Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции, их виды, эмоциональные состояния.

Поиск

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, то есть передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, тем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

В эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.

Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что такое ощущение и каково значение ощущений в жизни человека? 2. Чем отличается восприятие от ощущения? 3. Какие свойства восприятия Вы знаете? 4. Что такое внимание и какие виды внимания Вам известны? 5. Что такое память и каковы ее основные функции в психике человека? 6. Какие виды памяти Вы знаете? 7. Каковы особенности мышления как познавательного процесса? 8. Как связаны между собой мышление и речь? 9. Что представляет собой воображение как познавательная способность? 10. Раскройте основные характеристики эмоций.  

 

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. К познавательным психическим процессам относятся: а) ощущение; б) сновидения; в) восприятие; г) способности; д) память; е) мышление. 2. Внутреннее чувство, которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов, принято называть: а) саморегуляция; б) идеальный образ; в) интероцептивныйобраз; г) самосовершенствование. 3. Конечным результатом фазы различения является: а) отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; б) формирование перцептивного образа; в) составление мнения об объекте; г) характеристика ситуации, в которой объект находится в момент его обнаружения; д) зрительное восприятие степени удаленности предмета. 4. Восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине происходит, благодаря следующему свойству: а) константность; б) целостность; в) структурность; г) осмысленность. 5. Избирательность восприятия проявляется: а) в создании нового в форме образа, представления или идеи; б) в познании сущности предмета; в) в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими; г) в образовании новых сочетаний из тех объектов, которые уже сформировались в процессе мышления; д) в решении творческой задачи. 6. Восприятие человеком мира связано: а) с культурой, к которой человек принадлежит; б) с практикой; в) с опытом; г) с развитыми органами чувств. 7. Хорошая память: а) всегда играет положительную роль в процессе мышления; б) может мешать найти оригинальное решение стоящих перед человеком проблем; в) всегда облегчает жизнь человеку. 8. Современная психология придерживается точки зрения, что интеллект: а) наследуется; б) представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде; в) в основном приобретается; г) неравномерно распределяется у представителей различных рас. 9. Вид активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией называется: а) воссоздающее воображение; б) творческое воображение; в) диссоциативное воображение; г) антициптирующее воображение. 10. Особенности проявления внимания называют: а) переключением внимания; б) концентрацией внимания; в) сосредоточенностью внимания; г) качествами внимания; д) свойствами внимания. 11. Формой мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между явлениями, предметами и событиями является: а) внимание; б) понятие; в) суждение; г) умозаключение; д) перцепция. 12. Последовательность мышления выражается: а) в умении выделить сложный вопрос; б) в подвергании критическому рассмотрению всех возможных либо предлагаемых вариантов решения проблемы; в) в умении поставить новый вопрос и найти ответ на него; г) в умении быстро оценивать ситуацию; д) в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов. 13. Особенно сильно выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, называются: а) аффектами; б) чувствами; в) переживаниями; г) физиологическими расстройствами; д) хроническими заболеваниями психики. 14. Как правило, творческие личности характеризуются: а) ясными, четкими представлениями об окружающем мире; б) хорошо развитым воображением; в) повышенной эмоциональностью; г) успешной социальной адаптацией.  

 

 

IV. Психология личности

Общее понятие о личности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть, комплекс представлений о себе, созданный из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и так далее. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и так далее), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), но и на психические состояния (преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации), на познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньшее значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной (гуманитарной или «технической») и бытовой (человек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности.

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как Я («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.238 (0.007 с.)