Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод достижения асанпраджнята-самадхи

Поиск

В дополнение к практике единственным средством достижения этого состояния является высшее отречение. Под "высшим отречением" здесь (согласно афоризму 1:16) подразумевается не что иное, как Высший Свет Абсолюта, Пуруша-кхьяти. Энергии раджаса и тамаса полностью преодолеваются силой саттвы.

* * *

Есть два вида асанпраджнята-самадхи: бхавапратьяя и упаяпратьяя. Асанпраджнята-самадхи вызывается либо анализом пракрити и ее познанием, либо путем самоанализа и самопознания. Последнего достигает йог, а первого – тот, кто не является йогом.

19. бхава-пратьяйо видеха-пракрити-лайянам

бхава-пратьяя – недифференцированное сознание (достигается)

видеха – вне телесного сознания

пракрити-лайянам – поглощенных Верховной Природой

Те, кто поглощены анализом пракрити, Верховной Природы, и ее сил, трансцендируют физическое и материальное существование и достигают состояния концентрации, которое исключает сознание объектов. Это состояние называется бхавапратьяя-самадхи.

В таком состоянии сознания объектов нет, и в этом отношении оно похоже на состояние асанпраджнята-самадхи. Это псевдо-асанпраджнята-самадхи, поскольку из этого состояния человек может вновь пасть в цикл рождения и смерти.

Те, чьи желания удовлетворены, кто достиг бесстрастия, но не занят самоанализом и самопознанием, находятся в "не-я" и достигают состояния самадхи, которое называется бхавапратьяя.

В бхавапратьяе человек поглощен физическими или метафизическими и психологическими элементами. Так как это самадхи не сопровождается самоанализом и самопознанием, оно может снова стать причиной рождения и смерти в эмпирическом мире.

Из обычного опыта известно, что, когда мы поглощены каким-либо интересным делом, время для нас проходит незаметно. Такое вневременное состояние похоже на асанпраджнята-самадхи – за вычетом самопознания. Сон без сновидений – другой пример видеха-пракрити-лайи, потому что в этом состоянии человек не сознает тело и поглощен пракрити, Верховной Природой.

* * *

Йог достигает упая-пратьяя-асанпраджнята-самадхи посредством следующих методов:

20. шраддхавирья-смрити-самадхи-праджня-пурвака итарешам

шраддха – вера, уверенность в себе, самодисциплина

вирья – огромный энтузиазм и энергия

смрити – памятование, трезвление

самадхи – практика концентрации, созерцания и медитации

праджня – самоанализ

пурвака – предшествование (создает упая-пратьяя-самадхи)

итарешам – у других (йогов)

Йоги достигают асанпраджнята-самадхи благодаря вере, энтузиазму, постоянному памятованию "Я есмь", практике самадхи и самоанализу.

Йоги достигают упая-пратьяя-асанпраджнята-самадхи посредством веры в себя, самодисциплины, уверенности в себе, огромного энтузиазма и энергии, постоянной внимательности и бдительности, регулярной практики концентрации, созерцания и медитации, а также посредством самоанализа и самопознания.

Вера в себя и самодисциплина подобны хорошей матери, оберегающей йога. Они приносят духовную силу, которая создает внимательность и бдительность ума. Когда обретается бдительность ума, субстанция разума, предоставленная себе, может сконцентрироваться без помех. Благодаря беспрепятственной концентрации йог приобретает праджню, знание Пуруши, Брахмана, и воспринимает вещи такими, каковы они есть на самом деле. Благодаря использованию этих средств и высшему отречению, направленному к этой цели, в конечном счете приходит упая-пратьяя-асанпраджнята-самадхи.

* * *

В соответствии со способом осуществления практики йогов можно поделить на девять классов:

I. Осуществляющие медленную практику:

 

1. очень медленную;

2. не очень медленную;

3. медленную в незначительной степени.

 

II. Осуществляющие умеренную практику:

 

1. очень умеренную;

2. средне умеренную;

3. умеренную в незначительной степени.

 

IV. Осуществляющие интенсивную практику:

 

1. мало интенсивную;

2. средне интенсивную;

3. крайне интенсивную.

Те йоги, которые следуют курсу интенсивной практики, быстро добиваются успеха в самадхи.

