Сущность и функции кредита. Условия его функционирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции кредита. Условия его функционирования.



Формы и виды кредита и их особенности в России.

ФОРМЫ кредита:

1. Коммерческий кредит - это кредит, предос­тавляемый в товарной форме продавцом покупателю в виде отсрочки платежа за проданные товары. Особенностью коммерческого кредита является то, что сделка ссуды на самоцель: она сопровождает сделку купли-продажи. Сделка ссуды облегчает реализацию товаров.

Два основных вида коммерческого кредита:

- вексельный (отсрочка платежа за проданные товары оформляется вексе­лем);

- по открытому счету (безвексельное взаимное кредитование), применяется во взаимоотношениях постоян­ных контрагентов. При этом фирмы выступают попеременно в качестве и продавцов и покупателей.

2. Банковский кредит - это кредит, предоставляемый коммерческими банками заемщикам в виде денежных ссуд. Отличительной чертой банковского кредита является его целевой и срочный характер.

Коммерческие банки предоставляют своим клиентам разнообразные виды кредитов (см. вопрос 26).

3. Потребительский кредит - это денежные ссуды, предоставляемые физическим лицам для приобретения потребительских товаров. Разновидности:

- продажа товаров в рассрочку платежа;

- сделки по купле-продаже товаров на кред. основе с участием посредников – ком. банков;

- предоставление частным лицам персональных кредитов.

4. Ипотечный кредит - это долгосрочные ссуды, выдаваемые банками под залог недвижимого имущества (земли и строений). Ипотека (англ. hipothe­cation) - это форма залога товаров, при которой заемщик сохраняет за собой владение и право собственности на закладываемый объект. Нередко рассматривается как разновидность потребительского кредита.

Для ипотечного кредита характерно:

1. Долгосрочность ссуды, как правило, более 5 лет.

2. Оставление заложенного имущества в собственности должника, который продолжает его эксплуатировать.

3. Регистрация залога в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

4. Возможность получения дополнительных ссуд под залог одного и того же имущества (под вторую, третью и т.д. закладные), если ценность имущества не исчерпана предыдущими закладными и должник имеет возможность уплачивать проценты и погасить долг.

5. Возврат ссуды в случае несостоятельности должника из вы­ручки за проданное имущество в порядке очередности регистрации за­лога.

5. Государственный кредит - это совокупность кредитных отношений между государством, физическими или юридическими лицами, при кото­рых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. К необходимости использования государственного кредита приводит в первую очередь бюджетный дефицит. Поэтому чаще всего государство выступает в роли заемщика (на внешнем и внутреннем рынках).

В начале ХХ столетия государство стало выступать и в качестве кредитора, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответствен­ность за погашение займов или выполнение других обязательств физи­ческих и юридических лиц, оно выступает в роли гаранта.

Основным способом привлечения денежных средств является вы­пуск государственных займов.

6. Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Разнообразие форм международного кредита можно классифициро­вать по различным признакам.

По срокам: - краткосрочные - до 1 года (иногда до 18 месяцев);

- среднесрочные - от 1 года до 5 лет (в некоторых странах до 7 лет);

- долгосрочные - свыше 5 лет.

По назначению международные кредиты подразделяются на две группы:

- кредиты по внешней торговле;

- межгосударственные кредиты.

Бюджетное устройство, принципы бюджетного устройства.

Бюджетное устройство — это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.

Под бюджетной системой государства понимается совокупность всех видов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В иерархически упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие элементы:

а) федеральный бюджет,

б) бюджеты субъектов Российской Федерации:

- республиканские бюджеты;

- бюджеты автономных областей;

- областные, краевые бюджеты,

- бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга,

в) местные бюджеты:

- бюджеты городов областного подчинения,

- бюджеты районов;

- городские районные бюджеты,

- сельские и поселковые бюджеты.

Бюджетное устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма, который представляет собой определенный тип бюджетного устройства федеративного государства.

Принципы бюджетной системы России:

- единство бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность использования бюджетных средств,

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

- гласность,

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Особенности и проблемы бюджетного устройства в России:

- стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;

- деление всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие, объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти;

- широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы, предопределившие постепенное возрастание доли регулирующих доходов в территориальных бюджетах - в среднем до 70 -85%;

- субъективизм при решении вопросов об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

- ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов, воспитывавшая у нижестоящих управленческих структур иждивенчество и твердую уверенность в том, что за все, в конечном счете, отвечает государство, его верховная власть;

- ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, дававший вышестоящему органу власти неограниченные возможности держать в зависимости нижестоящий орган власти, вынуждая его выпрашивать дополнительные отчисления от регулирующих доходов;

- множественность форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов, позволявшая во всех случаях применять субъективный "индивидуальный" подход при решении вопроса о выделении финансовой помощи нижестоящему бюджету.

