Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дикция и артикуляционная гимнастика

Поиск

Ясная, четкая дикция – первое обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Говорить надо плавно, приучаться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла».

Основой ясного и четкого произношения является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речи.

Для того, чтобы тренировать дикцию, как таковую, для начала надо приучить свой речевой аппарат к правильной артикуляции звуков и восстановить тонус мышц, необходимых для работы с речью.

Поэтому в тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

 

Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных и согласных звуков.

( 1 — губы. 2 — резцы, 3 — альвеолы, 4 — твердое нёбо, 5 — мягкое нёбо, 6 — голосовые складки, 7 — корень языка. 8 — спинка языка, 9 — кончик языка)

И Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое. (2-3 см.). Кончик языка упирается в нижние резцы.

Э – Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении и. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – большой палец, кончик языка у нижних резцов.

А – Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско.

О – Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад.

У – Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.

Ы – Артикуляция ы такая же, как при произнесении и, меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад, как при о.

Йотированные звуки, такие как: е, ё, я, ю состоят из согласного звука й и гласных звуков э, а, о, у.

П, Б – Выдыхаемый при плотно сжатых губах воздух образует как бы «взрыв». Нижняя челюсть слегка опускается. Расстояние между зубами – в зависимости от следующего гласного звука.

Ф, В – Нижняя губа слегка подтянута к верхним резцам. Выдыхаемый воздух проходит между зубами и нижней губой.

Т, Д; ТЬ, ДЬ – При произнесении звуков т и д кончик языка прижимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. При смягчении ть и дь могут быть два варианта: 1-й – язык своей передней частью прижимается к верхним резцам и альвеолам; 2-й – кончик языка опущен и крепко упирается в нижние резцы, передняя же часть спинки языка смыкается с верхними резцами. Вторым вариантом рекомендуют пользоваться при исправлении дефектов смягченных ть и дь при «дзяканье».

К, Г – Кончик языка упирается в нижние альвеолы; спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого неба. Нижняя челюсть немного опущена. Губы принимают положение следующего гласного. Выдыхаемый воздух отрывает спинку языка от нёба.

Л, ЛЬ – Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При твердом л кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком ль кончик языка сильно напряжен, корневая часть языка опущена. Губы принимают положение следующего гласного.

Р, РЬ – При твердом р кончик языка поднят и вибрирует у альвеол; вибрация мягкого рь происходит у шеек верхних резцов.

М – Губы плотно сомкнуты. Воздух проходит через нос.

Н – Кончик языка прижимается к верхним зубам, как при т и д, но воздух проходит через нос.

 

Основные виды дикционных недостатков (функциональные нарушения произношения)

Недостатки, не связанные с органической основой (функциональные):

1. Вялая артикуляция – недостаточная подвижность органов артикуляции: губ, языка, нижней челюсти.

2. Искажение звуков – неточное выговаривание звуков русской речи (картавость или шепелявость).

3. Отсутствие звуков – выпадение звуков в начале, середине или конце слова. Например, вместо слушай - сушай, вместо ткёт – кёт.

4. Замена звука – один звук заменяется другим. Например, вместо молоко – мовоко.

5. Слабое дыхание – при недостаточной энергии выдоха концы слов во фразе не слышатся из-за неозвученности последних звуков. Активность артикуляции также невозможна при слабом дыхании.

6. Сигматизм – недостатки произношения свистящих и шипящих. Это один из самых распространенных видов нарушения.

7. Ротацизм (картавость) - недостатки произношения звуков р и рь.

8. Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и ль.

9. Дефекты смягчения согласных ть и дь. «Тсяканье» и «дзяканье».

Эти дикционные нарушения можно устранить с помощью специальных упражнений тренинга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.005 с.)