21. тивра-санвеганам асанна

тивра-санвеганам – (к) последователям интенсивной практики

асанна – (самадхи находится) близко

К успешному достижению самадхи ближе всех те, чьи усилия интенсивны, сильны и искренни.

Из этих йогов Патанджали описывает тех, которые являются последователями интенсивной практики. Они быстро достигают результатов концентрации, созерцания и медитации и входят в наивысшее состояние сознания, самадхи.

* * *

Для достижения лучшего и более быстрого результата, последователи интенсивной практики должны увеличить ее интенсивность.

22. мриду-мадхьядхиматратват тато'пи вишеша

мриду – слабой

мадхья – средней

дхиматратват – от крайне интенсивной практики

тата – отсюда

апи – также

вишеша – превосходные результаты

Чтобы получить превосходные и быстрые результаты в самадхи, йог должен ускорить свою практику от мало интенсивной до средне интенсивной и от средне интенсивной до крайне интенсивной.

* * *

После описания высокого (1:21) и высшего (1:22) методов следует описание наивысшего метода достижения совершенства.

23. ишвара-пранидханад ва

ишвара – Высший Пуруша, Сагуна-брахман

пранидханам – из-за преданности и отождествления

ва – конечно (приносит совершенство)

Совершенство несомненно достигается путем направления силы внимания (читты) на Ишвару, Сагуна-брахман, посредством самоотдачи и отождествления со свойствами Ишвары.

Читте присуща способность объединяться и отождествляться. Благодаря способности объединяться она соединяется с объектом, а посредством отождествления она включает в себя все свойства объектов и становится этими объектами. Такое тождество невозможно без полного отказа от собственной личности, которая является вместилищем эго, гордости, похоти и желания.

Благодаря медитации на Ишвару с предельной преданностью, любовью и знанием, "я" возвышается и субстанция разума медитирующего просветляется в свете Ишвары.

* * *

Кем является Ишвара по отношению к пракрити и Пуруше?

24. клеша-карма-випакашаир апарамришта пуруша-вишеша ишвара

клеша – неведением, эгоизмом, привязанностью, ненавистью и инстинктом страха смерти

карма – действием и противодействием

випакашаи – скрытыми склонностями, пребывающими в субстанции разума

апарамришта – не затронутый

пуруша-вишеша – особой энергией Пуруши, Сагуна-брахмана

ишвара – (является) Ишвара

Ишвара, Бог, вселенское сознание – особый Пуруша, не затронутый печалями относительной жизни, поступками и их результатами.

Ишвара – это особая сила Пуруши. Это Сагуна-брахман, обладающий могущественной силой Верховной пракрити. Он охраняет медитирующего от всех бедствий и избавляет его от цикла рождений и смертей. Этот Ишвара пребывает за пределами всех несчастий, страданий, препятствий, кармы и накопленных скрытых тенденций. Он трансцендирует всю проявленную Вселенную, поэтому события Вселенной не могут затронуть Ишвару.

Хотя эти препятствия, кармы, последствия, накопленные скрытые тенденции и находятся в подсознательном состоянии центрального органа (субстанции разума), они приписываются "я" (индивидуальной душе), потому что индивидуальная душа является тем, кто испытывает на себе результаты деятельности читты. Как победа или поражение зависят от солдат, но приписываются командиру, так успех или неудача зависят от читты, но приписываются индивидуальной душе.

Ишвара – особая сила Пуруши, Брахмана. Его не затрагивают бедствия. Тот принцип сознания, который является вечно имманентным и трансцендентным, который ответствен за эволюцию, поддержание и инволюцию, называется Ишварой.

Каждый человек получает награды и наказания от своего сознания согласно добрым и дурным кармам. Присущее человеку частное сознание называется пурушей. Это – психический Ишвара. Без проявления этого частного сознания, человек был бы подобен камню. Такое частное психическое сознание является символом Бога, психическим Богом. Человек не может выразить себя без этого символа, который является чисто психологической концепцией Бога. Если бы не было теологического Бога, то человеку пришлось бы придумать психологического Бога, чтобы руководить собой в свете этого "Я" и предотвратить свое падение. В психологическом смысле, Бог есть учитель души, высшая функция психики, и вечная сила "я". Чем более проявлен этот психологический Бог, тем более развит человек. Чем менее он проявлен, тем ниже человек опускается. Чем была бы психика без этой могущественной чувствующей силы?

