Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа факультативного курса↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 4 стр.
2. Программа факультативного курса «Литература родного края» 7 стр.
3. Тематическое планирование 14 стр.
4. Учебное и учебно-методическое обеспечение 17 стр.
Тезаурус
Список рекомендованной литературы
Список использованной литературы
Приложения 1-9
Пояснительная записка
Факультативный курс «Литература родного края» предназначен для учащихся общеобразовательных школ и рассчитан на 35 часов (1час в неделю). Работа по литературному краеведению в Донецкой Народной Республике должна быть направлена на воспитание интеллектуальной элиты края и национальной гордости за народ Донбасса. Внедрение факультативного курса «Литература родного края» является актуальным на современном этапе становления нашей молодой республики. Основная цель обучения – формирование и развитие ключевых компетенций школьников: творческих, поликультурных, коммуникативных, социальных, самообразовательных и др. Учитель должен решить следующие задачи: - ввести школьников в мир прекрасного, привлечь их к наиболее весомым ценностям духовной культуры региона, страны, человечества; - ознакомить с биографиями и личностями писателей, поэтов, журналистов, которые жили, живут или в силу жизненных и творческих обстоятельств оказались в Донбассе; - воспитывать у подрастающего поколения ДНР правильное понимание национальных и общечеловеческих ценностей, формировать морально-этические убеждения и потребность в чтении лучших образцов художественной литературы, воспитывать уважение к творческому наследию земляков; - создавать оптимальные условия для интеллектуального развития и самореализации личности, расширять кругозор обучающихся; - развивать творческие способности школьников, привлекать их к исследовательской деятельности, мотивировать на получение дополнительного образования по литературе; - обеспечивать реализацию межпредметных связей (русский язык, изобразительное искусство, музыка, история, география, информатика); - убеждать слушателей в том, что литература родного края – неотъемлемая часть общеевропейской и мировой культуры. Содержание программы предусматривает связь с Базовой программой по литературе, а также нацеливает на опережающее обучение по отдельным темам, чтобы на уроках можно было опираться на знания и исследовательские работы наиболее подготовленных учеников.
Приоритетные направления учебно-педагогической деятельности: - расширение представления школьников о малой родине, их знаний о Донбассе, о людях, которые жили в давние времена на территории современной Донетчины; - знакомство с произведениями древней литературы о событиях в нашем крае, с произведениями XIX-XX веков, а также с книгами современных авторов о донецком крае и его людях; - организация исследовательской деятельности школьников; - распространение знаний о писателях мировой литературы, жизненный и творческий путь которых пересекался с Донбассом. Структура программы факультативного курса является смешанной (комбинация линейной, спиральной, концентрической). Методы обучения: 1) словесные: обеспечат как получение новых знаний в готовом виде, так и извлечения из них на основе общения; 2) практические: позволят организовать процесс закрепления знаний и навыков, полученных на уроках, во время диалогов, диспутов, дискуссий, в процессе интервью и его литературной обработки; 3) эвристические: помогут в формировании ключевых компетенций школьников. Типы, виды и формы занятий подобраны в соответствии с возрастными возможностями воспитанников: лекции, семинары, конференции, беседы, встречи в литературной гостиной, интегрированные занятия, участие в учебных проектах, написание творческих работ и их защита, рецензирование, разработка заочных экскурсий по местам литературной славы родного города, Донбасса, литературная обработка взятых интервью, общественно полезный труд, разработка текстов радиопередач для городской радиовещательной компании, электронная презентация учебных проектов (индивидуальных, групповых, коллективных), самостоятельный анализ произведений, написанных писателями-земляками, критических статей о которых нет. Воспитательные возможности факультативного курса обеспечиваются подбором тематики произведений, над которыми будут работать обучающиеся, вступительным словом учителя к каждому занятию, привлечением школьников к проектной деятельности, к исследовательской работе, к написанию творческих работ.
