Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор литературных источников и практических материалов

Поиск

 

Согласовав тему и получив указания научного руководителя, студенты приступают к выполнению выпускной квалификационной работы.

Выполнение выпускной квалификационной работы студенту следует начинать с подбора и изучения литературы. Подбор и изучение практических материалов студенты проводят во время практик по формам учета и отчетности, а также осуществляя собственные исследования.

Исследование сущности рассматриваемой проблемы должно базироваться на изучении монографий, статей, сборников научных трудов, периодической печати, учебников и учебных пособий по выбранной теме. Все это способствует не только расширению кругозора в области управления персоналом и кадрового менеджмента, но и более глубокому пониманию темы, дает возможность проанализировать ее в комплексном аспекте, рассмотреть в общей системе знаний.

При выполнении выпускной квалификационной (бакалаврской) работы внимательного изучения требуют методические, инструктивные материалы, способы экономических расчетов различных показателей.

Чтобы бакалаврская работа получилась полноценной, при подборе литературы и первоначальном ознакомлении с ней рекомендуется придерживаться следующей технологии.

1. Определить по теме ВКР первоначальный круг таких изданий, на которых необходимо в первую очередь сосредоточить внимание, а затем постепенно расширять этот список.

2. Ознакомиться с выбранными источниками, начиная с известных учебников в данной области знания. Если трудно определить, в каких источниках содержится основная информация по теме исследования, то в первую очередь необходимо ознакомится с энциклопедией, отраслевыми словарями, специальными справочниками, библиографическими указателями – они введут в курс дела и укажут специальные или фундаментальные труды по теме, а также новейшие публикации.

3. Установить, насколько широко и глубоко изучена тема в выбранных источниках: количество предыдущих исследований; количество изученных аспектов; их систематичность, детальность, фундаментальность; конкретные результаты и выводы.

4. Посоветоваться с научным руководителем, который сориентирует, на какие из выбранных источников стоит обратить большее внимание.

5. Определить степень актуальности темы исследования.

6. Определить возможность использования темы исследования на перспективу, т.е. при написании магистерской работы и/или кандидатской диссертации.

Может случиться и так, что не вся подобранная литература и выписанная информация окажется необходимой. При этом ни в коем случае не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были иные имена и цитаты, – это может лишь повредить целостности и логичности исследования. Если доказательство того или иного положения строится преимущественно на цитатах, то это, как правило, производит неблагоприятное впечатление.

При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.

Важнейшим признаком самостоятельности работы студента должно быть проявление авторской позиции по отношению к данной теме исследования, способность критического обзора и осмысления имеющихся точек зрения, постановка проблемы, обоснование и выработка путей ее решения.

 

2.2 Составление плана бакалаврской работы

Первоначально создается общий план бакалаврской работы. Составление общего плана – это начало создания всего текстового материала. В этом плане должен быть отражен каждый аспект темы, причем каждому аспекту должен быть посвящен отдельный раздел или подраздел. После составления общего плана составляется развернутый план. Развернутый план – это предварительное перечисление идей работы. В процессе написания ВКР его можно изменить.

После составления развернутого плана создается рабочий вариант всего текста бакалаврской работы, который затем корректируется. Рабочий вариант – это первоначальный текст ВКР, неполный, с оставленными пробелами, с исправлениями и вставками. Заключительный этап работы над текстом – создание окончательного варианта бакалаврской работы.

Каждый последующий вариант текста становится более совершенным, чем предыдущий.

План (содержание) выпускной квалификационной работы должен быть тщательно продуман и обоснован, а также обязательно согласован с научным руководителем. Он включает следующие разделы: Введение, Основную часть, Заключение, Список использованных источников, Приложения. Количество разделов и подразделов в основной части во многом зависит от характера и сложности темы.

Примерный макет плана выпускной квалификационной работы выглядит следующим образом:

1.Анализ состояния проблемы.

1.1. Развернутая постановка проблемы с учетом ее исходного состояния.

1.2. Точки зрения специалистов в области менеджмента: ученых и практиков, анализ предшествующих работ.

1.3. Методики, применяемые для решения исследуемой проблемы.

2.Подробная характеристика проблемы.

2.1. Общая характеристика хозяйствующего субъекта, на базе которого изучалась проблема (база практики).

2.2. Анализ хозяйственной деятельности объекта исследования.

2.3. Анализ (оценка) поставленной в ходе исследования проблемы.

3.Предлагаемые способы решения проблемы.

3.1. Вероятные тенденции развития проблемы.

3.2. Пути решения проблемы: перспектива, которую открывают науке и практике итоги исследования.

