Кафедра медико-биологических основ физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра медико-биологических основ физической культуры



ГБОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА


Кафедра медико-биологических основ физической культуры

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для методико-практических занятий по дисциплине:

«Организационно-методические условия занятий

Физической культурой в специальной медицинской группе»

Студент (ка) ___________________

Группа_______________________

 

СУРГУТ 2013

 

Введение

Условием, которое в решающей степени определяет эффективность процесса физического воспитания в специальной медицинской группе, является знание об изменениях, происходящих в организме в результате педагогических вмешательств. Чем глубже нам известно то существенное, что характеризует исходное состояние организма, а так же чем лучше и объективнее удается произвести необходимое сопоставление бывшего и достигнутого состояния, тем более верным окажутся поправки и коррекция, которые будут использованы в процессе физического воспитания.

Для эффективной организации процесса физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, необходимо знание основных показателей, характеризующих двигательную подготовленность: физическое развитие, физическую подготовленность, функциональное состояние и способность организма адаптироваться в условиях мышечной деятельности.

Данное методическое пособие необходимо для сбора профессиональной и полезной информации индивидуальной направленности в работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и предназначенной для:

- активизации творческих способностей преподавателя;

- совершенствования творческого мастерства;

- экономии времени для разрешения определенных практических задач по организации и методике проведения учебной, внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию.

Предлагаемый вариант рабочей тетради носит собирательный характер и отражает наиболее распространенные методико-практические аспекты в работе преподавателя физической культуры с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.

Задание № 1. Исследовать состояние опорно-двигательного аппарата. Составить плантограмму стоп занимающегося. Дать характеристику осанки.

Для определения плоскостопия существуют различные методики. Основными из них являются следующие:

1) визуальный метод исследования;

2) измерительный (плантографический) метод исследования;

3) рентгенографический метод исследования.

При визуальном исследовании стопы обследуемый встает босыми ногами на твердую площадь опоры, стопы параллельно на расстоянии 10-15 см. Определяется положение пяточной кости по отношению к голени (вид сзади), состояние продольного и поперечного сводов стопы. Для определения начальных степеней плоскостопия проводят функциональные пробы. Например, босой ученик несколько раз поднимается на носки. При удовлетворительном состоянии мышечно-связочного аппарата наблюдается супинация пятки углубление наружного и внутреннего сводов. Если функция мышц значительно понижена, о свод стопы не увеличивается и супинации не происходит. В данном случае нужно проверить обувь, в которой ходит ученик. Если каблуки резко сношены, то это указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с любой из сторон, свидетельствует о боковом искривлении стопы.

Плантографический метод по И.М. Чижину (упрощенный вариант).

Подошвенную часть стоп смазать синькой или вазелином. Затем учащемуся необходимо встать на чистый лист бумаги каждой ногой. Под давлением веса тела на листках образуется отпечаток каждой стопы. Обрисуйте контуры стоп. При помощи линейки и карандаша на каждый из отпечатков наносят две линии. Первую линию АБ проводят по наиболее выступающим частям внутренней поверхности отпечатка. Вторую, перпендикулярную к ней ВГ, через наиболее отстоящую от линии АБ точку внутренней поверхности отпечатка. Пересечение линии ВГ с контурами внутренней и наружной части отпечатка – точки Д и Е – определяет ширину опорной части стопы. Отношение ДЕ ко всей ширине стопы ВЕ позволяет установить степень развития свода стопы.

Если отношение ДЕ/ВЕ не превышает 1/3, то стопа нормальная, с достаточно развитым сводом. Отношение ДЕ/ВЕ, составляющее более 1/3, но не более ½, характеризует уплощенную стопу. Если же отношение этих отрезков превышает ½, то такую стопу считают плоской.

Результаты исследования:

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исследование провел: _____________________ Дата: ________________

 

Проверил: _______________________________ Дата:________________

 

«Нормальной» осанка считается тогда, когда оси головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты. Выражены шейный, грудной и поясничный изгибы позвоночника, надплечья развернуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выделяются. Треугольники талии симметричны, линия остистых отростков позвонков занимает среднее положение, брюшная стенка плоская или равномерно и умеренно выпуклая.

Нарушением осанки считается:

Круглая спина (сутуловатость) – сильно выраженный грудной кифоз (который захватывает и часть поясничного отдела) и значительное уменьшение поясничного лордоза. При круглой спине угол наклона таза уменьшен, грудная клетка впалая, надплечья отвисают вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены. Колени слегка согнуты.

