Кафедра анатомии, физиологии и хирургии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра анатомии, физиологии и хирургии



Факультет биотехнологии и ветеринарной медицины

Кафедра анатомии, физиологии и хирургии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины «Морфология сельскохозяйственных животных»
и выполнению контрольных работ

Направление подготовки 110401 «Зоотехния»

Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр сельского хозяйства»

Форма обучения заочная

 

Орел 2012 год

 

Смагина Т.В. Методические рекомендации. – Орел: Изд.- во. Орел ГАУ, 2012

 

Рецензенты:

Степанов Д.В. – Заслуженный работник сельского хозяйства РФ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор ОГОУ;

Химичева С.Н. – кандидат биологических наук доцент Орел ГАУ.

 

Смагина Т.В.

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Морфология сельскохозяйственных животных» и выполнению контрольных работ студентов по направлению подготовки 110401 «Зоотехния», форма обучения заочная.

 

Курс морфологии сельскохозяйственных животных включает сведения по цитологии и гистологии, эмбриологии, анатомии, является основой для таких общеобразовательных дисциплин, как зоология, физиология, биохимия, кормление, зоогигиена, генетика, частное животноводство и др., а также теоретической базой для всех зоотехнических и ветеринарных дисциплин. Книга предназначена для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки 110401 «Зоотехния».

 

 

 

Методические рекомендации рекомендованы к изданию решением кафедры анатомии, физиологии и хирургии и методическим Советом факультета биотехнологии и ветеринарной медицины. Протокол заседания кафедры

№ _____ от ______________г.

Протокол заседания методической комиссии № _____ от__________ г.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания составлены в соответствии с учеб­ным планом заочного образования по направлению подготовки 111100.62 «Зоотехния».

Известно, что общий уровень развития сельского хозяйст­ва, в том числе и животноводства, отстает от потребностей общества. В этой связи основная стратегическая задача — до­биться надежного обеспечения населения продовольствием и промышленности — сырьем.

Морфология сельскохозяйственных животных является пер­вой фундаментальной дисциплиной, от усвоения которой за­висит успех изучения всех последующих специальных дисцип­лин. Морфология играет важную роль в различных областях зоотехнической науки. Так, строение организма и его отдель­ных органов и систем невозможно рассматривать вне связи с их функцией (физиология), а также без учета среды обита­ния и условий содержания (зоогигиена), характера и спосо­ба добывания пищи (кормление) и т. д. Отдельные разделы морфологии — цитология, эмбриология и гистология тесно связаны с такими биологическими дисциплинами, как генети­ка, зоология и биохимия.

Изучение морфологии сельскохозяйственных животных способствует развитию широкого биологического кругозора и формированию материалистического понимания живого организма. В процессе обучения студент должен овла­деть теоретическими знаниями по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии. Уметь пользоваться микроско­пом и читать гистологические препараты в объеме программы курса. В совершенстве знать общие закономерности стро­ения органов и их систем. Иметь понятие о влиянии среды обитания, характера и способа добывания пищи, защиты и других факторов на видовые особенности строения организ­мов. Овладеть навыками и приобрести знания по функцио­нальной, топографической и сравнительной морфологии.

Объем и содержание курса морфологии сельскохозяйствен­ных животных определяются потребностями зооинженера в организации и проведении производственной работы по раз­ведению, содержанию, уходу, кормлению и эксплуатации жи­вотных. Некоторые студенты полагают, что объем, и содер­жание дисциплины зависит от системы обучения — очного и заочного. Однако это неверно, поскольку для очного и заоч­ного обучения предусмотрены одна и та же программа, одни и те же учебники, а при успешном окончании института вы­дается диплом единой формы. Все это означает, что знания и ответственность в работе должны быть одинаковыми неза­висимо от системы обучения.

По учебному плану морфологию сельскохозяйственных жи­вотных студенты-заочники изучают на первом кур­се. До прибытия на лабораторно-экзаменационную сессию студенты обязаны выполнить контрольную работу. Контрольную работу следует присылать на рецензирование не позднее, чем за месяц до сессии и пройти собеседование до начала занятий. Выполненное контрольное задание может быть защищено без предварительного рецензирования.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ПРИБЫТЬ НА СЕССИЮ СО СВОИМИ ХАЛАТАМИ И ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ!

