978) — наиболее естественные способы классификации эмоционального опыта. Шейвер, Шварц, Кирсон и О'Коннер (Shaver, Schwartz, Kirson, & O'Conner, 1987) исследовали структуру представлений об эмоциях, прося испытуемых разделить на категории множество слов, обозначающих эмоции. В ходе кластерного анализа была составлена иерархия представлений об эмоциях, базовый уровень которой образовывали пять эмоций: гнев, страх, радость, любовь и грусть. Таким образом, представления людей об эмоциях организуются вокруг этого небольшого набора обобщенных репрезентаций видов эмоций.

Изучение понятий, связанных с эмоциями, весьма привлекательно, поскольку интуитивно выделяемые человеком категории могут соответствовать биологически базовым эмоциям. Категории, принятые среди неспециалистов, действительно иногда соответствуют разделению, существующему в природе. Например, в биологии представления неспециалистов о категориях базового уровня для названий растений в принципе соответствуют на родовом уровне научным классификациям (Lakoff, 1987). Однако подобное соответствие нельзя принимать за исходное положение. Как признают исследователи, изучающие эмоции (Shaver et al, 1987), категории эмоций, интуитивно предполагаемые неспециалистами, могут и не соответствовать реально существующим категориям эмоций. Интуитивный анализ явлений не всегда правилен. Возьмем, к примеру, представления о птицах. Интуитивно можно сделать вывод о том, что малиновка больше похожа на птицу, чем пингвин. Тем не менее в научных классификациях и малиновка, и пингвин в равной мере птицы (Averill, 1994). Кросс-культурные различия в эмоциональных категориях также указывают на невозможность полного соответствия между категориями естественного языка и биологически базовых эмоций, по крайней мере если допустить существование универсальных биологических механизмов эмоций (см. также Kitayama & Markus, 1994).

Не сосредоточиваясь на эмоциональных категориях, отраженных в языке, можно попытаться выявить биологически базовые эмоциональные категории. Разным эмоциональным категориям должны соответствовать определенные биологические механизмы, в частности подкорковые нейронные системы, существующие у человека и других млекопитающих (Pankseep, 1994). Поскольку эти эмоционально специфические нейронные системы должны были развиваться в ходе эволюционной адаптации к постоянно возникающим ситуациям в окружающем мире, с которыми сталкивались антропоиды (Ekman, 1994), эмоциональная система должна быть универсальной. Таким образом, эта точка зрения полностью согласуется с данными о том, что мимические проявления ряда эмоций распознаются во всех культурах (Ekman, 1993; Ekman & Oster, 1979; Ekman & Rosenberg, 1997). Представление о том, что эволюция привела к возникновению ряда универсальных, биологически базовых эмоций, разделяют многие современные ученые; оно лежит в основе большей части работ, рассматриваемых в этой главе.

Несмотря на привлекательность этого подхода, он имеет один значительный недостаток. Существуют разногласия относительно природы и количества этих эмоций. Как отмечают в своем обзоре Ортони и Тернер (Ortony & Turner, 1990), одни теоретики говорят всего о двух базовых состояниях, например радости и грусти (Weiner & Graham, 1984), тогда как другие рассматривают в качестве таковых девять и более специфических эмоций; Томкинс (Tomkins, 1984), к примеру, предлагает выделять гнев, интерес, презрение, отвращение, отчаяние, страх, радость, стыд и удивление. Кроме того, многие исследователи считают, что базовые эмоции — это специфические эмоции, но некоторые утверждают, что биологически базовыми являются системы реагирования, причем определенная система связана сразу с несколькими типами эмоционального реагирования. Например, Грей (Gray, 1991) полагает, что в основе эмоций лежит механизм борьбы-бегства; эта система связана не с каким-то одним эмоциональным состоянием, а с противоположными эмоциями гнева и страха (Ortony & Turner, 1990). Хотя в пользу понятия биологически базовых эмоций свидетельствует ряд исследовательских данных и эту концепцию отстаивает ряд ученых (Ekman, 1992a, b; Izard, 1992; Panksepp, 1992), факт остается фактом: в психологии нет согласия по ключевым вопросам о конкретном количестве и природе базовых эмоций.

