Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6.5. Система органов крово- и лимфообращенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эта система обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода к органам и тканям, удаление продуктов метаболизма, а также гуморальную, защитную и терморегулирующую функцию. Она состоит из жидкостей— крови и лимфы, кровеносных и лимфатических сосудов, сердца—центра сосудистой системы, органов кроветворения и иммунологической защиты—красного костного мозга, тимуса, селезенки и лимфатических узлов. Приступая к изучению этой темы, следует вспомнить о составе крови — главной функциональной части кровеносной системы и лимфы. Последняя, так же, как и кровь, состоит из плазмы и форменных элементов, главным образом лимфоцитов. Состав лимфы неодинаков, он зависит от органа, из которого она оттекает. Изучение сосудистой системы следует начинать с сердца— органа, приводящего в движение кровь и лимфу по сосудам. Пользуясь учебником и рисунками, составьте схему его строения и разберитесь, с какой камеры начинается, и в какой кончается большой и малый круг кровообращения. На схеме обозначьте клапанный аппарат и опорный скелет сердца, состоящий из фиброзных колец на границе между предсердиями и желудочками и в устьях артерий, выходящих из желудочков. Далее следует разобраться в строении стенки сердца, сосудах и нервах, обеспечивающих работу миокарда, и изучить проводящую систему, обеспечивающую ритмичность работы сердца. Приступая к изучению кровеносных сосудов, следует помнить., что они образуют замкнутую систему, состоящую из артерий, капилляров и вен. Артериями называют сосуды, по которым кровь течет от сердца, венами— сосуды, по которым кровь возвращается в сердце, капиллярами—сосуды, соединяющие на периферии артерии с венами. Комплекс капилляров, артериол и венул того или иного органа образует микро- циркуляторное русло, обеспечивающее, наряду с транспортной функцией, обмен веществ между кровью и окружающими тканями. Далее следует ознакомиться со строением стенок артерий, вен и капилляров, разобраться в их отличиях, и чем обусловлено деление артерий на эластический, переходный и мышечный типы строения. После уяснения типов ветвления артерий и их анастомозов составьте схему ветвления аорты и запомните основные сосуды, снабжающие кровью тот или иной внутренний орган, а также стенки грудной, брюшной и тазовой полостей, отделы, и звенья грудных и тазовых конечностей, голову. Лимфатическая система выполняет дренажную, защитную и кроветворную функцию. Выполняя дренажную функцию, она резорбирует из тканей коллоидные растворы белковых веществ, а из кишечника— жиры. Лимфатическая система состоит из лимфы, лимфатических сосудов и лимфатических узлов. Лимфа образуется из тканевой жидкости, выходящей из кровеносных капилляров. Тканевая жидкость, просочившаяся в слепо оканчивающиеся лимфатические капилляры, называется лимфой. Лимфатические капилляры, сливаясь, образуют более крупные приносящие лимфатические сосуды, которые, пройдя через своеобразные барьеры-фильтры—лимфатические узлы, образуют выносящие лимфатические сосуды. Последние, сливаясь, образуют два крупных лимфатических протока, впадающих в краниальную полую вену. Таким образом, избыток тканевой жидкости, проникнув в лимфатические сосуды, возвращается в кровеносное русло, проходя на своем пути лимфатические узлы. Селезенка также является своеобразным барьером-фильтром, но расположенным по ходу кровеносных сосудов. Внутри селезенки лимфатические сосуды отсутствуют. Кровеносная система селезенки не замкнута. В связи с наличием в капсуле селезенки мышечных клеток степень наполнения кровью и размер селезенки весьма изменчивы. Изменения размера, цвета и консистенции лимфатических узлов и селезенки являются одним из диагностических признаков, учитываемых при вскрытиях животных и оценке туши. В дополнение к сказанному следует уяснить, что кроветворная функция лимфатических узлов и селезенки тесно связаны с иммунологической защитой, поскольку в них происходит размножение лимфоцитов, ответственных за клеточный—(Т-лимфоциты) и гуморальный— (В-лимфоциты) иммунитет. Первично Т- и В- лимфоциты образуются в тимусе и красном костном мозге, поэтому эти органы относятся к центральным органам иммунной системы. Размножение в них Т- и В-клеток не зависит от антигенной стимуляции, как это имеет место в периферических органах. В последних происходит биологическая фильтрация жидких тканей— крови в селезенке и лимфы в лимфатических узлах. В результате чего осуществляется контакт с антигеном Т- и В-лимфоцитов этих органов и стимулируется размножение и трансформация их в иммуноциты. В заключение следует отметить, что источником всех видов форменных элементов является полипотентная стволовая клетка, которая на ранних стадиях эмбриогенеза возникает в стенке желточного мешка. Затем эти клетки мигрируют в печень, а после рождения— во все кроветворные органы. Однако, в миелоидной ткани костного мозга стволовая клетка дифференцируется в эритроциты, гранулоциты, моноциты и кровяные пластинки, а в лимфоидной ткани В- лимфоциты. В настоящее время считается, что первичным источником В- лимфоцитов у млекопитающих является красный костный мозг. Особенности кровообращения у плодов связаны с отсутствием легочного дыхания и наличием плацентарного кровообращения. Обе половины сердца у плода начинают работать одновременно, но кровь из легочной артерии идет в аорту по добавочному артериальному протоку минуя легкие. Питание и газообмен плода обеспечивается плацентой. От плода к плаценте кровь идет по двум пупочным артериям. От капиллярной сети плаценты кровь, обогащенная кислородом и питательными веществами, возвращается к плоду по левой пупочной вене через печень.