* * *

Дальнейшее объяснение Ишвары.

25. татра ниратишаям сарва-джнятва-биджам

татра – там (в Ишваре)

ниратишаям – несравненный

сарва-джнятва-биджам – семя всезнания (вездесущести, всемогущества)

В Нем семя всезнания, всемогущества и вездесущести проявляется в своем несравненном величии.

Ишвара превосходит пракрити и всю ее проявленную Вселенную в отношении всезнания, всемогущества и вездесущести. Человеческое сознание не является ни всезнающим, ни всемогущим, ни вездесущим, но оно является семенем всего этого. При сужении или расширении субстанции разума, уровень этого сознания – семени всезнания, всемогущества и вездесущести – соответственно понижается или возрастает. Степень восхождения определяется расширением сознания, а степень нисхождения – его сужением. Когда человеческое сознание достигает своего высшего уровня, оно становится всезнающим. Посредством медитации и самадхи это сознание, потенциальный росток всезнания, всемогущества и вездесущести, освобождается от сил раджаса и тамаса и достигает своей полноты. В санкхья-йоге такое состояние называется нирваной или кайвальей. В Ишваре этот росток всезнания, всемогущества и вездесущести вечно пребывает в своем несравненном величии.

Этот Ишвара в санкхья-йоге признается Абсолютным Учителем.

26. са пурвешамам апи гуру каленанаваччхедат

са – этот (Ишвара)

пурвешамам апи – даже древних (учителей)

гуру – Учитель

каленанаваччхедат – выше времени, пространства, причины и следствия

Этот Ишвара является Абсолютным Учителем даже древних учителей, йогов и мудрецов, так как он пребывает за пределами времени, пространства, причины и следствия.

Человеческое сознание, индивидуальная душа, является семенем всезнания, вездесущести и всемогущества, но эти качества должны быть проявлены в их полноте. Знание пребывает внутри и является неотъемлемой природой индивидуальной души, однако вызвать его к жизни должно другое знание.

Пракрити, бесчувственная материя, никогда не сможет пробудить это потенциальное семя всезнания. Выявить эту потенциальную силу во всей ее полноте может только принцип сознания.

Учителя мира проявляли, проявляют и будут проявлять полноту этой потенциальной души в свете Всевышнего, Ишвары. Таким образом, Ишвара есть Абсолютный и Безусловный Учитель, не ограниченный временем и пространством, тогда как все другие учителя ограничены временем и пространством.

Все знают, что, когда мы делаем что-либо хорошее, в поле самосознания приходит ощутимое чувство поощрения, и наоборот: когда мы делаем что-либо дурное, в индивидуальном сознании возникает чувство неодобрения, полное вины, тревоги, подавленности и т.д.

Тот принцип, от которого к индивидуальной душе приходят поощрения и осуждения, который действует внутри каждой души в качестве Абсолютного Судьи, называется Ишварой. Так как Ишвара постоянно руководит сознанием, он называется Учителем. Никто не может избежать этого руководства. Поэтому он называется Абсолютным Учителем всех учителей. Чтобы подавить этот Вечный Голос, от которого исходят суждения о дурных деяниях, люди используют спиртные напитки, наркотики, снотворное, транквилизаторы и пр.

Наука и научные работники – категории разного порядка. Научные работники умирают, но наука пребывает вечно. Учителя мира, подобно научным работникам, ограничены временем и пространством, тогда как Ишвара, подобно науке, вечен и пребывает всегда. Помимо почитания учителей мира долг медитирующих – открыть Вечную Науку, Ишвару, который создает бесчисленных учителей. Без медитации на него скрытое потенциальное всезнание индивидуального сознания не может быть проявлено полностью.

* * *

Этот Абсолютный Учитель, Ишвара, является Абсолютным Принципом Сознания без имени и формы. Он освещает всё и сияет повсюду. Символом его есть слог Ом.

27. тасья вачака пранава

тасья – его

вачака – проявленный символ

пранава – Ом, нада, проявленный символ высшей музыки

Символически Его называют словом "Ом".

