Тема 3. Коммуникации и сотрудничество в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Коммуникации и сотрудничество в организации



Задание 1

Определите, о каком виде информации идет речь: нисходящем (Н), восходящем (В), горизонтальном (Г), диагональном (Д). Заполните таблицу:

Коммуникация Вид
1. Информация о бюджете организации  
2. Предложения об улучшении деятельности структурных подразделений  
3. Информация о предстоящих изменениях в составе акционеров  
4. Предложения в разрабатываемый в организации бизнес-план  
5. Обращение за консультацией по решению конкретной проблемы  
6. Информация о кадровых назначениях  
7. Должностные инструкции  
8. Предложения в проект об оплате труда в организации  
9. Проект об оплате труда в организации  
10. Информация о выводе компанией новых товаров на рынок  
11. Информация о ходе выполнения производственного задания  
12. Информация о ходе реконструкции компании  
13. Жалобы подчиненных на плохие условия труда  
14. Информация о введении нового положения об оплате труда и премировании в организации  
15. Предложения в коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом организации  
16. Информация о причинах увольнения работника из организации  
14. Информация о создании новых подразделений в компании  
17. Мнение подчиненных о непосредственном руководителе  

Задание 2

Проанализируйте виды помех при общении и определите, проявлением какого барьера является каждая из них: культурного (К), личностного (Л), языкового (Я), организационного (О), временного (В), физического (Ф) и заполните таблицу:

 

Помеха Барьер
1. Различное понимание одних и тех же жестов людьми из разных стран  
2. «Фильтрация» информации представителями аналитического отдела организации  
3. Жаргон, используемый в рабочей группе, в организации  
4. Наличие большого числа уровней в организационной структуре управления  
5. Частое употребление в речи выражений «так сказать», «скажет так» и пр.  
6. Отсутствие у руководителя времени на то, чтобы выслушать каждого подчиненного  
7. Расстояние между общающимися индивидами более 50 метров  
8. Психологическая несовместимость общающихся индивидов  
9. Отсутствие регламентов деятельности работников и подразделений аппарата управления  
10. Различное понимание собеседниками одних и тех же слов и выражений  
11. Неумение слушать собеседника  
12. Различное восприятие дистанции между представителями разных стран  

 

Задание 3

Проанализируйте цели различных коммуникаций и определите, какие из них ставят перед собой восходящие (В), нисходящие (Н), горизонтальные (Г) и диагональные (Д) коммуникации и заполните таблицу:

 

  Цель коммуникаций Вид коммуникаций
1. Постановка руководителем задач исполнителям  
2. Координация руководителем организации работ подразделений аппарата управления  
3. Получение руководителем подразделения достоверной информации о результатах работы  
4. Интеграция усилий подразделений аппарата управления для решения комплексных проблем  
5. Обеспечение обратной связи о полученных заданиях исполнителями  
6. Обеспечение обратной связи для оценки результатов работы  
7. Эффективное использование всех видов ресурсов в организации  
8. Разрешение межгрупповых конфликтов в организации  
9. Изучение мнения трудового коллектива по интересующей проблеме  
10. Обмен информацией между структурными подразделениями в организации  
11. Обеспечение организацией социальной поддержки персонала  
12. Инструктирование руководителем работников по выполнению задания  
13. Разрешение внутригрупповых конфликтов  
14. Повышение оперативности решения проблемы  

 

Задание 4

Определите, какие средства невербального общения относятся к кинесическим (К), просодическим (П), экстралингвистическим (Э), такесическим (Т) и проксемическим (П) и заполните таблицу:

Средство невербального общения Группа
1. Рукопожатие  
2. Вздох  
3. Пауза  
4. Покашливание  
5. Смех  
6. Взгляд  
7. Поза  
8. Темп речи  
9. Плач  
10. Жесты  

 

Задание 5

Определите соответствие между видом дистанции, типом общения и расстоянием между субъектами общения, используя данные таблицы.

