Общая характеристика разделов техники речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика разделов техники речи.



Введение

Общая характеристика разделов техники речи.

Обучение технике речи является первым и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь должна быть, прежде всего, достаточно слышимой, а это зависит от хорошо «поставленного» голоса, умения пользоваться им в различных условиях выступления, от ясности и четкости произношения – дикции. В то же время, умение владеть своим голосом напрямую связано с развитием фонационного (речевого) дыхания.

И, наконец, речь должна быть правильной, то есть соответствовать нормам литературного языка. Только наличие вышеперечисленных условий даст возможность оратору передать смысл текста, а также эстетическое и эмоциональное богатство своей речи.

Предмет «Сценическая речь» включает в себя целый ряд разделов: дикция, орфоэпия, дыхание и голос, логический анализ текста, работа над стихотворным материалом (законы стихотворной речи) и работа над прозаическим текстом.

Необходимо отметить то, что все разделы предмета следует проходить в комплексе, ни в коем случае не разделяя их. Так, например, во время работы над дикцией нужно следить за правильностью дыхания и верным направлением звука и параллельно с этим осуществлять работу по орфоэпии.

Очень важное место в занятиях по орфоэпии занимает исправление говоров и отклонений от норм произношения литературного языка.

Каждое занятие должно иметь определенную схематическую последовательность:

Часть 1.

1. Упражнения на воспитание правильной осанки.

2. Упражнения на мышечное расслабление.

3. Гигиенический массаж.

4. Дыхательные упражнения.

5. Упражнения для развития носового дыхания.

6. Вибрационный массаж.

7. Упражнения внутриглоточной гимнастики.

8. Упражнения, формирующие смешанное звучание.

9. Упражнения со слогами.

10. Упражнения со словами.

11. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика.

12. Упражнения, для развития дикционной четкости.

13. Упражнения для развития диапазона голоса.

14. Упражнения для силы голоса.

15. Упражнения на темпо-ритм.

16. Чистоговорки, скороговорки (гласные, согласные).

17. Трудноговорки.

18. Скороговорочные рассказы.

Часть 2.

1. Законы логики и мелодики речи.

2. Правила литературного произношения.

3. Работа с художественным текстом для закрепления знаний, логики, мелодики речи и словодействия.

 

 

ЧАСТЬ 1.

«Пока новая манера не войдет в жизнь,

нельзя считать прививаемое усвоенным»

К.С. Станиславский

 

Позвоночник – опора дыхания

(правильная осанка)

На первой ступени развития речевого голоса необходимо научиться приобретать новые привычки и вырабатывать новый опыт. Развитие этих способностей должно касаться как психологической, так и физиологической сфер.

Самое первое упражнение не даст никакого эффекта, если для вас не станет главным то, как вы делаете, а не то, что вы делаете.

Для начала, необходимо четко для себя усвоить, что продуктивность голосового аппарата напрямую зависит от выравнивания тела, в котором этот аппарат существует. Когда позвоночник не выровнен, его способность держать тело уменьшается. В этом случае поддерживать тело приходится мышцам, которые за это не отвечают. Например, если нижняя часть позвоночника слабая, то поддерживать тело приходится мышцам живота, которые в момент фонации (произненесения) должны заниматься дыханием. Или: когда шейные позвонки расслаблены и не в состоянии держать голову, их функции приходится выполнять языку, гортани, мышцам челюсти, из-за чего страдает прохождение звука.

Поэтому первым этапом для становления голоса должна стать правильная осанка.

 

Упражнение 1.

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Нужно следить за тем, чтобы вес распределился равномерно на обе ноги. Потянитесь всем телом наверх. Руки тоже тянутся наверх. Выше. Выше. Следите за тем, чтобы напряжение чувствовалось во всем теле. Сосчитайте до пяти и начинайте постепенно расслаблять пальцы рук, кисти, локти, шею и плечи и, наконец, позвонок за позвонком. Повисните, как будто вас перебросили через невидимую веревку, сложив пополам. Повисите в таком положении, проверяя, все ли мышцы опять свободны, нет ли где-нибудь хоть маленького, но напряжения.

