Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика индустриализации и коллективизации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Крушение надежд на мировую революцию привело к идее о необходимости строительства социализма в одной отдельно взятой стране. Восстановление экономики дало возможность приступить к реконструкции всей промышленной базы страны. Важнейшими задачами второй половины 1920 – 1930-х гг. стали 1) превращение страны из аграрной в индустриальную, 2) обеспечение экономической независимости и повышение обороноспособности. В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию (процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства). Началось форсированное развитие экономики. Отличительные черты советской индустриализации: - усиление роли государства в развитии экономики; - преимущественное развитие тяжелой промышленности (группа «А»); - введение пятилетних планов (пятилетки) (I-я – 1928-1932, II- я – 1933-1937, III- я– 1938-1942); - массовое строительство новых предприятий (за две пятилетки около 6 тыс.); - создание новых отраслей промышленности (тракторная – заводыв Сталинграде, Челябинске; автомобильная – Московский (ЗиС) и Нижегородский(ГАЗ)заводы; химическая; авиационная); - создание энергетической (ДнепроГЭС) и транспортной (Туркестано-Сибирская ж/д) базы; Источниками индустриализации стали: - средстваот аграрного сектора, полученные в ходе коллективизации; - перераспределениедоходов от других отраслей; - монополия внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота и т.д.); - внутренние денежные займы у населения; - трудовой энтузиазм народа (ударничество с 1929 г., стахановское движение с 1935 г.); - снижение уровня жизни населения; - использование труда заключенных ГУЛАГа; - командно-административные методы руководства. Главным способом решения продовольственной проблемы и получения ресурсов для индустриализации стала коллективизация сельского хозяйства, которая включала: - создание крупных советских (совхозы) и коллективных (колхозы) хозяйств (после статьи Сталина «Год великого перелома» (1929) приобрело принудительный характер); - запрет аренды земли и наемного труда (1930); - политика «раскулачивания» (кулаков выселяли или арестовывали, имущество и землю отдавали колхозам); - создание МТС (машинно-тракторных станций) для обслуживания колхозов. 1930 г. стал началом сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса. Результаты коллективизации: - полученные материальные и людские ресурсы позволили в основном завершить индустриализацию; - изъятие не только излишков, но и части необходимой сельхозпродукции привело в 1932-1933 гг. к голоду в основных зерновых районах страны (Украина, Северный Кавказ, Поволжье) и росту народных выступлений; - нестабильность производства зерна, резкое сокращение поголовья скота, - увеличение численности рабочего класса за счет массового ухода крестьян в город. Полностью коллективизация завершилась к концу II пятилетки (к 1937 г. 93% крестьянских хозяйств в колхозах), начался рост сельхозпроизводства, увеличились сборы технических культур. В годы первых пятилеток в СССР происходили коренные преобразований в сфере образования и культуры (т.н. культурная революция): - ликвидация неграмотности среди рабочих и крестьян; - создание единой общеобразовательной школы; - формирование нового социального слоя - «социалистической интеллигенции»; - открытие новых инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических ВУЗов; - создание техникумов и рабочих факультетов (рабфаки); - развитие культурно-просветительских учреждений (заводские и сельские клубы, библиотеки, музеи и т.п.); - создание республиканских филиалов Академия Наук СССР, открытие НИИ; - политизация науки (гонения на генетику, контроль над гуманитарными дисциплинами); - введение в искусстве единого художественного направления – «социалистический реализм». Главными итогами социально-экономического развития СССР в 1920-30-е гг. стали: - преодоление технико-экономической отсталости от ведущих мировых держав; - создание промышленной базы, обеспечившей экономическую самостоятельность и обороноспособность СССР; - подготовка квалифицированных рабочих и научных кадров, создание потенциал для развития науки; - нарастание диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью, промышленностью и с/х; - формирование командно-административной системы управления экономикой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.64 (0.008 с.) |