Проба с дополнительными нагрузками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проба с дополнительными нагрузками



Смысл этой пробы состоит в сравнительной оценке реакций организма спортсмена на стандартную нагрузку до и после тренировки. В качестве такой дополнительной к тренировке нагрузки может быть физическая нагрузка, если ее можно дозировать (стандартизировать). Реакция организма на нее оценивается обычно по показателям ЧСС и АД.

Проба с дополнительными нагрузками применяется в двух вариан­тах: с неспецифическими и специфическими упражнениями. Проводится она непосредственно перед тренировкой и через 10-20 минут после нее.

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов

Современное производство с его механизацией и автоматизацией производственных процессов характеризуется не только уменьшением удельного веса физического труда, но и иным ритмом труда, повышени­ем его сложности и интенсивности. Это неизбежно требует значительно большего напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации и культуры движений, высокой концентрации вни­мания от рабочих и специалистов.

Становится все более актуальным научно и методически обоснованное применение физической культуры и спорта в процессе подготовки работников народного хозяйства к конкретным видам труда, поэтому изыскание новых научно обоснованных форм, средств и методов физического воспитания, соответствующих требованиям научно-технического прогресса, условиям труда и социальной жизни является в настоящее время важнейшей задачей теории и практики физического движения.

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением ставится задача – вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением сов­ременных методов организации учебно-воспитательного процесса, обес­печивающих использование ими полученных знаний и умений в практичес­кой работе или научных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособностимолодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и ор­ганизованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профес­сиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобрета­ет не только личное, но и социально-экономическое значение.

Реализация ППФП в системе физического воспитания студентов сопряжена с рядом трудностей, основная из которых – существенные различия в условиях и характере труда представителей многочисленных специаль­ностей и специализаций на производстве, а отсюда – необходимость различного содержания этого раздела программы физического воспитания для студентов какого факультета. Вот почему программа рекомендует конкретное содержание ППФП студентов разрабатывать кафедрам физичес­кого воспитания совместно с профилирующими кафедрами вузов.

Основная öåëüфизического воспитания – воспитание всесторонне развитого человека для производительного труда и защиты Родины. В соответствии с этой целью были сформулированы и наиболее общие задачи физического воспитания в нашей стране: гармоническое развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование способностей; укрепление здоровья; обеспечение творческого долголетия; формирование и приобретение жизненно важных двигательных умений, навыков и специальных знаний; воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности; содействие развитию интелекта.

Эти теоретические положения являются идеологической и научно-методической основой системы физического воспитания, имеющей свои взаимосвязанные общие принципы: принцип связи физического воспита­ния с трудовой и военной практикой («принцип прикладности»); принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленнос­ти физического воспитания.

В настоящее время прикладная направленность в физическом воспитании реализуется не только через систему нормативов и требований, заложенных в программу вузов, но и через специальную физическую подготовку к профессиональной или военной деятельности, вошедшей в теорию физическо­го воспитания под названием профессионально-прикладная физическая подготовка.

Существенное уменьшение доли простого физического труда и увели­чение доли умственного труда не снижает требований к физической под­готовленности работников, так как технический прогресс еще более заостряет проблему надежности человека в системе производства. Эта проблема ставит и новые задачи в области физической подготовки моло­дежи к конкретным видам профессиональной деятельности, заставляет об­ратить внимание на обеспечение функциональной подготовленности ее для работы в сфере современного производства.

В то же время социально-экономические последствия современной на­учно-технической революции во многих отношениях противоречивы и их нельзя рассматривать односторонне. Дело в том, чточем дальше развивается научно-техническая революция, тем больше человека окружает как на производстве, так и вне его искусственная техническая среда, которая оказывает постоянно усиливающееся и не всегда благоприятное вли­яние на его жизнедеятельность.

