Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 22. Социология экономики.

Поиск

Основные понятия социологии труда. Социологические аспекты труда и трудовых коллективов. Социальные проблемы распределительных отношений. Сущность распределительных отношений. Распределительные отношения в обществе с плановой и рыночной экономикой. Социология распределения в условиях переходного периода. Основные социологические подходы к исследованию механизмов распределения.

 

Тема 23. Мировое сообщество и мировая система.

Формирование мировой системы. Империи как факторы становления современной мир-системы. Мир-система и мир-экономика. Современные тенденции развития международных отношений.

Мировая система и процессы глобализации. Концепции глобализации и новый мировой порядок. Глобализм: тенденции и перспективы. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Место России в мировом сообществе.

 

Планы практических занятий

ТЕМА: Классические социологические теории

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование у студентов представлений о предпосылках зарождения классической социологии; формирование у них навыков работы с литературой, анализ текста и основных идей.

 

План

1. Предпосылки формирования классических теорий социологии.

2. Позитивистская социология О. Конта.

3. Органическая теория общества Г.Спенсера.

4. Социологическая теория К. Маркса.

5. Социологические взгляды Э. Дюркгейма.

6. «Понимающая социология» М. Вебера.

В первом вопросе нужно перечислить основные факторы формирования классической социологии.

Переходя к Огюсту Конту проанализируйте три стадии развития человеческого общества, которые он выделял и рассмотрите введённое им понятие «позитивность». Нужно будет указать, какое место отводил О. Конт социологии в системе других наук. Далее перейдите к характеристике О. Контом объекта и предмета социологии, и рассмотреть структуру социологии, в которой О. Конт выделял два основных направления: социальную статику и социальную динамику. Заканчивая изучение О. Конта, следует указать значение его идей для становления социологии как науки.

Говоря о Г. Спенсере, первым делом нужно рассмотреть понимание им общества, указать какие типы общества выделял. В заключении так же укажите в чём значимость идей Г. Спенсера для последующей социологии.

Рассматривая марксизм, дайте общую характеристику философии К. Маркса, после чего нужно будет разобрать идейно-теоретические истоки марксизма. Следует так же остановиться на понимании К. Марксом человека и общества. Охарактеризуйте его взгляд на человеческую истории, какие факторы по его мнению доминируют. Главным образом необходимо остановиться на таких аспектах как теория социальных систем К. Маркса, его идея социальной революции и классовой борьбы. Подводя итоги, укажите влияние марксизма на последующее развитие социологической мысли.

При анализе социологии Э. Дюркгейма, следует выделить интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии, рассмотреть теорию социальной солидарности. В контексте этой же теории можно рассмотреть понимание Э. Дюркгеймом самоубийства. Следует так же акцентировать внимание на теории социального факта и разделения труда, на установлении автором предмета и метода социологии. В заключении темы нужно охарактеризовать теории религии. Подводя итоги, укажите, какова роль социологии Э. Дюркгейма в становлении социологического знания.

Рассматривая социологию М. Вебера, укажите на её идейные истоки, после чего следует перейти к характеристике «понимающего метода» М. Вебера. Укажите, в чём он, в отличие от Э. Дюркгейма, видел задачу социологии. Далее перейдите к трактовке М. Вебером социального действия и концепции идеального типа. Далее следует разобрать такие аспекты как исследование М. Вебером религии: укажите, как он понимал влияние протестантизма на развитие капитализма в Европе. В заключении следует остановиться на концепции господства, предложенной М. Вебером.

Основная литература

1. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс]. Часть VI, глава 22. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/22.php

2. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проспект, 2005. – 512 с. – Раздел I. Глава V.

Дополнительная литература

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Электронный ресурс]. Часть 1, главы об О. Конте, К. Марксе; Часть 2. главы об Э. Дюркгейме, М. Вебере http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/aron/index.php

2. Бабосов, Е. М. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 608 с. – Раздел 2, главs 4-6.

3. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / под общ. ред. В.И. Добренькова – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 571 с. – Раздел 1, глава 2.

4. Гофман, А. Б. Проблематика традиции в творчестве Э. Дюркгейма [Текст] /А. Б. Гофман // Социологический журнал. 2007. № 4. с. 63-73.

5. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии [Электронный ресурс]. http://socioline.ru/pages/ab-gofman-sem-lektsij-po-istorii-sotsiologii

Контрольные вопросы

1. Почему О. Конт считается основателем социологии?

2. В чём сущность введенных О. Контом терминов «социальная статика» и «социальная динамика»?

3. В чем сущность позитивистской социологии О. Конта?

4. В чем специфика социологической теории Г. Спенсера?

5. Каковы основные положения социологической теории марксизма?

6. В чём состоит, в марксистском понимании, сущность социального конфликта между рабочим классом и буржуазией?

7. Какова роль, по К. Марксу, классовой борьбы и социальной революции в историческом процессе?

8. Что понимается под «социологизмом» Э. Дюркгейма?

9. Что представляет из себя «социальный факт»?

10. Что такое социальная солидарность и какие её виды анализирует Э. Дюркгейм?

11. Чем, согласно Э. Дюркгейму, обусловлено самоубийство, каковы его основные типы?

12. Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?

13. В чем состоит сущность понимающей социологии М. Вебера? Что такое «методологический индивидуализм» веберовской социологии?

14. Что такое «идеальный тип» и какую роль он выполняет в социологи ческой теории?

15. Каковы основные типы социальных действий в веберовской классификации?

