Методические указания для выполнения работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для выполнения работы.



Для выполнения одной из тем по данной работе студент должен подобрать классические источники; прочитать саму работу избранного классика русской общественной мысли; найти и освоить современные аналитические статьи, посвященные изучению социально-правового наследия русского классика. На этом основании готовится реферативная работа.

Алгоритм подготовки реферата.

Под рефератом понимается сжатое изложение в письменном виде содержание какого-либо источника (статьи, книги, раздела книги), в котором дается основные положения источника, фактические сведения и выводы. Цель реферата – донести точку зрения автора источника на рассматриваемую проблему.

Для реферата обычно выбирается источник, который отвечает каким-либо из следующих критериев:

- актуальность темы;

- оригинальность авторской позиции;

- классическое обоснование взгляда на проблему, которое следует знать при профессиональной подготовке;

- недоступность источника (например, книга находится в отделе редкой книги в библиотеке);

- источник опубликован только на иностранном языке.

Следует обратить внимание на то, что реферат – это «текст о тексте», который включает в себя элемент творческой переработки оригинального текста. Реферат поэтому не сводится к простому конспектированию текста источника. Логика изложения реферата должна соответствовать той, которую использует автор.

Структура реферата:

1. Вводная часть, где указывается общая характеристика источника и проблематики:

- название, выходные данные;

- краткая характеристика автора (степень известности, круг интересов, профессиональная специализация);

- обозначение центральной темы источника (основной идеи, проблемы);

- степень актуальности центральной темы ждля современности;

- реконструкция цели, которую преследовал автор в своей работе;

- ключевые слова, которые использует автор;

- общая характеристика содержания источника.

2. Основное содержание – краткое представление того, о чем идет речь в источнике:

- обозначение проблемы, авторские аргументы, примеры, факты;

- основные позиции, важные для раскрытия темы;

- оригинальность замечания автора по теме;

- заключительные выводы автора.

3. Заключение – выражение позиции автора реферата:

- основные положения, которые нашли отражение в источнике;

- научная ценность источника;

- удобство текста для восприятия;

- ваше отношение к точке зрения автора источника;

 

Письменная самостоятельная работа 3. Правовая система как объект социологического анализа.

Работа представляет собой развернутые письменные ответы на следующие взаимосвязанные вопросы:

1. Правовая система общества как организационная форма института права.

2. Нормативный порядок и культура.

3. Этапы развития правовой системы.

4. Дегитимность институтов права.

 

Литература:

Социология права: Учебное пособие / В.М.Сырых, В.Н.Зенков и др. М., 2002. Гл.4 «Право как социальный институт».

Яковлев А.М. Социальная структура общества и право. М.: Норма, 2009. Гл. 3. «Социология права».

Письменная самостоятельная работа 4. Взаимодействие права и экономики.

Представить конспект главы 4 «Социология экономики и права» книги Яковлева А.М. Социальная структура общества и право. М.: Норма, 2009.

 

Письменная самостоятельная работа 5. «Правовые установки и правовое поведение россиян.

1. Познакомиться с результатами исследований Ф.Э.Шереги в области изучения правового сознания населения России.

2. Выделить задачи исследования правового сознания.

3. Выделить индикаторы правового сознания.

4. Реконструировать программу исследования и инструментарий изучения правового сознания.

Литература:

1. Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. Спб,: Алетейя, 2002. Гл.2 «Правовые установки и правовое поведение россиян».

2. Социология права: Учебное пособие / В.М.Сырых, В.Н.Зенков и др. М., 2002. Гл.15 «Понятие и виды социально-правовых исследований»; гл.16 «Программа социально-правового исследования»; гл.19 «Социально-правовое исследования правосознания».

 

Самостоятельная работа 6. Социология преступности.

Подготовить реферат на одну из предложенных тем:

1. Особенности анализа преступности с социологической точки зрения.

2. Гендер и преступность.

3. Меняющийся облик организованной преступности.

4. Киберпреступления.

5. Коррупция в российском обществе.

6. Теневизация российского общества: причины и формы проявления.

7. Проблема теневых практик в правоохранительных органах

8. Преступления «белых воротничков» и корпоративные преступления.