Ишвара есть Ом, высшая музыка. Слова "пранава", "Ом", "нада", "высшая музыка", "Сагуна-брахман" и "Ишвара" используются как синонимы. Пранава – тот Принцип, который вечно нов и который приносит медитирующим вечную новизну и свежесть (пра, "совершенно" + нава, "новизна"). Когда человек входит в самадхи, он побеждает всю усталость; психические и физические болезни устраняются, человек обновляется и становится чистым. Он постигает, что еще никогда не находил такого покоя в жизни, как во время медитации на пранаву.

Ом (АУМ) состоит из трех букв. Этот слог представляет собой три звука: а, у, м. "А" символизирует проявление, "у" – поддержание, "м" – растворение Вселенной.

Вселенная последовательно проходит через стадии эволюции, поддержания, инволюции. Поэтому Ишвара называется Ом, – ведь Он ответствен за все эти три цикла. Также его называют надой, так как Он есть высшая музыка, вечно присутствующая всюду. Санкхья-йога подчеркивает необходимость медитации на эту нада-пранаву, так как она вечна и является проявлением Сагуна-брахмана.

Этой высшей музыкой пронизана вся Вселенная. В индивидууме она проявляется как звук колокола в голове. Медитируя на него, йог ощущает, как звук расширяется, как увеличивается его сила. В конечном счете йог постигает, что вся Вселенная вибрирует в наде. Эта музыка называется "Сагуна-брахман", так как она обладает властью над космическими силами (гунами). Она лична, поскольку проявляется в личности, и тем не менее она безлична, так как пребывает всюду. Она есть Ниргуна-брахман, так как находится за пределами космических сил пракрити. (Подробнее см. в книге "Основания йоги", гл. 28.)

Как в относительном мире нет различия между наименованием и наименованной субстанцией, так же нет различия и между Ишварой и пранавой, надой, слогом Ом. Отношение между солнечным светом и Солнцем аналогично отношению между надой и Ишварой. Брахман, Пуруша, Ишвара – подобен Солнцу. Пранава, нада, Ом – словно солнечный свет.

Вселенная есть концентрированная форма нады. Нада является тонкой формой Вселенной. Это – тайная доктрина санкхья-йоги.

* * *

Поскольку нада весьма тонка, как следует фокусировать внимание на ней?

28. тадж-джапас тад-артха-бхаванам

таджджапа – постоянное повторение Ом, вслух и в уме, соответственно времени и месту

тад-артха-бхаванам – вслушиваясь в это (звучание), внимательно (анализируя его силу, распознавая его реальную форму, отождествляясь с ним, человек должен медитировать)

Нужно повторять "Ом" вслух и в уме и сосредоточиваться на внутреннем "Ом", внутренней космической музыке, которая является внутренним голосом, внутренним безмолвием.

Надо повторять Ом вслух и в уме и фокусировать свое внимание в центре лба, в аджня-чакре. Внимательно слушая этот звук, человек должен анализировать его смысл, ощущать его духовную мощь, и отождествлять свое сознание с сознанием нады.

Пранава включает в себя два класса звуковых токов:

1.Неизреченный. Это нада, высочайшая музыка. Он не может быть выражен никаким символом. Он есть нада и винду 56. В форме винду он есть неопределенное, Нирвишеша-брахман. В форме нады он есть чистое существование, знание и блаженство. Посредством калы (цепной реакции) нада, вибрирующая в голове в виде звукового потока, нарастает и наполняет собой всё, пока не становится тождественной Ниргуна-пуруше, Брахману. Нада есть Сагуна-брахман, а винду есть Ниргуна-брахман. Кала есть читта, которая посредством нарастающей цепной реакции объединяет их обоих.

2.Произносимый символ, слог Ом. Рецитация Ом представляет из себя высшее дыхательное упражнение. Чтобы преодолеть препятствия, человек должен повторять этот слог соответственно времени и месту. Когда четко проявляется нада, нужно медитировать на неё. Тот, у кого нада еще не проявилась, должен повторять Ом вслух и в уме до тех пор, пока не проявится внутренний звук.

Написанный или произнесенный Ом не вечен, но нада, высочайшая музыка, – есть вечное Ом. Нужно найти его и медитировать на него. Пока не проявилась нада, вечный Ом, человек не считается учеником йоги, так как он еще не посвящен Всевышним. Проявление нады указывает на то, что Всевышний посвятил человека в самоанализ.

