Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Источники земельного права

Поиск

В юридическом смысле под источником земельного права обыч­но понимаются нормативно-правовые акты, принятые уполномо­ченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения2. При рассмотрении источников земельного права почти все авторы акцентируют внимание и соответственно ана­лизируют нормативные акты в зависимости от их юридической силы.

Более точно — исходить из того, что источник права — это вне­шняя форма выражения нормы права. Соответственно источником земельного права является внешняя форма выражения земельно-правовых норм, т.е. то, что использует правоприменитель при раз­решении конкретных дел. Такое определение позволяет подойти к системе источников земельного права более широко, а главное — полнее определить их круг.

Наряду с нормативными правовыми актами источники земельного права составляют общие принципы, договоры, обычаи. Нормативный правовой акт является наиболее характерным способом правового регулирования земельных отношений. Система нормативных право­вых актов (строгий порядок соподчиненности правовых актов по их юридической силе) представлена:

• Конституцией Российской Федерации (России), где закрепле­ны общие принципы регулирования земельных отношений;

• нормативными актами законодательных органов Российской Федерации. Главное место среди земельного законодательства занимает Земельный кодекс РФ, вступивший в силу 30 октяб­ря 2001 года. Федеральным законом № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» призна­ны утратившими силу ЗК РСФСР 1991 г. и другие нормативные правовые акты, регулировавшие земельные отношения. Со дня введения в действие ЗК РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на тер­ритории РФ, не применяются. Нормы земельного права, со­держащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Федерации, должны соответствовать ЗК РФ.

Принятие нового ЗК РФ было вызвано острой необходимос­тью в земельном законодательстве, адекватно регулирующем новые экономические отношения по использованию и охра­не земель.

К кодифицированным источникам земельного права следует отнести и Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ. Действует целый ряд федеральных законов специального харак­тера: «О плате заземлю», «О мелиорации земель», «О государ­ственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О садоводческих, ого­роднических и дачных некоммерческих объединениях граж­дан», «О государственном кадастре недвижимости» и др. нормативными актами исполнительных органов Российской Федерации. Длительное время указы Президента РФ занима­ли центральное место среди источников земельного права. ЗК РФ урегулировал многие земельные отношения, которые до его принятия регулировались только указами Президента РФ. Снижение роли указов не означает утраты их значения в земельном праве. Указы Президента РФ не должны противо­речить ЗК РФ, федеральным законам.

К источникам земельного права относятся такие указы Прези­дента РФ, как Указ от 14 июня 1992 г. № 631 (ред. от 25 января 1999 г.) «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных пред­приятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объе­динениям для предпринимательской деятельности», Указ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами не­движимости в сельской местности», Указ от 7 марта 1996 г. № 337 (ред. от 25 января 1999 г.) «О реализации конституци­онных прав граждан на землю» и др.

Акты, регулирующие земельные отношения, вправе принимать и Правительство РФ в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президен­та РФ, регулирующими земельные отношения. В ряде случаев ЗК РФ прямо устанавливает, какие земельные отношения дол­жны регулироваться именно нормативными актами Прави­тельства РФ. Так, Правительство обязано определить порядок консервации земель с изъятием их из оборота, порядок исполь­зования земель, подвергшихся радиоактивному и химическо­му загрязнению, вправе установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящих­ся в государственной и муниципальной собственности; нормативными актами законодательных и исполнительных ор­ганов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Федерации, принимаемые в соответствии с ЗК РФ и федераль­ными законами, включаются в состав земельного законода­тельства. Органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержа­щие нормы земельного права, на основании и во исполнение федеральных актов и законов субъектов Российской Федерации. К полномочиям последних в области земельных отношений относятся разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации, иные полномочия, не отнесенные к федеральным или к полномочиям органов местного самоуправ­ления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.006 с.)