Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

Поиск

Имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

Психологический факультет

Кафедра психологии развития и психофизиологии

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

____________ Ю.Л. Камашева

«____»____________ 2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ПСИХОЛОГИИ

по направлению подготовки 37.03.01 Психология

Профиль «Общая психология»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Программа подготовки: прикладной бакалавриат

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

Казань – 2016


Ванюхина Н.В., к.психол.н., доцент.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ООП ВО по направлению и профилю подготовки 37.03.01«Психология» профиль «Общая психология» программа подготовки Прикладной бакалавриат.

 

Программа рассмотрена на заседании Ученого совета психологического факультета

 

Протокол заседания № 11 от «23» июня 2016 г.

 

Декан факультета

 

Григорьева О.В.________ / к.биол.н., доц. /_______________

(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)

 

Председатель секции психолого-педагогических дисциплин

 

Григорьева О.В.____________ / к.биол.н., доц. /________________

(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)

 

Зав. библиотекой Кутепова А.А. /___________________ /

(подпись) (ФИО) (подпись)

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.. 12

III. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ.. 18

IV. ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 25

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 «Об утверждении положения об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», а также Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Психология» профиль «Общая психология» и включает государственный междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы. Выпускники, прошедшие подготовку по программе бакалавра психологии, сдают государственный междисциплинарный экзамен и защищают выпускную квалификационную работу по направлению подготовки.

Итоговые аттестационные испытания не могут быть заменены оценками текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

Цель государственной итоговой аттестации: установить соответствие и уровень подготовки выпускника требованиям ФГОС ВО.

К итоговым аттестационным испытаниям допускается лицо, в полном объеме освоившие основную образовательную программу по направлению подготовки, разработанную высшим учебным заведением, соответственно требованиям ФГОС ВО.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в государственную итоговую аттестацию, определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления протоколов государственных экзаменационных комиссий.

 

Требования к бакалаврам

 

Выпускник, получивший квалификацию бакалавра психологии, должен обладать рядом компетенций.

 

Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ
В результате освоения профессии бакалавр на итоговой государственной аттестации подтверждает следующие
Общекультурные компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ Перечень компонентов Технологии формирова-ния Форма оценочн. средства Ступени освоения компетенции
Индекс Формулировка
ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции Знать: основные категории, понятия, законы, направления развития философии, культурологии, логики, этики Уметь: анализировать и оценивать социальную информацию Владеть: нормами взаимодействия и сотрудничества на основе знаний гуманистических ценностей; толерантно-стью, социальной мобильностью лекции, СРС . Экзамен. Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ: Знает: основные категории, понятия, законы, направления развития философии, культурологии, логики, этики Умеет: анализировать и оценивать социальную информацию Владеет: нормами взаимодействия и сотрудничества на основе знаний гуманистических ценностей; толерантно-стью, социальной мобильностью ПОВЫШЕННЫЙ Владеет: приемами сотрудничества при проявлении толерантно-сти в отношениях
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Знать: основные категории, понятия, законы, закономерности, этапы, направления исторического развития общества Уметь: анализировать и оценивать историческую и полит. информацию Владеть: приемами анализа, синтеза основных закономерностей истори-ческого развития общества активно выражает граж-данскую позицию лекции, СРС Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знает: основные категории, понятия, зако-ны, закономерности, направления историчес-кого развития общества Умеет: анализировать и оценить историко-полит. информацию Владеет: приемами ана-лиза, обобщения законо-мерностей исторического развития общества ПОВЫШЕНЫЙ Умеет: активно выразить гражданскую позицию
ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности Знать: основные катего-рии, понятия,законы эко-номики, этапы, направ-ления развития экономи-ческих знаний различных сфер жизнедеятельности Уметь: анализировать и оценивать экономическую информацию в различных сферах жизнедеятельности Владеть: навыками использования в профес-сиональной деятельности базовых экономических знаний лекции, СРС Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знает: основные катего-рии, понятия,законы эко-номики, этапы, направ-ления развития экономи-ческих знаний различных сфер жизнедеятельности Умеет: анализировать и оценивать экономическую информацию в различных сферах жизнедеятельности Владеет: навыками использования в профес-сиональной деятельности базовых экономических знаний ПОВЫШЕННЫЙ Умеет:рассчитать эконо-мически выгодное приме-нение навыков профессии
ОК-4 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедея-тельности Знать: основные законы РФ, нормативно-правовые документы, применяемые в профессиональной деятельности Уметь: использовать нормативно-правовые документы в различных сферах жизнедеятельности Владеть: навыками работы с нормативно-правовыми документами в профессиональной деятельности лекции, СРС. Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знает: основные законы РФ, нормативно-право-вые документы, применя-емые в профессии Умеет: использовать нормативно-правовые документы в жизнедея-тельности Владеет: навыками работы с нормативно-правовыми документами в проф. деятельности ПОВЫШЕННЫЙ Не допускает правовых нарушений в профессии.
ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия Знать:иноязычный лекси-ческий минимум, необхо-димый для чтения проф. литературы и общения с иностранцами Уметь: связно высказы-вать мысли на русском и иностранном языке Владеть: русским и иностранным языками для общения со специалистами   лекции, СРС.     Экзамен Защита ВКР   ПОРОГОВЫЙ Знает:иноязычный лексический минимум, необх-димый для чтения проф. литературы и общения с иностранцами Умеет: связно высказывать мысли на русском и иностранном языке Владеет: русским и иностранным языками для общения со специалистами ПОВЫШЕННЫЙ свободно общается со специалистами как в иноязычной, так и русскоговорящей языковой среде  
ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Знать: основы социального управления и межличностного взаимодействия Уметь: устанавливать доверительные взаимоотношения, управлять группой, командой, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Владеть: навыками убеждения, общения и другими способами психологического влияния лекции, СРС.   Экзамен Защита ВКР   Знает: основы социального управления и межличностного взаимодействия Умеет: устанавливать доверительные взаимоотношения, управлять группой, командой, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Владеет: навыками убеждения, общения и другими способами психологического влияния ПОВЫШЕНЫЙ Умеет: взаимодействовать на основе гуманистических ценностей; толерантно строит отношения  
ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию Знать: основные этапы и закономерности психического развития личности человека, основные пути самообразования Уметь: применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния, составить программу самосовершенствования Владеть: навыками анализа своей деятельности, навыками самоорганизации и самообразования лекции, СРС.   Экзамен Защита ВКР     ПОРОГОВЫЙ Знает:основные этапы и закономерности психического развития личности человека, основные пути самообразования Умеет: применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния, составить программу самосовершенствования Владеет: навыками анализа своей деятельности, навыками самоорганизации и самообразования ПОВЫШЕНЫЙ Умеет:подобрать основные источники информации для теоретического анализа проблемы исследования  
ОК-8 способность использовать мето-ды и средства физической культуры для полноценной социальной и профессиональной деятельности Знать: основы физического развития, воспитания и укрепления здоровья Уметь: применять знания по физической культуре в проф. деятельности Владеть: навыками сохранения здорового образа жизни лекции, СРС.   Экзамен Защита ВКР   ПОРОГОВЫЙ Знает: основы физического развития и укрепления здоровья Умеет: применять знания по физической культуре в проф. деятельности Владеть: навыками сохранения здорового образа жизни ПОВЫШЕННЫЙ ведет здоровый образ жизни по убеждению  
ОК-9 способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций Знать: признаки ЧС, методы зашиты в условиях ЧС и приемы оказания первой помощи Уметь: определять методы зашиты в условиях ЧС, оказывать первую помощь Владеть: навыками защиты в условиях ЧС и оказания первой помощи в ЧС лекции, СРС.   Экзамен Защита ВКР   ПОРОГОВЫЙ Знает: признаки ЧС, методы зашиты в условиях ЧС и приемы оказания первой помощи Умеет: определять методы зашиты в условиях ЧС, оказывать первую помощь Владеет: навыками защиты в условиях ЧС и оказания первой помощи в ЧС ПОВЫШЕННЫЙ прогнозирует и не допускает возникновение ЧС
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
Компетенции Перечень компонентов Технологии формирова-ния Форма оценочн. средства Ступени освоения компетенции
Индекс Формулировка
ОПК-1 Способность решать стандарт-ные задачи профес. деятельности на основе информаци-онной и библиогра-фической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований инфор-мационной безопасности   Знать:профессиональную этику, библиографическую и информационно-поисковые принципы работы Уметь: использовать поисковые системы при решении проф. задач с соблюдением информаци-онной безопасности Владеть: навыками реше-ния типовых задач в профессиональной прак-тике, оформления отчетов с соблюдением информа-ционной безопасности лекции, СРС Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знаетпрофессиональную этику, библиографические и информационно-поисковые принципы работы Умеет: использовать поисковые системы при решении проф. задач с соблюдением информационной безопасности Владеет: навыками решения типовых задач в профессиональной практике, оформления отчетов с соблюдением информационной безопасности
Профессиональные компетенции (ПК)
КОМПЕТЕНЦИИ* Перечень компонентов Технологии формирования Форма оценочн. средства Ступени освоения компетенции
Индекс Формулировка
