Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: Социология глобализации

Поиск

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование у студентов представлений о социологии глобализации и о глобальных проблемах современности.

План

1. Понятие глобализации.

2. Глобальные проблемы современности.

 

В первом вопросе следует дать определение глобализации и рассмотреть существующие подходы к данному феномену. Разберите аргументы противников и сторонников глобализации.

Во втором вопросе рассмотрите существующие глобальные проблемы современности и их влияние на мировое сообщество.

Основная литература

1. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс]. Часть IV, глава 12. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/12.php

2. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проспект, 2005. – 512 с. – Раздел III, Глава V.

Дополнительная литература

Дробот Г. А. Системный подход к анализу мировой политики [Текст] / Г. А. Дробот // СГЗ. 2009. № 1.

Култыгин, В. П. От локального универсализма к глобальному контекстуализму [Текст] / В. П. Култыгин // Социс. 2009. № 1.

Мартинелли, А. От мировой системы к мировому обществу? [Текст] / А. Мартинелли // Социс. 2009. № 1. с. 5-15.

Сафонов, А. Л., Орлов А. А. Глобализация: кризис мировой системы как система кризисов [Текст] / А. Л. Сафонов, А. А. Орлов // СГЗ. 2012. № 2. с. 114-125.

Харин, А. Н. Глобалистский проект и Россия в творчестве А. С. Панарина [Текст] / А. Н. Харин // Геополитика и безопасность. 2011. № 4. с. 43-48.

Шафранов-Куцев, Г. В. Социология [Текст]: курс лекций: учебное пособие / Г. В. Шафранов-Куцев. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 368 с. Лекция 15.

Контрольные вопросы

1. Что такое глобалистика?

2. Какие крупные проблем современности можно отнести к глобальным?

3. 4. Особенности становления и развития глобалистики в России.

5. Какие глобальные проблемы характерны для современной России?

6. В чем суть и опасности экологического кризиса?

7. Почему продовольственная проблема относится к глобальным?

8. Зарождение и сущность социальной экологии.

9. В чем смысл социального прогнозирования?

10. Основные методы социального прогнозирования.

11. Определение понятия «глобализация».

12. Экономическое измерение глобализации.

13. Политическое измерение глобализации.

14. Правовое измерение глобализации.

15. Социальное измерение глобализации.

16. Глобализация в сфере культуры.

17. Антиглобализм и антиамериканизм.

 

Темы докладов

1. Техногенная цивилизация и глобальные проблемы современности.

2. Глобальные проблемы и геополитика.

3. Глобальное сознание и национальные интересы.

4. Формирование экологического сознания в системе образования.

5. Информационные технологии в социальном прогнозировании.

6. Феномен глобализации и процессы глобальных изменений: основные концепции и методологические подходы.

7. Глобализация и интернационализация.

8. Глобализация и вестернизация.

9. Характерные признаки современного этапа глобализации.

10. Концепция устойчивого развития и проблемы глобализации.

11. Состояние, тенденции и перспективы развития национального

государства в эпоху глобализации.

Методические рекомендации

Организация самостоятельной работы с литературой

При изучении гуманитарных дисциплин у студентов должен вырабатываться рациональ­но-критический подход к изучаемым книгам и статьям.

Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Предварительный просмотр книги позволит решить вопрос, стоит ли ее читать (предварительный просмотр включает ознакомление с титуль­ным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением).

При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить главы, разде­лы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и по­знакомиться с ними в общих чертах.

Следующий этап работы с книгой — прочтение выделенных мест в бы­стром темпе. Цель быстрого чтения — определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу доклада или реферата имеет отношение информа­ция и что с ней делать, как применить, чем дополнить.

Сформулируем следующие рекомендации по методике быстрого чте­ния:

— ясно осознать и четко зафиксировать цель чтения: по какому именно
вопросу нужна информация, для чего она нужна, ее характер и т.д.;

— оперативно менять скорость чтения, замедляя на информации, прямо соответствующей цели, увеличивать скорость чтения других частей. Описательный текст читается быстрее, чем текст сложных умозаключений, доказательств;

—сосредоточенно работать над текстом, без отвлечения. Это обеспечит глубокое понимание текста;

—уметь определять структуру текста — соподчиненность его частей (глав, параграфов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунками, таблицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями;

—понимать смысл прочитанного при беглом ознакомлении с текстом (выработать способность при прочтении целого предложения сразу понимать его смысл и значение).

Скорость правильного чтения должна быть в 3—4 раза выше скорости речи.

Весьма полезными могут быть вспомогательные материалы к изданиям и поэтому необходимо знать, из каких основных элементов состоит аппарат книги, каковы его функции.

К отличительным элементам книги относятся сведения об авторе и за­главие книги, ее типе или жанре, сведения об ответственности (редакто­рах, организациях, участвовавших в подготовке издания, и т.д.), выходные данные, аннотация. Эти сведения, расположенные обычно на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге. Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, после­словие, предисловие, комментарии, списки литературы.

