Программа факультативного курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа факультативного курса



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 4 стр.

 

 

2. Программа факультативного курса «Литература родного края» 7 стр.

 

 

3. Тематическое планирование 14 стр.

 

 

4. Учебное и учебно-методическое обеспечение 17 стр.

 

Тезаурус

 

Список рекомендованной литературы

 

Список использованной литературы

 

Приложения 1-9

 

Пояснительная записка

 

Факультативный курс «Литература родного края» предназначен для учащихся общеобразовательных школ и рассчитан на 35 часов (1час в неделю).

Работа по литературному краеведению в Донецкой Народной Республике должна быть направлена на воспитание интеллектуальной элиты края и национальной гордости за народ Донбасса. Внедрение факультативного курса «Литература родного края» является актуальным на современном этапе становления нашей молодой республики.

Основная цель обучения – формирование и развитие ключевых компетенций школьников: творческих, поликультурных, коммуникативных, социальных, самообразовательных и др.

Учитель должен решить следующие задачи:

- ввести школьников в мир прекрасного, привлечь их к наиболее весомым ценностям духовной культуры региона, страны, человечества;

- ознакомить с биографиями и личностями писателей, поэтов, журналистов, которые жили, живут или в силу жизненных и творческих обстоятельств оказались в Донбассе;

- воспитывать у подрастающего поколения ДНР правильное понимание национальных и общечеловеческих ценностей, формировать морально-этические убеждения и потребность в чтении лучших образцов художественной литературы, воспитывать уважение к творческому наследию земляков;

- создавать оптимальные условия для интеллектуального развития и самореализации личности, расширять кругозор обучающихся;

- развивать творческие способности школьников, привлекать их к исследовательской деятельности, мотивировать на получение дополнительного образования по литературе;

- обеспечивать реализацию межпредметных связей (русский язык, изобразительное искусство, музыка, история, география, информатика);

- убеждать слушателей в том, что литература родного края – неотъемлемая часть общеевропейской и мировой культуры.

Содержание программы предусматривает связь с Базовой программой по литературе, а также нацеливает на опережающее обучение по отдельным темам, чтобы на уроках можно было опираться на знания и исследовательские работы наиболее подготовленных учеников.

Приоритетные направления учебно-педагогической деятельности:

- расширение представления школьников о малой родине, их знаний о Донбассе, о людях, которые жили в давние времена на территории современной Донетчины;

- знакомство с произведениями древней литературы о событиях в нашем крае, с произведениями XIX-XX веков, а также с книгами современных авторов о донецком крае и его людях;

- организация исследовательской деятельности школьников;

- распространение знаний о писателях мировой литературы, жизненный и творческий путь которых пересекался с Донбассом.

Структура программы факультативного курса является смешанной (комбинация линейной, спиральной, концентрической).

Методы обучения:

1) словесные: обеспечат как получение новых знаний в готовом виде, так и извлечения из них на основе общения;

2) практические: позволят организовать процесс закрепления знаний и навыков, полученных на уроках, во время диалогов, диспутов, дискуссий, в процессе интервью и его литературной обработки;

3) эвристические: помогут в формировании ключевых компетенций школьников.

Типы, виды и формы занятий подобраны в соответствии с возрастными возможностями воспитанников: лекции, семинары, конференции, беседы, встречи в литературной гостиной, интегрированные занятия, участие в учебных проектах, написание творческих работ и их защита, рецензирование, разработка заочных экскурсий по местам литературной славы родного города, Донбасса, литературная обработка взятых интервью, общественно полезный труд, разработка текстов радиопередач для городской радиовещательной компании, электронная презентация учебных проектов (индивидуальных, групповых, коллективных), самостоятельный анализ произведений, написанных писателями-земляками, критических статей о которых нет.

Воспитательные возможности факультативного курса обеспечиваются подбором тематики произведений, над которыми будут работать обучающиеся, вступительным словом учителя к каждому занятию, привлечением школьников к проектной деятельности, к исследовательской работе, к написанию творческих работ.

Ожидаемый результат: рост интеллектуального, культурного, духовно-нравственного потенциала школьников - будущей интеллектуальной элиты города и Донецкой Народной Республики, самореализация каждой личности, повышение интереса к истории, литературе, культуре, искусству родного края, любовь к творческому наследию литераторов-земляков через познание их духовной силы.