После окончания занятий на первом курсе студенты сдают зачет, а на втором — экзамен, который включает в себя весь пройденный материал.

Освоить морфологию сельскохозяйственных животных только по книгам невозможно, поэтому при самостоятельной работе, кроме учебников, необходимо изучать конкретный ма­териал: скелеты, отдельные кости, заниматься по мере воз­можности препаровкой трупов или отдельных органов. Сле­дует научиться определять границы отдельных областей гола, звеньев конечностей, суставов и расположение отдельных ор­ганов— топографию. Рекомендуется также присутствовать при разделке туш животных на убойных пунктах и по мере возможности участвовать вместе с ветеринарными врачами на патолого-анатомических вскрытиях. Следует помнить, что самостоятельное вскрытие трупов без соответствующих усло­вий и разрешения ветеринарных работников недопустимо. Используйте также наглядные учебные пособия и препараты, имеющиеся в техникумах или школах. Письменные или уст­ные консультации можно получить на кафедре института. Кроме того, обращайтесь за консультациями и помощью к ве­теринарным врачам и другим, более опытным товарищам по работе.

При пользовании учебниками, кроме текста, обращайте должное внимание на рисунки и обозначения к ним, а так­же на специальную морфологическую терминологию.

 

Тема 1. Цитология

Цитология — наука о развитии, строении и жизнедеятель­ности клеток. Приступая к ее изучению, следует обратить внимание на основоположников клеточной теории и роль оте­чественных исследователей (П. Ф. Горянинов, К. М. Бер, И. И. Мечников и др.). Далее следует дать определение клет­ки и понять основные принципы клеточной организации. Хо­тя в учебниках имеются некоторые различия в определении клетки, но суть их в том, что клетка — основная структур­ная и функциональная единица организма. Клетка представ­ляет собой живую систему, состоящую из двух важнейших, неразрывно связанных частей — цитоплазмы и ядра. Основ­ные принципы клеточной теории состоят в том, что клетка является основой строения, развития и жизнедеятельности всех растительных и животных многоклеточных организмов, населяющих нашу планету. Основа структурной организации клетки — клеточная мембрана, которая ограничивает клетку от внешней для нее среды, ядро от цитоплазмы. Последняя буквально начинена мембранами, из нее построены большин­ство внутриклеточных структур — органелл. Поэтому следует разобраться в строении биологической мембраны и понять, что мембрана — не пассивная перегородка, а сложная моле­кулярная машина, через которую осуществляется обмен ве­ществ. Это своеобразный биохимический насос, катализаторы химических реакций, детекторы света, запаха и т. д. Естест­венно, при нарушении функции биологической мембраны клетка погибает. Изучите в учебнике рисунок субмикроскопического строения клетки и представленную схему и разбе­ритесь в них.

Обратите внимание на строение и функцию органоидов, состав и назначение включений и в чем принципиальное раз­личие между ними. Далее переходите к изучению ядра. Най­дите отличия в строении и функции ядерной оболочки от оболочки клетки. Изучите строения и химический состав хро­мосом и дайте определение, что такое кариотип. После этого переходите к митозу — наиболее распространенному полно­ценному способу деления клетки. Разберитесь, в какой пе­риод жизнедеятельности клетки происходит редупликация мо­лекулы ДНК и удвоение хроматид (хромосом). Далее изу­чите фазы митоза.

Продолжительность жизни различных видов клеток неоди­накова и в сложном многоклеточном организме происходит постоянная смена клеток. В некоторых случаях смена идет довольно быстро. Например, эпителиальные клетки слизистой оболочки желудка у человека сменяются каждые трое суток. Некоторые клетки (костные, хрящевые, эритроциты), закончив свое развитие, полностью теряют способность к размножению, а нейроны (нервные клетки) прекращают размножаться на ранней стадии развития организма. В заключение определите роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение: что такое клетка?

2. Основные принципы клеточной организации.

3. Размер и форма клеток. От чего они зависят?

4. Какие клетки в организме млекопитающих не имеют ядер?

