Основные категории педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории педагогики.



К основным категориям педагогики относятся воспитание, обучение, образование. Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Процесс обучения объединяет два взаимосвязанных процесса – учение (деятельность ученика) и преподавание (деятельность учителя).

В современной педагогике образование как процесс определяется как освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование как система определяется, как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованиям.

В современной педагогике воспитание определяется как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами и как педагогическое явление – как целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. Социализация включает в себя усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.

К внутренним факторам, влияющим на развитие личности, относятся анатомо-физиологические предпосылки и собственная активность личности, реализуемая в деятельности. Развитие, как процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловлен не только влиянием внутренних, но и внешних факторов воспитания и социальной среды в целом.

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Принципом государственной образовательной политики в России является гуманистический характер образования. Он основывается на принципах гуманизма. Реализация этого принципа предполагает такое педагогическое взаимодействие, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения.

Гуманитаризация образования предполагает ориентацию на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру, свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Максимальное использование образования как фактора социального прогресса при минимизации всякого рода ошибок называется эффективностью образования. Стремление к оптимизации образовательного процесса составляет ключевой смысл функционирования системы образования в целом и каждого из ее элементов.

И. Ф. Гербарт, немецкий философ, педагог, представитель авторитарного воспитания. Основоположник формальной эстетики, эмпирической психологии, разработал теорию ступеней обучения. Основные дидактические идеи изложены автором в его работе «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания». Д. Дьюи – американский философ и педагог, представитель такого философского направления, как прагматизм; автор более 30 книг и 900 научных статей. Под целью воспитания понимал формирование личности, умеющей приспосабливаться к различным ситуациям. Он считал, что в школе следует давать только те знания, которые необходимы для жизненного опыта. В отечественной науке наиболее известны теории развивающего обучения Давыдова–Эльконина, Занкова, Менчинской, Матюшкана (проблемное обучение).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.006 с.)