Конечный результат работы

1.Групповой учебный проект «Литературная карта Донбасса».

2. Литературный проспект «Выдающиеся российские, зарубежные писатели и Донбасс» (И.А. Бунин, В.М. Гаршин, Ильф и Петров, А.В. Кольцов, В.Г. Короленко, А. И. Куприн, В.В. Маяковский, А.П. Чехов; Оноре де Бальзак, Ярослав Гашек, Теодор Драйзер, Юлиус Фучик).

3. Групповой учебный мультимедийный проект «Заочная экскурсия: «Литературная карта Донбасса».

4. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы: коллективный учебный проект «Забвению не подлежит» (с использованием прозаических и поэтических произведений литераторов нашего края).

5. Сборник текстов и теле- и радиопередач по литературному краеведению для городской (районной) радиовещательной компании.

6. Сборник методических материалов «Формирование жизненных компетентностей школьников средствами краеведения и проектных технологий» (совместный учебно-методический проект учеников и учителя).

Программа факультативного курса «Литература родного края» – составная часть системы работы по литературному краеведению на уроках русского языка и литературы, литературы родного края, во время индивидуальных и групповых занятий для одарённых детей, кружковой работы, факультативного курса, общественно полезного труда школьников по литературному краеведению.

Ценность программы заключается в том, что по многим темам имеются творческие работы учителей-словесников и учащихся, которые в свое время были напечатаны в периодических издания, итоговых сборниках конкурса «Творческая юность Донбасса»; принцип вариативности содержательной и практической линий программы.

Рекомендуется рейтинговая оценка творческой деятельности учащихся, учитывается коэффициент их активного участия в литературно-краеведческих мероприятиях, исследовательской работе, на факультативных занятиях (Образец рейтинговой карточки прилагается).

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п\п   Разделы, темы Всего часов Количество часов на теоретические занятия Количество часов на практические занятия
1. Введение      
2. Фольклор Донбасса      
3. Древнерусская литература      
4. Литература ХVIII века. Произведения более позднего времени о событиях в нашем крае этого века      
5. Летописцы Донбасса ХIХ века      
6. Наш край в творчестве поэтов и прозаиков Донбасса ХХ века      
7. Жизненные и творческие связи известных литераторов с Донецким краем.      
8. Мастера художественного слова Слобожанщины      
9. Литературный процесс в Донбассе: конец ХIХ –начало ХХ веков. Современная литература родного края.      
10. Итоговые занятия: - дискуссия - рефлексия   -  
11. Резервное время для экскурсий   -  

 


УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

ТЕЗАУРУС

 

ДОНБАСС– сокращенное название Донецкого каменноугольного бассейна.

 

ДОНЕТЧИНА– Донецкая область.

 

ДУМА – народная лиро-эпическая песня, исполняемая мелодическим речитативом под аккомпанемент кобзы или бандуры.

 

ЗАГАДКА– вид устного народного творчества, замысловатое, иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания; задается с целью испытать сообразительность, развивает способность к поэтической выдумке.

 

МАЛАЯ РОДИНА – место, где мы родились, с которым связан период

жизни в раннем детстве, юности.

 

ПОГОВОРКА – широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явление и дающее ему экспрессивную оценку.

 

ПОСЛОВИЦА – краткое, устойчивое выражение, ритмически организованное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи.

 

РОДНОЙ КРАЙ – это край, в котором мы родились и живем.

 

СКАЗ – форма художественной литературы, построенная в основном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно-повествовательной речи, в фольклоре приобретающей своеобразную ритмичность.

 

ФОЛЬКЛОР– народное поэтическое или устное творчество, особый вид искусства; возник до появления письменности; в русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки,

предания, легенды, сказы, к лирическим – обрядовые, семейные и любовные песни, причитания, частушки.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ионов А. О писателях и книгах. – Донецк: Донбасс, 1968.

2. Ионов А. Поет душа шахтерская. - Д.: Донбасс, 1969.

3. Олифиренко В.В., Олифиренко С.Н., Слобожанская волна: Учебное пособие-хрестоматия по украинской литературе Северной Слобожанщины. – Донецк: Восточный издательский дом, 2005.

4. Осадчук Н., Пимонов В., Маслакова С. 99 стихотворений. – Д.: Кассиопея,1999.

5. Рева К. Методические материалы к изучению спецкурса на местном материале. – Донецк: ДонГУ, 1990.

