Для чего нужно уметь проводить исследование? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для чего нужно уметь проводить исследование?



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

 

 

путеводитель для кадет и педагогов

 

 

 

Оренбург

 

 

УДК 37.031

 

Исследовательский проект в вопросах и ответах: путеводитель для кадет и педагогов / сост. С.В. Мазова. Под общ. ред. Т.О. Машковской, А.В. Ведерникова. – Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2015. – 23 с.

 

 

Путеводитель содержит ответы на часто возникающие вопросы в ходе организации работы над исследовательским проектом.

Материалы предназначены для кадет и педагогов - руководителей проектной деятельностью Оренбургского президентского кадетского училища.

 

© ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

Для чего нужно уметь проводить исследование?  
Какие бывают типы проектов, и чем отличается исследовательский проект от других типов проектов?    
Что кадет-исследователь может сделать сам, а что вместе со своим педагогом - руководителем?    
С чего начать работу?  
Что должно содержаться во введении?    
Откуда можно взять информацию для теоретической части исследования?    
Какие методы можно выбрать для практической части исследования?  
Что должно содержать заключение работы?  
Как оформлять список литературы?  
Что можно поместить в приложение?  
Как структурировать результаты исследовательского проекта?    
Какие необходимо соблюдать технические требования к оформлению работы?    
Как подготовиться к защите исследовательского проекта?   Какими критериями можно воспользоваться при оценивании индивидуального исследовательского проекта?      
Зачем нужен отзыв педагога-руководителя об исследовательском проекте?      
Литература  
Приложение 1  
Приложение 2  
Приложение 3  
Приложение 4  

Для чего нужно уметь проводить исследование?

Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, зачастую не заметив и не поняв их! В мире очень много чудес! Надо просто уметь их открывать.

Известно, что новые знания можно получать от других в «готовом виде», а можно добывать самостоятельно. Причем знания, приобретенные в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, самые прочные; они и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Способность человека осваивать окружающий мир проявляется в умениях исследовать. Исследовательский подход к изучению того или иного явления – это один из способов познания окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют ту или иную работу отнести к области исследовательских.

Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о деятельности, которой вы собираетесь заниматься.

Представленные в данном путеводителе информационные материалы призваны помочь вам в организации работы над исследовательским проектом.

В ходе проведения исследования вы научитесь:

- выявлять проблемы и определять направления будущего исследования;

- формулировать тему исследования, то есть конкретизировать границы исследования;

- определять цели исследования: что нужно сделать, на какие вопросы ответить;

- разрабатывать гипотезы;

- выбирать методы исследования;

- определять алгоритм проведения исследования;

- изучать информацию по теме исследования;

- систематизировать и оформлять результаты исследования;

- составлять доклад для публичного выступления.

Мы на­деемся, что данный материал поможет кадетам и педагогам Первого президентского кадетского училища более грамотно подойти к выполнению исследовательских проектов.

Первые шаги самые сложные, но их обязательно нужно сделать, чтобы уверенно пойти дальше.

 

 

Какие бывают типы проектов,

И чем отличается исследовательский проект

От других типов проектов?

Слово «проект» произошло от латинского слова «projectum» и в буквальном смысле означает: выступающий, выдающийся вперед; замысел, план (Толковый словарь иноязычных слов, 2008 г.).

В зависимости от того, какой результат (продукт) планируется получить в ходе выполнения проекта, выделяют типы проектов:

творческие проекты завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий;

практико-ориентированные проекты – акциями, выставками или письменными инструкциями, рекомендациями;

исследовательские проекты – научными статьями, брошюрами; в качестве продукта могут выступать модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации;

информационные проекты - предполагают создание таблиц, схем, графиков, диаграмм;

игровые и ролевые проекты воплощаются в мероприятиях, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта.

Каким бы ни был проект он обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы деятельности.

 

В этом путеводителе мы будем рассматривать логику организации работы над исследовательским проектом. Однако логика работы над другими типами проектов во многом схожа. Поэтому, если вы со своим руководителем запланировали работу над творческим, информационным или практико-ориентированным проектом, то тоже можете воспользоваться данным материалом.