 

Самостоятельная работа 7. Социальная ситуация в российском обществе и деятельность суда: проблемы и тенденции.

Подготовить письменно доклад по одной из следующих тем:

1. Историко-культурные традиции функционирования правосудия в России: досоветский и советский периоды.

2. Влияние социальных факторов на функционирование права в обществе.

3. Социология судебных и правоохранительных органов.

 

Самостоятельная практическая работа 8. Информационная открытость судов как направление современной реформы судебной власти в России и задачи пресс-службы.

Исходные основания реформирования российской судебной системы в конце 80-х гг. ХХ в. Цель и этапы судебной реформы. Основные направления судебной реформы. Информационная открытость судов – как направление реформы судов. Дискурс судейского сообщества по проблемам информационной открытости судов. Доверие к судебной власти: анализ результатов опросов общественного мнения ведущими социологическими центрами России по всероссийским выборкам. Проблема информационной открытости судов в ФЦП "Развитие судебной системы России" на 2007 – 2011гг. Функции и задачи специалистов по связям с общественностью в судах.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Общая характеристика европейской школы социологии права (Е.Эрлих, Э.Дюркгейм, Н.Тимашев, Л.Дюги, А. Леви-Брюль, Ж.Гурвич, П.Сорокин).

2. Классическая социология права. Юридическая социология Э. Дюркгейма.

3. Классическая социология права. "Живое право" Е. Эрлиха.

4. Классическая социология права. Социология права М. Вебера.

5. Концепция права П.Сорокина. П.Сорокин о наказании.

6. Общая характеристика американской школы социологии права (Р.Паунд, О.Холмс, Б.Кардозо, К.Ллевеллин, Д.Фрэнк).

7. «Инфраюридические» явления в праве (Ж.Карбонье).

8. Право в социальной системе Т. Парсонса.

9. Характеристика взглядов Соловьева В.С., Новгородцева П.И., Петражицкого Л.И. в области социологии права.

10. Теория инструментализма и права в США.

11. Сущность теории функциональной системы Р. Мертона и ее применение в социологии права.

12. Содержание и особенности взглядов Р. Паунда в области социологии права.

13. Социологический анализ преступления Г.Тарда.

14. Социальный институт права. Понятие патологии права.

15. Правовые уроки кризиса российских реформ.

16. Социологический подход к изучению правотворческого процесса. Социология законодательства.

17. Изучение правового сознания в социологии. Специфика проявления правосознания в различных социальных группах общества.

18. Правовое поведение: особенности исследования в социологии.

19. Факторы, воздействующие на эффективность правовых норм.

20. Механизм убеждения и принуждения в праве.

21. Социально-профессиональная группа юристов: социальный портрет, поведение, сознание.

22. Общая характеристика социальной нормы и девиантного поведения.

23. Негативные формы девиантного поведения.

24. Позитивная девиантность. Относительность оценок отклоняющегося поведения.

25. Право в "кодексах" и право в жизни: влияние социальных факторов на функционирование права в обществе.

26. Концептуальные подходы к социологии преступности.

27. Специфика социологического анализа преступления.

28. Преступность в современной России.

29. Проблема личности в теории и практике права.

30. Различные подходы к проблеме антисоциальной, криминальной личности (антропологический или биологический, психологический, социологический, социально-психологический).

31. Юридический конфликт как разновидность конфликта социального: понятие, типология, динамика. Предупреждение юридического конфликта и проблема эффективности его разрешения.

32. Проблемы эффективности тюремного заключения.

33. Социологические аспекты изучения деятельности судов.

34. Функции и преимущества третейских судов.

35. Преимущества и недостатки «неформальной» юстиции.

36. Доверие граждан к суду – необходимое условие самостоятельности судебной власти.

37. Историко-культурные традиции функционирования правосудия в России: досоветский и советский периоды.

38. Коррупция в судейском сообществе.

39. Проблема «криминального общества» в России.

40. Проблемы институционализации социально-правовых отношений современного российского общества.

ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

В качестве примеров контрольных заданий в учебно-методическом комплексе приводятся логические задания.