6. Спасенко К. Сквозь даль годов: А.С.Пушкин в донецком крае. - Донецк: Донбасс, 1969.

7. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.

8. Черепков В. Соль земли: Стихи разных лет. – К.: Думка, 1999.

9. Чубенко В. Не хлебом единым. - Д.: Кассиопея, 2000.

 

 


Приложение 1

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ

ВСТРЕЧА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ»

Тема. Освоение Дикого поля.

 

Примерные вопросы для сообщений и обсуждения.

 

І. Историческое направление. Сообщение «историков».

 

1. Первые свидетели нового освоения Дикого поля в ХVI – ХVII веках: 1571 год – Бахмут (Артемовск)

1645 год – Тор (Славянск)

1660 год – Сватово

1686 год – Старобельск

1710 год – Лисичанск

1795 год – Луганск

 

2. Организация защиты оседлого населения от набегов татар.

 

2.1. Военные сторожевые поселения донских и запорожских казаков.

 

2.2. Роты поселенцев из бежавшего от турецкого гнета славянского

населения.

 

2.3. Охрана Валуйского и Белгородского полков.

 

2.4. Заселение Приазовья украинцами, греками, пленными кавказцами из Крыма, немцами-колонистами с Днепра.

 

ІІ. Литературное направление. Сообщение «литераторов».

 

1. Отражение этого периода истории в произведениях донецких

писателей:

1.2. Г. Володин. «Дикое поле».

1.3.А. Кравченко. «В Диком поле».

1.4. П. Байдебура. «Искры гнева».

1.5. А. Мартынов. «У Лукоморья».

1.6. В. Шутов и С. Илюшин. «Юность Куинджи».

 

 


Приложение 3

 

СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ДЛЯ УЧАСТИЯ В РОЛЕВОЙ ИГРЕ»

1. Предварительная работа:

 

- сформулировать проблему, которую следует решить в процессе ролевой игры;

- вместе с учащимися определить количественный и конкретный состав участников игры и наблюдателей;

- решить, как лучше вести подготовку игры: всем составом, группами или индивидуально;

- поддержать нерешительных, вселить веру в успех, привлечь хотя бы к незначительным ролям, не требующим особого артистизма;

- дать учащимся достаточное количество информации, чтобы они смогли убедительно сыграть свои роли;

- направить участников игры к источникам дополнительной информации, чтобы нашли интересное, необычное, но научно обоснованное;

- продумать вместе с участниками обстановку, реквизиты.

 

2. Подготовка и репетиции:

- дать время на обдумывание своих ролей;

- дать советы старшего, опытного руководителя.

 

3. Проведение игры:

- не настраиваться на высокое актерское мастерство детей, принять

как получилось;

- не делать замечаний по ходу игры.

 

4. Подведение итогов, анализ:

- выслушать сначала участников игры, затем наблюдателей;

- обобщить сказанное учащимися, уточнить, какой опыт они приобрели, чему научились, какова познавательная ценность игры.

 

5. Дальнейшая индивидуальная работа:

- создание ситуации успеха, деликатные советы по причинам неудач, если они были;

- закрепление ситуации успеха, если удача была видна всем, поручение для будущей запланированной игры.

 

 


Приложение 6

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКОВ

«КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»

Порядок и регламент работы

 

1. Знакомство с материалом работы группы (распределение заданий, функций) – 1 минута.

2. Индивидуальное выполнение заданий – 7 минут.

3. Обсуждение индивидуальных результатов – 2 минуты.

4. Обсуждение выполненного задания группы в целом (замечания, дополнения, уточнения, обобщения, план выступления) – 3 минуты.

5. Сообщение результатов работы (выступление перед слушателями) – 5 минут.

 

Функции членов группы

 

КОНСУЛЬТАНТ: консультирует членов группы по вопросу плана выполнения познавательного задания, контролирует правильность его выполнения, оказывает помощь членам группы.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: сравнивает, сопоставляет, делает выводы и обобщения, отбирая нужную информацию.

 

ПРАКТИК: применяет полученную информацию на практике, составляет план будущего представления выполненного группой задания.

 

ТЕОРЕТИК: работает с дополнительными источниками информации, предлагает группе интересные теоретические факты, аргументы.

 

АССИСТЕНТ: четко и красиво оформляет записи предложений членов группы.