Следует иметь в виду, что любая тема может иметь несколько вариантов изложения. В одних случаях будет доминировать теоретическая часть, в других – практическая. Направление и характер работы могут видоизменяться также в зависимости от того, в какой мере будет привлечен фактический материал.

Основной задачей плана является формулировка заголовков разделов и подразделов выпускной квалификационной работы. Предварительная формулировка цели и задач исследования облегчает составление плана. Детализация и конкретизация задач осуществляется в подразделах и пунктах работы.

Практика показывает, что наиболее характерными ошибками при разработке плана являются:

1. Совпадение названия разделов (подразделов, пунктов) с темой выпускной квалификационной работы (раздела).

2. Названия разделов (подразделов, пунктов) не раскрывают реального содержания темы выпускной квалификационной работы (раздела) и относятся к другой области знаний.

Обе ошибки не допустимы, особенно вторая, поскольку она приводит к несоответствию содержания выпускной квалификационной работы ее теме.

При разработке плана необходимо помнить о требованиях научности и практической значимости выпускной квалификационной работы. Так, в первом разделе дается аналитический обзор проблематики выпускной квалификационной работы по литературным источникам, на основании которого строится дальнейшее исследование. Во втором разделе отражается научное содержание работы, на основе ее результатов могут быть сделаны обоснованные предложения по их устранению. Третий раздел обеспечивает выдачу практических рекомендаций по теме ВКР.

Таким образом, все разделы бакалаврской работы, предусмотренные планом, должны быть связаны друг с другом в логической последовательности и обеспечивать выполнение основных требований, предъявляемых к ней.

Логическая последовательность подразделов (пунктов) плана имеет первостепенную важность. Этапы исследовательской работы должны следовать один за другим так, чтобы прохождение каждого предыдущего этапа необходимым образом подводило к последующему. Перескакивать этапы нельзя. Нарушение логической последовательности плана деятельности может завести в тупик и даже сделать работу невыполнимой.

План должен обладать динамическим характером и допускать различные тактические изменения в ходе исследования при сохранении его основной стратегии.

Работа над предварительным планом необходима, поскольку она дает возможность еще до начала написания выпускной квалификационной работы выявить логические неточности, информационные накладки, повторы, неверную последовательность разделов и подразделов, неудачные формулировки выделенных частей или даже всей работы в целом.

Необходимо заметить, что в процессе написания работы происходит неоднократное уточнение формулировок названий разделов и подразделов работы. На заключительной стадии написания выпускной работы план окончательно корректируется и на его основе формируется содержание.

 

Содержание бакалаврской работы

 

Содержание выпускной квалификационной работы бакалавра должно учитывать требования к профессиональной подготовке студента, объектам и видами его деятельности и возможностями его профессиональной адаптации на основе компетентностного подхода.

Собранный и обобщенный материал по теме исследования необходимо четко изложить в определенной логической последовательности, соблюдая требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работе, которые представлены в таблице 2 настоящих методических указаний.

Остановимся более подробно на содержательной части бакалаврской работы (основной части)

Основная часть ВКР по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» содержит 3 раздела, каждая из которых состоит из нескольких (2–3) подразделов (параграфов).

В первом разделе подробно рассматриваются общетеоретические и методические положения (аспекты) исследуемой темы, проблемы. Эта часть бакалаврской работы должна быть увязана с практической частью, служить ее теоретическим обоснованием для выбора методов исследования и проведения анализа состояния вопроса в конкретной организации.

Современное состояние проблемы.В данном разделе необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в сложившейся системе управления организацией; какой опыт (как положительный, так и негативный) накоплен в нашей стране и за рубежом по осуществлению организационного, экономического, правового и т.п. механизма реализации проблемы.

Тенденции развития рассматриваемой проблемы.Исходя из характеристики современного состояния проблемы, а также на основании краткого анализа направлений ее развития за определенный период времени необходимо сформулировать прогнозную оценку ситуаций: к каким последствиям (негативным или позитивным) приведет дальнейшее развитие рассматриваемой проблемы в том или ином направлении.

Рассматривая различные точки зрения современных исследователей, необходимо остановиться на методиках решения выявленных проблем.

Во втором разделе анализируется существующее положение исследуемой темы (проблемы) на примере конкретного хозяйствующего субъекта.

В данном разделе дается обоснование организационной структуры, которое необходимо начинать с формулировки характеристики хозяйствующей единицы, включающая:

- краткую историческую справку о создании организации, установление правового статуса, т.е. организационно-правовой формы ее в зависимости от форм собственности (муниципальная, частная, индивидуальная, семейная, смешанная, общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типа, объединения предприятий, их филиалы и представительства, предприятия, созданные на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом и др.);

- анализ всех видов деятельности, необходимых для функционирования организации;

- описание целей, масштаба и основного вида деятельности организации с учетом характеристики и факторов внешней среды, в которой она действует, специфику выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

В качестве информации можно использовать Устав организации, служебную документацию организации.