Вопросы для самопроверки 1. Классификация форменных элементов крови и роль красного костного мозга и лимфатических узлов в кроветворении. 2. Отличия в строении стенок артерий, вен и капилляров. 3. Опишите строение и топографию сердца. 4. Строение и механизм действия клапанов сердца. 5. Проводящая система сердца. Из каких частей она состоит и какова ее функция? 6. Иннервация и кровоснабжение сердца. 7. Перечислите основные сосуды, отходящие от аорты, и какие органы они снабжают. 8. Нарисуйте схему сосудов, снабжающих кровью грудную и тазовую конечность. 9. Нарисуйте схему ветвления сосудов сонной артерии у крупного рогатого скота. 10. Нарисуйте схему ветвления сосудов от брюшной аорты через кишечник и печень до каудальной полой вены. 11. Особенности кровообращения у плода (роль артериального протока, овального отверстия и сосудов пупочного канатика). 12. Строение и функция лимфатических узлов и селезенки. Корень лимфатического узла. 13. Нарисуйте схему движения лимфы от корня лимфатического узла до краниальной полой вены. 14. Какие клетки крови ответственны за выработку иммунитета и где они размножаются?
Тема 8. Нервная система Органы этой системы регулируют все функции организма, координируют работу всех органов и обеспечивают взаимосвязь организма с внешней средой. Изучение нервной системы следует начинать с повторения строения нервной ткани, нейрона, отростков нейрона, рефлекторной дуги, нервных волокон и нервов. Нервную систему принято делить на центральную, состоящую из головного и спинного мозга, и периферическую, к которой относятся все нервы, связывающие органы и ткани с центральной нервной системой. Кроме того, различают соматическую и вегетативные части нервной системы. Вегетативную нервную систему делят на симпатическую, имеющую центры в грудном и частично поясничном отделах спинного мозга, и парасимпатическую с центрами в головном и крестцовом участках спинного мозга. Характерной особенностью вегетативной нервной системы является наличие в ее рефлекторной дуге вставочного нейрона. При изучении строения спинного мозга следует нарисовать схему поперечного разреза, схему рефлекторной дуги спинного мозга; разобраться, где располагаются и какие клетки находятся в спинномозговых ганглиях, из чего состоит серое и белое вещество спинного мозга; какие нервные клетки находятся в дорзальных и вентральных рогах серого вещества. В заключение следует изучить схему образования и ветвления спинномозгового нерва, образование плечевого и пояснично-крестцового сплетения и основные нервы, иннервирующие грудную и тазовые конечности. Головной мозг делится на два отдела: большой и ромбовидный. Большой мозг, в свою очередь, подразделяется на средний, промежуточный и конечный. В состав ромбовидного мозга входит задний мозг (мозжечок и мозговой мост) и продолговатый, в который переходит спинной мозг, лежащий в позвоночном канале. От головного мозга отходят 12 пар черепномозговых нервов; надо запомнить их названия, топографию и области иннервации. Головной мозг, как и спинной мозг, состоит из серого и белого вещества. Серое вещество в мозжечке и полушариях конечного мозга образует кору. В коре больших полушарий сосредоточены высшие центры нервной деятельности. В остальных отделах головного мозга в его стволовой части серое вещество или нервные клетки входят в состав многочисленных ядер, переключающих нервные импульсы, восходящие к коре полушарий и мозжечку и нисходящие от коры на ствол и спинной мозг. При изучении строения промежуточного мозга следует уделить внимание гипоталамусу— области, расположенной под зрительными буграми, поскольку в нем расположены вегетативные центры, регулирующие температуру, кровяное давление, водный и жировой обмен. Нервносекреторные клетки гипоталамуса через гипофиз регулируют функцию эндокринных желез и связаны с центральной нервной системой. Таким образом, гипоталамус интегрирует нейрогуморальную функцию.
