Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дикция и артикуляционная гимнастикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ясная, четкая дикция – первое обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Говорить надо плавно, приучаться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла». Основой ясного и четкого произношения является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речи. Для того, чтобы тренировать дикцию, как таковую, для начала надо приучить свой речевой аппарат к правильной артикуляции звуков и восстановить тонус мышц, необходимых для работы с речью. Поэтому в тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика: а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка; б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.
Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных и согласных звуков. ( 1 — губы. 2 — резцы, 3 — альвеолы, 4 — твердое нёбо, 5 — мягкое нёбо, 6 — голосовые складки, 7 — корень языка. 8 — спинка языка, 9 — кончик языка) И – Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое. (2-3 см.). Кончик языка упирается в нижние резцы. Э – Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении и. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – большой палец, кончик языка у нижних резцов. А – Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско. О – Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад. У – Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад. Ы – Артикуляция ы такая же, как при произнесении и, меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад, как при о. Йотированные звуки, такие как: е, ё, я, ю состоят из согласного звука й и гласных звуков э, а, о, у. П, Б – Выдыхаемый при плотно сжатых губах воздух образует как бы «взрыв». Нижняя челюсть слегка опускается. Расстояние между зубами – в зависимости от следующего гласного звука. Ф, В – Нижняя губа слегка подтянута к верхним резцам. Выдыхаемый воздух проходит между зубами и нижней губой. Т, Д; ТЬ, ДЬ – При произнесении звуков т и д кончик языка прижимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. При смягчении ть и дь могут быть два варианта: 1-й – язык своей передней частью прижимается к верхним резцам и альвеолам; 2-й – кончик языка опущен и крепко упирается в нижние резцы, передняя же часть спинки языка смыкается с верхними резцами. Вторым вариантом рекомендуют пользоваться при исправлении дефектов смягченных ть и дь при «дзяканье». К, Г – Кончик языка упирается в нижние альвеолы; спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого неба. Нижняя челюсть немного опущена. Губы принимают положение следующего гласного. Выдыхаемый воздух отрывает спинку языка от нёба. Л, ЛЬ – Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При твердом л кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком ль кончик языка сильно напряжен, корневая часть языка опущена. Губы принимают положение следующего гласного. Р, РЬ – При твердом р кончик языка поднят и вибрирует у альвеол; вибрация мягкого рь происходит у шеек верхних резцов. М – Губы плотно сомкнуты. Воздух проходит через нос. Н – Кончик языка прижимается к верхним зубам, как при т и д, но воздух проходит через нос.
Основные виды дикционных недостатков (функциональные нарушения произношения) Недостатки, не связанные с органической основой (функциональные): 1. Вялая артикуляция – недостаточная подвижность органов артикуляции: губ, языка, нижней челюсти. 2. Искажение звуков – неточное выговаривание звуков русской речи (картавость или шепелявость). 3. Отсутствие звуков – выпадение звуков в начале, середине или конце слова. Например, вместо слушай - сушай, вместо ткёт – кёт. 4. Замена звука – один звук заменяется другим. Например, вместо молоко – мовоко. 5. Слабое дыхание – при недостаточной энергии выдоха концы слов во фразе не слышатся из-за неозвученности последних звуков. Активность артикуляции также невозможна при слабом дыхании. 6. Сигматизм – недостатки произношения свистящих и шипящих. Это один из самых распространенных видов нарушения. 7. Ротацизм (картавость) - недостатки произношения звуков р и рь. 8. Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и ль. 9. Дефекты смягчения согласных ть и дь. «Тсяканье» и «дзяканье». Эти дикционные нарушения можно устранить с помощью специальных упражнений тренинга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.005 с.) |