Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы доступности и индивидуализацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эти принципы выражают необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностью воспитуемых, учитывая особенности пола, возраста, предварительной подготовленности, а также с индивидуальными различиями физических и духовных способностей. Доступность физических упражнений зависит также от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в силу характерных для него особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий и т.д.). Одно из решающих условий доступности в процессе физического воспитания – это преемственность физических упражнений. Эту мысль часто выражают правилом от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному. Столь же важное условие – постепенность в переходе от одних заданий к другим, более трудным. Под индивидуализацией понимается такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Функциональные возможности организма индивидуально отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том как протекает освоение движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных перестроек. Все это обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Принцип систематичности а). Регулярность занятий и рациональное чередование нагрузок с отдыхом. ФВ мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все возрастные периоды жизни. Оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен (в том смысле, что он не имеет перерывов). В процессе физического воспитания значительно широко представлено повторение. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные динамические стереотипы, соответствующую физиологическую основу двигательных навыков. Наряду с повторением для процесса физического воспитания характерна вариативность – широкое видоизменение упражнений и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их применения, смена форм и содержания в целом.
Динамика функциональных возможностей организма обусловлена не только нагрузкой, но и отдыхом, необходимым для восстановления и повышения работоспособности. Отдых нужно рассматривать в качестве существенного компонента процесса физического воспитания. б). Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Общая последовательность материала определяется закономерностями возрастного развития и логикой перехода от широкого общего образования к более углубленным специализированным занятиям, осуществляемым в единстве с дальнейшей общей подготовкой. Существенное значение для выбора оптимальной последовательности занятий и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет ближайшего последствия различных по характеру нагрузок. Принцип прогрессирования Характерные черты этого принципа – повышение сложности упражнений, нарастание физических качеств и длительности выполнения упражнения. Очень существенным моментом является то, что степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия, то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и «сверхвосстановления». Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания. При воспитании различных физических качеств она проявляется в прогрессирующем изменении различных параметров нагрузки – скорости движения, величины отягощений, количества повторений, общей длительности работы.
Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями насчитывает 3 формы занятий:домашнее задание, утренняя специализированная гимнастика, самотренировка. Домашнее задания выполняется эпизодически, чаще всего оно направлено на ликвидацию отставания в том или ином изучаемом упражнении. Это достигается путем направленного увеличения силы отдельных групп мышц, воспитания гибкости, ловкости или других физических качеств, необходимых в конкретном случае. Средствами для выполнения домашнего задания могут быть всевозможные гимнастические упражнения без предметов и с предметами (гантелями, малыми мячами, палкой, скакалкой и др.).
Утренняя специализированная гимнастика занимающегося в спортивной секции проводится ежедневно с увеличением времени занятий до 40-60минут. Вутренней специализированной гимнастике довольно четко просматриваются три части – вводная, основная и заключительная. Первая из них – по сути, гигиеническая часть – решает задачи обычной гимнастики, нагрузка небольшая, постепенно возрастающая, акцентируется ритмичное и глубокое дыхание. В основной части применяют более сложные упражнения -специальные и с предметами. За счет увеличения повторения и ускорения темпа нагрузка увеличивается. Например, прыжки со скакалкой выполняются в быстром темпе. В заключительной части в легком темпе повторяются упражнения из основной части, а также упражнения на расслабление мышц, восстановление дыхания. На этом обычно завершают утреннюю гимнастику. Самотренировка предполагает систематические самостоятельные занятия специальными физическими упражнениями для воспитания необходимых физических качеств, для общего физического развития. Лучше, если самотренировка будет проводиться в спортивном зале или на специально оборудованной площадке вне зала (гимнастический городок). Содержание самотренировки не должно повторять занятий с тренером (преподавателем). Обратить особое внимание на соблюдение правил предупреждения травматизма.Средствами самотренировки являются упражнения на растягивание и гибкость, на воспитание силы отдельных мышечных групп. Подбираются комплексы общеразвивающих и специальных упражнений с предметами и без предметов. План каждого занятия – самотренировки должен согласовываться с тренером (преподавателем). Протяженность занятий 1-2часа. При самотренировке просматривается также трехфазная структура занятий: вводная часть, основная, заключительная. Предпочтительнее занятия не в одиночку, а маленькими группами, вдвоем-троем. Содержание и формы самостоятельных занятий физическими упражнениями определяются их целью и задачами. В содержание самостоятельных занятий рекомендуется включать все виды ОРУ, некогда ранее входившие в комплекс ГТО. Управление самостоятельными тренировочными занятиями заключается в определении состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся на каждом отрезке времени занятий и в соответствии с результатами этого определения – в корректировке различных сторон занятий с целью достижения их наибольшей эффективности. Для осуществления управления процессом самостоятельных занятий необходимо проведение ряда мероприятий:
Целью самостоятельных занятий может быть укрепление здоровья, закаливание организма и улучшение общего самочувствия, повышение уровня физической подготовленности, повышение уровня спортивного мастерства в избранном виде спорта.