Кругло-вогнутая спина – значительно выражен грудной кифоз и поясничный лордоз, увеличен угол наклона таза, грудная клетка уплощена, живот выпячен, ягодицы выдаются назад.

Плоская спина – сглажены физиологические изгибы позвоночника или же совсем отсутствуют. Угол наклона таза уменьшен, грудная клетка уплощена. Иногда встречаются крыловидные лопатки (внутренние края и нижние углы лопаток расходятся в стороны, отстают от грудной клетки).

Вышеперечисленные нарушения осанки, как правило, вызывают снижение функций кардиореспираторной системы, пищеварения, ретардацию физического развития, нарушение рессорной функции позвоночника.

Определение сколиотическойосанки.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника. Может быть в верхней, средней и нижней частях позвоночника, направлен вправо или влево, быть S-образным. Выявляют сколиоз по следующим признакам:

· по линии, на которой располагаются остистые отростки позвонков. Признак гармонически развитой фигуры характеризуется расположением остистых отростков на прямой линии – вертикально. Этот признак легко определяется визуально, или при ощупывании выпуклостей, образованными остистыми отростками. Необходимо быстро ощупать остистые отростки учащегося сверху вниз, который при этом наклонил туловище и голову вниз. Кожа над ними белеет и линия, по которой расположен позвоночник, хорошо просматривается. Для убедительности можно карандашом или ручкой проставить точки на верхушках остистых отростков. При выпрямлении ребенка будет хорошо заметна линия расположения позвонков.

· по уровням, на которых расположены плечи (надплечья). Они должны быть симметричны, и находиться на одном уровне.

· по величине симметричности (конгруэнтности) треугольников талии.Эти треугольники образованы боковой поверхностью грудной клетки, живота и внутренней поверхностью свободно опущенных рук. Разница в величине или форме этих треугольников указывает либо на искривление позвоночника, либо на асимметрию грудной клетки, не связанную со сколиозом, либо на асимметрию в привычном положении рук.

· по величине стояния углов лопатки. Этот уровень должен быть строго горизонтален. Искривление позвоночника во фронтальной плоскости сопровождается смещением одного из углов лопатки.

Результаты исследования:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выводы и рекомендации:-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Исследование провел: _____________________ Дата: ________________

 

Проверил: _______________________________ Дата:________________

Задание № 2. Определить степень адаптации сердечно-сосудистой системы и всего организма к условиям физических нагрузок.

 

Для исследования степени адаптации ССС и всего организма к физическим нагрузкам учащихся специальной медицинской группы используют функциональную пробу (ФП) с 10 приседаниями за 15 сек.

Методика проведения ФП. Обследуемый отдыхает 3-5 мин. В положении сидя. Затем у него считают пульс и измеряют артериальное давление (АД). Пульс подсчитывают каждые 10 сек. пока не получат подряд 2-3 одинаковых показателя. Полученные данные записывают и, не снимая манжеты с левой руки, ученик выполняет нагрузку. Глубоко приседая, обследуемый выбрасывает руки вперед и разгибает пальцы. Выпрямляясь, сгибает руки локтевых суставах и сжимает пальцы в кулаки. Во время приседания нужно громко считать (раз, два, три и т.д.), этим исключается задержка дыхания обследуемого.

Закончив приседания, испытуемый садится, у него подсчитывается пульс первые 10 сек., затем измеряется АД (30-40 сек) и вновь подсчитывается пульс до стойкого возвращения к исходным величинам. После этого еще раз измеряют АД.

При проведении пробы должны соблюдаться стандартные условия выполнения нагрузки, а также необходимо следить за вешними признаками проявляющимися у ребенка. В ходе выполнения пробы, в период восстановления отмечают изменение окраски лица, появление одышки, дрожание конечностей, потоотделения и других признаков, характеризующих приспособляемость организма к выполнению данной нагрузки.

Оценку одномоментной ФП проводят по реакции пульса, АД, по продолжительности периода восстановления, а также по внешним признакам и поведению учащихся. Определяют степень учащения пульса в абсолютных цифрах и процентах. Процент учащения пульса после нагрузки вычисляют по разности между величиной пульса после и до нагрузки, полученное значение выражают в % по отношению к исходной величине, т.е. умножают на 100%. Например, 132 – 84 = 48; 48 ´ 100 / 84 = 57 %.