 

КООРДИНАТОР: организует деятельность группы, следит за регламентом работы, установленным учителем, помогает всем членам группы, назначает выступающего от имени группы с сообщением о выполненном задании.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: все члены группы работают в тесном сотрудничестве, в доброжелательной творческой атмосфере, помогая друг другу; направляют свою деятельность на продуктивность труда всей группы, на достижение познавательной цели, стараются быть командой.

 

Приложение 7

ПЛАН КОНФЕРЕНЦИИ

 

ПЛАН СЕМИНАРА

РЕЙТИНГОВАЯ КАРТА СЛУШАТЕЛЯ

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ»

 

Разделы программы Теоретическая часть Практическая часть Индивидуальная работа Всего баллов
Введение        
Фольклор        
Древнерусская литература        
Литература ХVІІІ века. Произведения более позднего времени о событиях в нашем крае        
Летописцы Донбасса ХІХ в.        
Наш край в творчестве поэтов и писателей ХХ в.        
Жизненные и творческие связи известных литераторов с Донецким краем        
Мастера художественного слова Слобожанщины        
Литературный процесс в Донбассе: конец ХІХ – начало ХХ веков. Современная литература родного края.        
Итоговые занятия        

 

Инструкция

к заполнению рейтинговой карты

слушателя факультативного курса

«Литература родного края»

 

Рейтинговая карточка заполняется лично каждым школьником, согласовывается с руководителем и другими слушателями. Общий рейтинг выводится на итоговом занятии курса. Учащиеся, занявшие первые три позиции в рейтинговом списке, поощряются руководителем факультативного курса.

 

3 балла – выполненная работа представляет практическую ценность;

 

2 балла – принимал самое активное участие в подготовке теоретического или практического занятия;

 

1 балл – проявил активность на теоретическом или практическом занятии;

 

0 баллов – был просто слушателем на занятии.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 4 стр.

 

 

2. Программа факультативного курса «Литература родного края» 7 стр.

 

 

3. Тематическое планирование 14 стр.

 

 

4. Учебное и учебно-методическое обеспечение 17 стр.

 

Тезаурус

 

Список рекомендованной литературы

 

Список использованной литературы

 

Приложения 1-9

 

Пояснительная записка

 

Факультативный курс «Литература родного края» предназначен для учащихся общеобразовательных школ и рассчитан на 35 часов (1час в неделю).

Работа по литературному краеведению в Донецкой Народной Республике должна быть направлена на воспитание интеллектуальной элиты края и национальной гордости за народ Донбасса. Внедрение факультативного курса «Литература родного края» является актуальным на современном этапе становления нашей молодой республики.

Основная цель обучения – формирование и развитие ключевых компетенций школьников: творческих, поликультурных, коммуникативных, социальных, самообразовательных и др.

Учитель должен решить следующие задачи:

- ввести школьников в мир прекрасного, привлечь их к наиболее весомым ценностям духовной культуры региона, страны, человечества;

- ознакомить с биографиями и личностями писателей, поэтов, журналистов, которые жили, живут или в силу жизненных и творческих обстоятельств оказались в Донбассе;

- воспитывать у подрастающего поколения ДНР правильное понимание национальных и общечеловеческих ценностей, формировать морально-этические убеждения и потребность в чтении лучших образцов художественной литературы, воспитывать уважение к творческому наследию земляков;

- создавать оптимальные условия для интеллектуального развития и самореализации личности, расширять кругозор обучающихся;

- развивать творческие способности школьников, привлекать их к исследовательской деятельности, мотивировать на получение дополнительного образования по литературе;

- обеспечивать реализацию межпредметных связей (русский язык, изобразительное искусство, музыка, история, география, информатика);

- убеждать слушателей в том, что литература родного края – неотъемлемая часть общеевропейской и мировой культуры.

Содержание программы предусматривает связь с Базовой программой по литературе, а также нацеливает на опережающее обучение по отдельным темам, чтобы на уроках можно было опираться на знания и исследовательские работы наиболее подготовленных учеников.

Приоритетные направления учебно-педагогической деятельности:

- расширение представления школьников о малой родине, их знаний о Донбассе, о людях, которые жили в давние времена на территории современной Донетчины;

- знакомство с произведениями древней литературы о событиях в нашем крае, с произведениями XIX-XX веков, а также с книгами современных авторов о донецком крае и его людях;

- организация исследовательской деятельности школьников;

- распространение знаний о писателях мировой литературы, жизненный и творческий путь которых пересекался с Донбассом.