Необходимо определение индивидуальных особенностей занимающихся – состояния их здоровья, физической и спортивной подготовленности, спортивных интересов, условий питания, учебы и быта, волевых и психических качеств. В зависимости от индивидуальных особенностей определяется реально достижимая цель занятий. Например, у студента, относящегося к специальной группе, целью занятий будет укрепление здоровья и закаливание организма. Практически для здоровых студентов, не занимавшиеся ранее спортом, целью самостоятельных занятий будет повышение уровня физической подготовленности с дальнейшим переходом к занятиям избранным видом спорта. Студенты, ранее занимавшиеся в каких-либо секциях, ставят целью достижение высоких спортивных результатов. Разрабатываются и корректируются планы: перспективные, годичные, на этап, период и микроцикл тренировочных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и динамики показателей состояния здоровья физической и спортивной подготовленности, полученных в процессе занятий. Определение и изменение содержания планов необходимо для достижения наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета самостоятельных занятий. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносит коррективы в планы тренировок. Обычно проводят предварительный, текущий и итоговый учеты с записью данных в личный дневник самоконтроля. Цель предварительного учета – зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности студента. Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируется количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы; результаты тестирования и участия в соревнованиях. Анализ показателей текущего учета позволяет проверять правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий. Итоговый учет проводят в конце годичного цикла или завершенного периода занятий. Этот учет предполагает сопоставление данных состояния здоровья и тренированности, а также данных объема тренировочной работы, выраженной во времени, затраченном на выполнение упражнений, и в количестве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными на спортивных соревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий цикл.
Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, вес тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др. Информация о количественных показателях позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе тренировки и оценивать точность ее выполнения. Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, показывающего динамику физического состояния, уровня спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки. В основу самостоятельных занятий для женщин заложена анатомо-физиологическая особенность их организма. В отличие от мужского организма женский характеризуется менее прочным строением костей, меньшим общим развитием мускулатуры тела, более широким тазовым поясом и более мощной мускулатурой тазового дна, значительно меньше развиты мышцы-сгибатели кисти, предплечья и плечевого пояса. Для здоровья женщин большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное положение внутренних органов. Особое значение имеет развитие мышц тазового дна. Одной из причин недостаточного развития этих мышц является малоподвижный образ жизни. При сидячем положении мышцы тазового дна не противодействуют внутрибрюшному давлению и растягиваются от тяжести лежащих над ними органов (свойственно студентам, большую часть дня проводящих в сидячем положении на занятиях). В связи с этим мышцы теряют свою эластичность и прочность, что может привести к нежелательным изменениям положения внутренних органов и к ухудшению их функциональной деятельности. Укреплению мышц тазового дна и брюшного пресса помогают упражнения в положении сидя и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением, круговыми движениями ног, с подниманием ног и таза до положения «березка», различного рода приседания. Нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем выражается в более частом пульсе и аритмичном дыхании менее выраженном повышении кровяного давления, более продолжительном периоде восстановления организма после физической нагрузки. Также необходимо учитывать физиологические процессы, происходящие в их организме в результате изменений деятельности половых желез в течение месячного цикла. Эти процессы повторяются через каждые 21-28дней и длятся от 2до 7дней. В предменструальный и менструальный периоды у женщин наблюдается повышение возбудимости центральной нервной системы, учащается пульс, несколько увеличивается артериальное давление. Нередко ухудшается общее самочувствие., возникают головные боли, иногда появляется тошнота. У большинства женщин в дни менструального периода снижается общая физическая работоспособность. Наибольшее снижение скоростно-силовых показателей происходит в первые дни цикла и на 13-14день. Наибольшая точность движений отмечается на 6-12и 15-25дни месячного цикла. Это средние показатели.
