Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Эволюция политической мысли на западе и в России.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теологические представления о сущности и происхождении государства и власти в трудах древних мыслителей. Расцвет политической мысли в древней Греции и Риме. Философско-этический характер идей о политике. Античный полис (город-государство) как объект исследований античных философов. Работы Платона «Государство» и «Законы». Трактат Аристотеля «Политика». Цицерон и его труды «О государстве» и «О законах». Сущность и происхождение государства по Платону. Функциональная трактовка политики, в основе которой лежит распределение ролей и функций населения полиса. Поиск идеальной модели государства. Характеристика форм правления: аристократии, тимократии, олигархии, демократии, тирании. Коммуникативная трактовка природы политики. Человек как «политическое животное», обладающее инстинктивным стремлением к «совместному сожительству». Возникновение государства-полиса как следствия стремления людей к совместной жизни. Аристотелевское понимание сущности античного полиса как основа будущей патриархальной теории происхождения государства (первый вид общения – семья, второй – селение, третий объединение селений в государство). Использование Аристотелем метода сравнения и наблюдения при оценке государственных форм правления в античных городах. Цицерон и его идеи о взаимоотношениях правителей и подданных. Поиск основ устойчивого порядка и интеграции граждан в единое политическое сообщество. Мысли Цицерона о построении государства на принципах справедливости и соблюдении прав граждан как начало будущей теории правового государства. Три формы государства по Цицерону: царская власть, власть оптиматов (аристократия), народная власть (демократия). Политическая мысль Средневековья. Борьба двух тенденций – аристократической и демократической – в связи с возникновением на развалинах античных полисов феодальных княжеств и городских коммун. Религиозно-этическая форма политического знания в эпоху Средневековья. Учение об общественном устройстве А. Аврелия и Ф. Аквинского. Идея о двух градах: божественном и человеческом. Обоснование суждений о необходимости господства церкви над государством, духовной власти – над светской. Рационалистическое направление политической мысли в эпоху Возрождения и периода буржуазных революций. Н. Макиавелли и его работы «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». Понимание политики как «опытной науки», разъясняющей прошлое, руководящей настоящим и предсказывающей будущее. Политический реализм в оценке природы государства и власти, обоснование сущности политического поведения. Формула «цель оправдывает средства», освобождающая политику от морали. Характеристика форм государственного правления, идея «смешанного» правления. Рассуждения о лидерах и элитах как основа для будущей макиавеллистской школы в теориях элит. Процесс становления идеологий во второй половине XVII в. и в XVIII веке. Т.Гоббс как один из основоположников теории общественного договора. Работа «Левиафан». Концепция мелкобуржуазного радикализма Ж.-Ж. Руссо. Ранний политический либерализм. Дж. Локк о разделении властей в государстве. Взгляды Ш.-Л. Монтескье на государство и право. Политические идеи Т. Джефферсона и Гамильтона в период гражданской войны в США. Дж. Медисон и его концепция федеральной республики как особой формы правления. Идеи «сдержек и противовесов» в работах Адамса, Гамильтона и др. как дальнейшее развитие теории разделения властей Ш.-Л. Монтескье. И.Кант и его понимание политики как гармонии цели и средства. Правопорядок как высшая форма обеспечения свободы человека. Развитие учения о государстве в трудах Гегеля. Политические аспекты утопических концепций Т.Мора, Т.Кампанеллы, и социалистов XVIII – начала XIX века. (А. Сен-Симон и др.). Марксистская концепция политики в XIX столетии. Характерные черты политических концепций конца XIX – начала XX века. В. Парето и Г. Моска и их теории элит. М.Я. Острогорский и Р. Михельс об олигархизации (бюрократизации) политических партий. М.Вебер о политике и господстве как узаконенном насилии. Учение о бюрократии. Переход от классической политической науки к современной политологии в XX столетии. Позитивистское и бихевиористское влияние на политическую науку. Г.Лассуэлл, Р. Даль, О. Тоффлер и др. Модернистская и постмодернистская парадигмы политики в конце XX века. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Экономические, политические и духовные условия развития политической мысли в России. Традиции сильной власти князя, монарха, вождя. Патриархальные, общинные ценности в древнерусском государстве, их обоснование в «Молении Даниила Заточника» (XII – XIII вв.). Религиозное влияние на политические идеи после принятия христианства в форме православия. Сочетание представлений о божественном характере власти с соборностью. Влияние западных идей на русскую политическую мысль в XVII – XVIII вв. Западничество как идейно-политическое движение и направление политической мысли. Влияние идей французского Просвещения. В.Н. Татищев и И.Т. Посошков и их теория просвещенного абсолютизма. Ф. Прокопович и его попытка соединить божественную сущность власти с разумным использованием естественных прав народа. Особенности политических взглядов представителей революционного демократизма в XIX веке. Либерализм в России. Б.Н. Чичерин как основатель охранительного либерализма. Классификация Б.Н. Чичериным типов российского либерализма: 1)«уличный либерализм» толпы, для которой характерны политические скандалы и самолюбование собственным «волнением»; 2)оппозиционный», систематически обличающий власть в «ошибках» и «наслаждающийся собственной критикой»; 3)«охранительный», ориентированный на осуществление реформ на основе взаимных уступок и компромиссов, суть которых в «примирении начала свободы с началом власти и закона». П.И. Новгородцев как основатель конституционно-демократической партии России (кадеты) и его теория социального государства. Религиозно-нравственная традиция русской политической мысли. Л.А. Тихомиров, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и др. Концепция В.С. Соловьева о «правомерном» государстве, построенная на взаимосвязи нравственности, свободы личности, справедливости, праве, власти и государства. Доктрина «Всеединства», включающая в себя три категории бытия – добро, нравственность и красоту. Русский консерватизм. Славянофилы. Русская идея. Два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное, 2) реформаторски ориентированное. Формула С.И. Уварова: «православие, самодержавие, народность». А.С. Хомяков и другие представители реформаторски ориентированного направления в славянофильстве. Политический радикализм. Идея революционного свержения и ее родоначальник Н.А. Радищев. Проект П.И. Пестеля и декабристов о революционном переустройстве Росси. Революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев. Русский марксизм. Г.В. Плеханов, считавший, что Россия должна пройти фазу капиталистического развития и отстаивавший демократические и правовые нормы буржуазного государства (Конституция, парламентское представительство) П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский как представители «легального» марксизма». В.И. Ленин и большевики о принципиально новом типе государства – диктатуре пролетариата, где сливаются воедино законодательная и исполнительная власть, действует идея непосредственного правления народа и руководящая роль партии рабочего класса. Русский анархизм. М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин: любое государство – это зло, мешающее естественному существованию людей. Анархия как вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ. Критика Бакуниным идеи К.Маркса о диктатуре пролетариата. «Анархический коммунизм» как идеал будущего устройства общества по Кропоткину.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.122 (0.009 с.) |