Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
КИМ библиографического спискаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
5. Работа студента в разработке групповых проектов Работа студента в разработке проекта предполагает активное участие каждого, выполнение им переданных группой работ, направленных на достижение поставленной преподавателем цели. Работа студента в групповой работе предполагает: - определение студентом зоны (сферы) работ в рамках группового проекта; - разработку технического задания на проведение работы; - постоянную взаимосвязь с другими участниками группы в целях достижения согласия и выполнения работы.
КИМ работы студента в разработке группового проекта
Написание эссе Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (студентом). Эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. КИМ написания эссе по теме
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Курс «Политология» является интегративной дисциплиной, аккумулирующей результаты и достижения современного социального и гуманитарного знания. Он вносит существенный вклад в интеллектуальное и профессиональное развитие будущих управленцев, в формирование у бакалавров развитой политической и профессиональной культуры, качеств политического эксперта. Основными видами учебных занятий являются: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, консультация, экзамен. В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание большинства тем курса «Политология». Целью практических занятий является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На практические занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объёме учебной программы. В ходе этих занятий формируются умения студентов строгого логического изложения своих мыслей и ведения дискуссий. При проведении ряда практических занятий предусмотрено использование методов дискуссии, ролевой игры и других интерактивных форм обучения. Заключительный этап изучения курса – экзамен, который проводится по билетам, в устной форме, либо в форме электронного (компьютерного) тестирования с целью проверки степени усвоения обучаемыми программы курса. Содержание устных и письменных заданий определяют требования по дисциплине «Политология» по направлению «Государственное и муниципальное управление» (квалификация «бакалавр»). Критерии итогового и текущего контроля для всех форм обучения следующие: 1. Знание понятийно-категориального аппарата дисциплины. 2.Понимание студентом того, что он излагает в своих устных выступлениях или в письменных работах (рефератах, эссе, творческих проектах и т. п.). 3.Знание теоретических основ политической науки, прикладной политологии и смежных наук (политическая социология, политическая психология и др.). 4.Владение методами и технологиями анализа политических реалий, политического прогнозирования и принятия политических решений. 5.Знание основных положений работ теоретиков политической науки классического периода и современности. 6.Понимание ценностей профессиональной этики, сформированность качеств актора политического процесса.
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Вопросы к экзамену по дисциплине «Политология» 1) Объект, предмет и структура политической науки. 2) Политология в системе наук, изучающих политику. Функции политологии. 3) Методы политологического познания. 4) История политических учений. Политические идеи в Древнем Китае, в Древней Греции и Риме. 5) Политические учения Средневековья, Возрождения и Нового времени. 6) Парадигмы политической мысли: теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая. 7) Современные политологические школы (ХХ – ХХI вв.) 8) Российская политическая традиция: теория и практика. 9) Сущность и происхождение политики: многообразие определений и подходов. 10) Структура политики и ее социальные функции. Роль и место политики в жизни современных обществ. 11) Понятие власти и ее формы. Политическая власть, ее особенности и ресурсы. 12) Легитимность политической власти и ее типы. Легитимность и легальность власти: варианты соотношения. 13) Понятие политической системы. Структура и типология политических систем. 14) Государство как институт политической системы. Основные признаки государства. 15) Правовое государство и гражданское общество. Социальное государство. 16) Формы государственного правления и формы государственного устройства. 17) Политические режимы: понятие, сравнительная характеристика основных типов. 18) Тоталитарный политический режим: условия возникновения, типологические признаки. 19) Авторитарный политический режим: предпосылки возникновения, типологические признаки. 20) Демократический политический режим: предпосылки формирования, типологические признаки. 21) Политические режимы в России: история и современность (ХХ – XXI вв.) 22) Политические идеологии: сущность, типология и функции. 