Де N1. Введение в общую психологию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Де N1. Введение в общую психологию.



ДЕ N1. Введение в общую психологию.

1. Предмет и методы психологии.

2. История развития научной психологии.

3. Психика и организм.

4. Психика, поведение и деятельность.

5. Развитие психики человека.

6. Сознание человека.

ДЕ N2. Познавательные процессы.

7. Ощущения.

8. Восприятие.

9. Память и ее характеристики.

10. Мышление и интеллект.

11. Воображение и творчество.

12. Внимание.

ДЕ N3. Психология личности и общения

13. Психология личности.

14. Эмоционально-волевая сфера личности.

15. Индивидуально-психологические свойства личности.

16. Психология малых групп и коллективов.

ДЕ N4. Общие основы педагогики.

17. Педагогика как наука.

18. Основные категории педагогики.

19. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

20. Методы педагогических исследований.

21. Целеполагание в педагогике.

22. Педагогический процесс.

ДЕ N5. Основы педагогической деятельности.

23. Общая характеристика педагогической профессии.

24. Профессиональная деятельность педагога.

25. Требования к современному педагогу.

26. Мастерство педагогического общения.

Материалы к ответам

ДЕ N1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

Предмет и методы психологии.

Основным объектом изучения психологии является человек. Представления о предмете психологии изменялись на протяжении полутора веков. В наиболее общем смысле предмет психологии – психика, психические процессы и явления во взаимосвязи с поведением человека.

К основным формам проявления психики (группам психических явлений) относят: психические процессы познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание) и эмоционально-волевые (чувства, воля); состояния (интерес, сомнение, угнетенность и др.); свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности). Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психическое отражение носит опережающий характер, преломляется через индивидуальность человека, обеспечивает целесообразность деятельности поведения, углубляется и совершенствуется, дает возможность правильно отражать окружающую действительность.

Методы: Наблюдение – метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях, и без вмешательства в их течение. Наблюдение предполагает преднамеренное, систематическое, целенаправленное и фиксируемое восприятие внешних проявлений психики. Эксперимент – метод, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Тестирование – определение психологических характеристик испытуемого при помощи стандартизированного задания (теста). Результат тестирования – количественный показатель.

Содержание принципа детерминизма раскрывается в следующих положениях: 1) психика определяется образом жизни; 2) при изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие. Содержание генетического принципа раскрывается в следующих положениях: 1) психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно; 2) характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории его возникновения и перспективы его изменений.

Психика и организм.

Психика идеальна, однако ее существование зависит от протекания физиологических процессов в организме. Материальным субстратом психических процессов является вся нервная система вместе с рецепторной поверхностью, поставляющей информацию из окружающей среды. Ведущую роль в создании психических образов и регуляции поведения и процессов в организме играет головной мозг.

Естественнонаучной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности. Учение о высшей нервной деятельности – учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало учение И.М. Сеченова. Руководящим для И.П. Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл.

Нервная система, обслуживающая деятельность внутренних органов и желез, называется вегетативной. Она регулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких, желез, гладкой мускулатуры и других органов. Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное.

К функциям правого полушария относятся восприятие текущего времени, конкретного пространства; запоминание образов, конкретных событий, узнавание людей; восприятие эмоционального состояния; видение мира мрачным; целостное, образное восприятие. Правши характеризуются ведущим правым глазом, повышенной активностью левого полушария, которое осуществляет аналитическую, логическую, символическую обработку информации, поступающей из внешнего мира. К функциям левого полушария относятся чтение карт, схем; запоминание имени, слов, символов; хронологический порядок; речевая активность; чувствительность к смыслу; видение мира веселым и легким; детальное восприятие. Левши характеризуются ведущим левым глазом, повышенной активностью правого полушария, которое берет на себя информационные и эмоционально-образные функции.

Развитие психики человека.

Наибольшее развитие и признание получила теория развития психики, предложенная А. Н. Леонтьевым. Он экспериментально доказал, что психическое отражение возникло под влиянием изменяющихся условий существования. У живых организмов развилась нервная система, появилась способность отражать и биологически незначимые раздражители, имеющие сигнальное значение. Такая способность названа чувствительностью. Чувствительность – это элементарная форма психики. Организмы, которые обладают чувствительностью, находятся на первой стадии психического развития – стадии сенсорной психики. В процессе дальнейшей эволюции природы выделились организмы, способные отражать мир предметно. Новая стадия развития животных названа стадией перцептивной психики. Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними. Психика человека предполагает сосуществование различных уровней психического отражения, из которых наиболее высоким является уровень сознания.

Совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека называется инстинктами. Инстинкты – врожденные формы реагирования на условия среды.

Период детства включает следующие стадии: 1) младенчество (от рождения до 1 года); 2) раннее детство (или «первое детство» – с 1 года до 3 лет) – период развития функциональной независимости и речи; 3) дошкольный возраст (или «второе детство» – от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; 4) Младший школьный возраст (или «третье детство» – с 6 до 11–12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний. Ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста является игра, детей младшего школьного возраста – учебная деятельность (в ней происходит формирование произвольности, продуктивности и устойчивости познавательных процессов и т.д.), подростков – межличностное общение. Кризисы: Кризис первого года, 3 лет, 7 лет, подростковый (12–14 лет), кризис 17–18 лет. Кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17–18 лет относятся к малым кризисам. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека.