Находясь в этом положении, представьте, что из самого нижнего позвонка у вас начинает расти небольшой штырек, на который постепенно насаживается позвонок за позвонком, и ваше тело растет вместе с ним и приобретает идеальную, ровную осанку.

В первое время не нужно торопиться с выполнением этого упражнения. Все должно происходить медленно и четко. Шаг за шагом.

 

Свобода мышц

(мышечное расслабление)

Когда мы говорим, глядя на оратора или чтеца: «Он напряжен, нет свободы мышц», что мы подразумеваем?

Человек шел по улице и остановился. Сколько мышц было задействовано? Психофизиолог нам бы ответил, что больше шести сотен. Иногда бывает и так, а чаще значительно меньше. Например, когда про вышедшего на сцену оратора мы говорим «Он напряжен», то это не потому, что вместо положенных шести сотен он использовал на одну мышцу больше или меньше, а потому, что свое мышечное напряжение он расходует нецелесообразно.

Наша задача натренировать «внутреннего мускульного контролера». Он должен внимательно отслеживать лишние мышечные напряжения и избавляться от них. Этот процесс самопроверки должен быть доведен до автоматизма. Этого нельзя добиться, если делать упражнения на снятие излишнего напряжения только иногда. Надо следить постоянно за своими ощущениями, за тем, не задралось ли вдруг плечо, не оттопырился ли напряженный мизинец на правой руке. Проверяйте себя и дома, и на работе, и по дороге в университет…

 

Упражнение 1.

Лечь на спину, на гладкую жесткую поверхность и подмечать те группы мышц, которые без нужды напрягаются. Важно понимать, что речь идет не о релаксации и полном расслаблении, а о том, чтобы отслеживать мышцы, нецелесообразно напряженные.

 

«Разведкой» мышц надо заниматься не только лежа, но и сидя, стоя, при ходьбе. Везде надо подмечать лишние напряженные мышцы.

 

Упражнение 2.

Сядьте. Проверьте напряженность ваших мышц – целесообразно ли они напряжены. Теперь расслабляйтесь постепенно. От головы к ступням ног. Склонилась голова, повисли вдоль тела руки, вытянулись ноги, дыхание стало медленным и спокойным. На счет «три» нужно снова прийти к норме напряжения.

На счет «десять» расслабиться, на счет «три» прийти к норме напряжения.

 

Упражнение 3.

Напрягайте все части вашего тела по очереди. Сначала, например, напрягаете правую руку от пальцев до плеча. Подержите ее в таком напряженном состоянии несколько секунд и расслабьте. Почувствуйте, как руке стало легко и приятно. Теперь сделайте то же самое с другой рукой, с ногой, с шеей, с животом, с челюстью…. Пройдитесь с этим упражнением по всему телу.

 

Упражнение 4.

Приложите ладони к области челюстных суставов по обе стороны лица. Плавным и достаточно сильным движением надавливая на щеки, отделите нижнюю часть челюсти от верхней таким образом, чтобы рот оказался широко раскрытым.

Представьте себе, что нижняя челюсть не имеет своих собственных мышц и полностью зависит от движений ваших рук. С помощью тыльной стороны ладони начните поднимать нижнюю челюсть вверх, пока зубы не коснутся друг друга в задней полости рта. Если передние зубы коснутся друг друга, то это будет означать, что вы толкаете челюсть вперед.

Если вы уберете руки, челюсть должна опуститься так, будто она лишена собственных мышц.

Уберите руки от челюсти. Челюсть «падает».

Поднимите челюсть с помощью рук.

Повторите это несколько раз.

Следите за своими мышечными ощущениями.

 

Упражнение 5.

(гигиенический массаж)

Гигиенический массаж выполняется для снятия напряжения и скованности мимических мышц. Он активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела.

