Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания для выполнения работы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для выполнения одной из тем по данной работе студент должен подобрать классические источники; прочитать саму работу избранного классика русской общественной мысли; найти и освоить современные аналитические статьи, посвященные изучению социально-правового наследия русского классика. На этом основании готовится реферативная работа. Алгоритм подготовки реферата. Под рефератом понимается сжатое изложение в письменном виде содержание какого-либо источника (статьи, книги, раздела книги), в котором дается основные положения источника, фактические сведения и выводы. Цель реферата – донести точку зрения автора источника на рассматриваемую проблему. Для реферата обычно выбирается источник, который отвечает каким-либо из следующих критериев: - актуальность темы; - оригинальность авторской позиции; - классическое обоснование взгляда на проблему, которое следует знать при профессиональной подготовке; - недоступность источника (например, книга находится в отделе редкой книги в библиотеке); - источник опубликован только на иностранном языке. Следует обратить внимание на то, что реферат – это «текст о тексте», который включает в себя элемент творческой переработки оригинального текста. Реферат поэтому не сводится к простому конспектированию текста источника. Логика изложения реферата должна соответствовать той, которую использует автор. Структура реферата: 1. Вводная часть, где указывается общая характеристика источника и проблематики: - название, выходные данные; - краткая характеристика автора (степень известности, круг интересов, профессиональная специализация); - обозначение центральной темы источника (основной идеи, проблемы); - степень актуальности центральной темы ждля современности; - реконструкция цели, которую преследовал автор в своей работе; - ключевые слова, которые использует автор; - общая характеристика содержания источника. 2. Основное содержание – краткое представление того, о чем идет речь в источнике: - обозначение проблемы, авторские аргументы, примеры, факты; - основные позиции, важные для раскрытия темы; - оригинальность замечания автора по теме; - заключительные выводы автора. 3. Заключение – выражение позиции автора реферата:
- основные положения, которые нашли отражение в источнике; - научная ценность источника; - удобство текста для восприятия; - ваше отношение к точке зрения автора источника;
Письменная самостоятельная работа 3. Правовая система как объект социологического анализа. Работа представляет собой развернутые письменные ответы на следующие взаимосвязанные вопросы: 1. Правовая система общества как организационная форма института права. 2. Нормативный порядок и культура. 3. Этапы развития правовой системы. 4. Дегитимность институтов права.
Литература: Социология права: Учебное пособие / В.М.Сырых, В.Н.Зенков и др. М., 2002. Гл.4 «Право как социальный институт». Яковлев А.М. Социальная структура общества и право. М.: Норма, 2009. Гл. 3. «Социология права». Письменная самостоятельная работа 4. Взаимодействие права и экономики. Представить конспект главы 4 «Социология экономики и права» книги Яковлева А.М. Социальная структура общества и право. М.: Норма, 2009.
Письменная самостоятельная работа 5. «Правовые установки и правовое поведение россиян. 1. Познакомиться с результатами исследований Ф.Э.Шереги в области изучения правового сознания населения России. 2. Выделить задачи исследования правового сознания. 3. Выделить индикаторы правового сознания. 4. Реконструировать программу исследования и инструментарий изучения правового сознания. Литература: 1. Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. Спб,: Алетейя, 2002. Гл.2 «Правовые установки и правовое поведение россиян». 2. Социология права: Учебное пособие / В.М.Сырых, В.Н.Зенков и др. М., 2002. Гл.15 «Понятие и виды социально-правовых исследований»; гл.16 «Программа социально-правового исследования»; гл.19 «Социально-правовое исследования правосознания».
Самостоятельная работа 6. Социология преступности. Подготовить реферат на одну из предложенных тем: 1. Особенности анализа преступности с социологической точки зрения. 2. Гендер и преступность. 3. Меняющийся облик организованной преступности. 4. Киберпреступления. 5. Коррупция в российском обществе. 6. Теневизация российского общества: причины и формы проявления. 7. Проблема теневых практик в правоохранительных органах
8. Преступления «белых воротничков» и корпоративные преступления.