Ожидаемый результат: рост интеллектуального, культурного, духовно-нравственного потенциала школьников - будущей интеллектуальной элиты города и Донецкой Народной Республики, самореализация каждой личности, повышение интереса к истории, литературе, культуре, искусству родного края, любовь к творческому наследию литераторов-земляков через познание их духовной силы. Конечный результат работы 1.Групповой учебный проект «Литературная карта Донбасса». 2. Литературный проспект «Выдающиеся российские, зарубежные писатели и Донбасс» (И.А. Бунин, В.М. Гаршин, Ильф и Петров, А.В. Кольцов, В.Г. Короленко, А. И. Куприн, В.В. Маяковский, А.П. Чехов; Оноре де Бальзак, Ярослав Гашек, Теодор Драйзер, Юлиус Фучик). 3. Групповой учебный мультимедийный проект «Заочная экскурсия: «Литературная карта Донбасса». 4. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы: коллективный учебный проект «Забвению не подлежит» (с использованием прозаических и поэтических произведений литераторов нашего края). 5. Сборник текстов и теле- и радиопередач по литературному краеведению для городской (районной) радиовещательной компании. 6. Сборник методических материалов «Формирование жизненных компетентностей школьников средствами краеведения и проектных технологий» (совместный учебно-методический проект учеников и учителя). Программа факультативного курса «Литература родного края» – составная часть системы работы по литературному краеведению на уроках русского языка и литературы, литературы родного края, во время индивидуальных и групповых занятий для одарённых детей, кружковой работы, факультативного курса, общественно полезного труда школьников по литературному краеведению. Ценность программы заключается в том, что по многим темам имеются творческие работы учителей-словесников и учащихся, которые в свое время были напечатаны в периодических издания, итоговых сборниках конкурса «Творческая юность Донбасса»; принцип вариативности содержательной и практической линий программы. Рекомендуется рейтинговая оценка творческой деятельности учащихся, учитывается коэффициент их активного участия в литературно-краеведческих мероприятиях, исследовательской работе, на факультативных занятиях (Образец рейтинговой карточки прилагается).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ТЕЗАУРУС
ДОНБАСС– сокращенное название Донецкого каменноугольного бассейна.
ДОНЕТЧИНА– Донецкая область.
ДУМА – народная лиро-эпическая песня, исполняемая мелодическим речитативом под аккомпанемент кобзы или бандуры.
ЗАГАДКА– вид устного народного творчества, замысловатое, иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания; задается с целью испытать сообразительность, развивает способность к поэтической выдумке.
МАЛАЯ РОДИНА – место, где мы родились, с которым связан период жизни в раннем детстве, юности.
ПОГОВОРКА – широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явление и дающее ему экспрессивную оценку.
ПОСЛОВИЦА – краткое, устойчивое выражение, ритмически организованное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи.
РОДНОЙ КРАЙ – это край, в котором мы родились и живем.
СКАЗ – форма художественной литературы, построенная в основном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно-повествовательной речи, в фольклоре приобретающей своеобразную ритмичность.
ФОЛЬКЛОР– народное поэтическое или устное творчество, особый вид искусства; возник до появления письменности; в русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, к лирическим – обрядовые, семейные и любовные песни, причитания, частушки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ионов А. О писателях и книгах. – Донецк: Донбасс, 1968. 2. Ионов А. Поет душа шахтерская. - Д.: Донбасс, 1969. 3. Олифиренко В.В., Олифиренко С.Н., Слобожанская волна: Учебное пособие-хрестоматия по украинской литературе Северной Слобожанщины. – Донецк: Восточный издательский дом, 2005. 4. Осадчук Н., Пимонов В., Маслакова С. 99 стихотворений. – Д.: Кассиопея,1999. 5. Рева К. Методические материалы к изучению спецкурса на местном материале. – Донецк: ДонГУ, 1990. 6. Спасенко К. Сквозь даль годов: А.С.Пушкин в донецком крае. - Донецк: Донбасс, 1969. 7. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971. 8. Черепков В. Соль земли: Стихи разных лет. – К.: Думка, 1999. 9. Чубенко В. Не хлебом единым. - Д.: Кассиопея, 2000.
Приложение 1 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВСТРЕЧА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» Тема. Освоение Дикого поля.
Примерные вопросы для сообщений и обсуждения.
І. Историческое направление. Сообщение «историков».
1. Первые свидетели нового освоения Дикого поля в ХVI – ХVII веках: 1571 год – Бахмут (Артемовск) 1645 год – Тор (Славянск) 1660 год – Сватово 1686 год – Старобельск 1710 год – Лисичанск 1795 год – Луганск
2. Организация защиты оседлого населения от набегов татар.