Появление нады не составляет высшей цели практики; это только начало. Если человек не занимается регулярной медитацией на нее, он не извлечет никакой пользы из ее проявления. В электрических приборах присутствие электричества является обязательным условием, но оно должно проявиться в различных формах: в виде света, звука, движения, тепла и т.д. Аналогично, проявления нады недостаточно. Посредством медитативной практики ее нужно расширить до всех форм космической энергии, потому что вся космическая энергия является проявлением нады.

Индивидуальное сознание должно быть объединено с надой, пранавой, которая есть проявление Космического Сознания. Когда индивидуальное сознание объединяется с Космическим Сознанием, тогда ученик начинает видеть все движения и ощущения микрокосма (тела) и макрокосма. В ходе дальнейшей медитации ученик осознает, что всё множество ощущений и движений тела пребывает в единстве Сознания.

Таким образом, он переживает множественность в единстве Сознания и видит единство Сознания во всей множественности ощущений и движений.

Когда медитирующий познает микрокосмическую множественность в рамках микрокосма и микрокосм в микрокосмической множественности, он должен направить свое сознание на раскрытие макрокосма и макрокосмической множественности.

Ученику необходимо следить за движением своего сердца, так как его движение воспроизводит движение космических сил, действующих в нем и вокруг него. Грубые движения сердца приводят сознание к таким тонким и тончайшим изменениям в теле, как движение электромагнитных сил, электричества, клеток, молекул, соединений, элементов, атомов, электронов, и к супраэлектронному движению. Когда все изменения воспринимаются как одно непрерывное гармоничное движение, согласное с одним объединенным сознанием, ученик понимает, что его сознание является представителем сознательной энергии Пуруши, а движение – представителем пракрити. Тогда он постигает нераздельное тождество движения и сознания.

Из-за сил инерции тамаса энергия сознания саттвы не может воспринять все движения и ощущения. С помощью активной энергии раджаса в медитации эта инерция преодолевается, и до сознательной энергии саттвы доходит ощущение движения каждой клетки, молекулы и атома.

Позже ученику следует сконцентрировать это объединенное сознание непосредственно на движении космических сил из всего тела во внешнюю Вселенную, и из внешней Вселенной – во все тело. Затем (при надлежащем ходе практики) ученик начинает ощущать всю Вселенную, вибрирующую в одном бесконечном океане праны (вселенской жизни) и акаши (эфира). Весь этот океан праны и акаши вибрирует в музыке нады, Всевышнего, пранавы, и медитирующий достигает гармонии Космического Сознания (Пуруши) и космического движения (пракрити). Здесь он воспринимает Вселенную с ее космической множественностью в космическом единстве Сознания (Пуруши) и единство Космического Сознания – в космической множественности. Наслаждение этого опыта невозможно описать. Его может понять только тот, кто находился в этом состоянии.

Почему следует повторять Ом? Потому, что повторение – мать учения. Вся наша личность, хорошая она или плохая, есть не что иное, как сумма впечатлений и привычек, приобретенных в результате повторения. Впечатления и привычки не умирают, а продолжают жить на подсознательном уровне субстанции разума. Склонности и впечатления становятся все более и более скрытыми, однако они остаются, и как только получают определенные стимулы, выходят наружу. Молекулярная и атомная вибрации никогда не прекращаются.

Даже после растворения Вселенной, когда все движения бесчисленных звездных систем исчезают, атомные и танматрические вибрации остаются. Каждый атом воспроизводит структуру солнечной системы: в центре находится солнце – ядро, вокруг которого согласно закону гравитации вращаются крошечные электроны. Так каждый атом воспроизводит солнечную энергию. Каждый атом по своему строению и функционированию является миниатюрной солнечной системой.

Когда вибрации грубого тела затихают, то молекулярные и атомные вибрации продолжаются на подсознательном плане читты, и когда они получают соответствующие стимулы, то вновь выходят наружу. Вибрации духовных санскар (впечатлений и привычек) продолжаются точно так же, как и вибрации дурных. В процессе повторения Ом рождаются духовные санскары, а негативные санскары уходят в подсознание. Повторение Ом, размышление над его значением и отождествление с его всезнанием, всемогуществом и вездесущестью поднимают человеческое сознание до уровня Космического Сознания (Пуруши).