16. Какие легитимные типы господства (власти) выделял М. Вебер? В чем, согласно М. Веберу, заключается взаимосвязь протестантская этики с духом капитализма?

Темы докладов

1. О. Конт: этапы жизни и творчества.

2. О. Конт как основатель социологии.

3. Позитивистская социология О. Конта.

4. Г. Спенсер: жизнь и творчество.

5. Социологическая теория Г. Спенсера?

6. Военные и торговые общества по Г. Спенсеру.

7. К. Маркс: штрихи к портрету.

8. Идейно-теоретические истоки марксизма.

9. Философская антропология К. Маркса.

10. К. Маркс и материалистическое понимание истории.

11. Марксизм и теория классовой борьбы.

12. «Социологизм» Э. Дюркгейма.

13. Э. Дюркгейм: этапы жизни и творчества.

14. «Понимающая социология» М. Вебера.

15. М. Вебер: штрихи к портрету.

16. Теория социального действия М. Вебера.

17. Теория политического господства М. Вебера.

18. М. Вебер и протестантская этика.

19. М. Вебер и цивилизация Запада.

ТЕМА: Социальные группы

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: дать представление студентам о месте и роли социальных групп в жизни общества, их структуре и характерных чертах; развитие навыков работы с литературой, выделения главного в тексте, умения формулировать вопросы.

План

1. Понятия: «социальная группа» и «квазигруппа».

2. Основные классификации социальных групп.

3. Групповая динамика.

В первом вопросе остановитесь на понятиях «социальная группа» и «квазигруппа», дайте развёрнутую характеристику этим категориям. Укажите как соотносятся эти понятия. Вопрос нужно закончить рассмотрением основных видов квазигрупп.

Во втором вопросе нужно рассмотреть типы социальных групп, на основе определённых критериев. В первую очередь по таким критериям, как 1) принадлежность к группе индивида; 2)по характеру взаимоотношений между их членами.

В третьем вопросе следует рассмотреть такие аспекты как коммуникация и лидерство в группах, а также выявить положительную роль разнообразных коммуникаций для отдельных членов группы и указать основные функции лидера.

Основная литература

Фролов, С. С. Социология [Текст]: учебник для вузов / С. С. Фролов. М.: Гардарики, 2008. – 344 с. – Главы 10-11; см. также: Раздел 4, главы 1-3. Главы http://sbiblio.com/biblio/archive/frolov_soc/soc_frol12.aspx

Дополнительная литература

Общая социология [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 654 с. – Раздел V, глава XIII.

Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / под общ. ред. В.И. Добренькова – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 571 с. – Раздел 5, глава 4.

Меркурьев, А. В. Социальные группы и их воздействие на политику [Текст] / А. В. Меркурьев // Социология власти. 2009. № 1. с. 15-17.

 

Контрольные вопросы

1. Какова сущность и характерные признаки социальной группы?

2. В чём состоят особенности первичных и вторичных групп?

3. В чём проявляются характерные черты больших и малых социальных групп?

4. Что такое референтная группа?

5. Каковы функции референтной группы?

6. Что такое квазигруппа и каковы её отличительные признаки?

7. Какие положительные функции исполняет групповая коммуникация?

8. Каковы основные функции лидера в социальной группе?

Темы докладов

1. Социальная группа и её функции.

2. Социальная группа и квазигруппа: разграничение понятий.

3. Виды квазигрупп: характерные черты, структура.

3. Первичные и вторичные социальные группы: общее и особенное.

4. Большие и малые социальные группы в жизни общества.

5. Референтная группа и её функции.

6. Групповая динамика и её функции.

ТЕМА: Социальные институты

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование у студентов представления о социальных институтах и их роли в общественной жизни.

 

План

1. Определение социального института.

2. Процесс институциализации.

3. Типы и функции институтов.

В первом вопросе нужно дать определение категории «социальный институт» и сопоставить такие понятия как «социальный институт» и «социальная группа»: выявить их общее и отличное.

Во втором вопросе рассмотрите процесс становления института и его функционирования, выделите основные этапы.

В третьем вопросе нужно разобрать типы социальных институтов, а так же указать их основные функции.

Основная литература

3. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проспект, 2005. – 512 с. – Раздел III. Глава I.

4. Фролов, С. С. Социология [Текст]: учебник для вузов / С. С. Фролов. М.: Гардарики, 2008. – 344 с. – Глава 9.

Дополнительная литература

6. Бабосов, Е. М. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 608 с. – Раздел 3, глава 22.

7. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 654 с. – Раздел IV, главы IX-XI.

8. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / под общ. ред. В.И. Добренькова – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 571 с. – Раздел 5, глава 6.

9. Шмерлина, И. А. Социальный институт: обзор исследовательских подходов [Текст] / И. А. Шмерлина // Социологический журнал. 2008. № 4. с. 53-69

Контрольные вопросы

1. Каковы характерные особенности и признаки социальных институтов?

2. Что такое социальный институт (определение)?

3. В чем заключается различие между формальными и неформальными
институтами?

4. Каковы цели политических, экономических, социально-культурных
институтов, государства, права, религии и семьи?

5. Посредством каких социальных процессов развиваются социальные
институты?

6. Каковы функции социальных институтов?

7. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных институтов?

Темы докладов

1. Социальный институт: понятие и характерные признаки.

2. Социальные институты и их роль в современной жизни.

3. Процесс институциализации: основные этапы.

4. Типы социальных институтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.009 с.)