Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 4. «классическая наука» и философия XIX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Развитие математики и философский смысл ее достижений: неевклидова геометрия (Н. Лобачевский, Г. Риман), теория множеств (Г. Кантор), начало формирования формализма, логицизма, интуиционизма как важнейших направлений математики. 2. Развитие физики и химии и философский смысл их достижений: классическая термодинамика и закон сохранения энергии (Р. Клаузиус, Л. Больцман); исследования электричества и магнетизма (М. Фарадей), создание единой теории электромагнитного поля (Д. Максвелл); принципы электромагнитной картины мира; Л. Лавуазье и Д. Дальтон о химических элементах и соединениях; А. Бутлеров о теории химического строения; периодический закон и система химических элементов Д. Менделеева. 3. Развитие биологии и философский смысл ее достижений: клеточная теория (Я. Шлейден и Т. Шванн; Р. Вирхов) и эволюционная биология (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин). 4. Развитие технических наук – начало превращения науки в ведущую производительную силу. 5. Развитие социально-гуманитарных наук в XIX веке как отражение развития капиталистического общества: возникновение социологии (О. Конт) и статистики (А. Кетле), прогресс лингвистики и семиотика (И. Гердер, В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр), развитие политической экономии (А. Смит и Д. Рикардо), появление физиологии ВНД и экспериментальной психологии (И. Сеченов, И. Павлов, В. Вундт, Т. Рибо) и др. Первоначальное оформление цивилизационного (Н. Данилевский) и формационного (К. Маркс, Ф. Энгельс) подходов к пониманию истории и их дальнейшее развитие. Антинатурализм Г. Риккерта и психологизм В. Дильтея в интерпретации социально-гуманитарного знания. Формирование натуралистической и культур-центристской парадигм в науках о человеке. 6. Формирование и развитие «неклассической философии»: иррационализм (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Появление позитивистской философии науки: «первый позитивизм» и махизм (О. Конт, Г. Спенсер, Р. Авенариус, Э. Мах). Достижения и ограниченность «неклассической философии» XIX века. 7. Появление и развитие марксизма: предпосылки возникновения первой формы научной философии; «три великих естественнонаучных открытия»; основное содержание первой формы научной философии (К. Маркс, Ф. Энгельс). Кризис в физике конца XIX века и его оценка В. Лениным. Эвристическая и предсказательная функции марксизма и его оценка в работах известных ученых. Парадокс научности. Темы для работы по разделу в малых группах (алгоритм работы см. в Приложении 2) 1. Достижения науки XIX в. и их философское значение: развитие математики 2. Достижения науки XIX в. и их философское значение: развитие физики 3. Достижения науки XIX в. и их философское значение: развитие химии 4. Достижения науки XIX в. и их философское значение: развитие биологии 5. Достижения науки XIX в. и их философское значение: возникновение социологии и статистики 6. Достижения науки XIX в. и их философское значение: прогресс лингвистики и семиотка 7. Достижения науки XIX в. и их философское значение: развитие политической экономии 8. Достижения науки XIX в. и их философское значение: физиология ВНД и экспериментальная психология 9. Достижения науки XIX в. и их философское значение: формационный и цивилизационный подход к пониманию истории 10. Позитивизм и философия науки (О. Конт, Г. Спенсер). 11. Марксизм и философия науки. Проблема научности в философии. 12. Революция и кризис в физике в конце ХIХ - начале ХХ в. «Материализм и эмпириокритицизм». Прогноз развития физики ХХ в. Дополнительные источники Бернал Д. Наука в истории общества. – М., 1956. Википедия – свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/ Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 2005. Дильтей В. Описательная психология // http://krotov.info/lib_sec/05_d/dil/dil1894.htm Ившин В.В. Математика и философия. – Пермь, 1999. Котенко В.П. История и философия классической науки: Учебное пособие для вузов / В. П. Котенко. – М.: Академический Проект, 2005. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. – Ростов-на-Дону, 2005. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – М., 1968. Т. 18 // http:// psylib.org.ua/books/lenin01/index.htm Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. – М., 2003. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – М., 1990. Т. 2. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Мн., 1998 // http://lib.ru/FILOSOF/SPENSER/opyty1.txt Техника в ее историческом развитии (70-е годы XIX века – начало XX века). – М., 1982. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М., 1961. Т. 20 // http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001011/st000.shtml
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.009 с.) |