Сознание человека.

Физиологическое отражение – более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни. Психическое отражение – самый сложный и наиболее развитый вид отражения. Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности. Подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но потом могут вернуться в него. Бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Сознание имеет сложное строение. По А. Н. Леонтьеву, следует говорить о трех, различных по своему функциональному значению образующих сознания. Первая из них – это чувственная ткань сознания. Она заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Второй образующей сознания является значение. Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.д. Значения являются носителями знаний. В них зафиксированы способы обращения с предметами, людьми, социальными ситуациями. Смысл проявляется как пристрастность сознания. В нем выражается факт глубокой значимости тех событий и ситуаций, которые являются предметом сознательного психического отражения.

Сознание складывается у человека только в социальных контактах. В филогенезе оно развивалось лишь в условиях активного воздействия на природу – при трудовой деятельности. Сознание возможно лишь тогда, когда существует язык, речь, возникающая одновременно с ним в процессе труда. Первичным актом сознания является идентификация ребенка с матерью, когда он пытается поставить себя на ее место, подражать, уподобиться ей.

Внутреннее неосознаваемое состояние готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей действительности называется установкой. Установка проявляется как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформированным образом.

 

Ощущения.

Виды ощущений: Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Зрительные ощущения позволяют человеку различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательным составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи. Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, наслаждаться музыкой и т.д. Обонятельные ощущения помогают человеку различать летучие вещества и запахи, присутствующие в окружающей среде. Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: – рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы, осуществляющих прием сигнала из окружающей среды, а также от внутренних органов; – проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; – центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов; здесь происходит преобразование физического процесса в психический.

Нижний порог чувствительности – та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Верхний порог чувствительности – та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться. Дифференциальный порог чувствительности (разностный порог ощущения) – та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

Экстероцептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные ощущения. Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относятся болевые ощущения, ощущения равновесия и ускорения. Проприоцептивные ощущения – ощущения, отражающие движение нашего тела.

Свойства ощущений: адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей; сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов; контраст – явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Восприятие.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное (кинестетическое), обонятельное, вкусовое восприятие. Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. По этому параметру выделяют восприятие времени, восприятие движения, восприятие пространства. Восприятие времени – это отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

По характеру психической активности человека восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно вызывается определенными волевыми усилиями человека. Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без заранее поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями. Организованное восприятие (наблюдение) – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Свойства восприятия: предметность – восприятие мира не в форме набора ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов; отнесение сведений, получаемых из внешнего мира к объектам этого мира; апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них; целостность – мысленное достраивание неполного образа до целостной формы; константность – восприятие предметов относительно неизменными по форме, цвету, величине и пр. независимо от меняющихся физических условий восприятия; структурность – восприятие внешних объектов как состоящих из определенных взаимосвязанных частей; избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок, потребностей личности; категориальность (осмысленность) – понимание сущности предмета, обозначение его определенным словом и отнесение к определенному классу. Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

Память и ее характеристики.

Память – способность к закреплению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Существуют три главных процесса, синтез которых представляет память как целостное образование психики: первый – запоминание или запечатление в сознании человека полученной информации, где происходит анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование; второй – хранение – это удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени; третий – воспроизведение, то есть процесс активизация закрепленного ранее содержания психики, появления в сознании ранее воспринятых мыслей, в основе которого лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений. Формой воспроизведения является узнавание – процесс появления в сознании следов при повторном восприятии объектов.

Объем – это важнейшая характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Быстрота – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования. Точность – характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Кратковременная память – это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Долговременная память представляет собой процесс длительного сохранения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации. Оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Наглядно-образная память – это память на зрительные, звуковые, осязательные и т.п. образы. Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации. Двигательная память – это память на движения.

Непроизвольная память – автоматическая, без постановки задачи запоминания и волевых усилий; произвольная – присутствует задача на запоминание, требуются волевые усилия. В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольная память, так как они еще не умеют, не могут сознательно управлять процессами памяти.

Мышление и интеллект.

В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы, т.е. оно выходит за пределы чувственно данного познания. Мышление связано с наличием проблемной ситуации и предполагает внутреннюю направленность субъекта на достижение цели, поиск решения. К мыслительным операциям относятся обобщение, абстрагирование, конкретизация, анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация. Обобщение – мыслительная операция соединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент свойств предметов и явлений с целью сосредоточения на главном.

Формы мышления: понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов; суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок мыслит действуя. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4–7 лет. Ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Словесно-логическое, или абстрактное, мышление представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для него характерно использование понятий, логических конструкций.

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Воображение и творчество.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Ассоциация – создание целостного образа из его элементов.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений (в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии). Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.)

Агглютинация представляет собой «склеивание» различных несоединимых в повседневной жизни качеств, частей. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Примером схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

С репродуктивным воображением соотносится такое направление в искусстве, которое называется натурализмом. Считается, что по картинам И. И. Шишкина можно изучать флору и фауну русского леса, так как все растения на его полотнах написаны с «документальной» точностью. Творческому воображению соответствует импрессионизм. С фантастическим воображением соотносится фантастика как направление в литературном творчестве.