Самостоятельная работа 7. Социальная ситуация в российском обществе и деятельность суда: проблемы и тенденции. Подготовить письменно доклад по одной из следующих тем: 1. Историко-культурные традиции функционирования правосудия в России: досоветский и советский периоды. 2. Влияние социальных факторов на функционирование права в обществе. 3. Социология судебных и правоохранительных органов.
Самостоятельная практическая работа 8. Информационная открытость судов как направление современной реформы судебной власти в России и задачи пресс-службы. Исходные основания реформирования российской судебной системы в конце 80-х гг. ХХ в. Цель и этапы судебной реформы. Основные направления судебной реформы. Информационная открытость судов – как направление реформы судов. Дискурс судейского сообщества по проблемам информационной открытости судов. Доверие к судебной власти: анализ результатов опросов общественного мнения ведущими социологическими центрами России по всероссийским выборкам. Проблема информационной открытости судов в ФЦП "Развитие судебной системы России" на 2007 – 2011гг. Функции и задачи специалистов по связям с общественностью в судах.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Общая характеристика европейской школы социологии права (Е.Эрлих, Э.Дюркгейм, Н.Тимашев, Л.Дюги, А. Леви-Брюль, Ж.Гурвич, П.Сорокин). 2. Классическая социология права. Юридическая социология Э. Дюркгейма. 3. Классическая социология права. "Живое право" Е. Эрлиха. 4. Классическая социология права. Социология права М. Вебера. 5. Концепция права П.Сорокина. П.Сорокин о наказании. 6. Общая характеристика американской школы социологии права (Р.Паунд, О.Холмс, Б.Кардозо, К.Ллевеллин, Д.Фрэнк). 7. «Инфраюридические» явления в праве (Ж.Карбонье). 8. Право в социальной системе Т. Парсонса. 9. Характеристика взглядов Соловьева В.С., Новгородцева П.И., Петражицкого Л.И. в области социологии права. 10. Теория инструментализма и права в США. 11. Сущность теории функциональной системы Р. Мертона и ее применение в социологии права. 12. Содержание и особенности взглядов Р. Паунда в области социологии права. 13. Социологический анализ преступления Г.Тарда. 14. Социальный институт права. Понятие патологии права. 15. Правовые уроки кризиса российских реформ. 16. Социологический подход к изучению правотворческого процесса. Социология законодательства. 17. Изучение правового сознания в социологии. Специфика проявления правосознания в различных социальных группах общества. 18. Правовое поведение: особенности исследования в социологии. 19. Факторы, воздействующие на эффективность правовых норм. 20. Механизм убеждения и принуждения в праве. 21. Социально-профессиональная группа юристов: социальный портрет, поведение, сознание. 22. Общая характеристика социальной нормы и девиантного поведения. 23. Негативные формы девиантного поведения. 24. Позитивная девиантность. Относительность оценок отклоняющегося поведения. 25. Право в "кодексах" и право в жизни: влияние социальных факторов на функционирование права в обществе. 26. Концептуальные подходы к социологии преступности. 27. Специфика социологического анализа преступления. 28. Преступность в современной России.
