Управление групповым поведением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление групповым поведением



Задание 1

Классифицируйте нормы поведения по следующим видам и заполните таблицу:

- нормы деятельности (Д);

- нормы, регламентирующие форму одежды (О);

- нормы, регламентирующие распределение ресурсов (Р).

Групповые нормы Вид
1. Качество — главный принцип работы в нашей организации!  
2. Все сотрудники должны ходить в униформе с символикой фирмы.  
3. Все задания должны выполняться сотрудниками в рабочее вре­мя. Никаких сверхурочных!  
4. Вознаграждение членов группы осуществляется пропорциональ­но их трудовому вкладу в результаты работы группы.  
5. В нашей организации мужчины должны ходить в темных костю­мах, белых рубашках и непестрых галстуках.  
6. Все сотрудники не покидают своих рабочих мест до тех пор, пока их не отпустит непосредственный руководитель.  
7.Члены группы ни при каких обстоятельствах не должны сооб­щать руководителю об опоздавших.  
8. Вознаграждение членов группы осуществляется по результатам работы группы в целом и распределяется по принципу «каждому – поровну».  
9. Никаких украшений персонал нашей организации носить не должен.  
10. Члены группы не должны открыто критиковать точку зрения коллеги в присутствии руководителя.  
11. Все члены группы несут коллективную ответственность за ре­зультаты деятельности группы.  
12. Каждый член группы имеет доступ к необходимой для работы информации.  
13. В нашей организации женщинам запрещается носить брюки, мини-юбки, декольте.  

 

Задание 2

Проведите анализ роли и поведения руководителя группы на различных этапах ее развития, определите, для какого этапа развития группы они характерны и заполните таблицу:

 

Этапы Вариант поведения Поведение
1. Формирование     А) Обеспечивает координацию деятельности специализированных членов группы. Б) Отстаивает свои позиции и утверждает авторитет. В) Принимает участие в выработке правил взаимодействия в груп­пе. Г) Организует работу группы, обеспечивает ее ресурсами. Д) Поощряет (наказывает) членов группы по результатам трудо­вой деятельности. Е) Отстаивает точку зрения группы при взаимодействии с другими группами. Ж) Подводит итоги деятельности группы по выполнению целевого задания, вносит предложения о нецелесообразности дальнейшего ее су­ществования. З) Организует групповые дискуссии для решения сложных групповых проблем. И) Устраняет внутригрупповые конфликты.
2. Бурление    
3. Нормирование    
4. Выполнение работ    
5. Расформирование    

 

Задание 3

Определить характер влияния факторов на групповую сплоченность (повышает или понижает ее) и заполните таблицу:

 

Фактор Повышает Понижает Комментарии
  Число членов группы          
  Однородная поло-возрастная структура          
    Группа создана 2-3 недели назад          
  Руководство придает большое значение работе данной группы          
Руководство считает, что каждый в группе должен нести персональную ответственность за общий результат      
  Перед группой поставлена нестандартная задача        
  Участники группы никогда раньше не работали вместе        
Каждый работник в группе имеет высокую квалификацию        
  Отбор участников в группу проводится в несколько этапов        
Цели, поставленные перед группой, вызвали интерес у всех ее членов        

 

Задание 4

Разберите индивидуально предложенные ситуации и ответьте на вопросы:

Ситуация 1. Вы – заместитель начальника отдела, все сотрудники которого – женщины. В силу своего характер или по каким-то другим причинам Вы не нравитесь никому в этом отделе. Руководитель предлагаем занять отдельный кабинет, но это затруднит Вашу работу, так как Вам необходима информация, поступающая от отдельных сотрудников отдела. Как Вы поступите?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2. Вы – директор кафе. Вы прочитали книгу жалоб и предложений и выяснили следующее:

- посетителей устраивает ассортимент;

- посетители довольны качеством приготовленной пищи;

- им нравится качество обслуживания и вежливость персонала;

- тем не менее посетители не хотели бы прийти в кафе еще раз в связи с тем, что персонал плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой. У посетителей создается впечатление, что персонал кафе не любит работу и организацию.