Структура программы факультативного курса является смешанной (комбинация линейной, спиральной, концентрической).

Методы обучения:

1) словесные: обеспечат как получение новых знаний в готовом виде, так и извлечения из них на основе общения;

2) практические: позволят организовать процесс закрепления знаний и навыков, полученных на уроках, во время диалогов, диспутов, дискуссий, в процессе интервью и его литературной обработки;

3) эвристические: помогут в формировании ключевых компетенций школьников.

Типы, виды и формы занятий подобраны в соответствии с возрастными возможностями воспитанников: лекции, семинары, конференции, беседы, встречи в литературной гостиной, интегрированные занятия, участие в учебных проектах, написание творческих работ и их защита, рецензирование, разработка заочных экскурсий по местам литературной славы родного города, Донбасса, литературная обработка взятых интервью, общественно полезный труд, разработка текстов радиопередач для городской радиовещательной компании, электронная презентация учебных проектов (индивидуальных, групповых, коллективных), самостоятельный анализ произведений, написанных писателями-земляками, критических статей о которых нет.

Воспитательные возможности факультативного курса обеспечиваются подбором тематики произведений, над которыми будут работать обучающиеся, вступительным словом учителя к каждому занятию, привлечением школьников к проектной деятельности, к исследовательской работе, к написанию творческих работ.

Ожидаемый результат: рост интеллектуального, культурного, духовно-нравственного потенциала школьников - будущей интеллектуальной элиты города и Донецкой Народной Республики, самореализация каждой личности, повышение интереса к истории, литературе, культуре, искусству родного края, любовь к творческому наследию литераторов-земляков через познание их духовной силы.

Конечный результат работы

1.Групповой учебный проект «Литературная карта Донбасса».

2. Литературный проспект «Выдающиеся российские, зарубежные писатели и Донбасс» (И.А. Бунин, В.М. Гаршин, Ильф и Петров, А.В. Кольцов, В.Г. Короленко, А. И. Куприн, В.В. Маяковский, А.П. Чехов; Оноре де Бальзак, Ярослав Гашек, Теодор Драйзер, Юлиус Фучик).

3. Групповой учебный мультимедийный проект «Заочная экскурсия: «Литературная карта Донбасса».

4. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы: коллективный учебный проект «Забвению не подлежит» (с использованием прозаических и поэтических произведений литераторов нашего края).

5. Сборник текстов и теле- и радиопередач по литературному краеведению для городской (районной) радиовещательной компании.

6. Сборник методических материалов «Формирование жизненных компетентностей школьников средствами краеведения и проектных технологий» (совместный учебно-методический проект учеников и учителя).

Программа факультативного курса «Литература родного края» – составная часть системы работы по литературному краеведению на уроках русского языка и литературы, литературы родного края, во время индивидуальных и групповых занятий для одарённых детей, кружковой работы, факультативного курса, общественно полезного труда школьников по литературному краеведению.

Ценность программы заключается в том, что по многим темам имеются творческие работы учителей-словесников и учащихся, которые в свое время были напечатаны в периодических издания, итоговых сборниках конкурса «Творческая юность Донбасса»; принцип вариативности содержательной и практической линий программы.

Рекомендуется рейтинговая оценка творческой деятельности учащихся, учитывается коэффициент их активного участия в литературно-краеведческих мероприятиях, исследовательской работе, на факультативных занятиях (Образец рейтинговой карточки прилагается).

 


ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ»

(35 часов, 1 час в неделю)

 

Содержание учебного материала Учебные достижения
Введение (1 час). Литература родного края – неотъемлемая часть общеевропейской мировой культуры. Лекция учителя и проверка усвоения через репродуктивную и эвристическую беседы. Учащийся: объясняет понятия малая родина, отчий край, краеведение; показывает на карте свой город (район, посёлок, село), границы Донецкой Народной Республики, Донбасса, Донетчины, рассказывает о них.

 

Практическая работа (1 час).

1. Чтение ученических творческих работ по литературе родного края.

2. Составление отзыва о прочитанной работе по плану, предложенному учителем.