 

Вид дистанции Тип общения Расстояние
1. Публичная 1. Официальное общение 1. 350 см
2. Персональная 2. Выступление перед аудиторией 2. 50 – 120 см
3. Интимная 3. Общение близких людей 3. 15 – 50 см
4. Социальная 4. Общение со знакомыми людьми 4. 120 – 350 см

 

Вид дистанции Тип общения Расстояние
1. Публичная    
2. Персональная    
3. Интимная    
4. Социальная    

 

Задание 6

Укажите, какие утверждения верны (В), а какие нет (Н), и заполните таблицу:

Утверждение В/Н
1. Коммуникации — важнейшая составная часть деятельности менеджера  
2. Успех коммуникации зависит от того, насколько внимательно собеседники слушают друг друга  
3. Наличие обратной связи делает процесс коммуникации двусторонним  
4. Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств и информационных технологий, наиболее значимы для изучения организационного поведения  
5. Выбор носителя информации не зави­сит от характера управленческих проблем  
6. Для уточнения мнения собеседника необходимо задавать ему как можно больше вопросов  
7. Наличие обратной связи — важное условие коммуникаций в организации  
8. Межличностные коммуникации во многом зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются  
9. В формальной группе не могут возникнуть неформальные коммуникации  
10. В процессе общения невербальные сигналы собеседников долж­ны способствовать усилению речи.  
11. Если подчиненные зависят от руководства, то восходящий по­ток информации может оказаться блокированным.  
12. Чтобы сократить время коммуникации, следует перебить собеседника и прямо сказать ему о дефиците своего времени  
13. Если руководителя захлестывают эмоции, то он может неправильно понять собеседника  
14. Слухи – это невербальные коммуникации в процессе общения  

 

Задание 7

Доклад на тему:

1. Коммуникационные сети в организации: виды и особенности построения.

2. Невербальные коммуникации в организации.

 

Задание 8

Изучите в микрогруппах ситуацию и ответьте на вопросы:

1. Какое отношение руководителя фирмы к своим работникам?

3. Как вы охарактеризуете поведение Каширина?

3. Что вы порекомендуете Каширину и Иванову относительно коммуникации?

Ситуация. «Электро» – фирма, насчитывающая 150 работников, специализирующаяся на выпуске электробытовых приборов. Фирма процветает, выпуская продукцию высокого качества. Решающим фактором успеха выступает система сбыта продукции: «Электро» сбывает 4 вида продукции исключительно частным лицам. Ответственный за сбыт – Каширин – бывший заместитель главы фирмы Иванова. Служба сбыта четко организована, работники высококвалифицированные специалисты. Служба работает только на комиссионных началах и получает 50% дохода от проданной продукции. Доля возвращенного товара за последний год составила 2,5%. Причем товары не ремонтируются, а обмениваются на новые. В последнее время в компании ходят слухи, что Иванов собирается продать предприятие американской фирме. Каширин услышал это от своих работников, которые заявили, что если слух подтвердится, они будут искать другую работу.

Коммерческий директор сообщил Каширину, что Иванов находится в Париже. Через неделю директор появился на работе и направил всем открытое информационное письмо, в котором опровергается намерение продавать фирму. Наоборот, он готовит проект по дальнейшему расширению номенклатуры выпускаемой продукции.

В течение следующего месяца ходили самые невероятные слухи: служба сбыта будет распущена; ведутся тайные переговоры с японцами и пр. Каширин, обеспокоенный слухами, обращается в середине месяца к директору. Иванов не проявляет сдержанность, говорит, что политика сбыта – это его дело, и ему впредь не придет в голову советоваться с кем-то.

В конце месяца было назначено проведение производственного собрания, во время которого Иванов заявляет, что не понимает, почему возникают такие слухи, что все остается по-прежнему и рассказывает о своем новом проекте по диверсификации производства. При производстве новой продукции будут использоваться японские технологии и комплектующие. Комиссионный процент от продажи будет составлять 25%, а товар будет поступать к оптовикам, а не в торговую сеть.

Выступление Иванова не вызвало ни согласия, ни возражения со стороны персонала и руководителей подразделений.

 

Задание 9

Разберите индивидуально предложенные ситуации и ответьте на вопросы:

Ситуация 1. Ваш подчиненный одновременно является другом Вашей семьи и ценным работником фирмы, но на работе допускает фамильярное отношение с Вами, снижая тем самым Ваш авторитет как руководителя. Срочно нужно объясниться. Вы говорите:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

Ситуация 2. Одному из подчиненных срочно надо выполнить задание, однако он плохо себя чувствует. Вы говорите:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 3. Ваш секретарь говорит: «Вчера Вы попросили меня напечатать этот доклад после рабочего дня, поскольку он был Вам срочно нужен. В связи с этим мне пришлось отказаться от назначенной встречи. И теперь Вы разговариваете со мной неуважительным тоном из-за того, что я допустила несколько опечаток?». Вы говорите:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 4. Обеденный перерыв. Работница вошла к Вам в кабинет и попросила разрешения позвонить по телефону. Ведется беседа личного характера. Вам должны позвонить по служебным делам, Вы ждете звонка, но телефон занят. Как бы Вы поступили?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 5. Подчиненный обращается к Вам, недавно вступившему в должность руководителя отдела: «Я уже давно работаю в этой должности и не помню случая, чтобы меня заставляли переделать мой отчет. Вы первый, кто этого требует. Возможно, в отчете есть какие-то неточности, никто от них не застрахован. Но переделывать все?» Вы говорите:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

