ТОП 10:

Возникновение государственности у восточных славян



В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали территорию от Онежского и Ладожского озёр на севере до Северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Постепенно у них складывались союзы племён: поляне, древляне, ильменскиеславяне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, волыняне, уличи и др.

Основные занятия: земледелие (подсечно-огневая система в лесах и залежная в степях, позже пашенная) и скотоводство. Промыслы – охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Торговля – особенно внешняя с Византией и странами Востока (путь «из варяг в греки») – мехами, медом, воском, моржовой костью, рабами. Торговля способствовала развитию по берегам крупных рек славянских городов и расцвету ремесел.

Социальные отношения: в VI-VII вв. у восточных славян идет процесс разложения общинно-родового строя – возникает имущественное неравенство, зарождается частная собственность, родовую сменяет соседская община (у славян община называлась вервью). Управление осуществляется на принципах военной демократии– народное собрание (вече) остается важнейшим органом управления, но необ­ходимость отпора внешним врагам и многочисленные военные походы приводят к укреплению власти князя и выделению дружины (в т.ч. боярства - старших (ближних) дружинников и советников князя), усиливается власть старейшин.

Религия: славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Наиболее почитаемы были: Род и роженицы - божества плодородия; Ярило и Купала - боги весны и лета; Дажьбог- бог Солнца; Стрибог - бог ветра; Перун - бог грома и молнии, покровитель войны и дружины; Сварог - бог неба, покровитель ремесленников; Велес - бог скота, покровитель скотоводов; Мокошь - богиня женского рукоделия. Языческий культ отправлялся в капищах, где помещались идолы и совершались жертвоприношения.

Вывод: в VI – середине IX вв. изменения, происходившие у восточных славян в экономических, социальных и политических отношениях, создали предпосылки для возникно­вения Древнерусского государства.

В ПВЛ есть две легенды о возникновении государственности:

- в Киеве (славянские князья - Кий, Щек, Хорив и Лыбедь);

- в Новгороде (призвание в 862 г.варяга Рюрика(862-879)).

В XVIII в. формируется 2 основные теории, объясняющие возникновение государства Киевская Русь. Норманнская теория (немецкие ученые - Байер, Миллер, Шлёцер): появление Древнерусского государ­ства - результат призвания варягов, вмешательства извне. В противовес возникла антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев): отрицает сам факт призвания, достоверность легенды; возникновение государственности началось до прихода варягов в результате естественного развития восточных славян. Современныеисторики полагают, что формирование государства – результат естественного процесса, происходившего у славян, но не отрицается и влияние Рюрика, который был призван на Русь и стал основателем первой правящей династии.

Киевская Русь при первых князьях.

Олег (879-912) - преемник Рюрика (и, вероятно, его родственник):

- в 882г. в результате похода из Новгорода на Киев и убийства Аскольда и Дира, занял киевский престол. Объединение Олегом Новгорода и Киева считается началом формирования единого Древнерусского государства;

- подчинил окрестные племена (древляне, северяне, радимичи) и обложил их данью (полюдье);

- укрепил границы с кочевниками (хазары);

- в 907 г. в результате похода на Царьград (Константинополь) был заключен выгодный договор с Византией, давший Руси большую дань и право беспошлинной торговли;

- в 911 г. - первый письменный договор Киевской Руси с Визан­тией, расширивший договор 907 г.

Игорь (912-945) - сын Рюрика (преемник Олега):

- подчинил племена уличей и тиверцев;

- походы на Византию 941 г. и 944 г были неудачными, хотя греки откупились и заключили новый договор (менее выгодный, чем договор Олега);

В 945г. Игорь убит древлянами при попытке повторно собрать с них дань.

Ольга (945-964) - жена Игоря, мать Святослава:

- отомстив древлянам за убийство мужа, регламентировала сбор дани – заменила полюдье повозом: установила места сбора дани - погосты и её размеры - уроки;

- для улуч­шения отношений с Византией предприняла визит в Константинополь, где приняла личное крещение.

Святослав (964-972) - сын Игоря и Ольги:

- во главе дружины совершил походы против Дунайской Болгарии (967) и Византии (970-971);

- разгромил Хазарский каганат;

- подчинил племена вятичей;

Возвращаясь в Киев после похода на Византию (972), Святослав был убит печенегами.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.008 с.)