5 Строение н функция органоидов.

6. Строение и функция ядра.

7. Состав и назначение включений. Их отличия от органо­идов.

8. Строение и функция хромосом. Понятие о кариотипе.

9. В какой период жизнедеятельности клеток происходит редупликация ДНК?

10. Какие изменения происходят при митозе? Стадии ми­тоза.


Клетка

       
   
 

 

 


Цитоплазма Ядро

       
   
 

 


I.Клеточная оболочка II.Органоиды III.Включения IV.Гиалоплазма 1.Ядерная мембрана

(цитолемма, плазмалемма) 1. Трофические (кариолемма)

2. Секреторные 2.Хроматин

3. Экскреторные (хромасомы)

4. Пигментные 3. Ядрышко

4. Ядерный сок

 

 

 
 

 

 


А. Органоиды общего значения Б. Органоиды специальные

1. Цитоплазматическая сеть 1. Миофибриллы

2. Рибосомы 2. Нейрофибриллы

3. Митохондрии 3. Тонофибриллы

4. Пластинчатый комплекс 4. Реснички

5. Центросома 5. Микроворсинки

6. Лизосомы 6. Синаптические пузырьки

 

 


Тема 2. Эмбриология

 

Эмбриология — наука о развитии зародыша. Эмбриональ­ное развитие домашних животных убедительно подтвержда­ет эволюционную теорию Дарвина и является прекрасной иллюстрацией основных законов диалектического материализма: развитие как переход количественных изменений в качественные и развитие как борьба противоположностей. Приступая к изучению этой темы, следует уяснить понятие онтогенеза и филогенеза, а также обратить внимание на вклад отечественных исследователей (К. М. Бер, А. О. Ковалевский, И. И. Мечников и др.). Эмбриональное развитие или эмбриогенез необходимо начинать с изучения развития половых клеток (гаметогенез). При этом следует помнить, что зрелые половые клетки (гаметы) в отличие от остальных кле­ток содержат половинный (гаплоидный) набор хромосом. После оплодотворения образуется зигота и восстанавливает­ся обычный диплоидный набор хромосом. Биологический смысл оплодотворения состоит в том, что благодаря слиянию половых клеток двух различных организмов, имеющих раз личную наследственную информацию, повышается жизнен­ность зиготы и новой особи. Поэтому жизнеспособность осо­би будет тем выше, чем меньше сходства имеют ее родители. Этим и объясняется вред родственного разведения и практи­ческие выгоды в подборе неродственных родителей для раз­ведения сельскохозяйственных животных.

В некоторых случаях яйцеклетка может развиваться без оплодотворения, что называется девственным размножением, или партеногенезом. Так, некоторые рыбы могут развивать­ся с помощью партеногенеза. У пчел матка откладывает как оплодотворенные, так и неоплодотворенные яйца. Из первых развиваются рабочие пчелы и матки, а из вторых — трутни.

Своеобразные отношения встречаются в случаях так назы­ваемого гиногенеза и андрогенеза. При гиногенезе проник­ший в яйцо спермий гибнет, но стимулирует развитие по ма­теринскому типу. Примером андрогенеза могут служить опы­ты Астаурова на шелкопряде, в которых ядро яйцевой клет­ки уничтожалось нагреванием или рентгеном и диплоидное зиготное ядро образовывалось за счет слияния ядер двух спермиев из числа проникших в яйцо — развитие шло по отцов­скому типу.

В некоторых случаях из одной зиготы может развиваться не одна, а две или более особей. Так возникают однояйцо­вые близнецы, которые всегда будут одного пола и сходны между собой, т. к. имеют одну и ту же наследственную ин­формацию.

В целях интенсивного использования генетического потен­циала высокопродуктивных животных в настоящее время ши­роко используют биотехнический метод — множественную овуляцию, с последующим искусственным осеменением доно­ров и трансплантацией эмбрионов (зигот).

В эмбриональном развитии животных благодаря их родст­ву имеются некоторые принципиально сходные черты, а имен­но: образование зиготы, дробление, формирование зароды­шевых листков, дифференцировка зародышевых листков, при­водящая к образованию тканей и органов.

