Тема 3. Эволюция политической мысли на западе и в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Эволюция политической мысли на западе и в России.



Теологические представления о сущности и происхождении государства и власти в трудах древних мыслителей. Расцвет политической мысли в древней Греции и Риме. Философско-этический характер идей о политике. Античный полис (город-государство) как объект исследований античных философов. Работы Платона «Государство» и «Законы». Трактат Аристотеля «Политика». Цицерон и его труды «О государстве» и «О законах».

Сущность и происхождение государства по Платону. Функциональная трактовка политики, в основе которой лежит распределение ролей и функций населения полиса. Поиск идеальной модели государства. Характеристика форм правления: аристократии, тимократии, олигархии, демократии, тирании.

Коммуникативная трактовка природы политики. Человек как «политическое животное», обладающее инстинктивным стремлением к «совместному сожительству». Возникновение государства-полиса как следствия стремления людей к совместной жизни. Аристотелевское понимание сущности античного полиса как основа будущей патриархальной теории происхождения государства (первый вид общения – семья, второй – селение, третий объединение селений в государство). Использование Аристотелем метода сравнения и наблюдения при оценке государственных форм правления в античных городах.

Цицерон и его идеи о взаимоотношениях правителей и подданных. Поиск основ устойчивого порядка и интеграции граждан в единое политическое сообщество. Мысли Цицерона о построении государства на принципах справедливости и соблюдении прав граждан как начало будущей теории правового государства. Три формы государства по Цицерону: царская власть, власть оптиматов (аристократия), народная власть (демократия).

Политическая мысль Средневековья. Борьба двух тенденций – аристократической и демократической – в связи с возникновением на развалинах античных полисов феодальных княжеств и городских коммун. Религиозно-этическая форма политического знания в эпоху Средневековья. Учение об общественном устройстве А. Аврелия и Ф. Аквинского. Идея о двух градах: божественном и человеческом. Обоснование суждений о необходимости господства церкви над государством, духовной власти – над светской.

Рационалистическое направление политической мысли в эпоху Возрождения и периода буржуазных революций. Н. Макиавелли и его работы «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». Понимание политики как «опытной науки», разъясняющей прошлое, руководящей настоящим и предсказывающей будущее. Политический реализм в оценке природы государства и власти, обоснование сущности политического поведения. Формула «цель оправдывает средства», освобождающая политику от морали. Характеристика форм государственного правления, идея «смешанного» правления. Рассуждения о лидерах и элитах как основа для будущей макиавеллистской школы в теориях элит.

Процесс становления идеологий во второй половине XVII в. и в XVIII веке. Т.Гоббс как один из основоположников теории общественного договора. Работа «Левиафан». Концепция мелкобуржуазного радикализма Ж.-Ж. Руссо.

Ранний политический либерализм. Дж. Локк о разделении властей в государстве. Взгляды Ш.-Л. Монтескье на государство и право. Политические идеи Т. Джефферсона и Гамильтона в период гражданской войны в США. Дж. Медисон и его концепция федеральной республики как особой формы правления. Идеи «сдержек и противовесов» в работах Адамса, Гамильтона и др. как дальнейшее развитие теории разделения властей Ш.-Л. Монтескье. И.Кант и его понимание политики как гармонии цели и средства. Правопорядок как высшая форма обеспечения свободы человека. Развитие учения о государстве в трудах Гегеля.

Политические аспекты утопических концепций Т.Мора, Т.Кампанеллы, и социалистов XVIII – начала XIX века. (А. Сен-Симон и др.).

Марксистская концепция политики в XIX столетии. Характерные черты политических концепций конца XIX – начала XX века. В. Парето и Г. Моска и их теории элит. М.Я. Острогорский и Р. Михельс об олигархизации (бюрократизации) политических партий. М.Вебер о политике и господстве как узаконенном насилии. Учение о бюрократии.

Переход от классической политической науки к современной политологии в XX столетии. Позитивистское и бихевиористское влияние на политическую науку. Г.Лассуэлл, Р. Даль, О. Тоффлер и др. Модернистская и постмодернистская парадигмы политики в конце XX века.

Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Экономические, политические и духовные условия развития политической мысли в России. Традиции сильной власти князя, монарха, вождя. Патриархальные, общинные ценности в древнерусском государстве, их обоснование в «Молении Даниила Заточника» (XII – XIII вв.). Религиозное влияние на политические идеи после принятия христианства в форме православия. Сочетание представлений о божественном характере власти с соборностью.

Влияние западных идей на русскую политическую мысль в XVII – XVIII вв. Западничество как идейно-политическое движение и направление политической мысли.

Влияние идей французского Просвещения. В.Н. Татищев и И.Т. Посошков и их теория просвещенного абсолютизма. Ф. Прокопович и его попытка соединить божественную сущность власти с разумным использованием естественных прав народа. Особенности политических взглядов представителей революционного демократизма в XIX веке.

Либерализм в России. Б.Н. Чичерин как основатель охранительного либерализма. Классификация Б.Н. Чичериным типов российского либерализма: 1)«уличный либерализм» толпы, для которой характерны политические скандалы и самолюбование собственным «волнением»; 2)оппозиционный», систематически обличающий власть в «ошибках» и «наслаждающийся собственной критикой»; 3)«охранительный», ориентированный на осуществление реформ на основе взаимных уступок и компромиссов, суть которых в «примирении начала свободы с началом власти и закона».

П.И. Новгородцев как основатель конституционно-демократической партии России (кадеты) и его теория социального государства.

Религиозно-нравственная традиция русской политической мысли. Л.А. Тихомиров, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и др. Концепция В.С. Соловьева о «правомерном» государстве, построенная на взаимосвязи нравственности, свободы личности, справедливости, праве, власти и государства. Доктрина «Всеединства», включающая в себя три категории бытия – добро, нравственность и красоту.

Русский консерватизм. Славянофилы. Русская идея. Два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное, 2) реформаторски ориентированное. Формула С.И. Уварова: «православие, самодержавие, народность». А.С. Хомяков и другие представители реформаторски ориентированного направления в славянофильстве.

Политический радикализм. Идея революционного свержения и ее родоначальник Н.А. Радищев. Проект П.И. Пестеля и декабристов о революционном переустройстве Росси. Революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев.

Русский марксизм. Г.В. Плеханов, считавший, что Россия должна пройти фазу капиталистического развития и отстаивавший демократические и правовые нормы буржуазного государства (Конституция, парламентское представительство) П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский как представители «легального» марксизма». В.И. Ленин и большевики о принципиально новом типе государства – диктатуре пролетариата, где сливаются воедино законодательная и исполнительная власть, действует идея непосредственного правления народа и руководящая роль партии рабочего класса.

Русский анархизм. М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин: любое государство – это зло, мешающее естественному существованию людей. Анархия как вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ. Критика Бакуниным идеи К.Маркса о диктатуре пролетариата. «Анархический коммунизм» как идеал будущего устройства общества по Кропоткину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.005 с.)