ПК-1 способность к реализации стан-дартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности Знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей с позиций отечественной и зарубежной науки Уметь: применять стандартные программы предупреждения психо-социальных отклонений и рисков в различных видах деятельности Владеть: приемами диагностики, профилакти-ки, экспертизы, коррекции психических свойств, состояний, процессов у индивидов и групп. лекции, СРС Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знает: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей с позиций отечественной и зарубежной науки Умеет: применять стандартные программы предупреждения психосоциальных отклонений и рисков в различных видах деятельности Владеет: приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психических свойств, состояний и процессов у индивидов и групп. ПОВЫШЕННЫЙ Перечисленные психические явления может диагностировать в развитии
ПК-2 способность к отбо-ру и применению психодиагностиче-ских методик, адекватных целям, ситуации и контин-генту респондентов с последующей математико-статис-тической обработ-кой данных и их интерпретацией Знать: основы психодиагностики, математические методы в психологии Уметь: применять психодиагностические методики Владеть: критериями выбора психодиагности-ческих и психокоррекци-онных методик лекции, СРС Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знать: основы психодиагностики, математические методы обработки эмпирических данных Уметь: применять психодиагностические методики Владеть: критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик ПОВЫШЕННЫЙ Умеет:самостоятельно поставить цели и задачи психодиагностики
ПК-3 способность прово-дить стандартные процедуры при оказании психоло-гической помощи индивиду, группе, организации Знать: стандартные базовые процедуры психологической помощи Уметь: использовать традиционные методы и технологии в оказании психологической помощи Владеть: навыками использования психотех-нологий в профессиональ-ной деятельности лекции, СРС   Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знает: стандартные базовые процедуры психологической помощи Умеет: использовать традиционные методы и технологии в оказании психологической помощи Владеет: навыками использования психотехнологий в профессиональной деятельности ПОВЫШЕННЫЙ склонен креативно создавать приемы психологической помощи
ПК - 4 способностью к выявлению специ-фики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежно-сти к гендерной, этнической, про-фессиональной и другим социаль-ным группам Знать: основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества, в зависимости от возраст-ных, гендерных и этничес-ких особенностей Уметь: уметь применять основные положения пси-хологических теорий в работе с индивидом, группой, сообществом Владеть: основными приемами диагностики, профилактики,экспертизы, коррекции психических свойств, состояний и про-цессов деятельности инди-видов и групп лекции, СРС   Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знать: основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества, в зависимости от возрастных, гендерных и этнических особенностей Уметь: уметь применять основные положения психологических теорий в работе с индивидом, группой, сообществом Владеть: основными приемами диагностики, экспертизы, профилактики, коррекции психических свойств, состояний и процессов деятельности индивидов и групп ПОВЫШЕННЫЙ склонен креативно создавать приемы психодиагностики
ПК - 5 способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека Знать: особенности прогнозирования измене-ний и динамики уровня развития и функциониро-вания познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способно-стей, характера, темпера-мента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях Уметь: составлять программы диагностики и прогнозирования уровня развития и функциониро-вания различных состав-ляющих психики Владеть: основными приемами диагностики, профилактики, эксперти-зы, коррекции психичес-ких свойств и состояний, характеристик психичес-ких процессов, в деятель-ности индивидов и групп лекции, СРС   Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знать: особенности прогнозирования изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях Уметь: составлять программы диагностики и прогнозирования уровня развития и функционирования различных составляющих психики Владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психических свойств и состояний, характеристик психических процессов в деятельности индивидов и групп ПОВЫШЕННЫЙ склонен креативно создавать приемы психодиагностики
ПК-10 способность к про-ектированию, реа-лизации и оценке учебно-воспита-тельного процесса, образовательной среды при подго-товке психологов соответственно современным требованиям Знать: содержание учебно-методической и воспитательной работы при преподавания психологии Уметь: организовать учебно-методическую и воспитательную работу в преподавании психологии Владеть: навыками управления учебно-воспи-тательным процессом, приемами подготовки и проведения занятий по психологии лекции, СРС   Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знать: содержание учебно-методической и воспитательной работы при преподавания психологии Уметь: организовать учебно-методическую и воспитательную работу в преподавании психологии Владеть: навыками управления учебно-воспитательным процессом, приемами подготовки и проведения занятий по психологии ПОВЫШЕННЫЙ Умеетсамостоятельно организовать и провести мероприятие
ПК-11 способность к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Знать: дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Уметь: применять коррекционную, реабилитационную программу Владеть: навыками внедрения коррекционных, реабилитационных, обучающих программ в профессиональной деятельности лекции, СРС   Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знает: дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Умеет: применять коррекционную, реабилитационную программу Владеет: навыками внедрения коррекционных, реабилитационных, обучающих программ в проф. деятельности ПОВЫШЕННЫЙ: Самостоятельно составляет коррекционную и реабилитационную программу
ПК-12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества Знать: содержание основ просветительской деятельности среди населения Уметь: проводить просветительскую работу среди населения Владеть: навыками организации и управления просветительской деятельностью среди населения лекции, СРС   Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знает: содержание основ просветительской деятельности среди населения Умеет: проводить просветительскую работу среди населения Владеет: навыками организации и управления просветительской деятельностью среди населения ПОВЫШЕННЫЙ: самостоятельно составляет программу просветительской деятельности среди населения
ПК-13 способность работать с персона-лом организации для отбора кадров и оптимизации пси-хологического климата в произ-водственном процессе Знать: методы, формы, приемы работы с кадрами Уметь: проводить диагностику и составлять программу развития про-изводственных отношений Владеть: навыками анализа и оптимизации психологического климата в производственном процессе лекции, СРС   Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знает: методы, формы, приемы работы с кадрами Умеет: проводить диагностику и составлять программу развития производственных отношений Владеет: навыками анализа и оптимизации психологического климата в производственном процессе ПОВЫШЕННЫЙ: Умеет:оптимизировать не только производственные, но и межличностные отношения
ПК-14 способность реализовать психо-логические техно-логии личностного роста сотрудников и охраны здоровья Знать: современные психотехнологии лично-стного роста сотрудников и охрану их здоровья Уметь: составлять и проводить тренинги личностного и профессио-нального роста Владеть: навыками проведения тренингов личностного и профессионального роста лекции, СРС   Экзамен Защита ВКР ПОРОГОВЫЙ Знает: современные психотехнологии личностного роста сотрудников и охрану их здоровья Умеет: составлять и проводить тренинги личностного и профессионального роста Владеет: навыками проведения тренингов личностного и профессионального роста ПОВЫШЕННЫЙ: разрабатывает индиви-дуально адаптированные тренинги личностного и профессионального роста сотрудников