2.1. Военные сторожевые поселения донских и запорожских казаков.
2.2. Роты поселенцев из бежавшего от турецкого гнета славянского населения.
2.3. Охрана Валуйского и Белгородского полков.
2.4. Заселение Приазовья украинцами, греками, пленными кавказцами из Крыма, немцами-колонистами с Днепра.
ІІ. Литературное направление. Сообщение «литераторов».
1. Отражение этого периода истории в произведениях донецких писателей: 1.2. Г. Володин. «Дикое поле». 1.3.А. Кравченко. «В Диком поле». 1.4. П. Байдебура. «Искры гнева». 1.5. А. Мартынов. «У Лукоморья». 1.6. В. Шутов и С. Илюшин. «Юность Куинджи».
Приложение 3
СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В РОЛЕВОЙ ИГРЕ» 1. Предварительная работа:
- сформулировать проблему, которую следует решить в процессе ролевой игры; - вместе с учащимися определить количественный и конкретный состав участников игры и наблюдателей; - решить, как лучше вести подготовку игры: всем составом, группами или индивидуально; - поддержать нерешительных, вселить веру в успех, привлечь хотя бы к незначительным ролям, не требующим особого артистизма; - дать учащимся достаточное количество информации, чтобы они смогли убедительно сыграть свои роли; - направить участников игры к источникам дополнительной информации, чтобы нашли интересное, необычное, но научно обоснованное; - продумать вместе с участниками обстановку, реквизиты.
2. Подготовка и репетиции: - дать время на обдумывание своих ролей; - дать советы старшего, опытного руководителя.
3. Проведение игры: - не настраиваться на высокое актерское мастерство детей, принять как получилось; - не делать замечаний по ходу игры.
4. Подведение итогов, анализ: - выслушать сначала участников игры, затем наблюдателей; - обобщить сказанное учащимися, уточнить, какой опыт они приобрели, чему научились, какова познавательная ценность игры.
5. Дальнейшая индивидуальная работа: - создание ситуации успеха, деликатные советы по причинам неудач, если они были; - закрепление ситуации успеха, если удача была видна всем, поручение для будущей запланированной игры.
Приложение 6 ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКОВ «КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ» Порядок и регламент работы
1. Знакомство с материалом работы группы (распределение заданий, функций) – 1 минута. 2. Индивидуальное выполнение заданий – 7 минут. 3. Обсуждение индивидуальных результатов – 2 минуты. 4. Обсуждение выполненного задания группы в целом (замечания, дополнения, уточнения, обобщения, план выступления) – 3 минуты. 5. Сообщение результатов работы (выступление перед слушателями) – 5 минут.
Функции членов группы
КОНСУЛЬТАНТ: консультирует членов группы по вопросу плана выполнения познавательного задания, контролирует правильность его выполнения, оказывает помощь членам группы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: сравнивает, сопоставляет, делает выводы и обобщения, отбирая нужную информацию.
ПРАКТИК: применяет полученную информацию на практике, составляет план будущего представления выполненного группой задания.
ТЕОРЕТИК: работает с дополнительными источниками информации, предлагает группе интересные теоретические факты, аргументы.
АССИСТЕНТ: четко и красиво оформляет записи предложений членов группы.
КООРДИНАТОР: организует деятельность группы, следит за регламентом работы, установленным учителем, помогает всем членам группы, назначает выступающего от имени группы с сообщением о выполненном задании.
ПРИМЕЧАНИЕ: все члены группы работают в тесном сотрудничестве, в доброжелательной творческой атмосфере, помогая друг другу; направляют свою деятельность на продуктивность труда всей группы, на достижение познавательной цели, стараются быть командой.
Приложение 7 ПЛАН КОНФЕРЕНЦИИ
ПЛАН СЕМИНАРА РЕЙТИНГОВАЯ КАРТА СЛУШАТЕЛЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ»
Инструкция к заполнению рейтинговой карты слушателя факультативного курса «Литература родного края»
Рейтинговая карточка заполняется лично каждым школьником, согласовывается с руководителем и другими слушателями. Общий рейтинг выводится на итоговом занятии курса. Учащиеся, занявшие первые три позиции в рейтинговом списке, поощряются руководителем факультативного курса.