Рассматривая проблему борьбы с негативными сторонами современного этапа научно-технического прогресса, которые особенно отрицательно сказываются на здоровье и жизнедеятельности человека, медики и биологи обращают внимание на детренированность организма людей из-за недостат­ка двигательной активности, на проблему эмоционального состояния че­ловека в его повседневной трудовой деятельности, на неблагоприятное воздействие внешней среды.

Объясняется это во многом тем, что в настоящее время физиологическая адаптация человека не в состоянии поспевать за ускоряющимся темпом и изменяющимися условиями жизни, прог­рессом производства, объемом поступающей информации, последствиями урбанизации и т.п. Отсюда повышенное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, которые, как известно, являются причинами снижения работоспособности человека и возникновения заболеваний. Кроме того, чем больше механизируется труд представителей современных профессий, тем меньше становится общий объем их двигательной активности в течение рабочего дня, а дарованный техническим прогрессом комфорт вносит коррективы и в досуг, делая его слишком пассивным. Недостаточная физическая подготовленность будущихспециалистов для выполнения всего комплекса профессиональных видов работ может привести к различным неблагоприятным ситуациям. Гораздо чаще это проявляется в ограничении использования таких выпускников вузов по специальности или в их недостаточной профессиональной отдаче, что приводит к определенным экономическим и моральным издержкам в подготовке специалистов. Таким образом, проблема повышения экономической эффективности подготовки специалистов высшей квалификации имеет определенную связь с проблемой ППФП студентов. Эта связь можетбыть определена более четко при проведении направленных исследований, вскрывающих причины и экономические издержки прекращения работы по специальности некоторой части выпускников вузов.

Влияние прогресса общественного производства и эволюции тру­да на общую направленность и содержание ППФП.

В настоящее время во многих профессиях сочетаются элементы физического и умственного труда при постоянн­ом повышении удельного веса последнего, но при сохранении относи­тельной самостоятельности того и другого. Постепенно сокращается сфера применения тяжелого и однообразного труда и увеличивается доля интеллектуальных условий.

Труд представителей ряда профессий будучи непосредственно материально производительным может уже рассмат­риваться как облегченный физический труд, насыщенный сложными и объемными функциями умственного труда. В процессе труда возросла роль коллективных действий. Предполагается, что в будущем большое распространение получат «серединные» формы труда, когда расход энер­гии на умственный и физический труд будет приблизительно одинаков. При определении общей направленности и содержания ППФП специалис­тов различных профессиональных групп важно учитывать,÷òîсовершенствование общественного производства является постоянным и не­прерывным процессом, определяющим основные направления эволюции труда. В свою очередь, эволюция труда оказывает решающее влияние на изменение содержания профессиограмм отдельных специальностей, а также на принципиальную направленность и содержание ППФП кадров.

Влияние изменения места и функциональной роли человека в современном производственном процессе на общую направленность и со­держание ППФП.

В современном производственном процессе человек все реже не­посредственно воздействует на предмет труда, а чаще связан с последним через сложную систему энергетического и контрольно-управляющего комплекса. Это позволяет строить технологический процесс с использованием сверхвысоких и сверхнизких давлений и температур, химических воздействий, радиации и других мощных факторов, не совмес­тимых с участием человека как биологического организма. В этом случае человек как бы ста­новится «над» производственным процессом, но его значение в про­изводстве еще более возрастает, так как объектом непосредственных трудовых усилий работника становится разумное использование и со­вершенствование машин и автоматических систем. Все это качествен­но изменяет структуру трудовых усилий и функциональной роли че­ловека в современном производственном процессе – центр тяжести с мускульно-физических нагрузок переносится на его умственно-психическую деятельность; возрастают требования к чувствительно-двигательной деятельности работника, особенно в отношении внимательности, быстроты и точности реакции.

ППФП и проблема повышения производительности и интенсив­ности труда.