Предисловие знакомит с событиями эпохи, другими трудами автора, а также содержит справочно-информационный материал. При чтении книги, снабженной комментариями и примечаниями, не следует пренебре­гать и этими элементами аппарата.

Многие научные книги и статьи имеют в своем аппарате списки лите­ратуры, которые повышают информационную ценность издания и дают чи­тателям возможность подобрать дополнительную литературу по данной те­матике.

Если издание включает большое число материалов, ориентироваться в

них помогают специальные указатели.

Научно-справочный аппарат, при умелом его использовании, способ­ствует более глубокому усвоению содержания книги.

Отдельный этап изучения книги — ведение записи прочитанного. Су­ществует несколько форм ведения записей — план (простой и разверну­тый), выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

План, являясь наиболее краткой формой записи прочитанного, пред­ставляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее целиком.

Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы — сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они служат для сохранения информа­ции в памяти и являются основой для дискуссии.

Аннотация — краткое изложение содержания — дает общее пред­ставление о книге, брошюре, статье. Резюме кратко характеризует выво­ды, главные итоги произведения.

Наиболее распространенной формой записей является конспект. Же­лательно начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано и составлен его план. Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, свободным или тематическим. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника — цитат, с сохранением логики и структуры текста. Свободный конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам.

Экономию времени при конспектировании дает использование различ­ного рода сокращений, аббревиатуры и т.п.

Аккуратное, разборчивое написание конспекта должно сочетаться со скоростью: 120 знаков в минуту — минимальная скорость, 150 знаков — максимальная скорость.

Для записи данных, подлежащих использованию, многие исследовате­ли рекомендуют систему карточек. Преимущество карточек в том, что каж­дая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена, их легко разложить на столе, сгруппировать и перегруппировать. При зане­сении справочного материала в карточку внизу приводится название ис­точника, наверху — заголовок, содержащий указание, где именно матери­ал может пригодиться. Целесообразно пользоваться карточками одинако­вого размера и писать только на одной ее стороне. На каждой карточке делается только одна запись и при помощи кавычек указывается, является ли приводимая ссылка непосредственной цитатой. Целесообразно хранить карточки в конвертах, различных папках с надписями для дальнейшей ра­боты

Такая работа с литературой способствует лучшему усвоению учебного материала.

Написание рефератов

Реферат понимается как изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы, нескольких источников. Они создают возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с литературой, развивают самостоятельность мышления, умение анализировать явления действительности. Реферат - это письменные исследования на определенную тему. В отличие от конспекта лекции реферат требует большой творческой активности, самостоятельности в изучении учебной и научной литературы.

Рекомендуемый объем реферата - 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала.

Академическая структура работы такова:

Введение.

Глава 1. § 1, § 2.

Глава 2. § 1, § 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Тема работы, формулировки глав и параграфов не должны совпадать и не должны являться громоздкими (по возможности от 3-5 слов). Тему работы предпочтительнее выбирать знакомую по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес.

Важный этап работы над рефератом - отбор литературы. Затем составляется конкретный план, который можно согласовать с преподавателем. Завершающий этап - написание работы на основе изучения и предварительной систематизации всех источников, повторного изучения собранного материала.

Схема подготовки реферата, курсовой работы такова: чтение исходного текста - его анализ - выбор информативных фрагментов - их обобщение - создание нового текста. На последнем этапе производится синтезирование выделенной информации и завершается оформление текста. Изложение должно быть цельным и логичным. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершать обобщением.

Требования к форме представления информации в реферате.

1. В работе следует разъяснить непривычные термины и символы при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять текстовыми сокращениями в тех случаях, если смысл ясен из контекста или после предварительной расшифровки.

2. Единицы измерения следует приводить в единицах международной системы.

3. Иллюстрации и таблицы используются только в тех случаях, если они помогают раскрыть содержание источника и сокращают объем работы.

4. Необходимо избегать штампов и канцеляризмов («фактически», «практически», «заострить вопрос»), а также строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, условных сокращений и символов.

5. Старайтесь избегать частого повторения слов, длинных запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний. Не следует также допускать двойного упоминания понятий в одной фразе.

6. Особое внимание следует обратить на оформление научного аппарата - все приводимые факты или цитаты должны иметь ссылку на источник.

7. В заключении реферата делаются выводы. Пишется заключение без ссылок.

8. В конце работы приводится список использованной литературы. Есть несколько способов составления списка литературы: по алфавиту, по рубрикам, соответствующим главам работы, по времени издания.

Оценка реферата

При оценке работы учитывается:

- степень раскрытия темы;

- последовательность и полнота изложения;

- правильность обоснования тех или иных положений;

- степень самостоятельности студентов в работе над текстом;

- степень выполнения формальных требований к работе.

 

 

Фонд контрольных заданий

 

I Тесты по социологии

Вариант № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.182 (0.008 с.)