Какие действия Вы должны предпринять для сплочения коллектива и становления благоприятной психологической атмосферы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 3. Коллега, с которым Вам приходится тесно сотрудничать, в последнее время находится «не в форме», делая множество ошибок. Некоторое время Вы исправляете ошибки сами. Наконец, Вашему вниманию наступает предел. Вы говорите:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 4. На сборочном конвеере освободившееся место заняла молодая работница. Она прилагает много сил, чтобы успеть за ритмом работы ее новых подруг, но пока не может трудиться так, как остальные члены бригады, задерживая передачу деталей. Работницы стали нервничать, в бригаде начались ссоры. Что должен предпринять мастер?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 5. В Вашей команде появился неформальный лидер, несогласный с проводимой вами политикой и вашими действиями. Из-за этого коллектив начал распадаться на две группировки. Чтобы предотвратить негативные последствия такой ситуации, Вы приглашаете неформального лидера на встречу. Вы говорите:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 6. На предприятие пришел молодой директор (35 лет), который хорошо ориентируется в современной рыночной ситуации. Он достаточно быстро вникает в суть дела. Его заместитель – человек, проработавший долгое время на этом предприятии, завоевавший уважение у работников. Довольно часто он саботирует действия директора, срывая выполняемые договоры и принося тем самым убытки организации. Но делает он это так, чтобы нельзя было указать на него как на виновного. Директор случайно узнает об этом. Как ему поступить?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 7. У Вас дружная команда в организации, но Вы принимаете двух работников, которые необходимы фирме на данном этапе развития и которые оказываются непримиримыми друг к другу, начиная «делить власть». Коллектив распадается на глазах. Вы вызываете обоих и говорите:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 8. Рабочий – активный общественник. Общественные дела часто отвлекают его от работы. Товарищи по бригаде откровенно выражают недовольство. Им приходится часто выполнять большой объем работы, а при распределении премии делить ее на равные части.

Как Вы оцениваете ситуацию? Какие меры или действия Вы предполагаете осуществить?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5

Определите преимущества и недостатки работы в группе для работника и группы в целом и заполните таблицу:

 

Работник Группа
Преимущества Недостатки Преимущества Недостатки
         
         
       
       
         
         

 

Задание 6

Из списка отберите черты, характерные для настоящей управленческой команды, обоснуйте свой выбор, отметив «верно / неверно», и заполните таблицу:

 

Черты Верно/ неверно Комментарии
В группе каждый стремится к лидерству, так как является профессионалом    
В команде признается девиз: «Один за всех и все за одного»    
Все члены команды — единомышленники      
В команде важны вертикальные связи и формальные правила    
Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу      
Состав команды оптимален с точки зрения распределения ролей: генераторы — критики — организаторы – исполнители    
В команде господствует культ буквы, а не мысли      
В команде полная взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма    
В команде преобладаютмотивация к достижению цели и готовность к риску    
В команде царит культвласти      
Члены команды готовы к компромиссу      
Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам, слабостям, принимают инди­видуальность    

 

Задание 7

Проанализируйтепредложенные ниже утверждения и укажите, ка­кие из них верны:

Утверждение  
Формальная группа, созданная для достижения своей основной цели, почти всегда преследует и другие цели  
Для каждой группы набор ролей и норм уникален. Роли и нормы важны для ощущения принадлежности к группе и предан­ности ей  
Ролевой состав группы должен отражать специфику задания и решаемых задач  
Эффективность работы группы зависит от баланса ролей, предписанных всем участникам группы  
В рабочей группе всегда снижаетсяуровень мотивации квалифицирован­ных сотрудников  
Основным преимуществом работы в группе выступает групповое единомыслие участников  
Сильная преданностьгруппе ее членовспособствует высокой индивидуальной производительности труда  
Чтобы стать неформальнымлидером группы, человек должен помочь ей в достижении значимых целей  
Каждый член группы должен выполнять в ней только одну неформаль­ную роль чтобы избежать внутриличностных конфликтов  
Если угруппы несколько целей, то лидерство может переходить от одного к другому в зависимости от приоритетности реша­емых задач  
Чем больше размер группы, тем меньше возможностей для взаи­модействия членов группы друг с другом  
Если в социальную группу вступить легко, групповая сплоченность возрастает  
Чем больше разница в возрасте участников, тем ниже групповая сплоченность  
Групповая производительность не зависит от преданности груп­пе ее членов  
Стремление членов группы быть «командными игроками» мо­жет привести к групповому единомыслию  
Эффективность групповой работы зависит от сплоченности группы  
Эффективность работы группы — важная составляющая эффек­тивности работы организации в целом  
Групповая поляризация может привести к конфликтам в социальной группе  

 

Задание 8

Проведите сравнительный анализ рабочей группы, команды и трудового коллектива и заполните таблицу:

Характеристика Рабочая группа Команда Трудовой коллектив
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

Задание 9

Ответьте на вопросы в микрогруппах:

1. Может ли одна и та же группа в одно и тоже время относиться к разным типам групп?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Могут ли формировать группу два человека, которые не поддерживают между собой личных контактов, но обмениваются письмами?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Назовите пять групп, в которых Вам довелось участвовать, и которые прошли в своем развитии определенные этапы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Определите явные характеристики группы, к которой Вы принадлежите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Вас назначили руководителем рабочей группы, отличающейся слабой сплоченностью. Что вы станете делать в этой ситуации?

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.026 с.)