В процессе производства участвует огромная масса овещест­вленного труда (комплекс ЭВМ итому подобное). Каждая минута потери времени вследствие пониженной работоспособности или из-за не­достаточной двигательной подготовленности, например, оператора существенно снижает и общественную производительность труда. В этом плане немаловажное значение имеет внедрение физической культуры в режим труда и отдыха на производстве. У занимающихся физической культурой и спортом уровень функцио­нальных возможностей, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Кроме того, они обладают более быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и эконо­мичности рабочих движений.

Рассматривая проблему ППФП студентов в связи с научной орга­низацией их будущего труда, следует учитывать, что все задачи НОТ могут быть сгруппированы следующим образом: экономические задачи – обеспечивание экономии и рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, прежде всего, через экономию живого труда; психофизиологические задачи – создание на производстве благоприятных условий для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы, для сохранения здоровья и работоспособности трудящихся; обеспечение условий для постоянного роста культурно-техническо­го уровня работников, всестороннего и гармонического их развития, всемерного повышения степени привлекательности труда и превращения его в первую жизненную потребность.

Представленные группы задач реализуются через основные направления НОТ, в которых место и роль ППФП далеко не одинако­вы. Наиболее существенное значение ППФП имеет при разработке таких направлений НОТ, какими являются подготовка и повышение квалификации кадров и рационализация приемов и методов труда.

Следующими направлениями НОТ, с которыми ППФП специалистов имеет тесную и непосредственную связь, являются улучшение усло­вий труда на производстве и рационализация режимов труда и отды­ха. Условия включают в себя продолжительность рабочего времени, напряженность труда, комфортность производственной среды, а так­же предполагают учет требований служб охраны труда и техники безопасности. Следует отметить, что НОТ должна определять так­же и принципы организации внерабочего времени и отдыха работни­ковкак источника воспроизводства затраченной энергии в ходе тру­дового процесса. При этом важно учитывать неодинаковую структуру внерабочего и свободного времени у мужчин и женщин людей разного возраста, у рабочих и служащих в разные дни недели, месяца, сезона года, а следовательно, различные возможности использования средств физической культуры в качестве активного отдыха в свободное время.

При совершенствовании форм разделения и кооперации тру­да на предприятиях исследования, направленные на выяснение со­держания ППФП специалистов, могут способствовать установлению границ однообразности и монотонности труда, выявлению пределов функциональных возможностей исполнителей, а также разработке ме­тодики профессиональногоотбора для правильной расстановки кад­ров.

Таким образом, научно и методически обоснованная ППФП специалистов может оказывать определенное влияние на успешную реализацию основных направлений системы НОТ через создание не­обходимых предпосылок (овладение прикладными знаниями, воспита­ние необходимых физических и специальных качеств, формирование прикладных умений и навыков), обеспечивающих высокую работо­способность и трудовую активность в течение учебного года, в течение всей трудовой жизни.

Физиологи и психологи труда придерживаются единого мнения о взаимозависимости функциональных отправлений человека в про­цессе различных видов труда.

Однако при преимущественно физическом или умственном труде степень и характер тех или иных функций всегда неодинаковы. В первом случае большие нагрузки выпадают на долю нервно-мышеч­ного аппарата, органов кровообращения и дыхания, во втором –требу­ется значительное напряжение внимания и мышления. Таким образом, разные виды труда характеризуются специфическим комплексом профессиональных раздражителей, которые могут быть суммированы в отдельных профессиограммах для каждой профессии. Их выявление позволит избирательно и направленно формировать не­обходимые профессиональные качества и свойства личности. При определении содержания соответствующих разделов профессиограммы и содержания ППФП представителей конкретных профессий, как правило, требуется предварительное изучение динамики их работо­способности в существующих условиях труда и быта с учетом следу­ющих факторов (по В.Ф. Гриненко, Г.Г. Санояну).

