Профессиональная деятельность педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная деятельность педагога.



Л.Б. Ительсон дал характеристику следующих типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным); друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; советчика, если использует осторожное уговаривание; просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести; вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Выделяют три компонента педагогической деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный. Конструктивный компонент включает отбор и учебного материала, планирование учебного процесса, своих действий и действий учащихся, подбор средств обучения и воспитания. Организаторский компонент предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные видя деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности. Коммуникативный компонентвключает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями.

По мнению И. А. Зимней, стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности – учителя (преподавателя), включающих индивидуально-типологические, личностные, поведенческие особенности (темперамент, способности педагога, мотивы его деятельности и т.д.); б) особенностей самой деятельности и в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.). В педагогической деятельности эти факторы соотносятся также: а) с характером взаимодействия; б) с характером организации деятельности; в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя; г) с характером общения.

К стилям педагогической деятельности относятся эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный. Эмоционально-импровизационный – педагог строит учебный процесс с учетом самостоятельности учеников, не любит заниматься повторением и закреплением, предпочитает работать с яркими учениками. Эмоционально-методичный – ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью. Рассуждающе-импровизационный – педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Рассуждающе-методичный – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточное управление, педагог обеспечивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует активность школьников.

К диагностической деятельности педагога относится изучение учащихся и установление уровня их физического и психического развития, умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания. Задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка относятся к оценочно-информационным.

Требования к современному педагогу.

Реализация профессиональных функций требует от современного педагога следующих личностных параметров: потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение; предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах; знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Совокупность характеристик умственной и эмоционально-волевой сторон личности, позитивно влияющая на продуктивность профессиональной деятельности педагога, называется профессионально значимыми качествами личности. Профессионально значимые качества личности составляют основу индивидуального стиля педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма: уровень общей культуры; психолого-педагогическая компетентность; владение содержанием предмета и педагогическими технологиями; способности к целеполаганию и целеосуществлению; способности к педагогической рефлексии; способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности, называются доминантными. К ним относятся аксиологические и праксеологические качества. Аксиологические качества формируются во взаимодействии педагога с ценностно-смысловыми и этико-деонтологическими нормами-регуляторами индивидуальной профессионально-педагогической деятельности. Праксеологические качества формируются в процессе овладения педагогом нормами педагогического взаимодействия и инструментально-педагогическими нормами, регулирующими его профессионально-педагогическую деятельность. Пристрастность, неуравновешенность, мстительность, высокомерие, рассеянность относят к негативным качествам личности педагога. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.1 (0.004 с.)