Тип дробления зиготы тесно связан с количеством и раз­мещением желтка в яйцеклетке. Он достаточно полно изло­жен в учебнике. Дробление зиготы происходит путем мито­тического деления, но дочерние клетки не достигают величи­ны материнской. В результате дробления образуется либо бластула, либо морула. Морула — ранняя стадия эмбриональ­ного развития млекопитающих, когда зародыш имеет вид шара, состоящего из плотно прилегающих друг к другу клеток. Если в центре зародыша образуется полость, то такой зародыш называется бластулой. Типичная бластула развива­ется у хордовых животных.

Следующая стадия эмбрионального развития называется гаструляцией (образование зародышевых листков). У живот­ных, эмбриональное развитие которых происходит через блас­тулу, гаструляция осуществляется путем впячивания (инва­гинации). У птиц и млекопитающих гаструляция осуществля­ется путем расслоения (деляминации) клеток зародышевого узелка. Так образуется двухслойный зародыш или гаструла, наружный зародышевый листок которого называется экто­дермой, внутренний — энтодермой. Между ними образуется третий зародышевый листок — мезодерма.

В процессе дифференцировки зародышевых листков из эктодермы у всех животных образуется нервная ткань и эпи­телий кожи и его производные: сальные, потовые и молоч­ные железы, рога, копыта, волос, шерсть, пух, перо, чешуя и органы чувств. Из энтодермы образуется эпителий слизистой оболочки трубкообразных органов пищеварения, дыхания, спе­цифическая железистая ткань пристенных и застенных желез перечисленных органов, а также некоторых желез внутрен­ней секреции. Из мезодермы образуется первичная зароды­шевая ткань — мезенхима, а из нее вся группа опорно-тро­фической ткани и гладкая мышечная ткань. Кроме того, из мезодермы развивается скелет, поперечно-полосатая мышеч­ная ткань, дерма кожи, эпителий мочеполовых органов (поч­ки, семенники, яичники) и серозных оболочек.

При изучении органогенеза следует помнить, что каждый орган является производным нескольких групп тканей, а каж­дая группа ткани развивается из определенных зародышевых листков. Так, различные виды эпителиальной ткани происхо­дят из всех трех зародышевых листков, опорно-трофические и мышечные ткани развиваются из мезодермы, нервная ткань — из эктодермы. Эпителиальные, опорно-трофические, мышечные и нервная ткани образуют органы, из которых по­строены системы организма. Таким образом, гистологическое строение и, следовательно, функция каждого органа обуслов­лены составом его тканей.

Для того чтобы легче разобраться в ранних стадиях раз­вития зародыша и зародышевых листков, следует сначала ознакомиться с более простой схемой развития ланцетника, с характерным для него полным равномерным дроблением, образованием типичной бластулы и гаструлы, а также за­кладкой нервной трубки, хорды и вторичной полости тела.

Затем следует обратить внимание на особенности дробле­ния яйца птиц и схему развития плодных оболочек — желточ­ного мешка, амниона, аллантоиса и серозной оболочки. После этого легче понять особенности ранних стадий развития мле­копитающих, для которых характерен, в связи с плацентар­ным питанием, мелкий размер яиц, полное не совсем равно­мерное дробление и весьма раннее обособление трофобласта до сформирования самого зародыша. Бластомеры, клетки, образующиеся на ранней стадии дробления зиготы, не оди­наковы. Одни из них темные и крупные — дают начало эмбриобласту, другие светлые и мелкие — дают начало трофобласту. Трофобласт обрастает эмбриобласт и образуется вто­ричная полость, расположенная вне тела зародыша. Функ­цией его является питание зародыша за счет выделяемого слизистой оболочки матки секрета маточного молочка. Эм­бриобласт является собственно зародышем или.зародышевым узелком.