Внешние (объективные) факторы: требования к характеру производственной деятельности, производственные условия, в которых работает человек, психологический климат, санитарно-гигиенические условия, социальные ус­ловия жизни работающего, его квалификация стаж работы, возраст, физическая общая и специальная подготовленность и т.п. Внутренние (субъективные) факторы: характер ответных реакций, решений и рабочих действий, обусловленных требованиями производственного процесса и состоянием рабочего динамического стереотипа возможности различных органов и систем, в первую очередь, тех, ко­торые участвуют вданной специфической работе (нервная система, двигательный, зрительный анализаторы, сердечно-сосудистая и дыха­тельная системы и т.д.), нервно-эмоциональное состояние, степень утомления.

Однако, рассматривая проблему ППФПбудущих специалистов и сознавая всю важность вопроса заблаговременного определения психофизиологических аспектов профпригодности абитуриентов, наибольшее внимание преподавателей физического воспитания должно быть обращено на вос­питание у студентов необходимых физических и специальных качеств, на формирование необходимых прикладных умений и навыков.

Таким образом, при разработке основ ППФП студентов различных факуль­тетов наряду с учетом особенности физиологии и психологии трудовой деятельности должны использоваться научно-методические положения фи­зического воспитания и спортивной тренировки.

Рациональный режим обычно рассматривается как одна из мер борьбы с утомлением, достижения и длительного сохранения высокой работоспособности. Необходимо изучение и знание психофизиологических аспектов рационального режима труда и отдыха, примене­ния активных и пассивных средств в целях профилактики про­изводственного утомления, способов восстановления высокой работоспособности, создания положительных эмоций в коллективе работающих и т.д.

Исходя из типового изменения работоспособности в практике при­меняются две формы физиологически обоснованного чередования перио­дов труда и отдыха в течение рабочего дня: введение одного срав­нительно большого обеденного перерыва и нескольких небольших пауз. Обеденный перерыв, как правило, назначается примерно в середине рабочего дня или смены. Более сложно регламентировать дополнитель­ные перерывы, которые установлены далеко еще не на всех предприятиях из-за неоправданного недоверия к их производственной ценности, хотя с физиологической стороны есть все основания считать их действенным средством сохранения и повышения работоспособности.

Стимулирующее влияние активного отдыха на восстановление рабо­тоспособности наблюдается при самых различных видах мышечной и ум­ственной деятельности, однако его эффективность зависит от условий и режимов работы, характера и условий предшествующего утомления.

Основными мероприятиями, применяемыми с этой целью в производственном процессе, являются вводная гимнастика перед началом работы и физкультпаузы в период регламентированных перерывов. Вводная гимнастика должна создавать у человека состояние готов­ности к работе. Ее физиологическая задача – установление оптима­льной возбудимости центральной нервной системы, обеспечивающей изменение характера и длительности фазы вырабатывания.

Задача физкультпаузы – борьба с возникновением утомленияпу­тем направленного подбора упражнений с использованием «феномена Сеченова».

При организации гимнастики необходимо соблюдение определе­нных физиологически направленных методических положений и ком­фортных условий ее выполнения. Вопрос о характере упражнений, те­мпе их выполнения, величине нагрузке и т.д. должен решаться в каж­дом конкретном случае на основе специальных исследований.

Следует признать, что возможности этих средств в целях про­филактики утомления специалистов высшей квалификации, занятых, в основном, умственнымтрудом, изучены еще недостаточно.

Современные методы еще не позволяют оперативно и досто­верно обнаружить остаточные следы рабочего утомления, которые накапливаются изо дня в день.Поэтому критерием оценки допус­тимости данного режима труда в течение месяца или года, дос­таточности перерывов отдыха пока может быть лишь устойчивое состояние работающего на протяжении больших отрезков времени.

Внутри каждой из рассмотренных групп имеются подгруппы, отличающиеся по составу наиболее интенсивно проявляющихся «ключевых» физиологических функций и по выполненным работниками конкретным задачам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.46.191 (0.031 с.)