 

Простучите подушечками пальцев лоб по направлению от центра к вискам. Простучите гайморовы пазухи от боков носа, под глазами, к вискам.

Простучите нижнюю часть лица от середины подбородка к мочкам ушей.

Простучите тыльной стороной ладони по верхней части грудины от центра к плечам.

Простучите нижнюю часть грудины от центра к бокам.

Простучите спину от ее середины к бокам.

А теперь все с самого начала и так пять раз. При этом не забывайте правильно дышать.

 

Упражнение 6.

Вытяните шею. Голова всплывает над верхней частью позвоночника. Положите большие пальцы под челюстью, а указательные - на ее верхнюю часть, крепко зажав челюсть с обеих сторон. Руки несут на себе функции мышц нижней челюсти.

Совершенно не двигая нижней челюстью, поднимите верхнюю челюсть. Руками поднимите нижнюю челюсть вверх – к верхней челюсти, при этом зубы должны будут соприкоснуться в задней полости рта.

Поскольку основная нагрузка в поддержке верхней челюсти (черепа) лежит на мышцах задней поверхности шеи, челюстные мышцы должны расслабляться в большей степени.

 

Упражнение 7.

Дайте языку расслабиться. Пусть кончик языка коснется основания нижних зубов. Перекатите середину языка вперед и назад, вперед и назад. Во время упражнения челюсть остается расслабленной и приоткрытой не более, чем на один палец. Язык двигается внутри полости рта, едва заходя за передние зубы.

А теперь начните постепенно ускорять движение середины языка назад и вперед, до тех пор, пока не почувствуете, что расслабленный язык трясется по всей длине.

 

Упражнение 8.

Растяните губы в стороны как можно шире, «оскалив рот». Затем продвиньте их вперед, держа зубы сомкнутыми. Повторите это движение несколько раз, а затем выдуйте через губы, чтобы раскрепостить их.

Приложите указательные пальцы к углам рта и растяните их в разные стороны.

Опустите углы рта.

Выдуйте сквозь губы.

 

Дыхание – источник звука

Гибкий, звучный, красивый голос – это, прежде всего, правильное дыхание. Развить голос можно лишь с помощью освоения речевого дыхания.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания:

· В е р х н е е д ы х а н и е – вдох и выдох осуществляется за счет мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое дыхание. При нем работают только самые верхушки легких.

· Г р у д н о е д ы х а н и е – в процессе дыхания изменяется поперечный объем грудной клетки, диафрагма в этот момент малоподвижна, вдох получается неэнергичным.

· Д и а ф р а г м а л ь н о е д ы х а н и е – дыхание совершается вследствие сокращения диафрагмы, изменяется продольный объем легких.

· Д и а ф р а г м а л ь н о - р е б е р н о е д ы х а н и е – во время вдоха и выдоха грудная клетка изменяется в поперечных и продольных направлениях, сокращается диафрагма, межреберные мышцы, брюшные мышцы живота. Такое дыхание считается правильным, его используют как основу для речевого дыхания.

Механизм диафрагмально-реберного дыхания. Легкие имеют конусовидную форму, своей широкой частью обращены вниз и опираются на диафрагму. Каждое легкое состоит из пузырьков-альвеол, бронхиолы и бронхов. Легкие покрыты тонкой оболочкой – плеврой. Альвеолы пронизаны капиллярными кровеносными сосудами. В альвеолах легких происходит процесс газообмена.

Диафрагма – сильная куполообразная эластичная мышца. Прикреплена к нижним ребрам и поясничным мышцам. При вдохе дыхательные межреберные мышцы и диафрагма сокращаются, грудная клетка, расширяясь, слегка приподнимается. Опускание купола диафрагмы влечет за собой расширение легких и заполнение их воздухом.

В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность такого дыхания: вдох, выдох, пауза.