Вопросы для самопроверки 1. За счет, какого зародышевого листка образуется головной и спинной мозг? 2. Строение спинного мозга на поперечном разрезе. 3. Где в спинном мозге расположены клетки, отростки которых образуют дорзальные и вентральные корешки? 4. Нарисуйте и разберите схему рефлекторной дуги спинного мозга. 5. Из чего состоит серое и белое вещество спинного и головного мозга? 6. Какие части входят в состав ромбовидного мозга? Их строение, функция и топография. 7. Основные части промежуточного мозга. Строение, топография и функция гипоталамуса. 8. Строение больших полушарий и их функция. 9. Назовите чувствительные черепномозговые нервы и укажите, от каких отделов головного мозга они отходят? 10. Перечислите двигательные и смешанные черепномозговые нервы и укажите, от каких отделов головного мозга они отходят. 11. Какие оболочки имеет головной и спинной мозг и в чем их отличие? 12. Как построена вегетативная нервная система и на какие отделы она делится? 13. Симпатический отдел вегетативной нервной системы,, его ганглии, нервы. С какими отделами центральной нервной системы он связан? 14. Как образуются смешанные спинномозговые нервы и на какие ветви они делятся? 15. Какие нервы образуют плечевое сплетение и пояснично- крестцовое сплетение? 16. Дайте характеристику нервов, выходящих из плечевых и пояснично-крестцовых нервных сплетений. 17.Морфофункциональная характеристика парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
Т е м а 9. Органы чувств Органы чувств входят в состав нервной системы и являются частью того или иного анализатора. Каждый анализатор имеет три отдела: периферический (воспринимающий), средний (проводящий) и центральный (определенный отдел коры ' больших полушарий, где происходит анализ полученных раздражений). Органы чувств — это периферическая часть анализатора, в которой происходит преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс. Периферическая часть анализатора вместе с вспомогательными образованиями формирует специализированные органы — орган зрения, слуха и др. Орган зрения—глаз—представляет собой периферическую часть зрительного анализатора. Изучение глаза следует начать со знакомства со всеми его вспомогательными приспособлениями: периорбитой, веками, слезным аппаратом, мускулами глазного яблока и их иннервацией. Затем изучается строение глазного яблока, его оболочек, сред, преломляющих свет, и строение сетчатки. Сетчатка— внутренняя оболочка стенки глазного яблока—является главной функциональной частью органа зрения. При этом следует уяснить, что палочки и колбочки являются преобразованными дендритами наружного фоторецепторного слоя нервных клеток. Далее выясните, какие отростки, и какого слоя нервных клеток сетчатки образуют зрительный нерв? Ухо — периферическая часть слухового и вестибулярного анализаторов, подразделяется на наружное, среднее и внутреннее. После ознакомления со строением наружного и среднего уха разберитесь, как последнее сообщается с внутренним ухом и каким образом колебание воздуха приводит в движение перилимфу внутреннего уха. При изучении внутреннего уха следует ознакомиться, с делением его на отделы (преддверие, улитку, полукружные каналы), затем с костным лабиринтом, перилимфатическими пространствами и перепончатым лабиринтом, частью которого является кортиев орган. В заключение проследите путь движения звуковой волны от барабанной перепонки до кортиева органа. Органы вкуса и обоняния тесно связаны с языком и полостью носа, строение которых мы разобрали выше. Строение вкусовых луковиц и обонятельного эпителия усвойте самостоятельно.
Вопросы для самопроверки 1. Строение сосочков языка и вкусовых луковиц. 2. Строение органов обоняния и обонятельного эпителия. Какие отростки нервных клеток образуют обонятельный нерв? 3. Строение стенки глазного яблока. Светопреломляющие среды. 4. Гистологическое строение сетчатки. Какие отростки нервных клеток воспринимают световое раздражение? 5. Строение наружного и среднего уха. 6. Строение внутреннего уха. Кортиев орган.
Тема 10. Органы внутренней секреции Органами внутренней секреции называют железы, которые вырабатывают биологически активные вещества—гормоны, поступающие непосредственно в кровь. Гормоны разносятся кровью по всему организму, осуществляя гуморальную регуляцию обмена веществ, роста, развития половых клеток, полового диморфизма и других функций организма. Интеграция гуморальной и нервной регуляции осуществляется в гипоталамусе. Железы внутренней секреции построены по типу компактных органов. Особенностью их строения является отсутствие выводных протоков и обильное кровоснабжение. Паренхима эндокринных желез построена из эпителиальной или нервной ткани. К железам внутренней секреции относятся эпифиз, гипофиз, щитовидная и околощитовидная железа и надпочечники. Изучая строение той или иной железы, обратите внимание на топографию и механизм действия выделяемых гормонов. В заключение следует вспомнить, что в некоторых железах внутрисекреторная функция совмещается с внешнесекреторной. Такие железы называются железами смешанной секреции. К ним относятся поджелудочная железа, яичники, семенники и др.
Вопроси для самопроверки 1. Перечислите железы внутренней секреции. Укажите их топографию и функцию. 2. Строение и функция гипофиза и эпифиза. 3. Строение и функция щитовидной и околощитовидной железы. 4. Строение и функция надпочечников. 5. Перечислите железы смешанной секреции. Какие гормоны они выделяют?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.01 с.) |