ТОП 10:

по теме: «Организация и проведение социологических исследований»



Время – 2 часа

Цель занятия:

Закрепление профессиональной подготовки студентов в процессе изучения инструментария социологического исследования и приобретения навыков по проведению анкетирования по актуальным современным социальным проблемам.

 

Основные мероприятия:

1. Практическая разработка студентами содержания исследовательской программы по конкретной проблеме (согласно предложенной преподавателем) темы.

2. Практическая разработка студентами анкеты опросного листа согласно выбранной ими и одобренной преподавателем тематики.

3. Анализ содержания программы, плана исследования и анкет, подготовленных студентами.

 

Литература:

1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 31-42.

2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 40-51.

3. Городяненко В.Г. Социологический практикум. Учеб.-метод. пособие. – К., 1999.

4. Гидденс Э. Социология // http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/ index. php

5. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.

6. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 347-428.

7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования // http://lib.socio.msu.ru.

8. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

9. Методология и методика эмпирического социологического исследования // В кн.: Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Владос, 1995, с. 177-189.

 

 


Методические рекомендации

по подготовке к практическому занятию и его проведению

Цель практического занятия - способствовать приобретению определенных практических навыков в подготовке и проведении эмпирических социологических исследований по конкретней проблеме. В процессе практического занятия студентам предстоит самостоятельно разработать программу и рабочий план по конкретной, указанной преподавателем, исследуемой проблеме, а также разработать примерную анкету опросного листа по той же проблеме.

При разработке студентами исследовательской программы необходимо исходить из того, что ее содержание, как правило, состоит из трех основных частей (разделов): методологическая, методическая и организационная часть.

Методологическая часть включает в себя следующие основные элементы:

1. Формулировка и обоснование проблемы исследования.

2. Цель исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Логический анализ основных понятий.

5. Формулировка гипотез.

6. Задачи исследования.

Методическая часть программы состоит из следующих элементов:

1. Определение обследуемой совокупности.

2. Определение методов информации.

3. Логическая структура инструментария для сбора информации.

4. Методы обработки и анализа данных, полученных в процесс проведения исследования.

Организационная часть программы (рабочий план):

Здесь излагаются основные процедурные мероприятия. В структурном виде эти мероприятия группируются в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре основных блока.

Блок первый включает:

1. Порядок осуждения и утверждения программы и инструментария исследования.

2. Формирование и подготовка группы для сбора первичной информации (напр. анкетеров).

3. Проведение пробного исследования.

4. Внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пробного исследования.

5. Размножение инструментария для массового сбора информации.

Второй блок. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации.

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования необобщенные сведения (например: ответы, опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователей в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

Здесь предусматривается:

1. Место и время для опроса респондентов.

2. Информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, т.е. подготовка респондентов к проведению исследования.

3. Проведение исследования (массовой сбор первичной информации) - заполнение анкет, бланков, интервью, других видов инструментария.

Третий блок. Охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации к обработке. Это и ее обработка.

1.Разработка инструкции по выбраковке неверно заполненных анкет.

2.Выбраковка неверно заполненных анкет.

3.Выписка полученных ответов на открытые вопросы с целью их типологизации.

4.Кодировка открытых вопросов.

5.Составление аналитических задач для ЭВМ.

6.Обработка информации.

Четвертой блок. Охватывает работы, связанные с анализом результатов исследования, формулировкой выводов и рекомендаций. Это:

1. Анализ результатов исследования.

2. Выработка выводов и рекомендаций.

3. Обсуждение предварительного и итогового отчетов.

4. Утверждение отчета руководством.

 

Планы семинарских и практических занятий

разработал кандидат исторических наук,

доцент ____________________ А.Д. Попов

(подпись)







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.149 (0.005 с.)