1. Выдерживается ли требование, заключающееся в том, что для успешной борьбы с преступностью необходимо применение государством таких мер, которые соответствуют состоянию, тенденциям и качественной характеристике криминальных проявлений в современной России? Если количество особо тяжких преступлений, например, убийств при отягчающих обстоятельствах, последовательно растет, в то же время число вынесенных смертных приговоров так же последовательно снижается, а с 1998 г. введен мораторий на исполнение высшей меры наказания?

2.Наказание является возмездием за совершенное преступление, но кара должна быть справедливой, иметь воспитательное значение и профилактическую цель. Может ли пожизненное лишение свободы выполнять функции профилактики преступлений?

3.Маргинализация как проявление системного кризиса российского общества и одна из социальных причин девиантного поведения. В чем и как в настоящее время проявляется усиление таких свойств маргинализации как: неустойчивость, промежуточность, переходность, разрыв общественных связей, привычных форм контроля, мотивации деятельности?

4.Один из основоположников отечественной психиатрии В.П.Сербский, закладывая основы психопрофилактического направления, анализируя соотношение социальных и биологических факторов в развитии психических расстройств (являющихся одной из причин девиантного поведения) указывал на «дурные стороны цивилизации» как причину роста психических заболеваний. К этим отрицательным факторам он относил сифилис, алкоголизм, скученность населения в больших городах, развитие пауперизма, усиленные требования, которые предъявляются к интеллектуальным и нравственным силам каждого в борьбе за существование (Сербский В.П. Судебная психопатология. М.,1900. Т.2. С.161.) На какие новые факторы «подаренные» человечеству цивилизацией мог бы обратить внимание Сербский в конце ХХ столетия?

5.Познакомимся с жизненной судьбой преступника-рецидивиста Р. (Пример взят из монографии Дубинина Н.П., Карпец И.И., Кудрявцева В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М.,1982. С.161-162).

«Родился он в семье достаточно благополучной, был третьим ребенком. Отец был высококвалифицированным краснодеревщиком. Мать воспитывала детей, работала в одном из учреждений общественного питания. В семье господствовала атмосфера трудолюбия и взаимопомощи и Р. воспринял необходимость и потребность трудиться как неотъемлемую черту человеческого существования.

Однако отец был не прочь выпить и с каждым годом прикладывался все больше и больше. На предприятии ему это прощалось, так как слыл «мастером золотые руки». Он опускался все ниже, что стало сказываться на отношениях в семье: стал поднимать руку на жену и детей, чего раньше никогда не было. Р. втягивал в выпивки, но пить с отцом Р. не стал, а начал уходить из дому. В уличной компании Р. познакомился с человеком, ранее неоднократно судимым, который выразил ему сочувствие и вскоре стал для него авторитетом. Никаких попыток втянуть Р. в какие-либо противозаконные действия «авторитетный друг» не предпринимал.

Затем произошел случай, резко изменивший жизнь Р. Пожаловавшись новому знакомому на недостойное поведение отца после очередной пьянки, он получил совет: «А ты проучи его, дай ему так, чтобы запомнил». Р. прислушался и «дал», причинив отцу тяжкие телесные повреждения. В местах лишения свободы Р. получил от своего «друга» письмо, содержавшее обещание помощи. Когда он вышел на свободу, то его «друг» уже не скрывал своего обличья и для Р. началась жизнь, состоящая в постоянной борьбе с законом. После нескольких осуждений, тяжелых жизненных испытаний, в том числе смерти матери, в значительной степени из-за его поведения, Р. задумался над тем, как он живет. Первая попытка вырваться из того круга, в который он попал, окончилась неудачей. Вторая же попытка, предпринятая с помощью работников органов внутренних дел и коллектива, где он работал после освобождения из мест лишения свободы, привела его к отрыву от преступной среды. Произошел психологический перелом, осознание подлости и жестокости мира в котором он жил».

Что больше повлияло на жизненные перипетии этого человека: генетическая предрасположенность или социально-психологические условия жизни? Возможно ли в настоящее время процесс подобного "перевоспитания"?

6. Как Вы понимаете афоризм Г.Гейне:

«Не быть подчиненным никакому закону - значит быть лишенным самой спасательной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя».

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.03 с.)