Спортивное совершенствование юношей и девушек должно осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей растущего организма. У занимающихся этого возраста усиление энергетического обеспечения мышечной деятельности, развитие двигательных и вегетативных функций в ходе тренировки происходит на фоне. незакончившихся процессов роста и развития организма. В работе со студентами очень важно соблюдать принцип соразмерности величин тренировочных и соревновательных нагрузок с уровнем их функциональной подготовленности. Небольшие нагрузки не обеспечат развития приспособительных (адаптивных) реакций, необходимых для роста тренированности организма. Чрезмерные нагрузки могут привести к истощению резервных возможностей организма. Отрицательное влияние может оказать также форсированная ускоренная тренировка с использованием небольшого, узкого круга специальных физических упражнений. Поэтому важно использовать нагрузки, которые обеспечивают разностороннюю подготовку. В процессе совершенствования физического развития студентов необходимо учитывать возрастные особенности повышения работоспособности. Организму этого возраста присущ непродолжительный период врабатывания. Однако разница должна быть достаточной, чтобы обеспечить высокую работоспособность и исключить травмы. У студентов при утомлении работоспособность и скорость движений падают в большей мере, чем у взрослых людей. Студенты прекращают работу вследствие утомления при меньших изменениях внутренней среды организма, в условиях значительно меньшей кислородной задолжности. При работе умеренной мощности в период развивающегося утомления возникает более выраженное, чем у взрослых людей, нарушение функций дыхания и кровообращения. Утомление нередко выражается в более значительных нарушениях координации движений и взаимодействия двигательных и вегетативных функций. Интенсивность нагрузок, предлагаемых студентам, определяют путем подсчета артериального пульса или по числу толчков сердца в грудную клетку (в 5-ом межреберье слева). Мышечная работа вызывает учащение сердцебиений. Изменение сердечного ритма в этих условиях зависит от пола и возраста. При выполнении одинаковой работы частота сердцебиений у женщин больше, чем у мужчин, у детей и подростков, больше чем у взрослых. Учащение сердцебиений при стандартной работе зависит от ее мощности. В большинстве случаев при физических упражнениях сердечный ритм повышается до 160-180ударов в минуту, но иногда может быть и больше (до 220ударов). При чрезмерно высокой частоте сердечных сокращений необходимо иметь в виду так называемую критическую частоту пульса, при которой из-за значительного укорочения длительности диастолы (расслабление сердца), кровообращение затрудняется, так что в результате начинает страдать наполнение сердца кровью. Критическая частота пульса у спортсменов более высокая (210-220 уд./мин.), чем у нетренированных людей (180 уд./мин.). Максимально возможная частота сердечных сокращений у человека (во время приступа пароксизмальной тахикардии) может достигать 360уд./мин. В восстановительный период после физической нагрузки частота сердечных сокращений временно становится меньше исходной (т.е. уровня покоя), это явление получило название «отрицательной фазы», свойственной вполне здоровым людям, систематически занимающимся физкультурой и спортом. В большинстве случаев работоспособность человека во время «отрицательной фазы» пульса оказывается выше исходной. Каждому значению частоты сердечных сокращений соответствует доминирующее значение определенных систем энергетического обеспечения. ЧСС 100 уд./мин. –этот пульс имеет мало эффективное тренировочное значение. ЧСС 130 уд./мин. –пульс разминочный. Потребление кислорода 50-60%. ЧСС 150 уд./мин. –для тренированных спортсменов. Основное тренировочное средство. Потребление кислорода 60-90%. ЧСС 170 уд./мин. – эффективное тренировочное средство для совершенствования систем кислородного обеспечения. МПК – 80%. ЧСС 180 уд./мин. – сопряжено с максимальным МПК. Зоны нагрузок по времени. IVзона – свыше 180 уд./мин. – 6,1%студентов; III зона – 160-170 уд./мин. – 37%студентов; III - IV – зоны интенсивных нагрузок. II зона – 140 уд./мин. – 32,8%занимающихся; Iзона – 100-120 уд./мин. – 24,1%студентов; I - II – зоны малоинтенсивных и умеренных нагрузок. Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычно сильные сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов спортивной тренировки под наблюдением врача и преподавателя укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. В то же время неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут нанести непоправимый вред здоровью. Исключить все условия, при которых может иметь место такое отрицательное воздействие, призваны мероприятия врачебного контроля над занимающимися физическими упражнениями и спортом и самоконтроля самих занимающихся путем самонаблюдения за происходящими в организме изменениями в процессе занятий. Врачебный контроль направлен на изучение состояния здоровья, физического развития, физической (функциональной) подготовленности занимающихся и влияния на них занятий физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения не дадут желаемого результата, если они не будут дополнены самоконтролем. Самоконтроль – самостоятельные регулярные наблюдения занимающихся с помощью простых доступных приемов за состоянием своего здоровья, физического развития, влиянием на организм занятий физическими упражнениями, спортом. Студентам рекомендуется вырабатывать у себя привычки и навыки, способствующие повышению их умственной и физической работоспособности. Студенты должны хорошо представлять себе степень энергетических затрат и нервно-психического и мышечного напряжений, необходимых для выполнения учебной деятельности в сочетании со спортивной тренировкой, в частности, степень усталости от умственной работы на учебных занятиях и регулирование в этой связи физических нагрузок на спортивных тренировках и наоборот. Студенты должны знать, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил и какими средствами и методами достигается в этом наибольшая эффективность. Объективные и субъективные данные являются основными показателями самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья, в группах ОФП, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты. Квалифицированным спортсменам, кроме этого, рекомендуется учитывать настроение, желание тренироваться, силу кистей рук, работоспособность. Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, оно является важным показателем влияния физических упражнений и спортивных тренировок. Самочувствие бывает хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений. Сон. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит. Оценивается как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья, как правило, являются результатом переутомления или заболевания. Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота сердечных сокращений при средней нагрузке достигает 130-150ударов в минуту. А при спортивных тренировках, в ходе значительных физических усилий частота сердечных сокращений достигает 180-200и даже больше ударов в минуту. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20-30иногда 40-50минут. Если в указанное время после учебно-тренировочных занятий пульс не возвращается к исходным величинам, то это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или о наличии каких-то отклонений в состоянии организма. Для оценки деятельности сердца применяют различные варианты активных и пассивных ортостатических проб, которые производятся следующим образом: 5минут следует отдохнуть лежа на спине, затем подсчитать пульс в положении лежа за 1минуту, далее надо встать и отдохнуть стоя 1 минуту и подсчитать пульс в положении стоя за 1минуту. По разнице между частотой пульса лежа и стоя судят о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела. Это позволяет оценивать функциональное состояние регулярных механизмов и дает некоторое представление о тренированности организма. Разница от 0до 12ударов свидетельствует о хорошем состоянии физической тренированности. У здорового нетренированного человека разница составляет 13-16ударов. Разница 16-25ударов – показатель отсутствия физической тренированности. Разница более 25ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании, в таких случаях следует обратиться к врачу. Ортостатическую пробу лучше проводить утром до еды в одни и те же часы суток. Кроме того, пульс подсчитывается в течение одной минуты до тренировки и после ее окончания. Одним из показателей правильности тренировочных нагрузок является уменьшение разницы между частотой сердечных сокращений в положении стоя, а также общая тенденция к понижению частоты или к ее стабилизации до тренировки и после при одинаковой физической нагрузке. Резкое учащение или замедление пульса сравнительно с предыдущими показателями может являться следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем и врачом. Студентам рекомендуется также следить за правильностью ритма и степенью наполнения пульса. Вес тела рекомендуется определять ежедневно утром натощак (если есть такая возможность) на одних и тех же весах, в одном и том же костюме. Если невозможно взвешиваться каждый день, можно ограничиться определением веса один раз в неделя в одно и то же время дня. В 1периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратиться к врачу. Тренировочные нагрузки основной части тренировочного занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма. Болевые ощущения (боли в мышцах, головные боли, боли в правом или левом боку и в области сердца) могут наступать при нарушении режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных нагрузок и т.п. Боли в мышцах у начинающих спортсменов – явление закономерное на 1этапе тренировочных занятий. Во всех случаях при продолжительных болевых ощущениях следует обратиться к врачу. Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля и показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности. Особое значение самоконтроль имеет для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Эти студенты обязаны периодически показывать своему преподавателю физического воспитания и врачу результаты своих наблюдений, советоваться по различным вопросам двигательного режима, режима питания, дня и т.д., что в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры, естественных факторов природы для закаливания, укрепления их здоровья и повышения физической и общей работоспособности. Результаты самоконтроля должны постоянно анализироваться самими занимающимися и периодически –совместно с преподавателем и врачом. При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом на занимающихся, планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль помогает физкультурнику лучше познать себя, приучает его следить за собственным здоровьем, стимулирует к выработке устойчивых навыков личной и общественной гигиены и тщательного соблюдения санитарных правил и норм. Самоконтроль позволяет занимающемуся физической культурой и спортом вовремя заметить опасность переутомления, помогает регулировать процесс тренировки и предупредить состояние перетренировки. Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физической культурой и спортом, имеет большое воспитательное значение.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.018 с.) |