 

 

Функции налогов

1. Фискальная – благодаря налогам образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства.

2. Экономическая - заключается во влиянии налогов на восп­роизводство, стимулируя или сдерживая его

Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отно­шений, которая противостоит друг другу. В фискальной функции отра­жаются отношения налогоплательщика к государству, в экономической - государства к налогоплательщику.

Виды налогов в РФ:

1. В зависимости от экономической сущности:

а) косвенные – включаются в цену товара и выступают надбавкой к цене (НДС, акцизы);

б) прямые налоги - налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков.

Особенность – преобладание в РФ косвенных налогов.

2. В зависимости от уровня бюджетной системы:

а) федеральные;

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных

биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

б) региональные:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный бизнес;

в) местные:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

 

 

Пенсионный фонд РФ.

Создан с 1 января 1992 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Фе­дерации.

Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

- выплаты государственных пенсий в виде трудовых, во­енных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц.

Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».

Сущность пенсионной реформы – введение накопительной системы. Накопительная система отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Участие государства сводится только к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений.

Сущность и функции кредита. Условия его функционирования.

Кредит - это совокупность экономических отношений между предприятиями, организациями, государством и населением по поводу мобилизации временно свободных денежных средств в ссудном фонде и использованных для удовлетворения потребностей в финансовых ресур­сах на условиях возвратности с уплатой процента.

Кредит выражает производственные отношения, при которых хозяйствующие субъекты, государство, организации и от­дельные граждане передают друг другу стоимость на условиях возв­ратности во временное пользование.

Объективная необходимость кредита обусловлена особенностями кругооборота капитала:

- постоянное образование денежных ресурсов и возникновение временных дополнительных потребностей в них;

- различная продолжительность оборота средств на отдельных предприятиях;

- тесное переплетение наличного и безналичного оборота средств;

- экономическая обособленность предприятий.

Функции кредита - это проявление сущности, выражение общест­венного назначения кредита. В литературе о кредите нет однозначного ответа на вопрос о функциях кредита. В различных научных работах, посвященных сущнос­ти и функциям кредита, можно насчитать более 30 функций.

Наиболее полно сущность кредита проявляется в его трёх функциях:

1. Распределение на возвратной основе денежных средств (распределительная функция).

2. Создание кредитных средств обращения и замещение наличных денег (эмиссионная функция).

3. Осуществление контроля за эффективной деятельностью эконо­мических субъектов (контрольная функция).

Принципы кредита:

- возвратность;

- срочность;

- платность;

- целевой характер;

- обеспеченность.

Кредитная система - совокупность кредитных отношений и кре­дитных учреждений, опосредствующих движение ссуженной стоимости. Из определения кредитной системы можно видеть, что она состоит из двух частей, т.е. элементов: кре­дитных отношений и кредитных учреждений.

Кредитные отношения включают три этапа:

- формирование ссудного фонда (аккумуляция временно свободных де­нежных средств);

- использование ссудного фонда;

- возврат ссуженной стоимости с процентами.

населения, государства и хозяйствующих субъектов

Ссуженная стоимость как материальный носитель кредитных отно­шений, не может быть отделена от субъектов, организующих эти отно­шения. Во всех странах главным организатором движения ссудных средств являются кредитные учреждения - они образуют банковскую систему.

Банковская система - это исторически сложившаяся и закреплен­ная законодательно система организации банковского дела в стране, определяющая сферу деятельности, подчиненность и ответственность различных видов банков.

Исторически сложились два типа построения банковской системы: одноуровневая и двухуровневая.

Для одноуровневой банковской системы характерны преобладание горизонтальных связей между банками, универсализация их операций и функций. Это означает, что все кредитные институты, включая Цент­ральный банк страны, находятся на одном уровне и выполняют одина­ковые функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентов.

В настоящее время в большинстве стран функционирует двухуров­невая банковская система. Такая система предполагает существование центрального эмиссионного банка (первый уровень) и сети различных коммерческих банков (второй уровень).

Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.

По вертикали - отношения подчиненности низовых звеньев (ком­мерческих банков) Центральному банку как руководящему и управляю­щему органу. По горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.037 с.)