23) Основные политические идеологии современности. 24) Политические партии: генезис, типология, функции. 25) Типология партийных систем. Характеристика партийной системы в России. 26) Общественно-политические движения в политической системе. 27) Группы интересов и группы давления. Лоббизм. 28) Понятие политической элиты. Классические теории элиты (Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс). 29) Типология и системы рекрутирования политических элит. 30) Политическое лидерство и его природа. 31) Типы политических лидеров. Функции политических лидеров. 32) Политическая элита и политическое лидерство в России. 33) Электоральные системы: основные типы, практика функционирования в России и в мире. 34) Абсентеизм и политическое участие. 35) Понятие политического процесса. 36) Особенности современного политического процесса в России. 37) Политические конфликты и способы их разрешения. 38) Понятие политической модернизации. 39) Понятие политической культуры, ее структура и функции. 40) Типология политических культур. 41) Особенности политической культуры в России. 42) Политическая социализация личности. 43) Политический маркетинг и политический менеджмент. 44) Цели, задачи, функции прикладной политологии. 45) Политические технологии. Технологии принятия политического решения. 46) Политическое прогнозирование и политический анализ. 47) Внешняя политика государства. Понятие геополитики 48) Мировая политика и международные отношения. 49) Особенности мирового политического процесса. 50) Национально-государственные интересы России в современной геополитической ситуации.
Критерии оценки компетенций Промежуточнаяаттестация студентов по дисциплине «Политология» проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации студентов по программам ВПО. Промежуточная аттестация по дисциплине «Политология» проводится в соответствии с Учебным планом во 2 семестре в форме экзамена. Студент допускается к экзамену по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля) и технологической картой бально-рейтинговой системы по учебной дисциплине. Оценка знаний студента на экзамене носит комплексный характер, является балльной и определяется его: - ответом на экзамене; - учебными достижениями в семестровый период. Знания и компетенции студента на экзамене оцениваются оценками: «отлично» – 5, «хорошо» – 4, «удовлетворительно» – 3, «неудовлетворительно» – 2. Кроме того, студенту выставляется оценка в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Основой для определения оценки служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины «Политология» (раздел 11). Оценивание студента на экзамене по дисциплине «Политология»
Карта оценочных средств текущего контроля знаний по дисциплине
Темы эссе по дисциплине «Политология» 1. Внешняя политика России XIX, XX. XXI: преемственность и различия. 2. «Цветные» революции начала XXI века: технологии и/или спонтанные процессы? 3. Геополитический баланс сил новейшей эпохи: однополярность или многополярность? 4. Концепции мировой политики и реальность. 5. Изменение роли международных организаций в урегулировании международных конфликтов. 6. Новые аспекты доктрины национальной безопасности и военной доктрины РФ. 7. Информационные войны XXI века и их итоги (конфликты в Ираке, Ливии, Грузии, Украине). 8. Геополитические союзники РФ: реальность и потенциал. 9. Отношения РФ и США: возможности новой «перезагрузки». 10. Анализ политического решения и его последствий: воссоединение Крыма с РФ. Критерии оценки эссе: Оценка «удовлетворительно» предполагает, что полученные результаты в значительной степени соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Обоснована актуальность работы. В процессе анализа литературы отобраны источники, продемонстрировано понимание решаемой проблемы. Выбраны адекватные цели методы, процедуры. Они в значительной степени реализованы в работе. Выводы имеют наглядный характер. Требования по оформлению работы в основном выполнены. Оценка «хорошо» ставится, когда полученные результаты преимущественно соответствуют поставленной цели и задачам. Обоснована практическая и теоретическая актуальность работы. В процессе анализа литературы отобран и проанализирован достаточный круг теоретических и эмпирических источников. Выбраны и обоснованы применяемые научные подходы, методы и процедуры. Полученные результаты в основном логичны систематизированы, но не всегда доказательны. Оформление работы в целом соответствует существующим требованиям. Оценка «отлично» предполагает: полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели. Обоснована теоретическая значимость работы. Проведен анализ теоретических и эмпирических источников, выводы автора самостоятельны и аргументированы. Содержание работы полностью соответствует поставленной задаче, содержит достоверные и интересные выводы. Оформление работы полностью отвечает всем требованиям.