3 балла – выполненная работа представляет практическую ценность;
2 балла – принимал самое активное участие в подготовке теоретического или практического занятия;
1 балл – проявил активность на теоретическом или практическом занятии;
0 баллов – был просто слушателем на занятии.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 4 стр.
2. Программа факультативного курса «Литература родного края» 7 стр.
3. Тематическое планирование 14 стр.
4. Учебное и учебно-методическое обеспечение 17 стр.
Тезаурус
Список рекомендованной литературы
Список использованной литературы
Приложения 1-9
Пояснительная записка
Факультативный курс «Литература родного края» предназначен для учащихся общеобразовательных школ и рассчитан на 35 часов (1час в неделю). Работа по литературному краеведению в Донецкой Народной Республике должна быть направлена на воспитание интеллектуальной элиты края и национальной гордости за народ Донбасса. Внедрение факультативного курса «Литература родного края» является актуальным на современном этапе становления нашей молодой республики. Основная цель обучения – формирование и развитие ключевых компетенций школьников: творческих, поликультурных, коммуникативных, социальных, самообразовательных и др. Учитель должен решить следующие задачи: - ввести школьников в мир прекрасного, привлечь их к наиболее весомым ценностям духовной культуры региона, страны, человечества; - ознакомить с биографиями и личностями писателей, поэтов, журналистов, которые жили, живут или в силу жизненных и творческих обстоятельств оказались в Донбассе; - воспитывать у подрастающего поколения ДНР правильное понимание национальных и общечеловеческих ценностей, формировать морально-этические убеждения и потребность в чтении лучших образцов художественной литературы, воспитывать уважение к творческому наследию земляков; - создавать оптимальные условия для интеллектуального развития и самореализации личности, расширять кругозор обучающихся; - развивать творческие способности школьников, привлекать их к исследовательской деятельности, мотивировать на получение дополнительного образования по литературе; - обеспечивать реализацию межпредметных связей (русский язык, изобразительное искусство, музыка, история, география, информатика); - убеждать слушателей в том, что литература родного края – неотъемлемая часть общеевропейской и мировой культуры. Содержание программы предусматривает связь с Базовой программой по литературе, а также нацеливает на опережающее обучение по отдельным темам, чтобы на уроках можно было опираться на знания и исследовательские работы наиболее подготовленных учеников. Приоритетные направления учебно-педагогической деятельности: - расширение представления школьников о малой родине, их знаний о Донбассе, о людях, которые жили в давние времена на территории современной Донетчины; - знакомство с произведениями древней литературы о событиях в нашем крае, с произведениями XIX-XX веков, а также с книгами современных авторов о донецком крае и его людях; - организация исследовательской деятельности школьников; - распространение знаний о писателях мировой литературы, жизненный и творческий путь которых пересекался с Донбассом. Структура программы факультативного курса является смешанной (комбинация линейной, спиральной, концентрической). Методы обучения: 1) словесные: обеспечат как получение новых знаний в готовом виде, так и извлечения из них на основе общения; 2) практические: позволят организовать процесс закрепления знаний и навыков, полученных на уроках, во время диалогов, диспутов, дискуссий, в процессе интервью и его литературной обработки; 3) эвристические: помогут в формировании ключевых компетенций школьников. Типы, виды и формы занятий подобраны в соответствии с возрастными возможностями воспитанников: лекции, семинары, конференции, беседы, встречи в литературной гостиной, интегрированные занятия, участие в учебных проектах, написание творческих работ и их защита, рецензирование, разработка заочных экскурсий по местам литературной славы родного города, Донбасса, литературная обработка взятых интервью, общественно полезный труд, разработка текстов радиопередач для городской радиовещательной компании, электронная презентация учебных проектов (индивидуальных, групповых, коллективных), самостоятельный анализ произведений, написанных писателями-земляками, критических статей о которых нет. Воспитательные возможности факультативного курса обеспечиваются подбором тематики произведений, над которыми будут работать обучающиеся, вступительным словом учителя к каждому занятию, привлечением школьников к проектной деятельности, к исследовательской работе, к написанию творческих работ. Ожидаемый результат: рост интеллектуального, культурного, духовно-нравственного потенциала школьников - будущей интеллектуальной элиты города и Донецкой Народной Республики, самореализация каждой личности, повышение интереса к истории, литературе, культуре, искусству родного края, любовь к творческому наследию литераторов-земляков через познание их духовной силы. Конечный результат работы 1.