 

Раздел 1. Фольклор Донбасса Учебные достижения
Тема 1 (1 час). Мифы и легенды скифов, эллинов и готов о событиях в Приазовье. Подготовленные сообщения учащихся. Учащийся: раскрывает героическое содержание, проблематику мифов и легенд, характеризует главных персонажей.
Тема 2 (1 час). Народные песни о шахтерском труде. Пословицы, поговорки, загадки, связанные с трудовой деятельностью и Донбассом. Чтение вслух исследований учащихся прежних лет. Оценка работы. Учащийся: дает оценку исследовательской работе по предложенным учителем критериям.  
Тема 3 (1 час). Песни и думы, отразившие борьбу братских народов с татарскими и турецкими завоевателями в районе Саур-Могилы. Легенды о происхождении её названия. Комплексный идейно-художественный анализ отобранных учителем произведений. Учащийся: выразительно и осмысленно читает текст песен, дум, легенд, определяет тему, идею, художественные особенности, объясняет происхождение названия Саур-Могилы.

 

Практическое занятие (1 час).

1. Работа в группах над составлением тезисного плана устного высказывания на тему «Фольклор Донбасса» на материале услышанного на занятиях с использованием источников дополнительной информации. (Памятка «Как работать в группе» прилагается).

2. Сообщение результатов работы.

 

Раздел 2. Древнерусская литература Учебные достижения
Тема 1 (1 час). «Слово о полку Игореве» – величайший памятник мирового средневековья. Исторические события, происходившие на донецкой земле и нашедшие изображение в произведении. Проблема авторства. Тема. Идейное содержание. Споры о месте битвы Игоря с половцами. Информация учителя, работа с текстом, устные высказывания учащихся. Учащийся: выразительно читает «Слово...», называет авторов художественных переводов, определяет тему и идею произведения, роль художественных особенностей, высказывает предположение о месте решающей битвы Игорева войска с половцами на донецкой земле в районе Славяногорска и показывает его на карте.
Тема 2 (1 час). Летописный свод Киевской Руси «Повесть временных лет». Отражение в нем трагических событий древнерусской истории. Повествование «Битва на Калке». Информация учителя, работа с текстом, репродуктивная и эвристическая беседы. Учащийся: раскрывает особенности становления и развития древнерусской литературы, выразительно читает «Повесть...», комментирует содержание, раскрывает историческую основу и художественные особенности, показывает на карте Донецкой области предполагаемое место битвы (примерно в 40 км от современного Мариуполя).

 

Практическое занятие (1 час).

Семинар. Тема: «Непроходящий интерес к «Слову о полку Игореве», связанному с донецкой землей запечатлёнными событиями. (План семинара прилагается).

 

Практическое занятие (1 час).

Интегрированное занятие с учителем музыки.

1.Слушание в грамзаписи или в аудиозаписи отрывков из оперы П.Бородина «Князь Игорь».

2. Анализ музыкального произведения.

3. Рассматривание фотографий – моментов оперного спектакля.

4. Сопоставление текста и прослушанных отрывков из музыкального произведения.

 

Раздел 3. Литература ХVIII века. Произведения более позднего времени о событиях, имевших место в нашем крае в этом веке Учебные достижения  
Тема 1 (1 час). Изображение каторжного труда батраков-бурлаков и бахмутских солеваров в поэтическом творчестве Климентия Зиновиева. Слушание и рецензирование ученического реферата. Учащийся: слушает и рецензирует ученический реферат, под руководством учителя анализирует прослушанные стихотворения Климентия Зиновиева.
Тема 2 (1 час). Поэт, композитор, философ, выдающийся сын украинского народа Григорий Сковорода. Странствия по Украине. Посещение Святогорского монастыря. «Сад божественных песен»: поэтические труды, песни, притчи, басни, афоризмы, связанные с пребыванием в донецком крае. Слушание и обсуждение рефератов. Учащийся: осмысливает содержание рефератов слушателей и составляет сложный план полученной информации, сравнивает свой план с планами авторов исследований.
Тема 3 (1 час). Леонид Губин. «Первопроходец». Деятельность талантливого русского рудознатца, первопроходца Донбасса Григория Капустина. Представление книги одним из учащихся. Учащийся: воспринимает на слух информацию, задаёт вопросы, высказывает своё отношение к услышанному.
Тема 4 (1 час). Д. Петров-Водкин. Повесть «Бахмутская вольница». Отражение в ней драматических событий героической борьбы бахмутских солеваров из беглых крепостных и запорожских и донских казаков в 1707 – 1708 годах под предводительством бахмутского атамана Кондратия Булавина. Представление книги группой учащихся. Учащийся: воспринимает на слух информацию, в паре готовит вопросы для интервью с выступающим, вступает с ним в диалог.

