Де N2. Познавательные процессы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Де N2. Познавательные процессы.



Ощущения.

Виды ощущений: Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Зрительные ощущения позволяют человеку различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательным составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи. Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, наслаждаться музыкой и т.д. Обонятельные ощущения помогают человеку различать летучие вещества и запахи, присутствующие в окружающей среде. Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: – рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы, осуществляющих прием сигнала из окружающей среды, а также от внутренних органов; – проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; – центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов; здесь происходит преобразование физического процесса в психический.

Нижний порог чувствительности – та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Верхний порог чувствительности – та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться. Дифференциальный порог чувствительности (разностный порог ощущения) – та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

Экстероцептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные ощущения. Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относятся болевые ощущения, ощущения равновесия и ускорения. Проприоцептивные ощущения – ощущения, отражающие движение нашего тела.

Свойства ощущений: адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей; сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов; контраст – явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Восприятие.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное (кинестетическое), обонятельное, вкусовое восприятие. Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. По этому параметру выделяют восприятие времени, восприятие движения, восприятие пространства. Восприятие времени – это отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

По характеру психической активности человека восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно вызывается определенными волевыми усилиями человека. Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без заранее поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями. Организованное восприятие (наблюдение) – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Свойства восприятия: предметность – восприятие мира не в форме набора ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов; отнесение сведений, получаемых из внешнего мира к объектам этого мира; апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них; целостность – мысленное достраивание неполного образа до целостной формы; константность – восприятие предметов относительно неизменными по форме, цвету, величине и пр. независимо от меняющихся физических условий восприятия; структурность – восприятие внешних объектов как состоящих из определенных взаимосвязанных частей; избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок, потребностей личности; категориальность (осмысленность) – понимание сущности предмета, обозначение его определенным словом и отнесение к определенному классу. Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

Память и ее характеристики.

Память – способность к закреплению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Существуют три главных процесса, синтез которых представляет память как целостное образование психики: первый – запоминание или запечатление в сознании человека полученной информации, где происходит анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование; второй – хранение – это удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени; третий – воспроизведение, то есть процесс активизация закрепленного ранее содержания психики, появления в сознании ранее воспринятых мыслей, в основе которого лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений. Формой воспроизведения является узнавание – процесс появления в сознании следов при повторном восприятии объектов.

Объем – это важнейшая характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Быстрота – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования. Точность – характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Кратковременная память – это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Долговременная память представляет собой процесс длительного сохранения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации. Оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Наглядно-образная память – это память на зрительные, звуковые, осязательные и т.п. образы. Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации. Двигательная память – это память на движения.

Непроизвольная память – автоматическая, без постановки задачи запоминания и волевых усилий; произвольная – присутствует задача на запоминание, требуются волевые усилия. В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольная память, так как они еще не умеют, не могут сознательно управлять процессами памяти.

Мышление и интеллект.

В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы, т.е. оно выходит за пределы чувственно данного познания. Мышление связано с наличием проблемной ситуации и предполагает внутреннюю направленность субъекта на достижение цели, поиск решения. К мыслительным операциям относятся обобщение, абстрагирование, конкретизация, анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация. Обобщение – мыслительная операция соединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент свойств предметов и явлений с целью сосредоточения на главном.

Формы мышления: понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов; суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок мыслит действуя. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4–7 лет. Ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Словесно-логическое, или абстрактное, мышление представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для него характерно использование понятий, логических конструкций.

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Воображение и творчество.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Ассоциация – создание целостного образа из его элементов.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений (в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии). Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.)

Агглютинация представляет собой «склеивание» различных несоединимых в повседневной жизни качеств, частей. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Примером схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

С репродуктивным воображением соотносится такое направление в искусстве, которое называется натурализмом. Считается, что по картинам И. И. Шишкина можно изучать флору и фауну русского леса, так как все растения на его полотнах написаны с «документальной» точностью. Творческому воображению соответствует импрессионизм. С фантастическим воображением соотносится фантастика как направление в литературном творчестве.

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. К функциям внимания относятся отбор, удержание.

Свойства внимания. Устойчивость – способность в течение длительного времени сох- ранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания; характеризуется частотой колебаний и переключений внимания. Она зависит от свойств нервной системы, состояния организма, мотивации, внешних обстоятельств деятельности. Сосредоточенность (интенсивность) проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Субъективно проявляется в степени ясности и отчетливости объектов. Переключаемость проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой. Эффективность переключения внимания зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности. Распределяемость заключается в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий. Объем внимания – характеристика, определяемая числом простых впечатлений или символов, осознаваемых ясно и отчетливо (72 единиц информации).

Если внимание «срабатывает» автоматически, без волевой регуляции, то говорят о непроизвольном внимании. Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью, организованностью и повышенной устойчивостью. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых способен сам по себе привлечь и удерживать внимание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.013 с.)