Эти данные целесообразно представить следующей таблице (таблица 5).

 

Таблица 1 – Общая характеристика объекта анализа (пример)

Наименование предприятия ООО «Прогресс»
Форма собственности Частная
Характер производства Производство услуг
Год основания  
Зарегистрировано Краснодарская регистрационная палата
Юридический адрес г. Краснодар, ул. Гаврилова, 3
Реорганизация предприятия Была в 2011 г.
Род деятельности Оптовая торговля

 

Прежде чем приступить к анализу организационной структуры управления конкретной организации, необходимо ознакомиться с основными теоретическими положениями, относящимися к данной проблеме.

В первую очередь, необходимо иметь ввиду, что современное предприятие является сложной системой, обладающей многочисленными переплетенными подсистемами и каналами.

Основными типами подсистем предприятия являются:

- информационно-аналитическая, собирающая и обрабатывающая информацию, полезную для успешного функционирования предприятия: маркетинговая, исследовательская, планово-экономическая, информационная, бухгалтерская;

- административно-управленческая, обеспечивающая управление и координацию различных подсистем: координации и регламента, стимулирования, продвижения;

- производственно–технологическая, обеспечивающая освоение новых технологий и успешное техническое функционирование производства: технологическая, производственная, опытных разработок;

- материально-финансовая, обеспечивающаяфункционирование материально – финансовых потоков: продаж, закупок, складская, финансовая.

С целью выявления факторов, мешающих взаимодействию подсистем и каналов, рекомендуется выполнять анализ всех подсистем в комплексе. Информацию для проведения такого анализа находят в таких документах как Устав, Учредительный договор, Положения и др.

В таблице 6 приведены преимущества и недостатки основных организационных структур управления.

 

Таблица 6 – Преимущества и недостатки организационных структур управления

Тип структуры Преимущества Недостатки Особенности
Линейная Создает реальные условия для единоначалия, обеспечивает единство распоряжения в системе управления, ориентирует руководителей в основном на решение оперативных задач. Простота управления (один канал связи). Четко выраженная и личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения. Высокие требования к ру­ководителю, который дол­жен быть подготовлен все­сторонне. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений. Перегрузка информацией. Затруднительные связи между инстанциями. Концентрация власти в управляющей верхушке. Эту структуру используют в малом бизнесе. Является обяза­тельным элементом всех видов структур.

 

Продолжение таблицы 6

Тип структуры Преимущества Недостатки Особенности
Функцио­нальная Создает условия для повышения квалификации работников аппарата управления. Требует высокой компе­тентности специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций. Уменьшает потребность в специалистах широкого профиля. Требует от руководителя предприятия большой ра­боты по координации всех управленческих подразде­лений. Решение задач стратеги­ческого характера отодвигается на второй план, ухудшаются адаптивные свойства предприятия к изме­няющимся внешним усло­виям. При этом производствен­ные подразделения полу­чают распоряжения от раз­ных управленческих звеньев. Это нарушает принцип единоначалия, может по­влечь безответственность как производственных, так и управленческих работников. Функциональная структура не по­лучила распро­странения в практике управления. Может быть ис­пользована лишь в малом бизнесе
Линейно-функцио­нальная Обеспечивает соблюдение принципа единоначалия и в то же время предполагает рацио­нальную специализацию управленческих звеньев. Освобождает главного ли­нейного менеджера от глубокого анализа проблем. Возможность привлечения консультантов и экспертов. Отсутствие тесных взаи­мосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями. Недостаточно чёткая от­ветственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации. Чрезмерно развитая сис­тема взаимодействия по вертикали, тенденция к чрезмерной централизации. Является наиболее распространенной. Применима на предприятиях крупного и среднего бизнеса в разных отраслях народного хозяйства.
Дивизио­нальная: - по продукту, - по потреби­телю, - по региону Более тесная связь произ­водства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде. Улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу. Возникновение у подразделений конкурентных преиму­ществ малых фирм. Рост иерархичности, вер­тикали управления. Дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата. Дублирование работ для разных подразделений. Сложность управления. Трудности в подборе це­левого менеджера, обла­дающего талантом организатора, двойное подчинение, что вызывает конфликты. Тенденция при­способления структур управления к конкретным условиям произ­водства или про­движения продукции заслуживают внимания. Особенно при формировании транснациональных компаний.
Программно-целевая Высокая целевая ориентация. Специализация. Концентрация необходимых ресурсов. Связанность ресурсов до завершения работ. Трудность нахождения применения высвобожден­ным ресурсам. Централизованный тип применяется редко. Координационный тип возникает в рамках линейно-функциональных структур.
Матричная Возможность быстро реагировать и адаптироваться к из­меняющимся внутренним и внешним условиям организации. Повышение творческой активности административно-управленческого персонала за счет формирования программ­ных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами. Рациональное распределе­ние ответственности, прав, функций между линейными, функциональными и про­граммно-целевыми органами. Является наиболее гибкой формой управления. Сложная структура сопод­чинения, в результате чего возникают проблемы, свя­занные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение. Трудность приобретения навыков, необходимых для работы по новой программе. Трудности установления четкой ответственности за работу подразделения. Возникновение конфлик­тов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектами. Применяется в основном в науко­емких отраслях. Создание структуры целесообразно, когда имеется необходимость в освоении ряда новых сложных изделий в сжатые сроки. Непригодна для работы в критиче­ских ситуациях.