 

Практическое занятие (1 час).

Встреча за «круглым столом» «историков» и «литераторов». Тема: «Освоение Дикого поля». (Примерные вопросы, которые выносятся на обсуждение, прилагаются).

 

Раздел 4. Летописцы Донбасса ХІХ века Учебные достижения
Тема 1 (1 час). Поэтические образы родного края в лирике А.В. Кольцова и М.Н. Петренко. Чтение стихотворений, слушание музыки. Учащийся: читает выразительно наизусть стихи Кольцова и Петренко, осуществляет их комплексный идейно-художественный анализ, слушает песни на стихи Кольцова и Петренко.

 

Практическое занятие (1 час).

Ролевая игра: «Встреча за «круглым столом» известных писателей, побывавших в Донбассе и создавших о нем свои произведения в период зарождения там капитализма (В.В. Вересаев, А.М. Горький, К.Г. Паустовский, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский). (Памятка «Как организовать школьников для участия в ролевой игре» прилагается).

 

Практическое занятие 2 (1 час).

Интервью у авторов исследовательских работ (выпускников школы) или журналистов города с последующей литературной обработкой.

 

Раздел 5. Наш край в творчестве прозаиков и поэтов Донбасса ХХ века Учебные достижения
Тема 1 (1 час). «Забвению не подлежит»: произведения о Великой Отечественной войне, созданные литераторами-земляками. Информация учителя с сообщениями учащихся и чтением стихотворений и прозы на военную тематику.   Учащийся: выразительно читает наизусть стихи и отрывки из прозы о войне, осмысливает подвиг народа в борьбе за независимость страны, готовится к участию в коллективном учебном проекте – создании сценария к празднованию Дня Побед/Дня освобождения Донбасса «Забвению не подлежит»
Тема 2 (1 час). Металлурги и шахтеры – главные герои литературных произведений наших земляков. Обзор литературы.   Учащийся: осмысливает, анализирует и обобщает информацию о трудовых подвигах людей ведущих рабочих профессий Донбасса, чьи образы создали литераторы-земляки.

 

Практическое занятие (2 часа).

Завершающий этап работы над познавательным проектом – сценарием праздника, посвященного Дню Победы/Дня освобождения Донбасса: «Забвению не подлежит» с использованием поэтических и прозаических произведений литераторов-земляков. (Содержание деятельности участников коллективного познавательного проекта прилагается)

 

Практическое занятие (2 часа).

Подготовка текстов теле- или радиопередач по литературному краеведению для школьной (сельской, поселковой, районной, городской) радиовещательной компании.

 

Раздел 6. Жизненные и творческие связи известных литераторов с Донбассом Учебные достижения:
Тема 1 (1 час). Донецкая тематика в творчестве русских писателей И.Бунина, В.Короленко, А.Куприна, В.Маяковского, А.Пушкина, А.Чехова. Сообщения учащихся от имени самих писателей. Учащийся: называет от первого лица основные этапы и события в жизни русских писателей, связанные с их пребыванием в донецком крае, раскрывает идейное содержание произведений, определяет их проблематику, жанрово-композиционные особенности.
Тема 2 (1 час). Связь с Донбассом выдающихся писателей мировой литературы. Разыгрывание диалога/полилога с учителем и/или учащимися.   Учащийся: готовит устное высказывание, пользуясь источниками дополнительной информации, вступает в диалог с учителем по вопросам, которые требуют дополнительного пояснения.

 

Практические занятие (1 час).

Составление плана проспекта «Известные русские, зарубежные литераторы и Донбасс».

 

Раздел 7. Мастера художественного слова Слобожанщины Учебные достижения
Тема 1. Писатели-слобожане. Интегрированное занятие с учителем информатики. Мини-лекция руководителя факультатива. Поиск информации по теме в Интернет под руководством учителя информатики. Учащийся: воспринимает на слух информацию учителя, по ходу составляет простой план мини-лекции; поясняет, как исторически появилась Слобожанщина, показывает её на карте. Под руководством учителя информатики осуществляет поиск материала по теме на сайтах в Интернет.

 

Практическое занятие (1 час).

Продолжение работы в Интернет под руководством учителя информатики. Поиск информации о творчестве донецких писателей-слобожан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.177 с.)