Как и у птиц, у млекопитающих развитие плодных оболо­чек начинается с образования двух складок — туловищной и амниотической. Туловищная складка отделяет зародышевую часть от незародышевой, смыкая зародышевую энтодерму в кишечную трубку. Внезародышевая энтодерма входит в сос­тав желточного мешка, который протоком остается связан­ным с кишечной трубкой. Амниотическая складка имеет два склона: внутренний и наружный. Поднимаясь над зародышем и срастаясь, из нее образуется две плодные оболочки — ам­нион и хорион. Хорион млекопитающих отличается от сероз­ной оболочки птиц наличием на ее поверхности ворсинок, ко­торые, внедряясь в слизистую оболочку матки, участвуют в образовании плаценты. Аллантоис появляется, как у птиц, в виде выпячивания вентральной стенки задней кишки. В нем сильно разрастаются кровеносные сосуды. Аллантоис, сраста­ясь с хорионом, образует аллантохорион — наружную плод­ную оболочку; срастаясь с амнионом, образует аллантоамнион — внутреннюю плодную оболочку.

Далее следует переходить к изучению типов плацент у разных видов животных. В основе классификации плацент лежит размещение ворсинок на аллантохорионе плода и глу­бина внедрения ворсинок в слизистую оболочку матки. При этом следует уяснить, что эти признаки взаимосвязаны.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Гаметогенез. Отличия сперматогенеза и овогенеза на стадиях размножения, роста и созревания.

2. Развитие спермия (сперматогенез).

3. Развитие яйцеклетки (овогенез). Значение направитель­ных телец.

4. Сущность оплодотворения.

5. Типы дробления яиц.

6. Возможно ли развитие зародыша без оплодотворения?

7. Что такое однояйцевые близнецы?

8. Что такое гаструляция? Ее отличия у ланцетника, птиц и млекопитающих.

9. Зародышевые листки и их дифференцировка.

10. Как образуются плодные оболочки? Их роль.

11. Особенности дробления и ранних стадий развития у млекопитающих.

12. Укажите сходные черты эмбриогенеза ланцетника, птиц и млекопитающих.

13. Чем отличается плацента у различных видов живот­ных?

 

 

Тема 3. Общая гистология

 

Гистология — учение о тканях. Прежде всего следует уяс­нить, что тканью называют систему клеток и неклеточных структур, сходных по строению, имеющих общее происхож­дение и выполняющих в организме одну из ведущих функций: пограничность, внутренний обмен, движение и возбудимость. На этом основании выделяют четыре группы (типа) ткани: эпителиальные, опорно-трофические, мышечные и нервную. Указанные ткани образуют органы, из которых построены системы организма. Таким образом, гистологическое строе­ние в, следовательно, функция каждого органа обусловлены составом его тканей. При изучении той или иной группы или вида ткани следует уточнить: происхождение, строение, функ­цию, классификацию, в каких органах она встречается и ка­кова ее роль в данном органе — ведущая или вспомогатель­ная.

 

Эпителий. Различные виды эпителиальной ткани происхо­дят из всех трех зародышевых листков. Построен эпителий только из клеток. Он всегда находится на границе между внешней я внутренней средой, что и обусловливает его строение (апикальный и базальный полюс) и функцию (защит­ная). Через эпителий осуществляются начальные и конечные этапы обмена веществ (всасывание и выделение). Кроме то­го, он обладает секреторной функцией. Поэтому ему принад­лежит ведущая функция во всех железах внешней секреции. В основе классификации этой ткани лежит морфологический принцип. В организме животных эпителиальная ткань широ­ко распространена. В большинстве органов, где он встреча­ется, ему принадлежит ведущая функция. Поэтому следует четко помнить какой вид эпителия встречается в том или ином органе, так как это тесно связано с функцией данного органа.

Опорно-трофические ткани. В отличие от эпителия эти ткани имеют единый источник происхождения (мезенхима). Они никогда не соприкасаются с внешней средой, поэтому их еще называют тканями внутренней среды. Общим морфоло­гическим признаком всех разновидностей этой группы явля­ется то, что в состав ее входят не только клетки, но и меж­клеточное вещество, которое преобладает над клетками. В эту группу входит самое большое количество видов тканей, различных по внешнему виду и консистенции, но их объеди­няет происхождение, расположение и состав. Классификация этой группы тканей основывается на выполняемой функции. В группе выделяют четыре подгруппы, выполняющие:

 

1) специальные функции—мезенхима, ретикулярная ткань,, эндотелий;

2) преимущественно трофическую и защитную—кровь и: лимфа;

3) смешанную функцию (трофику, защиту и опору) — рыхлая соединительная и жировая ткани;

5) опорную функцию—плотная соединительная, хрящевая: и костные ткани.