Вьяса57 пишет:

Свадхьяяд йогамасит

Йогат-свадхьяям-аманет

Свадхьяя-йога-сампатья

Параматма пракашате

"Посредством изучения да практикует человек йогу.

Посредством йоги да концентрируется он на изучении.

Благодаря совершенству в изучении и в йоге

Высшая Душа воссияет ясно".

* * *

Каково психологическое и философское воздействие на человеческую жизнь повторения Ом, размышления о пранаве и концентрации на ней?

29. тата пратьяк-четанадхигамо'пьяантараябхаваш ча

тата – отсюда (в результате повторения, размышления и концентрации)

пратьяк-четанадхи-гама – приход Космического Сознания

апи – а также

антарая – помех, умственных и физических болезней

абхава – разрушение

ча – и

В результате повторения "Ом", размышления над "Ом", Ишварой и вслушивания во внутреннюю наду приходит Космическое Сознание, а также устранение физических и психических расстройств.

Все помехи и болезни – физические или психические – устраняются в присутствии Ишвары, и йог постигает тождество своего сознания с Сознанием Ишвары, Космическим Сознанием. Посредством объединения и отождествления своего сознания с Ишварой, благодаря восприятию Ишвары как Всевышнего, Пуруши, "Я", Чистого Бытия, Сознания и Блаженства, трансцендентного и имманентного, лишенного всех материальных качеств, йог постигает свое сознание как "Я". Он непосредственно воспринимает свое сознание, "Я", как отражение Ишвары в субстанции разума (читте),

Термин пратьяк-четана означает Сознание, включающее в себя все виды сознания (пратьяк, "каждое" + четана, "сознание"). Индивидуальное сознание, индивидуальная душа не может быть пратьяк-четаной, так как в нее не входят все сознания.

* * *

Каковы эти помехи? Что это за психические и физические расстройства, которые беспокоят субстанцию разума (читту)?

30. вьядхи-стьяна-саншая-прамадаласьявирати-бхранти-даршаналабдха-бхумикатванава-стхитатвани читта-викшепас те'нтарая

вьядхи – болезнь

стьяна – лень, праздность

саншая – сомнение, скептицизм

прамада – невнимательность, отсутствие интереса

аласья – летаргия

авирати – невоздержание, приземленность

бхранти-даршана – ошибочное восприятие, иллюзия, заблуждение, галлюцинация

алабдха-бхумикатва – недостаточная сосредоточенность, неудача в достижении какой-либо степени концентрации

анава-стхитатвани – неустойчивость концентрации, если та достигнута

читта-викшепа – рассеянность субстанции разума

те – эти

антарая – (суть) помехи

Болезнь, праздность, сомнение, невнимательность, летаргия, невоздержание, ошибочное восприятие, неспособность достичь какой-либо степени концентрации, неустойчивость концентрации – эта рассеянность субстанции разума является помехой.

Таковы девять помех, видов рассеянности субстанции разума. Они появляются вместе с колебаниями субстанции разума и исчезают вместе с их исчезновением. Брешь в концентрации приведет к регрессу даже на этой стадии. Поэтому нужно прилагать усилия, чтобы войти в самадхи (состояние высшей концентрации), где субстанция разума успокаивается.

Концентрация представляет собой очистительный процесс. Она очищает тело и ум. В течение процесса очищения могут появляться физические, психосоматические и психические болезни, которые были скрыты в читте в бессознательном или подсознательном состоянии. Концентрация не порождает психических или физических заболеваний, но если болезнь в скрытом и дремлющем состоянии уже присутствует, она будет уничтожена посредством супраэлектронной (танматрической) концентрации. Человеку не следует тревожиться, если он замечает признаки заболевания: это оно выходит из тела и ума. Если в процессе уборки дома вы обнаружите змею, вам не следует тревожиться: нужно избавиться от змеи и сделать дом чистым и спокойным. В противном случае (если она останется не обнаруженной) когда-нибудь позже она сможет напасть на вас. Если появляются какие-нибудь болезненные симптомы, то не следует беспокоиться, нужно преодолеть болезнь и навсегда избавиться от нее.