Еще одна очень важная особенность исследовательского проекта заключается в том, что он предполагаетисследование – это деятельность, связанная с решением задач с заранее неизвестным результатом. Задачи исследования направлены на выявление и обоснование какой-либо взаимосвязи. В ходе исследования взаимосвязь может быть доказана, а может быть и не доказана. Поэтому результаты исследовательского проекта нам будут известны после того, как мы проведем полностью исследование.

Все другие типы проектов предполагают деятельность, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Любой тип проекта может включать элементы исследования как способ достижения результата проекта или средство обоснования необходимости реализации проектного замысла.

Кто только начинает заниматься исследовательской деятельностью, всегда нуждается в поддержке и советах более опытных людей. Поэтому к каждому кадету прикреплен педагог-руководитель, который поможет более качественно выполнить исследовательский проект (исследование).

Вместе с педагогом-руководителем кадет может:

обсудить проблемы, тему, цели и задачи, объект, предмет, гипотезу исследования;

составить план исследования;

обсудить временные рамки проведения исследования;

проанализировать возникающие затруднения в процессе исследования;

систематизировать результаты и обобщить выводы;

изучить требования к оформлению работы и списка источников;

составить доклад для публичного выступления;

С чего начать работу?

 

1. Выбрать область исследования – ту или иную предметную дисциплину (математика, биология, литература и т.д.)

 

2. Выбрать объект (определенный процесс или явление, своеобразный носитель проблемы) и предмет исследования (конкретная часть объекта, внутри которого ведется поиск).

Для того, чтобы лучше понять, в каком соотношении находятся объект и предмет исследования, предлагаем вам образное сравнение: пирог – это объект исследования; а кусочек пирога, который вы отрезали для еды - это предмет исследования.

Пример

Объект исследования – здоровье человека; предмет исследования – влияние личной гигиены на здоровье человека.

3. Определить тему исследования. Необходимо составить одно предложение, которое раскрывает исследуемую проблему.

Пример

Соблюдение личной гигиены как фактор сохранения здоровья человека.

Или: Личная гигиена как залог здоровья человека.

Или: Влияние личной гигиены на здоровье человека.

 

Название темы может полностью совпадать с формулировкой предмета исследования.

 

 

4. Обосновать актуальность темы – объяснить необходимость изучения данной темы. Объем - до 10 предложений.

Пример

Актуальность исследования обосновывается тем, что сохранение и укрепление здоровья человека в любом возрасте - одна из наиболее важных и сложных задач современности. В мире только незначительная часть как детского, так и взрослого населения являются полностью здоровыми.

В настоящий момент в разных уголках земного шара наблюдаются массовые вспышки различных вирусных и инфекционных заболеваний: грипп, ВИЧ - инфекции, ящур, гепатит, ветряная оспа, дифтерия, геморрагическая лихорадка Эбола и другие.

Большинство этих заболеваний можно предотвратить, если заботиться о чистоте и гигиене своего тела.

Зачастую в общественных местах (магазинах, кафе, транспорте, театрах, парках, детских площадках) можно увидеть грубые нарушения гигиенических норм, что сказывается на трудоспособности человека.

Поэтому проблема приобщения населения к соблюдению правил личной гигиены приобретает социальную значимость.

Данное положения явилось основой для выбора темы исследования: « Соблюдение личной гигиены как фактор сохранения здоровья человека».

5. Изучить научную литературу. Можно делать выписки в виде конспектов (интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения), фиксировать исключительно цитаты, составлять тезисы, аннотации, рецензии и т.д.

Не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были имена и цитаты.Не следует стремиться к заимствованию материала. Ведь основой для получения знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.

 

6. Определить гипотезу – предположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается. При формулировке гипотезы обычно используют словесные конструкции: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей.