29. Проблема личности в теории и практике права. 30. Различные подходы к проблеме антисоциальной, криминальной личности (антропологический или биологический, психологический, социологический, социально-психологический). 31. Юридический конфликт как разновидность конфликта социального: понятие, типология, динамика. Предупреждение юридического конфликта и проблема эффективности его разрешения. 32. Проблемы эффективности тюремного заключения. 33. Социологические аспекты изучения деятельности судов. 34. Функции и преимущества третейских судов. 35. Преимущества и недостатки «неформальной» юстиции. 36. Доверие граждан к суду – необходимое условие самостоятельности судебной власти. 37. Историко-культурные традиции функционирования правосудия в России: досоветский и советский периоды. 38. Коррупция в судейском сообществе. 39. Проблема «криминального общества» в России. 40. Проблемы институционализации социально-правовых отношений современного российского общества. ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ В качестве примеров контрольных заданий в учебно-методическом комплексе приводятся логические задания. 1. Выдерживается ли требование, заключающееся в том, что для успешной борьбы с преступностью необходимо применение государством таких мер, которые соответствуют состоянию, тенденциям и качественной характеристике криминальных проявлений в современной России? Если количество особо тяжких преступлений, например, убийств при отягчающих обстоятельствах, последовательно растет, в то же время число вынесенных смертных приговоров так же последовательно снижается, а с 1998 г. введен мораторий на исполнение высшей меры наказания? 2.Наказание является возмездием за совершенное преступление, но кара должна быть справедливой, иметь воспитательное значение и профилактическую цель. Может ли пожизненное лишение свободы выполнять функции профилактики преступлений? 3.Маргинализация как проявление системного кризиса российского общества и одна из социальных причин девиантного поведения. В чем и как в настоящее время проявляется усиление таких свойств маргинализации как: неустойчивость, промежуточность, переходность, разрыв общественных связей, привычных форм контроля, мотивации деятельности? 4.Один из основоположников отечественной психиатрии В.П.Сербский, закладывая основы психопрофилактического направления, анализируя соотношение социальных и биологических факторов в развитии психических расстройств (являющихся одной из причин девиантного поведения) указывал на «дурные стороны цивилизации» как причину роста психических заболеваний. К этим отрицательным факторам он относил сифилис, алкоголизм, скученность населения в больших городах, развитие пауперизма, усиленные требования, которые предъявляются к интеллектуальным и нравственным силам каждого в борьбе за существование (Сербский В.П. Судебная психопатология. М.,1900. Т.2. С.161.) На какие новые факторы «подаренные» человечеству цивилизацией мог бы обратить внимание Сербский в конце ХХ столетия?
5.Познакомимся с жизненной судьбой преступника-рецидивиста Р. (Пример взят из монографии Дубинина Н.П., Карпец И.И., Кудрявцева В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М.,1982. С.161-162). «Родился он в семье достаточно благополучной, был третьим ребенком. Отец был высококвалифицированным краснодеревщиком. Мать воспитывала детей, работала в одном из учреждений общественного питания. В семье господствовала атмосфера трудолюбия и взаимопомощи и Р. воспринял необходимость и потребность трудиться как неотъемлемую черту человеческого существования. Однако отец был не прочь выпить и с каждым годом прикладывался все больше и больше. На предприятии ему это прощалось, так как слыл «мастером золотые руки». Он опускался все ниже, что стало сказываться на отношениях в семье: стал поднимать руку на жену и детей, чего раньше никогда не было. Р. втягивал в выпивки, но пить с отцом Р. не стал, а начал уходить из дому. В уличной компании Р. познакомился с человеком, ранее неоднократно судимым, который выразил ему сочувствие и вскоре стал для него авторитетом. Никаких попыток втянуть Р. в какие-либо противозаконные действия «авторитетный друг» не предпринимал. Затем произошел случай, резко изменивший жизнь Р. Пожаловавшись новому знакомому на недостойное поведение отца после очередной пьянки, он получил совет: «А ты проучи его, дай ему так, чтобы запомнил». Р. прислушался и «дал», причинив отцу тяжкие телесные повреждения. В местах лишения свободы Р. получил от своего «друга» письмо, содержавшее обещание помощи. Когда он вышел на свободу, то его «друг» уже не скрывал своего обличья и для Р. началась жизнь, состоящая в постоянной борьбе с законом. После нескольких осуждений, тяжелых жизненных испытаний, в том числе смерти матери, в значительной степени из-за его поведения, Р. задумался над тем, как он живет. Первая попытка вырваться из того круга, в который он попал, окончилась неудачей. Вторая же попытка, предпринятая с помощью работников органов внутренних дел и коллектива, где он работал после освобождения из мест лишения свободы, привела его к отрыву от преступной среды. Произошел психологический перелом, осознание подлости и жестокости мира в котором он жил». Что больше повлияло на жизненные перипетии этого человека: генетическая предрасположенность или социально-психологические условия жизни? Возможно ли в настоящее время процесс подобного "перевоспитания"? 6. Как Вы понимаете афоризм Г.Гейне:
«Не быть подчиненным никакому закону - значит быть лишенным самой спасательной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя». ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.150.195 (0.013 с.) |