Частично по причине этих разногласий некоторые исследователи вообще отказываются от понятия базовых эмоций (например, Averill, 1994; Schweder, 1994). Эти исследователи, конечно же, не отрицают, что у людей бывают разные эмоциональные переживания, выполняющие важнейшие внутри- и межличностные функции. Они просто сомневаются в том, что концепция базовых эмоций наилучшим образом объясняет этот феномен. Ортони и Тернер (Ortony & Turner, 1990) считают базовыми не макроэмоции, а специфические субкомпоненты эмоционального реагирования, связи между этими субкомпонентами и оценка внешних условий. Вполне вероятно, что существует базовая связь между столкновением с препятствием и тем, что человек нахмурился (см. Smith, 1989), или между уровнем сосредоточения внимания и наморщенным лбом. Восприятие того, что обстоятельства требуют энергичной реакции борьбы или бегства, может быть связано с повышением уровня психического возбуждения. Представление о том, что какой-то человек причинил вам вред, активизирует Мотивационные тенденции к нападению на этого человека. Биологически базовые аспекты эмоционального реагирования, согласно данной точки зрения, — это эмоциональные субкомпоненты, которые образуют специфические составляющие мимики, физиологической активации и Мотивационных тенденций. Эти компоненты часто объединяются в эмоцию-прототип, не потому что макроэмоции являются биологически базовыми, а из-за устойчивых связей между характеристиками среды, активизирующими каждый субкомпонент. Например, события, связанные с причинением вреда, как правило, также связаны с блокированием цели, необходимостью сосредоточения и требуют борьбы или бегства. Таким образом, одновременная актуализация субкомпонентов «объясняется не жесткими связями между субкомпонентами, а связями, внешними по отношению к чувствующему субъекту» (Ortony & Turner, 1990, p. 323). Шерер (Scherer, 1994) также утверждает, что базовыми являются отдельные элементы эмоциональной реакции и что общие паттерны одновременного проявления этих элементов отражают общие паттерны оценки среды.

Каган (Kagan, 1988; 1996; 1998b) упоминает еще один недостаток теорий базовых эмоций. Говоря о существовании базовых эмоций, мы обсуждаем эмоциональные состояния как таковые. Иными словами, мы обсуждаем эмоцию так, будто бы у нее есть некая базовая сущность, выходящая за пределы личности и ситуации. Страх крысы перед стимулом, который сочетается с ударом тока, испуг ребенка, разлученного с матерью, переживания человека, страдающего агорафобией и тревожащегося от мысли о том, что нужно пойти в магазин, — все эти чувства можно рассматривать как воплощения одного и того же обобщенного психического процесса. Проблема заключается в том, что в основе этих внешне сходных состояний лежат фундаментально разные механизмы. Как отмечает в своем обзоре Каган (Kagan, 1998а), внешне сходные состояния страха, вызываемые разными ситуациями (болевыми стимулами, разлукой, угрозой), опосредуются разными мозговыми механизмами. Кроме того, при использовании разных методов оценки (например, регистрировании физиологических реакций или методов самоотчета) можно получить противоречивую информацию об эмоциональном состоянии человека. Таким образом, чтобы понять специфику и причины эмоций, вероятно, лучше всего не говорить о небольшом количестве категорий эмоций, сущностная форма которых в разных контекстах остается сравнительно неизменной, эмоций, которые можно измерить с помощью той или иной методики. Каган (Kagan, 1998b) предлагает более контекстуализированную стратегию. Исследователи могут говорить о сравнительно более специфических паттернах реактивности, характерных для определенных условий среды.

 

 

Компоненты и функции эмоций

 

Эмоции — это сложные, организованные паттерны реагирования, возникшие в ходе эволюции, чтобы помочь организму приспособиться к среде (Ekman, 1992b; Тоmkins, 1962; Plutchik, 1984). Они предполагают интеграцию психических и физиологических систем, активизирующихся при восприятии человеком событий, релевантных ему самому или его целям (Frijda, 1988; Lazarus, 1991).

Практически все исследователи эмоций признают, что сложная эмоциональная реакция имеет ряд компонентов, выполняющих разные функции (например, Levenson, 1994; Scherer, 1984). Поэтому одна из аналитических стратегий для упорядочивания этой сложной системы — проанализировать отдельно каждый из компонентов эмоциональной реакции. Можно выделить четыре компонента эмоции. Три из них — это системы, активизирующиеся во время эмоционального переживания. Это физиологические механизмы, опосредующие и поддерживающие эмоциональную реакцию, поведенческое проявление, по которому судят об эмоциональном состоянии человека, и субъективные чувства, сопровождающие эмоциональное реагирование. Четвертая система — это важнейший предвестник эмоций; эту систему образуют механизмы когнитивной оценки, запускающие эмоциональную реакцию. В последующих разделах мы обсудим механизмы оценки, а затем проанализируем другие три грани эмоциональной реакции. После этого мы рассмотрим функциональные связи между разными компонентами эмоций, сосредоточившись главным образом на связи между внешним проявлением эмоций и внутренним эмоциональным переживанием.

В начале этого обзора читатель должен обратить внимание на то, что выделение самостоятельных аспектов эмоциональной реакции влияет на ход рассуждений о личностных различиях в эмоциональном опыте. Межиндивидуальные различия (а также внутрииндивидуальные вариации) можно обнаружить при рассмотрении каждого компонента эмоциональной реакции. Люди могут различаться по тому, как они оценивают ситуацию, своим физиологическим реакциям на ту или иную оценку, тенденциям выражать или подавлять эмоциональные реакции и субъективным переживаниям аффективных состояний. Как отмечает Дэвидсон (Davidson, 1994), «значение осознания многокомпонентности эмоций для изучения индивидуальных различий — это вероятность того, что люди различаются по определенным эмоциональным процессам» (р. 322).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.165 (0.009 с.)