 

Мезенхима—зародышевая ткань, является родоначальни­цей всех видов опорно-трофических тканей. Она существует только у зародыша.

 

Ретикулярная ткань—кроветворная. Она широко распро­странена в организме, но особенно богаты ею кроветворные органы: селезенка, красный костный мозг, тимус, лимфати­ческие узлы, миндалины, солитарные фолликулы, пейеровы бляшки и т. д.

 

Эндотелий—близок к ретикулярной ткани, с которой объ­единяется в ретикуло-эндотелиальную систему. Он выстилает просвет кровеносных и лимфатических сосудов, полости сердца. Обладает противосвертывающим и фагоцитарными свойствами.

 

Кровь, как и все ткани внутренней среды, развивается из мезенхимы и ее состав сходен:

 

 

Кровь

 

Форменные элементы (клетки) Плазма (межклеточная жидкость)

 

 

Эритроциты Лейкоциты Кровяные пластики

 

зернистые незернистые

 

 
 

 


лимфоциты моноциты

 

 

 
 

 


базофилы эозинофилы нейтрофилы

 

Изучая кровь, обратите внимание на количество тех или иных видов клеток, где они образуются и разрушаются, какова их роль в организме.

Рыхлая соединительная ткань—типичный представитель всей группы; поняв и усвоив ее строение и функцию, легче будет разобраться с остальными видами тканей. Это самая вездесущая ткань, практически нет органа, где бы она ни присутствовала. В большинстве случаев она образует их остов (каркас), проводник кровеносных сосудов и нервов, а ее клетки, помимо того, что вырабатывают межклеточное вещество, выполняют защитную функцию. Межклеточное вещество не только в соединительной, но и в других видах ткани неоднородно. Оно состоит из аморфного вещества и волокон. К последним относятся коллагеновые, эластические и ретикуляр­ные. Клеточный состав ее разнообразен, и он может резко меняться в зависимости от вида воспалительной реакции и ее фазы. Основными клетками ткани являются: фибробласты — молодые клетки, вырабатывающие межклеточное вещество; фиброциты — старые тупиковые клетки и гистиоциты - макрофаги. Окончания-бласты и -циты имеют место и в на­званиях клеток хрящевой и костной ткани, по сути выполня­ющих те же функции.

 

Различие функций рыхлой и плотной соединительной ткани тесно связано с процентным соотношением элементов, входящих в состав этих видов тканей, а оно примерно таково:

 

№ п.п. Вид ткани Состав ткани, %
клетки волокна аморфное в-во
  Рыхлая соединительная ткань      
  Плотная соединительная ткань      

 

 

Далее следует уяснить виды плотной соединительной ткани, и в каких органах она встречается.

Приступая к изучению хрящевой и костной ткани, следу­ет напомнить, что опорная функция их не столько связана с волокнами, сколько с аморфным веществом. Последняя про­питывается минеральными солями (костная ткань), либо сос­тоит из глюкозоамингликанов и протеогликанов (хрящевая ткань). Далее обратите внимание на особенности строения хрящевой ткани, виды, их отличия и где они встречаются.

При изучении костной ткани рассмотрите клеточный сос­тав, виды и строения костных пластинок. Обратите внимание на состав и строение остеона, и вокруг чего он формируется. Далее переходите к развитию трубчатой кости. Какие три стадии проходит кость в своем развитии, и в какой период онтогенеза? Уясните различия кости как органа от костной ткани. Какие ткани, кроме костной, входят в состав кости. Выясните роль надкостницы и красного костного мозга.

Мышечные ткани характеризуются способностью активно сокращаться, благодаря наличию в их клетках и волокнах специального органоида сокращения — миофибрилл. По осо­бенностям строения, сокращения, локализации и иннервации различают гладкую, поперечно-полосатую и сердечную мы­шечные ткани.