Комплексные и ситуационные задачи по дисциплине «Политология»
1. Какие структуры выполняют функции «входа» и «выхода» в политической системе. Оформите Ваш ответ в виде таблицы:
2. Выделите сущностные признаки: а) правового государства; б) социального государства. На основании выделенных признаков проанализируйте тип государства в РФ. 3. Верно ли утверждение, что государство с республиканской формой правления – это непременно демократическое государство? Выберите наиболее точный вариант ответа: а) нет, так как авторитарное или тоталитарное государство может характеризоваться республиканской формой правления; б) да, так как монархическая форма правления является отличительной чертой авторитарных государств; в) нет, поскольку республиканская форма правления – отличительная черта унитарных государств; г) да, так как демократическим может считаться только государство с республиканской формой правления. 4. Подумайте и ответьте: при какой форме правления возможна ситуация, когда правительство и парламент контролируются разными партиями? а) парламентская монархия; б) абсолютная монархия; в) президентская республика; г) парламентская республика; д) ………… (Ваш вариант). 5. В стране А проводятся выборы и существует парламент. Можно ли на основании этих признаков говорить о существовании демократии в данной стране? а) да, так как эти характеристики являются исключительными признаками данного режима; б) да, так как при отсутствии этих признаков нельзя говорить о существовании демократии; в) нет, так как в странах с авторитарными или тоталитарными режимами также могут проводиться выборы и существовать парламент; в) ……………….. (Ваш вариант). 6. Заполните недостающие части таблицы:
7. Прокомментируйте высказывание французского социолога Ж.-П. Гурвича: «Сегодня в странах Запада установилась «телекратическая государственная система». 8. В классификации партийных систем имеют место два важнейших типа: многопартийные и двухпартийные. В качестве промежуточного между ними выделяется система «двух с половиной партий». Приведенный ниже список стран распределите в соответствии с каждым из названных типов: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Италия, Канада, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония. 9. Каковы критерии классификации политических идеологий? Каковы основные различия между идейно-политическими движениями «правого» и «левого» толка? Изучив учебную и справочную литературу, заполните следующую таблицу:
10. Сформулируйте главные отличительные признаки либерализма от неолиберализма. Как Вы понимаете один из важнейших принципов неолиберализма «Государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы»? 11. Политический процесс включает режим функционирования и режим развития. Установите соответствие между этими двумя характеристиками политического процесса и их реальным воплощением: а) смена монарха на троне в результате передачи власти по наследству; б) переход от монархической к республиканской форме правления в результате буржуазной революции; в) смена кабинета министров в парламентской республике; г) трансформация авторитарного политического режима в демократический. Оформите результаты Вашего анализа в виде таблицы
12. Пользуясь текстом Конституции РФ, сделайте конспект ключевых положений Основного закона в разрешении конфликтных и кризисных ситуаций в государстве (полномочия Президента, Федерального Собрания). 13. Возможна ли ситуация, когда для избрания на пост президента страны, выборы в которой проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства, оказалось достаточным набрать голоса 30% всех избирателей страны? а) нет, так как для избрания требуется получить голоса более чем половины всех избирателей страны; б) нет, так как для избрания требуется получить минимум 50% голосов избирателей страны; в) да, так как если в выборах примут участие немног8им более 50 % от числа всех избирателей страны и немногим более половины из них подадут голоса за данного кандидата, то его избрание состоится; г) да, так как если любой другой кандидат получит менее 30% голосов избирателей, то избрание данного кандидата состоится. 14. Относятся ли «цветные революции» в ряде стран СНГ («революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» в Украине) к революциям классического типа? Охарактеризуйте особенности названных событий, используя понятия «политические технологии», «экспорт революции», «охлократия». 15. В чем заключаются национально-государственные интересы современной России? Каковы основные приоритеты ее внешнеполитического курса? (Выделите 5-6 таких приоритетов). 16. Используя успешный зарубежный опыт борьбы с коррупцией в системе органов государственной власти (Сингапур, Дания, Швеция, др. страны), предложите свою программу действий по искоренению коррупции в органах власти и системе государственной службы в РФ. 17. Разработайте программу политической партии, способной получить поддержку значительной части избирателей России, предложите варианты её брендов (название, слоганы, символика), механизмы распространения её идей среди различных групп населения.
