Интонирование знаков препинания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интонирование знаков препинания



- точка с запятой

 

Этот знак препинания разделяет и в то же время соединяет в одно целое части одной картины, одного описания. Голос немного понижается на предшествующем этому знаку ударном слове. Точка с запятой всегда является соединительной паузой. Обычно эта пауза более коротка, чем та, которая обозначается точкой.

 

- запятая

Является соединительной паузой. Голос повышается на предшествующем ей ударном слове.

Если предложение начинается деепричастным оборотом, то голос повышается на нем: «Перебив его,…»

Если стоят союзы «и», «но», «да», «или», то голос повышается на предшествующем им ударном слове.

Однако бывают случаи, когда запятая «не читается», хотя по правилам пунктуации стоит там, гда ей полагается. (В жизни мы далеко не всегда говорим по запятым).

Необходимо запомнить, что запятая не читается (условно обозначается (,)):

- перед придаточным предложением:

 

«Я начал было говорить о том(,) что надо известить полицию, найти нумер трамвая, дать объявление в газетах» (А.Куприн «Урод»)

 

- когда после союза «и» следует деепричастный оборот:

 

«Он был склонен вести разговоры и(,) получив пропуск, сейчас же пошел покупать билет» (М.Шолохов «Тихий Дон»)

 

- когда запятая стоит перед придаточным предложением, начинающимся союзами и союзными словами «кто», «что», «который» и т.д.:

 

«Правда у нас есть книги,Ι но это совсем не то(,)что живая беседа Ιи общество» (А.Чехов «Палата №6»)

 

- когда запятая стоит перед сравнительным оборотом:

 

«Герман трепетал (,) как тигр, ожидая назначенного времени» (А.С. Пушкин «Пиковая дама»)

 

- когда запятые стоят перед и после вводного слова (не группы вводных слов):

 

«У вас (,) конечно (,) все роскошно,Ι но я все-таки предпочитаю обедать в гостиницеΙ или клубе» (А.Н. Островский «Бешенные деньги»)

 

- когда запятая стоит перед обращением, стоящим в конце предложения:

 

«Я вас не обвиняю, Александр Николаевич» (И.Тургенев «Месяц в деревне»)

 

 

- двоеточие.

Указывает на намерение разъяснить, уточнить, перечислить то, о чем сказано перед ним. На двоеточии всегда должна быть соединительная логическая пауза. Обычно перед двоеточием голос на предшествующем ему ударном слове несколько понижается, но значительно меньше, чем при точке, и происхдит, так называемый, «голосовой бросок».

«Говорили, что на набережной появилось Ι новое лицо: Ι дама с собачкой» (А.Чехов «Дама с собачкой»)

- многоточие

 

Многоточие обычно обозначает что-либо недоговоренное, подразумеваемое.

Если многоточие стоит в конце сюжетного куска или в конце произведения, то в этом случае голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается почти как на точке.

Многоточие в середине предложения подразумевает паузу прерванной речи – паузу умолчания. Голос в этом случае обычно повышается настолько, насколько это нужно, чтобы мысленно произнести слова, скрытые под многоточием.

 

- кавычки

Кавычки ставятся для того, чтобы выделить слово, речевой такт или целое предложение. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть с помощью пауз, окружающих кавычки (если это прямая речь или цитата), ударения на слове, поставленном в кавычки, изменения высоты голоса и т.д. Кавычками выделяются цитаты. Это дает возможность подчеркнуть, как бы преподнести то, что в них заложено. Обычно цитата произносится разными голосовыми средствами: изменением высоты голоса сравнительно с основным текстом, некоторым замедлением темпа речи, использованием пауз.

Кавычками выделяются слова, необычные для данного текста, такие слова выделяются с помощью пауз, ударений и изменения тона голоса.

Такими же способами подаются названия книг, журналов и т.п. Кавычки же, заключающие в себе прямую речь или мысли героя, его внутренний монолог, произносятся так, как считает нужным исполнитель.

 

- скобки

Перед скобками голос повышается на предшествующем ему ударном слове, потом в скобках несколько понижается, а после скобок возвращается на ту же высоту. Скобки всегда окружены паузами. Внутри скобок голос звучит монотонно.

И сейчас Ι (в карете) Ι ни одна жилка на лице Ι не дрогнула.

 

 

Логическое ударение

Выявить логическое ударение – это значит правильно определить главное слово или словосочетание, заключающее в себе смысл высказывания, и установить верную градацию сильных, средних и слабых ударений во фразе.

Логическое ударение может быть выделено с помощью усиления или ослабления голоса, повышения или понижения тона на ударном слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.

Ударение бывает:

Тактовое – главное ударное слово внутри речевого такта.

Тактовое Ι – главный речевой такт в предложении.

Фразовое – главное предложение в отрывке.

 

«Он решил отправиться домой Ι на свою станцию, Ι но прежде Ι хотел хоть раз еще Ι увидеть свою бедную Дуню » (А.С. Пушкин «Станционный смотритель»)

 

В этом предложении пять речевых тактов, содержащих тактовые ударения разной силы. Главным является речевой такт «увидеть свою бедную Дуню». Имя дочери станционного смотрителя несет тут главную смысловую нагрузку, т.к. до этого Пушкин говорит о том, что именно ради свидания с ней, ради спасения Дуни, смотритель и отправляется в Петербург.

Следует учитывать, что русское ударение тяготеет к концу фразы, т.ч. слова, стоящие на конце, чаще всего получают наиболее сильное ударение. При расстановке ударений надо помнить, что выделяются:

1) Новые понятия;

2) Противопоставляемые понятия;

3) Обособленные прилагательные;

4) Определения, выраженные родительным падежом существительных;

5) Перечисляемые слова, однородные члены предложения;

6) Обобщающие слова;

7) Последнее слово в многословных выражениях единого понятия;

8) Сравнение во фразах со сравнительным оборотом;

9) Слова, скрывающие невысказанное содержание;

10) Слова, выделенные курсивом.

Сложность чтения по тактам и логическим ударениям заключается в том, что в начале работы читающему начинает казаться, что все в тексте является главным. В таком случае надо снимать лишние ударения для выделения главного.

 

 

Новое понятие

Новое понятие – это первое упоминание о каком-либо действии, лице, предмете, явлении. На нем ставится ударение. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит на характеризующее его слово.

 

«Если будете подходить к площади, Ι то (,) верно (,) на время остановитесь Ι полюбоваться видом: Ι на ней находится лужа, Ι удивительная лужа! Единственная, Ι какую только вам удавалось видеть!»

 

О логической перспективе

Логическая перспектива - это донесение основной мысли при чтении вслух предложения, «цепочки» из нескольких предложений, законченных по мысли и композиции, отрывка, рассказа, статьи, монолога и пр.

Донесение логической перспективы требует координирования различных по силе и качеству ударений. Она находится в зависимости от того, что важно для данного рассказа, статьи, отрывка. В полной зависимости от этого должны быть выявлены главные ударные слова отрывка и может быть решено, что именно в данном случае является второстепенным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.009 с.)