Гладкая мышечная ткань встречается в стенках различ­ных трубкообразных органов и кровеносных сосудов, состо­ит из клеток веретеновидной формы. Сокращаются эти клет­ки медленно и непроизвольно, энергию затрачивают только при сокращении, поэтому практически неутомимы. Иннерви­руются вегетативной нервной системой.

Поперечно-полосатая (скелетная) мышечная ткань состо­ит из крупных мышечных волокон, видимых невооруженным глазом. Поперечная исчерченность этих волокон связана со строением и химическим составом миофибрилл. Сокращаются они с большой скоростью и силой, но быстро утомляются. Иннервация обеспечивается отростками двигательных нервных клеток вентральных рогов спинного мозга и ядер сером вещества головного мозга. Кроме строения поперечно-полосатых мышечных волокон, обратите внимание на связь их с cvхожилиями и сухожилий с костями. Мышца как орган представляет комплекс пучков мышечных волокон, связанна между собой соединительной тканью, которая одновременно является проводником кровеносных сосудов и нервов. Расположены мышечные волокна в определенном порядке в соот­ветствии с направлением сокращения.

Сердечная мышечная ткань состоит из ветвящихся мы­шечных волокон, образующих сеть, в петлях которой нахо­дится соединительная ткань и большое количество кровенос­ных сосудов. По типу сокращения эти волокна сходны со ске­летной мускулатурой, но сокращения их непроизвольны.

Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) и клеток нейроглии. Нейрон — основная структурная и функци­ональная единица нервной ткани, характеризуется тремя осо­бенностями:

1. Он представляет собой сложный центр по переработке информации.

2. Кроме тела, он имеет отростки: дендриты (антенны), собирающие информацию и аксон (провод), по которому об­работанная информация в виде нервного импульса передает­ся следующим нейронам или рабочим органам. Нейрон имеет лишь один «выход» — аксон (нейрит), но «входов»—дендри- тов, связывающих его с другими нервными клетками или ор­ганами чувств, может быть много.

Нейроны не способны восстанавливаться.

Эти свойства характерны всем нервным клеткам, но есть я отличия. Так, нейроны различны по выполняемой функции и количеству отростков, в чем Вам следует разобраться. Нерв­ные клетки своими отростками, соединяясь между собой по­средством синапсов (контактов), образуют цепь нейронов, или рефлекторную дугу. Следовательно, рефлекторная дуга представляет путь, по которому проходит нервный импульс, от органа чувств до центральной нервной системы и от нее до рабочего органа (мышца, железа). Форма нейронов весь­ма разнообразна и является характерной для определенных участков нервной системы.

Проводящие пути (белое вещество головного и спинного дозга) и нервы состоят из нервных волокон, представляющих собой отростки нервных клеток, с их оболочками. Нервные волокна по строению оболочек делятся на мякотные и безмякотные. Нервные волокна, объединяясь, друг с другом соеди­нительной тканью, образуют нервы. Необходимо четко пред­ставлять различия между отростками нервных клеток, волок­нами и нервами и как перечисленные структуры подразделяются. Нейроглия изолирует друг от друга нервные клетки в; сером веществе центральной нервной системы, участвует так­же Ви образовании оболочек нервных волокон и нервных окон­чаний. Она выполняет трофическую, опорную и защитную, функции.

 

Вопросы для самопроверки

1. Основные группы тканей.

2. Строение, функция и классификация эпителиальных: тканей.

3. Виды эпителия, и в каких органах они встречаются.

4. Состав крови. Где образуются и разрушаются форменные элементы крови?

5. Лейкоцитарная формула и ее различия у лошади, коровы и курицы.

6. Чем отличается рыхлая и плотная соединительная ткань?

7. Строение и виды хрящевой ткани.

8. Виды костной ткани и их отличия.

9. Виды мышечной ткани и их отличие.

10. Как подразделяются нервные клетки по функции и ко­личеству отростков?

11. Нарисуйте схему рефлекторной дуги. Способы соедине­ния нервных клеток.

12. Виды отростков нервных клеток и их отличие от нерв­ных волокон и нервов.

 

 

АНАТОМИЯ

Вопросы для самопроверки

1. Какими плоскостями пользуются при изучении тела жи­вотных? Перечислите анатомические термины, связанные с применением этих плоскостей.