Тестовые задания для промежуточного и текущего контроля успеваемости студентов Раздел 1. Введение в политологию 1. К предмету политической науки (в формулировке Парижского коллоквиума по проблемам политической науки, 1948 г.) относятся (3 ответа): 2. Политическая реальность … а) Является строго политологическим объектом; б) Изучается только политологией и правом; в) Является междисциплинарным объектом изучения; г) Изучается только политологией и философией. 3. Сущность рационально-критической парадигмы политологии состоит в стремлении объяснить природу политики (1 ответ): а) через доминирующее значение природных факторов; б) через воздействие других сфер общественной жизни или социокультурные свойства политических субъектов; в) ее внутренними причинами, свойствами, элементами; г) через универсальные свойства человеческого разума. 4. Политология – это наука, изучающая (1 ответ): 5. Цели политологии как учебной дисциплины (1 ответ): 6. Установите правильное соответствие структурного элемента «объект политологии» и его содержания. а) системный подход; б) политическая реальность; в) политика и власть; г) политическая социализация. 7. Закономерности политологии как общественной науки отражают (1 ответ): 8. Категории (понятия) политологии выражают наиболее общие свойства (1 ответ): 9.Ключевыми категориями политологии являются (2 ответа): 10. Исследуя и объясняя политическую действительность, политология использует категории (понятия): (1 ответ) а) «частных» наук о политике; б) общественных наук; в) естественных наук; г) социологические; д) общенаучные, общественных наук, политологические. 11. Воспитательно-мировоззренческая функция политологии проявляется (1 ответ): 12. Выполняя ряд общественных функций, политология, в частности, выступает теоретической основой политических реформ и разработки оптимальных моделей управления государством. Как называется данная функция политологического знания в обществе? (1 ответ) 13. К числу важнейших функций политологии не относится (1 ответ): а) структурно-функциональная; б) гносеологическая; в) функция политической социализации; г) функция рационализации политической жизни. 14. Политология, как и любая другая наука, выполняет_________ функцию. а) Коммуникативную; б) Управленческую; в) Гносеологическую; г) Регулятивную. 15. Какие методы использует политология, познавая политическую действительность? (1 ответ) 16. Как называется направление в политических исследованиях, основывающееся на изучении политического поведения, на применении количественных методов к изучению и сравнению политических объектов (основатели – Ч.Мерриам и Г.Лассуэл)? (1 ответ): 17. Не относится к методологии политической науки – … а) исторический метод; б) электоральный метод; в) системный анализ; г) бихевиористский метод. 18. Характерной чертой бихевиористского метода в политологии является… а) Раскрытие свойств политики через изучение коммуникационного пространства. б) Признание организационных структур в качестве основного элемента политики. в) Утверждение жесткой зависимости между побуждением и характером действий индивида. г) Рассмотрение политики как скоординированного взаимодействия элементов, составляющих ее структуру 19. Политические закономерности в отличие от законов природы… 20. По уровню исследования политики и организации знания можно выделить _____________ политологию (2 ответа): а) Функциональную; б) Эмпирическую; в) Теоретическую; г) Прогностическую. 21. Теория политики – это отрасль политической науки, в рамках которой основное внимание уделяется… 22. Мировоззренческо-методологической основой политической науки служит политическая … а) География. б) Философия. в) Социология. г) История 23. Как называется наука о власти? (1 ответ): 24. Предметом геополитики являются проблемы (2 ответа): Ответ: а, г. 25. В качестве синонима слова «политология» принято употреблять термин «политическая _____________».