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. К функциям внимания относятся отбор, удержание.

Свойства внимания. Устойчивость – способность в течение длительного времени сох- ранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания; характеризуется частотой колебаний и переключений внимания. Она зависит от свойств нервной системы, состояния организма, мотивации, внешних обстоятельств деятельности. Сосредоточенность (интенсивность) проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Субъективно проявляется в степени ясности и отчетливости объектов. Переключаемость проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой. Эффективность переключения внимания зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности. Распределяемость заключается в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий. Объем внимания – характеристика, определяемая числом простых впечатлений или символов, осознаваемых ясно и отчетливо (72 единиц информации).

Если внимание «срабатывает» автоматически, без волевой регуляции, то говорят о непроизвольном внимании. Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью, организованностью и повышенной устойчивостью. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых способен сам по себе привлечь и удерживать внимание.

 

Психология личности.

В понятии человека как индивида выражаются два основных признака: человек – это своеобразный представитель других живых существ, носитель видовых черт; человек – это отдельный представитель человеческой общности. Личность – это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями. Понятие «личность» выражает социально-психологическую сущность человека. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность».

Структура личности. К направленности относятся убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы. Опыт включает умения, знания, навыки, привычки. К формам отражения (психическим свойствам) относятся особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов. К биологическим, конституциональным свойствам относят скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства. Динамическая структура личности, элементами которой являются: 1) направленность; 2) опыт; 3) особенности психических процессов; 4) биопсихические свойства, выделена К.К. Платоновым.

Направленность личности – это такое психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установка, цели ее жизни и деятельности. Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Потребности личности – это испытываемая ею нужда в чем-либо. Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Установка – это внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Образ «Я» («Я-концепция) – отношение личности к самой себе, которое включает в себя три компонента: познавательный (когнитивный) – знание себя; эмоциональный – отношение к себе, поведенческий.

Самооценка – устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе. Уровень притязаний – масштаб трудности задания, которого человек обязуется достичь, зная уровень своего предыдущего выполнения. Самоуважение – обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний.

Психология общения.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Тактика общения – это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе знания правил и владения техниками общения. Это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

По количеству участников общение делят на межличностное – общение между индивидами; групповое – общение между группами. По способу общения оно может быть вербальным – общение с помощью языка; невербальным – общение с помощью других средств получения и передачи информации. По положению общающихся выделяют контактное – общение с помощью личных контактов людей; дистантное (дисконтактное) – общение с помощью, например, средств массовой информации. По условиям общения оно бывает официальным – общение в рамках социально-организованных встреч; неофициальным – общение по личной инициативе.

Примитивное общение заключается в том, что другого человека оценивают как нужный или мешающий объект. Если он нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, то оттолкнут или последуют агрессивные грубые реакции. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности. Формально-ролевое общение отличается регламентированным содержанием, средствами общения, когда вместо узнавания личности ограничиваются знанием социальной роли.

Невербальные средства общения: К визуальным относятся движения рук, головы, ног, туловища, походка; выражение лица и глаз; позы, кожные реакции и т.д. Акустические включают паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность и т.д.) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье) средства общения. Тактильные средства общения связаны с использованием прикосновения, пожатия руки, объятия и поцелуев.

Зона публичного общения – более 3 м. Публичное общение наблюдается в ситуации чтения лекции. При публичном общении преобладает односторонняя коммуникация в форме монолога. Зона интимного общения (0,5 м) – непосредственный телесный контакт. На таком расстоянии общаются родители и дети, влюбленные, супруги, близкие друзья. Зона формального общения – 1,5–3 м. На такой дистанции ведут деловые переговоры. Формальное общение всегда носит ролевой характер, так как при нем важно «соблюдать» дистанцию и исключить личностный компонент из взаимодействия.

 

Педагогика как наука.

Объект педагогики – образование, педагогические явления. В 1920 г. А. С. Макаренко сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. В качестве своего объекта педагогика имеет в виду не индивида и его психику, а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Предмет педагогики – это реальный целостный педагогический процесс, который целенаправленно организуется в специальных социальных институтах: семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Философия является методологической основой педагогической науки. Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной – начиная с Античности, философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогического поиска. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и т.д.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Общая педагогика изучает общие закономерности образования, разраба-тывает основы организации и осуществления педагогического процесса. Предметом теории воспитания являются закономерности, принципы, методы целенаправленного процесса формирования определенных личностных свойств и отношений человека. Дидактика (теория обучения) изучает закономерности процесса обуче-ния, его содержание, принципы, организационные формы, методы и средства. Теории воспитания и обучения подразделяются по возрастным ступеням. Здесь выделяют дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику). Методики преподавания (частные дидактики) изучают процесс преподавания и изучения конкретных учебных предметов. Специальная или коррекционная педагогика – совокупность научных отраслей (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, оли-гофренопедагогика), изучающих особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи, слуха, зрения и с отклонениями в психическом развитии. Военная педагогика осуществляет теоретическое обоснование и изучает закономерности, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.063 с.)