Учащение пульса, как правило, не должно превышать 65-80%.

Также учитывается время восстановления ЧСС после нагрузки до исходных величин. Чем меньше этот период, тем благоприятнее оценка реакции организма на физическую нагрузку. Время восстановления пульса до исходного уровня при благоприятной реакции равно 2-3 мин. При ухудшении адаптации ССС к физическим нагрузкам пульс учащается на 12-18 ударов в 10 сек. (что составляет 100-150% от исходных величин), а период его восстановления длится 4-5 мин и более.

Вычисляют изменения артериального и пульсового давления после нагрузки. Увеличение пульсового давления (разница в мм между максимальным и минимальным давлением) расценивается как положительный фактор, уменьшение - как отрицательный. Систолическое давление при нагрузках должно увеличиваться, диастолическое - уменьшаться. В зависимости от характера сдвигов в деятельности ССС после дозированных нагрузок различают хорошую (нормотоническую), удовлетворительную и неудовлетворительную реакции.

Хорошая реакция - умеренное учащение пульса и небольшое повышение систолического АД при снижении диастолического и увеличении пульсового давления с коротким восстановительным периодом.

Удовлетворительная реакция - резкое учащение пульса при более значительном снижении или даже незначительном повышении диастолического и увеличении пульсового давления. Замедленное восстановление всех показателей к первоначальному уровню.

Неудовлетворительная реакция - значительное увеличение пульса, понижение систолического и повышение диастолического давления, уменьшение пульсовой амплитуды, значительное замедление восстановительного периода (более 5 минут).

О неблагоприятной реакции на нагрузку свидетельствуют также выраженное покраснение или побледнение лица, одышка, значительное потоотделение, дрожание рук.

Результаты исследования:

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выводы и рекомендации

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Исследования провел: ______________________ Дата:_______________

Проверил: ________________________________ Дата:_______________

Задание № 3. Провести оценку физического развития обследуемого. Вычертить антропометрический профиль. Оформить заключение, в котором указать общую оценку физического развития, особенности телосложения, осанки.

МПК

ОМПК = ----------

Вес

 

6) Определяем % ДМПК по формуле:

ОМПК

%ДМПК = ---------- x 100%

ДМПК

Оценка уровня физического состояния и здоровья в зависимости от % ДМПК может быть дана по таблице:

Таблица1

 

Уровень физического состояния (здоровья)   %ДМПК
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий 50-60 61-74 75-90 91-100 101 и выше

 

Для расчета начального пульса, при котором появляется тренировочный эффект пользуются следующей формулой, предложенной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):

 

Возраст - ЧСС в покое

 

Расчет тренировочной ЧСС:

- для мальчиков: ЧССт = 110 + мощность в % от МПК – возраст;

- для девочек: ЧССт = 120 + мощность в % от МПК – возраст;

- для лиц с отклонениями в состоянии здоровья:

ЧССт = ЧССпокоя + 60% (ЧССпорога толерантности - ЧССпокоя).

 

Расчеты:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------- Выводы и рекомендации:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исследования провел:__________________________ Дата: ___________

 

Проверил: ____________________________________ Дата: ___________

Задание № 5. С учетом нозологии составить комплекс утренней гигиенической гимнастики (УГГ).

Примерная схема

Примерный комплекс ежедневных упражнений лечебной гимнастикой

 

№ п/п И.П. Описание упражнения Дозировка Методические указания Целевая установка
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Комплекс разработал (а): ____________________ Дата _______________

 

Проверил: ________________________________ Дата _______________

Задание № 7. Провести хронометрирование занятия физической культуры в СМГ. Определить общую и моторную плотность, оценить физическую нагрузку урока на основе регистрации ЧСС.

Протокол

Протокол

Динамика ЧСС

ЧСС

180*___________________запрещенная зона_______________________

170*

160*

150*__________________________________________________________

140*

130*__________________________________________________________

120*

110*

90 *

80 **************************************************************

3 7 11 15 19 23 27 31 34 37 41 45 49 53 57 61 65 69 73 77 80

———————————————————————————————

подготовительная основная заключительная

часть (25-30’) часть (35-40’) часть(10’)

 

Протокол

ГБОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА


Кафедра медико-биологических основ физической культуры

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для методико-практических занятий по дисциплине:

«Организационно-методические условия занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.059 с.)