ТОП 10:

Политика индустриализации и коллективизации.



Крушение надежд на мировую революцию привело к идее о необходимости строительства социализма в одной отдельно взятой стране. Восстановление экономики дало возможность приступить к реконструкции всей промышленной базы страны. Важнейшими задачами второй половины 1920 – 1930-х гг. стали

1) превращение страны из аграрной в индустриальную,

2) обеспечение экономической независимости и повышение обороноспособности.

В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию (процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства). Началось форсированное развитие экономики. Отличительные черты советской индустриализации:

- усиление роли государства в развитии экономики;

- преимущественное развитие тяжелой промышленности (группа «А»);

- введение пятилетних планов (пятилетки) (I-я – 1928-1932, II-я 1933-1937, III- я– 1938-1942);

- массовое строительство новых предприятий (за две пятилетки около 6 тыс.);

- создание новых отраслей промышленности (тракторная – заводыв Сталинграде, Челябинске; автомобильная – Московский (ЗиС) и Нижегородский(ГАЗ)заводы; химическая; авиационная);

- создание энергетической (ДнепроГЭС) и транспортной (Туркестано-Сибирская ж/д) базы;

Источниками индустриализации стали:

- средстваот аграрного сектора, полученные в ходе коллективизации;

- перераспределениедоходов от других отраслей;

- монополия внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота и т.д.);

- внутренние денежные займы у населения;

- трудовой энтузиазм народа (ударничество с 1929 г., стахановское движение с 1935 г.);

- снижение уровня жизни населения;

- использование труда заключенных ГУЛАГа;

- командно-административные методы руководства.

Главным способом решения продовольственной проблемы и получения ресурсов для индустриализации стала коллективизация сельского хозяйства, которая включала:

- создание крупных советских (совхозы) и коллективных (колхозы) хозяйств(после статьи Сталина «Год великого перелома» (1929) приобрело принудительный характер);

- запрет аренды земли и наемного труда (1930);

- политика «раскулачивания» (кулаков выселяли или арестовывали, имущество и землю отдавали колхозам);

- создание МТС (машинно-тракторных станций) для обслуживания колхозов.

1930 г. стал началом сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса.

Результаты коллективизации:

- полученные материальные и людские ресурсы позволили в основном завершить индустриализацию;

- изъятие не только излишков, но и части необходимой сельхозпродукции привело в 1932-1933 гг. к голодув основных зерновых районах страны (Украина, Северный Кавказ, Поволжье) и росту народных выступлений;

- нестабильность производства зерна, резкое сокращение поголовья скота,

- увеличение численности рабочего класса за счет массового ухода крестьян в город.

Полностьюколлективизация завершиласьк концу II пятилетки (к 1937 г. 93% крестьянских хозяйств в колхозах), начался рост сельхозпроизводства, увеличились сборы технических культур.

В годы первых пятилеток в СССР происходили коренные преобразований в сфере образования и культуры (т.н. культурная революция):

- ликвидация неграмотности среди рабочих и крестьян;

- создание единой общеобразовательной школы;

- формирование нового социального слоя - «социалистической интеллигенции»;

- открытие новых инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических ВУЗов;

- создание техникумов и рабочих факультетов (рабфаки);

- развитие культурно-просветительских учреждений (заводские и сельские клубы, библиотеки, музеи и т.п.);

- создание республиканских филиалов Академия Наук СССР, открытие НИИ;

- политизация науки (гонения на генетику, контроль над гуманитарными дисциплинами);

- введение в искусстве единого художественного направления – «социалистический реализм».

Главными итогами социально-экономического развития СССР в 1920-30-е гг. стали:

- преодоление технико-экономической отсталости от ведущих мировых держав;

- создание промышленной базы, обеспечившей экономическую самостоятельность и обороноспособность СССР;

- подготовка квалифицированных рабочих и научных кадров, создание потенциал для развития науки;

- нарастание диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью, промышленностью и с/х;

- формирование командно-административной системы управления экономикой.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.004 с.)