Ситуация 6. Вот уже несколько месяцев Вы являетесь начальником отдела. Один из сотрудников говорит вам: «Я, конечно, не хочу вас критиковать, но Ваш предшественник умел найти подход к своим сотрудникам». Вы говорите:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 7. Подчиненный игнорирует все ваши указания и советы, делая по-своему, не обращая на замечания, не исправляя того, на что вы указываете. Как вы поступите?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

Ситуация 8. Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором Вы несколько лет работали рядовым сотрудником. Вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный пришел вовремя и ждал Вас. Как вы начнете беседу при встрече?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 9. Вы – секретарь руководителя фирмы. Руководитель решил, что теперь Вы должны заходить к нему в кабинет каждый раз, когда кто-нибудь приходит к нему на прием, и объявлять фамилию, имя, отчество и должность посетителя. Вам это напоминает работу дворецкого и Вы говорите начальнику:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

Ситуация 10. Руководитель организации контролирует все Ваши действия и действия сотрудников Вашего отдела сверх меры. Поручив отделу задание, он постоянно интересуется его выполнением, торопит вас, и Вы чувствуете, что не выдерживаете такого к Вам отношения. При очередной встрече с руководителем Вы говорите:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 11. У Вас сегодня вечером важная встреча, о которой Вы условились давно, однако Ваш начальник просит Вас задержаться из-за внезапно поступившего заказа, важного для организации. Вы говорите:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 12. Начальник, вместе с которым Вы проводили встречу с важным заказчиком, переусердствовал и все испортил. Создалась крайне неприятная ситуация. Вам не хотелось бы еще раз оказаться в аналогичной ситуации и Вы говорите своему руководителю:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 13. Инженер Петров с интересом ознакомился с памяткой «Правила организации взаимоотношений руководителя с подчиненными». Он уверен, что это будет полезно прочесть главному инженеру компании и просит секретаря главного инженера положить памятку ему на стол. Каково же было удивление и возмущение Петрова, когда он узнал, что тот демонстративно выбросил памятку, сделав замечание секретарше, резко выразив свое отношение к Петрову: «Молод еще учить меня». Допустил ли в чем-нибудь ошибку Петров? Как бы Вы поступили на месте Иванова и главного инженера?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 14. На совещанииВы обсуждаете вопрос, имеющий значение для подразделения. В беседе с младшими руководителями тон постоянно повышается. Появляется резкость в выражениях. На совещании присутствуют и рядовые работники. Как Вы поступите?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

Ситуация 15. Вы принимаете работников по личным вопросам. На прием часто стал приходить сотрудник, который подробно и подолгу излагает свое недовольство обслуживанием в столовой. С каждым его приходом Вы убеждаетесь, что человек повторяется и задерживает других посетителей. Каковы ваши действия?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 16. К Вам на прием пришел рабочий с просьбой отпустить его на день. Вы интересуетесь о цели. Оказывается, он хочет использовать этот день для поиска другого места работы. Его уход лишит Ваш участок квалифицированного специалиста. Вы говорите ему:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 17. Вас назначили начальником отстающего участка. Вы изучили сложившуюся ситуацию и решили провести собрание. Как бы Вы построили выступление?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 18. Вы – руководитель семинара. Один из слушателей говорит Вам: «Все, что Вы сейчас рассказывали, не имеет отношение к практике, оторвано от жизни». Вы отвечаете:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

 

Ситуация 19. Идет собрание. Слова одного из выступающих явно приятны Вам. Он хвалит Ваши профессиональные и личностные качества, организаторские способности и т.д. При этом он приводит конкретные примеры. Как Вы будете реагировать на это выступление в своем заключительном слове?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

Ситуация 20. Вы проводите производственное совещание. Один из присутствующих резко высказался против Вашего предложения, мотивируя свою точку зрения заботой о трудовом коллективе. В душе Вы не уважаете этого человека, он плохой работник. Как Вы будете реагировать на это выступление в своем заключительном слове?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________

Задание 10

Определите преимущества и недостатки различных источников деловой информации организации и заполните таблицу:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.88 (0.077 с.)