 

Анализ хозяйственной деятельности объекта исследования (п. 2.2) предусматривает анализ его экономической деятельности и финансового состояния в динамике за 3 года.

Исследование должно быть представлено в таблицах, с расчетом абсолютных и относительных показателей, иллюстрацией в виде рисунков и графиков, сопровождаться краткими выводами.

основное внимание следует уделить анализу тех показателей, которые характеризуют Вашу тему выпускной квалификационной работы.

Основными целями анализа являются:

- оценка динамики основных показателей во времени и во взаимосвязи между собой;

- определение факторов, оказавших влияние на деятельность предприятия;

- определение причин отклонений фактических результатов от запланированных;

- разработка конкретных предложений по устранению влияния отрицательных факторов и усилению использования благоприятных в будущем периоде.

Анализ основных результатов деятельности предприятия включает изучение их в стоимостной (денежной) форме, а также в натуральной, если это необходимо.

Набор анализируемых показателей определяется хозяйственным механизмом и действующим законодательством, которое закрепляет правила и нормы финансовых отношений предприятий и государства (налоги, нормативы, правила отчисления и т.п.).

В методике анализа используется шесть основных приемов:

- горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;

- анализ относительных показателей – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

- факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.

При выборе абсолютно любой темы выпускной квалификационной работы данный подраздел в обязательном порядке должен содержать следующую таблицу (таблица 7).

 

Таблица 7 – Основные организационно-экономические показатели ООО «…» за 2013-2015 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015 г. к 2013 г., тыс. руб. (+;-) Темпы роста 2015 г. к 2013 г., %
Выручка от продаж, тыс. руб.          
Себестоимость продукции, * тыс. руб.          
Стоимость основных средств, тыс. руб.          
Стоимость оборотных средств, тыс. руб.          
Численность персонала, чел.          
Фонд заработной платы, тыс. руб.          
Среднемесячная заработная плата, руб.          
Прибыль от продаж, тыс. руб.          
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.          
Фондоотдача, руб.         х
Производительность труда, тыс. руб./чел          
Коэффициенты оборачиваемости         х
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб.         х
Рентабельность продукции, %         х
Рентабельность производства, %         х

 

* Себестоимость продукции берется из отчета о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) с учетом величины коммерческих и управленческих расходов, то есть сумма строк 2110+2210+2220

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013, отчет о прибылях и убытках именуется отчетом о финансовых результатах
http://www.consultant.ru/law/ref/forms/buh_formy/otchet_o_pribylyah_i_ubytkah/
© КонсультантПлюс, 1992-2013.

Валовая прибыль не является показателем деятельности предприятия, а используется только для расёчетов.

 

Набор исследуемых показателей может быть дополнен в зависимости от темы исследования.

Информационной базой для проведения финансово-экономического анализа являются показатели баланса. Отчетность формируется по регистрам бухгалтерского учета по установленным формам:

- форма № 1 «Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, креди­тов и займов, кредиторской задолженности и прочих пас­сивов. Баланс содержит обобщенную информацию о со­стоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопос­тавления показателей, выявления их роста или снижения. Несмотря на это, нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движе­нии хозяйственных средств и их источников.

- форма № 2 «Отчёт о финансовых результатах». Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величины бухгалтерской (балансовой) прибыли или убытка и слагаемые этого показателя.

- форма № 3 «Отчёт о движении капитала». Форма № 3 «Отчёт о движении капитала» показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике.

- форма № 4 «Отчёт о движении денежных средств». Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода и потоки денежных средств (поступления и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

- форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в Приложении к балансу (форма № 5).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.01 с.)