Кредитные отношения необходимо регулировать со стороны государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кредитные отношения необходимо регулировать со стороны государства.



Методы регулирования:

1. Административные – включают меры запрета, разрешения, принуждения. Призваны обеспечить в стране стандарты (защита интересов участников кредитных отношений) и реализуются через создание правового поля.

2. Экономические - адекватны природе рынка, косвенно воздействуют на участников кредитных отношений. Включают:

а) инструменты финансовой политики (налоговая политика и политика государственных расходов) – например, снижая налоги по отдельным формам кредитования, можно стимулировать участников, и наоборот;

б) инструменты денежно-кредитной политики (ставка рефинансирования и учетная политика; операции на открытом рынке, нормы резервирования).

Экономическое содержание бюджета, методы формирования, основные статьи доходов и расходов.

 

 

С экономической точки зрения бюджет - совокупность эконо­мических (денежных) отношений, которые возникают в связи с обра­зованием, распределением и использованием централизованного де­нежного фонда, предназначенного для выполнения государством своих функций.

С юридической точки зрения бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования цент­рализованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим представительным орга­ном государственной власти. Данный фи­нансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Государственный бюджет возник с появлением государства. Необходимость государственного бюджета связана с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений, а именно той их части, которые составляют финансовые отношения.

Макроэкономическое значение бюджета

Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической полити­ки, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюд­жета реализуются государственные про­граммы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышлен­ного комплекса, охране окружающей природной среды, по укрепле­нию научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъек­тов Федерации, по борьбе с преступ­ностью и т.д.

Бюджетные отношения как часть финансовых отношений имеют свою специфику:

1. Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе.

2. Непременным участником бюджетных отношений является государство.

3. Бюджетные отношения связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Функции фед. бюджета:

- перераспределение национального дохода и ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Доходы бюджета:

1. Налоговые. Основная доля – 96%. Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и населения и поступающий в бюджетный фонд страны в заранее установленные сроки и в определенном размере. Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

2. Неналоговые: - доходы от использования государственной собственности, доходы от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности и др.

Расходы бюджета

Классификаций много, наиболее актуальная – по функциональному назначению:

- расходы на финансирование народного хозяйства;

- расходы на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, соц. политика);

- расходы на оборону;

- расходы на управление;

- расходы на международную деятельность;

- расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;

- расходы на науку;

- расходы на обслуживание государственного долга;

- расходы на финансовую поддержку регионов;

- прочие.

 

Бюджетное устройство, принципы бюджетного устройства.

Бюджетное устройство — это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.

Под бюджетной системой государства понимается совокупность всех видов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В иерархически упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие элементы:

а) федеральный бюджет,

б) бюджеты субъектов Российской Федерации:

- республиканские бюджеты;

- бюджеты автономных областей;

- областные, краевые бюджеты,

- бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга,

в) местные бюджеты:

- бюджеты городов областного подчинения,

- бюджеты районов;

- городские районные бюджеты,

- сельские и поселковые бюджеты.

Бюджетное устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма, который представляет собой определенный тип бюджетного устройства федеративного государства.

Принципы бюджетной системы России:

- единство бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность использования бюджетных средств,

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

- гласность,

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Особенности и проблемы бюджетного устройства в России:

- стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;

- деление всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие, объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти;

- широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы, предопределившие постепенное возрастание доли регулирующих доходов в территориальных бюджетах - в среднем до 70 -85%;

- субъективизм при решении вопросов об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

- ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов, воспитывавшая у нижестоящих управленческих структур иждивенчество и твердую уверенность в том, что за все, в конечном счете, отвечает государство, его верховная власть;

- ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, дававший вышестоящему органу власти неограниченные возможности держать в зависимости нижестоящий орган власти, вынуждая его выпрашивать дополнительные отчисления от регулирующих доходов;

- множественность форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов, позволявшая во всех случаях применять субъективный "индивидуальный" подход при решении вопроса о выделении финансовой помощи нижестоящему бюджету.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.007 с.)