Пример

Если соблюдать личную гигиену, то будет сохраняться здоровье человека

Какие методы можно выбрать

Литература

 

1. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы по направлению «Экономика» / Сост. Т. В. Букина, Д. В. Гергерт – Пермь, 2011. – 24 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.

3. Рогова О.Б. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника / О.Б. Рогова, А.А. Рогов, Е.А. Клюкина, ПетрГУ. Петрозаводск, 2001. 32 с.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся» - М.: АРКТИ, 2003 г

5. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 168 с. (Педагогическая мастерская).

6. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 144 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение    
Глава 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи между соблюдением личной гигиены и здоровьем человека    
1.1. Сущность понятия «здоровье человека»    
1.2. Характеристика основных составляющих личной гигиены человека  
1.3. Роль личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья человека  
Глава 2. Практическое обоснование необходимости соблюдать личную гигиену  
2.1. Анализ примеров влияния личной гигиены на здоровье человека  
2.2. Рекомендации кадетам-подросткам по соблюдению личной гигиены  
Заключение  
Литература  
Приложение  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

 

 

путеводитель для кадет и педагогов

 

 

 

Оренбург

 

 

УДК 37.031

 

Исследовательский проект в вопросах и ответах: путеводитель для кадет и педагогов / сост. С.В. Мазова. Под общ. ред. Т.О. Машковской, А.В. Ведерникова. – Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2015. – 23 с.

 

 

Путеводитель содержит ответы на часто возникающие вопросы в ходе организации работы над исследовательским проектом.

Материалы предназначены для кадет и педагогов - руководителей проектной деятельностью Оренбургского президентского кадетского училища.

 

© ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

Для чего нужно уметь проводить исследование?  
Какие бывают типы проектов, и чем отличается исследовательский проект от других типов проектов?    
Что кадет-исследователь может сделать сам, а что вместе со своим педагогом - руководителем?    
С чего начать работу?  
Что должно содержаться во введении?    
Откуда можно взять информацию для теоретической части исследования?    
Какие методы можно выбрать для практической части исследования?  
Что должно содержать заключение работы?  
Как оформлять список литературы?  
Что можно поместить в приложение?  
Как структурировать результаты исследовательского проекта?    
Какие необходимо соблюдать технические требования к оформлению работы?    
Как подготовиться к защите исследовательского проекта?   Какими критериями можно воспользоваться при оценивании индивидуального исследовательского проекта?      
Зачем нужен отзыв педагога-руководителя об исследовательском проекте?      
Литература  
Приложение 1  
Приложение 2  
Приложение 3  
Приложение 4  

Для чего нужно уметь проводить исследование?

Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, зачастую не заметив и не поняв их! В мире очень много чудес! Надо просто уметь их открывать.

Известно, что новые знания можно получать от других в «готовом виде», а можно добывать самостоятельно. Причем знания, приобретенные в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, самые прочные; они и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Способность человека осваивать окружающий мир проявляется в умениях исследовать. Исследовательский подход к изучению того или иного явления – это один из способов познания окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют ту или иную работу отнести к области исследовательских.

Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о деятельности, которой вы собираетесь заниматься.

Представленные в данном путеводителе информационные материалы призваны помочь вам в организации работы над исследовательским проектом.

В ходе проведения исследования вы научитесь:

- выявлять проблемы и определять направления будущего исследования;

- формулировать тему исследования, то есть конкретизировать границы исследования;

- определять цели исследования: что нужно сделать, на какие вопросы ответить;

- разрабатывать гипотезы;

- выбирать методы исследования;

- определять алгоритм проведения исследования;

- изучать информацию по теме исследования;

- систематизировать и оформлять результаты исследования;

- составлять доклад для публичного выступления.

Мы на­деемся, что данный материал поможет кадетам и педагогам Первого президентского кадетского училища более грамотно подойти к выполнению исследовательских проектов.

Первые шаги самые сложные, но их обязательно нужно сделать, чтобы уверенно пойти дальше.

 

 

Какие бывают типы проектов,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.054 с.)