Основные теории налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории налогообложения



Как уже отмечалось ранее, полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. Так до XVII века все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в данной области. Замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретического обоснования такого явления, как налоги.

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. и как свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование «Общая теория налогов».

Основные ее направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.

Вообще под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учения о соотношении различных видов налогов, числе налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т.д.

Ярким примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т.д.

 

Когда налоги стали играть основную роль в формировании государственных доходов и использовались как инструмент экономического регулирования, стали зарождаться определенные взгляды ученых экономистов на налоги. Первыми возникли индивидуалистические теории налогов, которые дали определение налогов и их значение.

Данные теории основывались на идее невмешательства государства в экономику, на идее непроизводительного характера государственных услуг. Теории давали обоснование налога и его определение.


 

Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения и находится в тесной связи с учением о государстве как результате соглашения между гражданами. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т. д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, как будто между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

В эпоху просвещения появляется разновидность теории обмена — атомистическая теория. Ее представителями выступали французские просветители Себастьен Ле Претр де Вобан (1633— 1707 гг.) — теория «общественного договора» — и Шарль Луи Монтескье (1689—1755 гг.) — теория «публичного договора».

Данная теория признавала, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно.

Иными словами, налог выступал платой общества за выгоды и мир гражданам. Именно таких позиций придерживались также английский философ Томас Гоббс (1588—1679 гг.), французские мыслители Вольтер (1694—1778 гг.), Оноре Мирабо (1749— 1791 гг.).

 

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди (1773—1842 гг.) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. С помощью налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т. д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обоснование своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте.

 

В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797—1877 гг.) и английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох (1789—1864 гг.).

По их мнению, налоги — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т. д. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка. Таким образом, идея страхования, которая лежит в основе рассматриваемой теории, может, быть признана только в том случае, когда государство берет на себя обязательство осуществлять страховые выплаты гражданам в случае наступления риска.

 

*При рассмотрении теории страхования интересен опыт российского законодательства начала 90-х годов. Так, в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»5 было установлено, что ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещается государством по решению суда. В данных условиях можно было бы говорить о частичной реализации рассматриваемой теории, поскольку, действительно, в таком случае государство, подобно страховой организации, обязано возмещать ущерб. Однако связать эту обязанность с налогообложением затруднительно. После 1992 года, когда в России установилась новая налоговая система, указанная норма фактически не действовала. Таким образом, установление в России обязанности государства по возмещению ущерба произошло не в целях обоснования налогообложения, а по каким-то другим, в частности политическим, причинам.

 

Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723—1790 гг.), Давида Рикардо (1772—1823 гг.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектам. А. Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит подробно анализирует эти правила.

Кроме того, А.Смит в своей работе выделил принципы налогообложения, которые и на сегодняшний день играют немалую роль в формировании налоговых систем и концепций:

1) равномерность

2) определенность

3) удобство уплаты

4) дешевизна

А. Смит также считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т. д.), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами.

При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

 

*По словам французского ученого-правоведа Поля Мари Годме, представителя классической теории (П. Годме называет ее либеральной), единственная цель налога — финансирование государственных расходов. Эта концепция, ограничивающая роль налога «снабжением касс казначейства и признающая лишь чисто финансовые функции налога», связана с концепцией «государство-жандарм». Однако развитие экономических отношений привело к трансформации и смягчению этой теории. Так, не отрицая влияния налогов наэкономику, сторонники неоклассических налоговых воззрений, тем не менее, исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического процесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производства во вред другим, или, иначе говоря, призывали к благоразумию при использовании налогообложения в экономических процессах.

 

В то же время представляется очевидным, что классическая теория с развитием экономических отношений стала терять свою актуальность, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов существенную часть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшает покупательную способность граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

 

Так, после значительных достижений классиков в области развития теории финансов и налогов история и объективные причины экономического развития, привели с начала к необходимости, а затем и собственно к появлению новой общей налоговой теории: учения кейнсианской школы. Главным идеологом которой был знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс (19-19). Кейнс и его последователи занимались исследованием механизмов и элементов общего функционирования экономики, изучением направлений и инструментов государственного макроэкономического регулирования. Одно из центральных понятий теории Кейнса – «эффективный спрос», - принципиальная возможность продажи произведенной продукции. При этом, по мнению Кейнса, регулировать этот спрос способно только государство через кредитно-денежную и бюджетную политику, в том числе через влияние на склонность к потреблению через систему налогов.

Кейнс был сторонником прогрессивного налогообложения, поскольку считал, что такая налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.

Последователи Кейнса: А. Хансен, Дж. Робинсон, Х. Халлер, Ф. Ноймарк, развив учение Кейнса дали ему новую жизнь в неокенсианском учении. Они развили идею форсированных государственных вложений в научные исследования, новую технику, а также на проведение активной политики структурной перестройки хозяйства в связи с достижениями науки и техники.

Однако, в условиях научно-технического прогресса, все более частых кризисов кейнсианская теория государственной политики «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития и потеряла свою актуальность. Этому способствовали следующие процессы:

1) Влияние предложения ресурсов на инфляцию (ограниченность ресурсов -> рост цен на ресурсы -> рост цен на продукцию) -> необходимость регулирования процессов предложения ресурсов, а не спроса на них;

2) Развитие экономической интеграции: возросшая роль международных экономических отношений привела новым возможностям (затоварку -> внешние рынки, стимулирование же внутреннего спроса, ведет к росту международной конкуренции);

 

На смену кейнсианским и неокейнсианским теориям пришли неоклассики (Дж. Миль), а вместе с ними на смену понятию «эффективный спрос» пришло понятие «эффективное предложение».

Различие в этих концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное регулирование не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. Кейнсианцы же напротив, считают экономическое равновесие неустойчивым, а следовательно, государственное вмешательство в экономические процессы необходимым.

 

В процессе своего развития неоклассическая школа образовала 2 ветви: теория экономики предложения и монетаризм.

 

Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению, сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории – обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории – основа классиков – то, что лучший регулятор рынка – сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

 

Теория монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета Милтоном Фридманом, приверженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую, кроме него никто не может осуществить: регулированием массы денег в обращении. Делается также ставка на снижение налогов. В тоже время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором - излишние сбережения.

 

Параллельно с общими теориями налогообложения активно развивались частные теории налогообложения:

 

Еще в раннем средневековье экономисты обратили внимание на то, что налоги могут быть двух видов: прямые и косвенные.

Прямое налогообложение возникает в том случае, когда все элементы налогообложения относятся к одному субъекту, при косвенном же налогообложении, ситуация обратная: не все элементы налога относятся к одному субъекту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.017 с.)