Групповой учебный проект «Литературная карта Донбасса». 2. Литературный проспект «Выдающиеся российские, зарубежные писатели и Донбасс» (И.А. Бунин, В.М. Гаршин, Ильф и Петров, А.В. Кольцов, В.Г. Короленко, А. И. Куприн, В.В. Маяковский, А.П. Чехов; Оноре де Бальзак, Ярослав Гашек, Теодор Драйзер, Юлиус Фучик). 3. Групповой учебный мультимедийный проект «Заочная экскурсия: «Литературная карта Донбасса». 4. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы: коллективный учебный проект «Забвению не подлежит» (с использованием прозаических и поэтических произведений литераторов нашего края). 5. Сборник текстов и теле- и радиопередач по литературному краеведению для городской (районной) радиовещательной компании. 6. Сборник методических материалов «Формирование жизненных компетентностей школьников средствами краеведения и проектных технологий» (совместный учебно-методический проект учеников и учителя). Программа факультативного курса «Литература родного края» – составная часть системы работы по литературному краеведению на уроках русского языка и литературы, литературы родного края, во время индивидуальных и групповых занятий для одарённых детей, кружковой работы, факультативного курса, общественно полезного труда школьников по литературному краеведению. Ценность программы заключается в том, что по многим темам имеются творческие работы учителей-словесников и учащихся, которые в свое время были напечатаны в периодических издания, итоговых сборниках конкурса «Творческая юность Донбасса»; принцип вариативности содержательной и практической линий программы. Рекомендуется рейтинговая оценка творческой деятельности учащихся, учитывается коэффициент их активного участия в литературно-краеведческих мероприятиях, исследовательской работе, на факультативных занятиях (Образец рейтинговой карточки прилагается).
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ» (35 часов, 1 час в неделю)
Практическая работа (1 час). 1. Чтение ученических творческих работ по литературе родного края. 2. Составление отзыва о прочитанной работе по плану, предложенному учителем.
Практическое занятие (1 час). 1. Работа в группах над составлением тезисного плана устного высказывания на тему «Фольклор Донбасса» на материале услышанного на занятиях с использованием источников дополнительной информации. (Памятка «Как работать в группе» прилагается). 2. Сообщение результатов работы.
Практическое занятие (1 час). Семинар. Тема: «Непроходящий интерес к «Слову о полку Игореве», связанному с донецкой землей запечатлёнными событиями. (План семинара прилагается).
Практическое занятие (1 час). Интегрированное занятие с учителем музыки. 1.Слушание в грамзаписи или в аудиозаписи отрывков из оперы П.Бородина «Князь Игорь». 2. Анализ музыкального произведения. 3. Рассматривание фотографий – моментов оперного спектакля. 4. Сопоставление текста и прослушанных отрывков из музыкального произведения.
Практическое занятие (1 час). Встреча за «круглым столом» «историков» и «литераторов». Тема: «Освоение Дикого поля». (Примерные вопросы, которые выносятся на обсуждение, прилагаются).
Практическое занятие (1 час). Ролевая игра: «Встреча за «круглым столом» известных писателей, побывавших в Донбассе и создавших о нем свои произведения в период зарождения там капитализма (В.В. Вересаев, А.М. Горький, К.Г. Паустовский, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский). (Памятка «Как организовать школьников для участия в ролевой игре» прилагается).
Практическое занятие 2 (1 час). Интервью у авторов исследовательских работ (выпускников школы) или журналистов города с последующей литературной обработкой.
Практическое занятие (2 часа). Завершающий этап работы над познавательным проектом – сценарием праздника, посвященного Дню Победы/Дня освобождения Донбасса: «Забвению не подлежит» с использованием поэтических и прозаических произведений литераторов-земляков. (Содержание деятельности участников коллективного познавательного проекта прилагается)
Практическое занятие (2 часа). Подготовка текстов теле- или радиопередач по литературному краеведению для школьной (сельской, поселковой, районной, городской) радиовещательной компании.
Практические занятие (1 час). Составление плана проспекта «Известные русские, зарубежные литераторы и Донбасс».
Практическое занятие (1 час). Продолжение работы в Интернет под руководством учителя информатики. Поиск информации о творчестве донецких писателей-слобожан.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.71.149 (0.02 с.)