Раздел 2. История развития политической науки 26. Международная ассоциация политической науки была создана (1 ответ)… 27. Повышенное внимание к воспитательной функции политической власти (мораль правителя – ветер, мораль подданных – трава, куда дует ветер, туда стелется и трава) характерно для учения (1 ответ): 28. Кто из мыслителей античности утверждал, что человек по природе своей есть существо политическое (1 ответ): 29. Какой из перечисленных видов государственного устройства не анализировался Платоном в диалоге "Государство"? (1 ответ): 30. Кто из названных мыслителей является автором трактата "Политика"? (1 ответ): 31. Теологическая форма познания политики была присуща … а) Аристотелю. б) Ф. Аквинскому. в) Дж. Локку. г) Т. Гоббсу. 32. Определите идеи, сформулированные политически мыслителями Древнего Рима (2 ответа): 33. Каковы характерные идеи политической мысли Средневековья? (1 ответ) 34. Сформулируйте верное утверждение, продолжив фразу: "Н. Макиавелли... (1 ответ): а)... впервые использовал термин "политика"; б) … рассматривал деспотическую власть как наиболее эффективную в любых ситуациях; в)... сделал предметом политических исследований проблему борьбы за завоевание и удержание государственной власти...; г)... резко критиковал аморализм в политике. 35. Кто из перечисленных ниже мыслителей полагал, что политический лидер (государь) "должен сочетать в себе качества льва и лисицы"? (1 ответ): 36. Кто из политических мыслителей назвал свою работу именем библейского мифического существа – Левиафана, отождествив его с государством? (1 ответ): 37. Какая идея разрабатывались в работе Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре»: а) теория разделения властей; б) теория государственного суверенитета; в) цель оправдывает средства; г) теория народного суверенитета. 38. Кто является автором теории "рациональной бюрократии"? (1 ответ): 39. Определите, какому политическому мыслителю Нового времени принадлежит произведение «Демократия в Америке» (1 ответ): 40. Каковы основные причины, обусловившие оформление политической науки в самостоятельную отрасль обществоведения? (1 ответ) а) качественные изменения в сфере материального производства; б) объективные потребности общества в политической теории и прикладной политологии, демократической политической культуре; в) кризис политических ценностей; г) обострение противоречий между субъектами мира политики. 41. Кому из мыслителей принадлежит следующая трактовка политики: «Политика связана со стремлением к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между социальными субъектами»? 42. М. Вебер настаивал на том, что политическое познание, так же как и естественные науки, должно ___________________. а) Использовать лишь один метод; б) Быть логически непротиворечивым; в) Строиться на основе личных наблюдений; г) Быть свободным от субъективных оценок. 43. Наиболее известным ученым, работавшим на стыке политологии, социологии и истории был… 44. Для позитивизма характерно представление о том, что единственным исходным пунктом познания являются… а) Ценностные установки личности; б) Существующие социальные нормы; в) Факты опыта; г) Цели. 45. Понимание политики: «Политика есть отношение между классами» принадлежит… 46. В основе марксистской концепции политики лежит… а) Гуманистическая теория. б) Гражданско-правовая концепция. в) Теория разделения властей. г) Материалистическое понимание истории. 47. В число славянофилов не входил… а) Б.Н. Чичерин. б) И.В. Киреевский. в) А.С. Хомяков. г) И.С. Аксаков. 48. Кто из перечисленных мыслителей был представителем «русского бланкизма»: 49. Установите ключевые идеи славянофильства: а) создание бесклассового общества путём уничтожения частной собственности; б) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; в) самобытное национальное развитие России с ориентацией на общинно-земские начала; г) самобытное национальное развитие России с ориентацией на государственные начала. 50. Начало социолог
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.011 с.) |