Помехи не приходят все вместе. Они возникают в соответствии с психической и физической конституцией человека. Они не появляются, если они не присутствуют в человеке в дремлющем состоянии. Практика медитации не порождает никаких болезней. Напротив, она уничтожает болезни.

* * *

Другие факторы, сопутствующие рассеянности.

31. дукха-дауранасьянгам-эджаятва-шваса-прашваса викшепа-сахабхува

дукха – горе

дауранасья – тревога, беспокойство

ангам-эджаятва – непостоянство тела

шваса-прашваса – нерегулярность вдохов и выдохов

викшепа-сахабхува – (суть) спутники рассеянности

Горе, беспокойство, дрожь в теле, нарушение дыхания – всё это признаки рассеянного ума.

Концентрация приносит уму совершенный покой, так как устраняет физические и психические расстройства, которые были скрыты в теле человека. Не следует беспокоиться по поводу появившейся болезни. Скорее надо радоваться, потому что болезнь уходит прочь. Если появляются какие-либо болезненные симптомы, нужно продолжать практику еще более энергично. Повторение Ом и предание себя Ишваре укрепит субстанцию разума, поможет преодолеть болезни и принесет Духовную энергию. Продолжайте практиковаться и ни о чем не беспокойтесь. Практика излечит вас, освободит от болезни.

* * *

Эти виды рассеянности, являющиеся врагами концентрации, следует преодолеть посредством той же практики и непривязанности. Описываются специальные методы для их подавления.

32. тат-пратишедхартхам эка-таттвабхьяса

тат-пратишедхартхам – с целью их обуздания

эка-таттва – единственный элемент

абхьяса – практика

Чтобы преодолеть эти препятствия, надо медитировать на единый принцип, держаться за "Я есмь".

Среди двадцати пяти элементов санкхья-йоги лишь один элемент (эка-таттва) является Чистым Пурушей. Представителем Чистого Пуруши является Ишвара, Сагуна-брахман, символ которого – нада (пранава). Таким образом, только экататтва, Одно-без-другого, является вибрирующей надой. Чтобы преодолеть все виды рассеянности, человек должен направить свое внимание на звуковой ток, поток жизни.

Все медитирующие, постоянно прислушивающиеся к этому звуковому току, утверждают, что во время затруднений высшая музыка (нада) становится интенсивнее. Есть много методов и практик для укрепления субстанции разума, но во время особых затруднений или бедствий все они терпят неудачу – кроме потока жизни, звукового тока, высшей музыки, нады. Она естественным образом возрастает и становится исключительно интенсивной. Медитирующий должен тогда оставить всё и слушать эту пранаву, наду, вечное Ом.

* * *

Описание методов для поддержания субстанции разума в мирном и счастливом состоянии.

33. маитри-каруна-мудитопекшанам сукха-дукха-пуньяпунья-вишаянам бхаванаташ читта-прасаданам

маитри – дружба и товарищество

каруна – большая любовь и сочувствие

мудита – веселье и радостное расположение духа

упекшанам – нейтральность и беспристрастность (по отношению к)

сукха (вишаянам) – тем, кто счастливы

духкха (вишаянам) – тем, кто несчастливы, страдают

пунья (вишаянам) – тем, кто достойны и добродетельны

апунья-вишаянам – тем, кто недостойны, дурны по природе

бхаваната – культивирование (этих) ощущений

читта-прасаданам – очищение субстанции разума

Посредством культивирования чувства дружбы и товарищества по отношению к тем, кто счастлив, посредством искреннего сочувствия и любви к тем, кто несчастлив и страдает, посредством радостного расположения к тем, кто достоин и добродетелен, посредством нейтрального отношения и безразличия к тем, кто по природе недостоин и зол, – йог должен привести субстанцию разума в состояние безмятежного покоя и счастья.

Когда йог таким образом культивирует дружелюбие и другие качества, то белое качество кармы (сатвика карма) пронизывает всю его субстанцию разума. Мыслящая субстанция тогда становится безмятежной. Тихая и безмятежная субстанция разума является обязательной предпосылкой устойчивой медитации.

* * *

Предлагаются дыхательные упражнения для преодоления помех и болезней и для поддержания субстанции разума в спокойном и безмятежном состоянии, чтобы она обрела устойчивость в концентрации.