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет: 9 з.е. или 324 ч.

Введение в профессию

Житейская, научная и практическая психология; психология как профессия; специфика учебно-профессиональной подготовки психологов; психологи как профессиональная общность; личность профессионала; профессиональная этика психолога.

Общая психология

Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.

Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция.

Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания.

Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации.

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.

Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; сознание и мышление.

Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель.

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.

Психология личности

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности.

Психодиагностика

Психодиагностика: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизованные и нестандартизованные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.

Социальная психология

История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.

Психология труда

Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия; эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура; методы психологии труда; психологическое профессиоведение; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; развитие человека как субъекта труда; индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности; психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; профессиональные конфликты; психология безопасности в труде; история и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.

Клиническая психология

Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера приложения клинической психологии; практические задачи и функции клинических психологов; теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии; базовые категории теоретического аппарата; характеристики основных разделов клинической психологии (специализаций) и перспективы их развития; патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы; нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы; проблема мозговой локализации психических функций; восстановление нарушенных высших психических функций; психосоматическая проблема; психологические исследования в клинике соматических заболеваний; психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции; психологические проблемы аномального онтогенеза; типы нарушений психического развития; соотношение биологического и социального в природе аномалий развития; психологическое консультирование, коррекция и психотерапия; типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека; нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти; патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания; роль клинической психологии в решении общих проблем психологии; душа и тело; мозг и психика; психологическая диагностика и воздействие; личность и ее изменения и аномалии; психопатология.

Специальная психология

Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.

Психофизиология

Принципы переработки информации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).

III. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОМУ ЭКЗАМЕНУ

Вопросы, диагностирующие знания:

1. Общая характеристика психологии как науки. Предмет и задачи психологической науки. Категории и принципы психологии.

2. Методология психологии. Методы психологии. Системный подход в психологии.

3. Основные этапы развития психологии и представлений о ее предмете.

4. Культурно-историческая теория психологии.

5. Психологические учения (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм).

6. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности.

7. Сознание: определение, структура, признаки и свойства.

8. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное, бессознательное). Различные подходы к изучению неосознаваемого.

9. Понятие и класси<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.012 с.)