2. Укажите характерные признаки позвонков шейного, грудного и поясничного отделов.

3. Перечислите все отделы и звенья осевого и перифери­ческого скелета.

4. Как соединяются ребра с позвонками и грудной костью у птиц и млекопитающих?

5. Отличия в строении кисти и стопы крупных жвачных, свиньи, лошади, собаки и птиц.

6. Укажите отличия в строении плечевого и тазового поя­са у птиц и млекопитающих.

7. Какие кости образуют твердое небо и скуловую дугу?

8. Укажите отличия в строении черепа коровы, овцы,, свиньи, лошади и собаки.

9. Приведите примеры всех видов соединения костей и дай­те классификацию суставов (по строению и движению).

10. Сгибатели и разгибатели позвоночного столба.

11. Какие мышцы относятся к группе жевательных? Места их прикрепления и действие.

12. Какие мышцы соединяют переднюю конечность с туловищем? Места их прикрепления.

13. Места прикрепления мышц (сгибателей и разгибате­лей) запястного и пальцевых суставов.

14. Перечислите сгибатели и разгибатели тазобедренного «сустава.

15. Локтевой сустав и мышцы, действующие на него.

16. Коленный сустав и мышцы, действующие на него.

17. На какие суставы действует двуглавая мышца бедра?

18. Укажите способ опоры конечностей о землю у медведя, собаки, коровы и птиц.

19. Мышцы, действующие на заплюсневый и пальцевые суставы.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Отличия в строении эпидермиса на открытых частях те­ла и защищенных густым волосом.

2. Из какого эпителия образуются различные роговые об­разования?

3. Из какой ткани, и каких слоев состоит дерма?

4. Отличия в способе образования секрета сальными и потовыми железами.

5. Перечислите производные кожи у птиц.

6. Отчего зависит цвет кожи и волос?

7. Как происходит закладка, рост и смена волоса?

8. Приведите примеры волос, различных по строению. Я

9. Разберите строение вымени коровы (железистая ткань выводные протоки, сосок и молочная цистерна, связка выме­ни и особенности его кровоснабжения).

10. Форма вымени и сосков.

11. За счет чего образуется копытная глазурь, трубчатый и листочковый рог копытной стенки?

12. Значения белой линии подошвы копыта лошади при ковке.

13. Строение рогов жвачных и оленей.

14. Виды и строение перьев у птиц.

 

Тема 6.Спланхнология

Прежде чем приступить к изучению внутренних органов, надо хорошо ознакомиться с принципом их строения. В сос­тав органов всегда входит несколько тканей, которые распо­лагаются не беспорядочно, а образуют сложную и закономер­ную структуру, соответствующую функции органа. Располо­жение, форма, происхождение и развитие органов даже од­ной и той же системы иногда значительно отличаются. Так, например, зубы, кишечник, печень хотя и относятся к систе­ме органов пищеварения, но насколько они различаются меж­ду собой! Однако в строении различных органов есть и не­которые общие закономерности. Так, ткани, составляющие орган в функциональном отношении, разделяются на две груп­пы: одни выполняют главную, другие — опорную функцию и являются проводниками сосудов, нервов и выводных прото­ков. По характеру расположения этих тканей различают ком­пактные и трубкообразные органы.

В компактных органах главную функцию выполняет парен­хима, организованная специфическая ткань, чаще всего это эпителий (печень, почки, железы и т. д.), строма составляет остов (каркас) органа и образована рыхлой соединительной тканью.

Стенка каждого трубкообразного органа состоит из трех оболочек: слизистой, мышечной и серозной, или адвентиции. Изучая строение трубкообразного органа, следует обратить внимание, что наибольшим изменениям подвержена слизис­тая оболочка, и в частности, ее эпителиальный слой, так как слизистая оболочка в разных органах соприкасается с раз­личными факторами внешней среды: в пищеварительном трак­те с пищевой массой, в респираторном — с воздухом, моче­выделительном — с мочой и т. д. Все это оказывает влияние на строение эпителиального слоя. Даже в различных отрез­ках пищеварительного тракта строение слизистой оболочки и ее эпителиального слоя неодинаково, что зависит от харак­тера пищевой массы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.148 с.)