34. праччхардана-видхаранабхьям ва пранасья

праччхардана – выдохом

видхаранабхьям – (и) задержкой

пранасья – дыхания (человек преодолеет физические и психические помехи)

ва – несомненно

Посредством выдоха и задержки дыхания человек преодолеет все помехи, психические и физические недомогания и сделает ум спокойным, счастливым, безмятежным и устойчивым.

Выдох – это вытеснение воздуха из легких через нос посредством особого сокращения диафрагмы и брюшных мышц. Задержка – сдерживание дыхания посредством расширения диафрагмы и брюшных мышц. Воздух следует с силой выдохнуть и как можно дольше не впускать обратно. Если человек хочет сделать как можно более полный выдох, он должен удерживать диафрагму и брюшные мышцы в сокращенном состоянии все время в течение задержки после выдоха. Этот способ позволяет после выдоха долго задерживать дыхание. Когда появляется ощущение неудобства, нужно медленно втягивать в себя воз-Дух. Вышеописанный процесс можно повторять столько раз, на сколько человек способен. Это ведет к очищению и укреплению тела и ума.

Телом управляют две силы – психогенная и физиогенная. Эти две силы работают в гармонии и сотрудничестве друг с другом. Все знают, что, если человек получает плохие известия, у него пропадает аппетит, учащается (или замедляется) сердцебиение, появляется жажда и частое мочеиспускание. Так проявляются физиогенные силы. Плохие новости выводят психогенные силы из равновесия, те в свою очередь нарушают равновесие физиогенных сил. Каким бы сильным и устойчивым ни был ум, но если человеку сделать инъекцию сильного психоактивного вещества, это повлечет за собой нарушение равновесия физиогенных сил. В результате психогенные силы тоже выходят из равновесия и человек впадает в бессознательное состояние или бред.

Психогенные и физиогенные силы действуют в гармонии друг с другом. Психогенные силы можно контролировать и тренировать посредством концентрации, созерцания и медитации. Физиогенные силы состоят из химических, биохимических и биологических сил. Они контролируются и очищаются посредством дыхательных упражнений. Основные дыхательные упражнения следующие:

1.внешнее – задержка после выдоха;

2.внутреннее – задержка после вдоха;

3.немедленная остановка, внезапное прекращение дыхательного процесса;

4.дополнительное втягивание или выталкивание воздуха. При этом воздух с усилием втягивается внутрь, когда он стремится выйти наружу, либо выталкивается наружу, когда он стремится войти внутрь.

Посредством противодействия друг другу вдоха и выдоха оба эти движения удерживаются в полном подчинении. Контроль дыхания приводит к подчинению ума и чувств. Этот процесс укрепляет человека, увеличивает его энергию и так обостряет интеллект, что тот способен легко охватить самые сложные и тонкие проблемы. Это помогает развитию всех физиогенных сил (химических, биохимических, биологических; семенных и гормональных субстанций), а также других жизненных сил в теле, порождающих крепость, силу, мужество, контроль чувств и несущих способность познания всех наук. Психогенные силы не могут действовать без физиогенных, и наоборот. Тот, кто знает это, пытается установить контроль над психогенными и физиогенными силами.

Под "праной" следует понимать психогенные и физиогенные силы. Прана не тождественна дыханию; последнее является частью праны. Прана есть энергия, совокупность космической энергии. Вселенная является комбинацией праны и акаши; это же справедливо в отношении человеческого тела. Из акаши появляются различные вещества, а прана порождает все силы. Поэтому вышеуказанный выдох и задержка праны (индивидуальной энергии) приводит в равновесие психогенные и физиогенные силы, а также силы макрокосмоса и микрокосма. Когда эти силы хорошо сбалансированы, читта становится спокойной, безмятежной, мирной и счастливой.

* * *

Продолжается описание методов создания эмоциональной стабильности.

35. вишаявати ва правриттир утпанна манаса стхити-нибандхани

вишаявати – созерцание тонких элементов

ва – несомненно

правритти – высшая модификации читты

утпанна – возникшее

манаса – от контроля центрального органа ума

стхити-нибандхани – в отношении стабильности

Когда медитация порождает сверхчувственное восприятие, ум приходит в устойчивое состояние.

Созерцание тонких элементов вызывает высши



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.019 с.)