Для речи обычного дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса и экономного расходования. В речевом дыхании вдох и выдох различны по длительности. Вдох, преимущественно, короткий, а выдох длинный. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох.

Так как звуки речи образуются при выдохе, его тренировка имеет первостепенное значение для «постановки» голоса. Поэтому целью тренировки диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длительного выдоха, тренировка умения рационально использовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, принимающие участие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле.

 

Упражнение 1.

В этом упражнении: вдох – через нос, выдох – через рот. Во время выдоха губы в положении для артикулирования буквы у, выдыхаем через воображаемую коктейльную трубочку.

Перед выполнением упражнений руки необходимо поставить чуть выше пояса, на ребра и следить за тем, чтобы при вдохе ребра расширялись, расходились в стороны, а во время выдоха постепенно возвращались обратно.

Поворот головы вправо – вдох, в исходное положение – выдох. Повторите 5-6 раз.

Поворот головы влево – вдох, в исходное положение – выдох. Повторите 5-6 раз.

Голову опустить на грудь – вдох, в исходное положение – выдох. Повторите 5-6 раз.

Голову запрокинуть назад – вдох, в исходное положение – выдох. Повторите 5-6 раз.

Наклон туловища вправо – вдох, в исходное положение – выдох. Повторите 5-6 раз.

Наклон туловища влево – вдох, в исходное положение – выдох. Повторите 5-6 раз.

Наклон туловища вперед – вдох, в исходное положение – выдох. Повторите 5-6 раз.

Наклон туловища назад – вдох, в исходное положение – выдох. Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 2.

Сидя на стуле, ноги вытяните вперед. На выдохе (пфф..ф..ф..) поднимите ноги вверх, сделайте добор дыхания, затем опустите ноги в исходное положение (пф..ф..ф..). Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 3.

Делайте прыжки на выдохе (пф..ф..ф..).

 

Упражнение 4.

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Сделайте выдох (на пф..ф..ф), затем короткий добор воздуха. На пф..ф..ф.. поверните туловище направо, сделайте добор; на выдохе пф..ф..ф.. поверните туловище налево. Повторите 5-6 раз.

 

 

Упражнение 5.

Имитация выбрасывания колец на шест на выдохе со звуком пф..пф…пф. Повторите 5-6 раз.

Упражнение 6.

Стоя, сделайте короткий вдох носом, затем выдыхайте, мысленно считая до 10, 12, 15. Руки находятся на ребрах и следят, чтобы при вдохе ребра расширялись и во время выдоха приходили в исходное положение постепенно. Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 7.

«До 15 с добором через 5»

Стоя, сделайте короткий вдох носом. Вдох – выдыхаем со счетом до 5, добор воздуха – 6,7,8,9,10. Добор воздуха – 11,12,13,14,15.

 

Упражнение 8.

«До 21 с добором через 3»

Стоя, сделайте короткий вдох носом. Вдох – выдыхаем со счетом до 3, добор воздуха – 4,5,6. Добор – 7,8,9, и т.д. до 21.

 

Упражнение 9.

«до 10 с добором через 1»

Стоя, сделайте короткий вдох носом. Вдох – выдыхаем со счетом до 1, добор воздуха – 2. Добор – 3 и т.д. до 10.

 

Упражнения для тренировки носового дыхания.

Упражнение 10.

Прижмите правую ноздрю пальцем, вдохните левой, затем, зажав ее, выдохните через правую. Сделайте все в обратном порядке. Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 11.

Поглаживая нос от крыльев до переносицы средним и указательным пальцами обеих рук, сделайте вдох. На выдохе постукивайте указательным и средним пальцами обеих рук по ноздрям. Повторите 5-6 раз.

Упражнение 12.

Откройте рот. Сделайте вдох носом и затем выдох ртом (как дышит уставшая собака). Повторите 10-12 раз.

 

 

Постановка голоса

 

Голос человека – явление сложное, связанное не только с работой определенных мышц, но и со всем психофизическим аппаратом. Нередко можно слышать жалобы – появляется сип, хрипота, начинает першить в горле, голос «садится». Исправить положение может совершенствование речевой техники.

Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, глубоким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо воспитать, «поставить», то есть развить и укрепить.

Как воспитать и поставить голос?

Физическая его основа, как было сказано выше, - правильно поставленное дыхание.

Воспитать и поставить голос – это:

1) натренировать навык правильного диафрагмально-реберного дыхания;

2) научиться пользоваться резонаторами.

 

Настройку речевого аппарата необходимо начинать с вибрационного массажа.

 

Вибрационный массаж.

Энергично постукивать пальцами обеих рук:

по лбу с произнесением звука «м» (мычание);

по крыльям носа с произнесением звука «м»;

по верхней губе с произнесением звука «в»;

по нижней губе с произнесением звука «з»;

по верхней части груди с произнесением звука «ж»;

по нижней части грудной клетки справа и слева, произнося звук «м»;

по спине справа и слева на звуке «м».

 

После вибрационного массажа отдохните, сделав 5-10 медленных спокойных вдохов и выдохов.

 

Очень важное значение для правильного резонирования имеет работа глотки. Перед использованием следующего комплекса упражнений необходимо сделать массаж твердого неба. Для этого надо, полураскрыв губы, кончиком языка энергично провести по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке и назад (5-6 раз).

 

Упражнения внутриглоточной гимнастики.

 

Упражнение 1.

Беззвучно произнесите а-э-о перед зеркалом. Открывая не рот, а зев.

 

Упражнение 2.

Сделайте вдох носом, выдыхайте через открытый рот, посылая выдох в ладони, поставленные недалеко от рта. Согрейте их, нужно, чтобы они почувствовали теплое дыхание.

 

Упражнение 3.

Зевните, но с закрытым ртом.

Чередуйте зевок с открытым и закрытым ртом.

 

Упражнение 4.

Упритесь подбородком в кулак, поставленной на стол руки. В таком положении старайтесь открыть рот, откидывая голову назад с сочетаниями: агга, анна, амма, алла. Повторите 3-4 раза.

 

Упражнение 5.

Загните кончик языка вверх, беззвучно произнося а-э-о. Повторите 5-6 раз.

Сделайте то же самое, но со звуком. Повторите 2-3 раза.

 

Упражнения для внутриглоточной полости и ощущения резонанса.

Упражнение 6.

Раскрытой ладонью (между большим и указательным пальцами) прикройте полуоткрытый рот. Прижав губами межпальцевую складку, произнесите звук мммм… три раза подряд, затем, убрав руку, произнесите проверочный текст:

«Ммммолли Мммммиллер купила ммммыло».

Повторите 5-6 раз.

 

 

Упражнение 7.

Раскрытой ладонью (между большим и указательным пальцами) прикройте ноздри, но так, чтобы не препятствовать прохождению воздуха, произнесите звук ннн… три раза подряд, затем, убрав руку, произнесите проверочный текст:

«Ннноннина нннянння Нннноннну ннна ннночь нннамыла».

Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 8.

Раскрытой ладонью закройте плотно рот и произнесите текст:

«Ткет ткач ткани на платки Тане», затем уберите руку и произнесите этот текст, делая удар на согласных звуках. Повторите 5-6 раз.

То же самое с другим текстом:

«Бык тупо губ, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». Повторить 5-6 раз.

 

Упражнение 9.

Ладонью закройте рот, а пальцами ноздри и попытайтесь произнести звук ммм... три раза и звук ннн... три раза. Затем уберите руку и произнесите текст:

«Нннна ммммели ммммы нннналимммма ленннниво ловили».

 

Упражнения, формирующие смешанное звучание.

Упражнение 10.

Поставьте раскрытую ладонь на нижнюю челюсть под нижнюю губу. Слегка надавливая внутрь, произнесите гм, гн, дм, дн. Затем произнесите проверочный текст.

Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 11.

Руки сплетите на затылке, локти отведите в стороны, и, легко откидывая голову назад, подхватывайте дыхание носом при открытом рте. Возвращаясь в исходное положение, произнесите несколько раз подряд м и н. Произнесите проверочный текст.

Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 12.

Одна рука на затылке, другая на темени, локти развернуты. Произнесите поочередно м и н, слегка нажимая во время произнесения на затылок и на темя. Произнесите проверочный текст.

Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 13.

Руки сложены рупором, рот полуоткрыт, локти развернуты и приподняты. Произнесите долгое н, затем руки уберите и произнесите проверочный текст.

Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 14.

Рука на затылке, другая обхватывает нижнюю челюсть. Слегка надавливая встречным движением, произнесите сначала долгое м, а затем сочетания: аммба, аммба, аммба.

Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 15.

Сделайте короткий вдох, а затем, закрывая поочередно то одну, то другую ноздрю, протяжно тяните м и н. Убрав руку, произнесите проверочный текст.

Повторите 5-6 раз.

 

Упражнение 16.

Слегка нажимая на носовую перегородку (снизу между ноздрями), сделайте вдох, слегка приподнимая кончик носа, на выдохе тяните поочередно долгие м, н, р, л.

Произнести проверочный текст.

Повторите 5-6 раз.

 

Диапазон голоса

Упражнение 1.

Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!"

 

Упражнение 2.

“Рисуйте” голосом линию движения прыжка в высоту:

Упражнение 3.

Сделайте 5-10 полных вдохов и выдохов и переходите к упражнению на диапазон голоса. В качестве упражнения возьмем отрывок из «Иллиады» Гомера. Сначала найдите один из звуков пониже среднего уровня и читайте первую строку, далее, с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход – с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его крайне низкими звуками.

«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.

Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть потоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), -

С оного дня, как воздвигшие спор. Воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?

Сын Громовержца и Леты – Феб, царем прогневленный,

Язву на воинство злую навел; погибали народы

В казнь, что Атрид обесчестил жреца непорочного Хриса.

Старец. Он приходил к кораблям быстролетным ахейским

Пленную дочь искупить и, принесши бесчисленный выкуп

И держа в руках, на жезле золотом, Аполлонов

Красный венец, умолял убедительно всех он ахеян,

Паче ж Атридов могучих, строителей рати ахейской:

«Чада Атрея и пышнопоножные мужи ахейцы!

О! Да помогут вам боги, имущие домы в Олимпе,

Град Приамов разрушить и счастливо в дом возвратиться;

Вы ж свободите мне милую дочь и выкуп примите,

Чествуя Зевсова сына, далеко розящего Феба»

Все изъявили согласие криком всеобщим ахейцы

Честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп…»

Темпо-ритм

Упражнение 1. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

Упражнение 2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

Упражнение 3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)
Завертелись карусели. - - -(медленный темп)
А потом, потом, потом - - -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)
Карусель остановите. - - -(средний темп)
Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)

 

 

Упражнение 4.

В славном городе Радуйске,

(вдох)

В переулке Веселинском,

(вдох)

Жил-да-был певец чудесный

Пан Тралислав Тралялинский.

(вдох)

У него жена-Траляля,

Дочь-дочурка-Тралялюрка,

Сын-сыночек-Тралялёчек

И собачка-Тралялячка.

(вдох)

Ну, а кошка? Есть и кошка!

(вдох)

Кошку звали Тралялёшка.

Так же был и попугайчик,

Развесёлый Траляляйчик.

(вдох)

И кухарка-Тралялярка,

И пан дворник-Тралялёрник,

И стекольщик-Тралялёрщик,

И портниха-Тралялиха.

И садовник-Тралялёвник,

И аптекарь-Тралялекарь,

И пан доктор-Тралялёктор.

(вдох)

И летит повсюду «браво»

В честь маэстро Тралислава!!!

 

 

Упражнение 1.

«Почесать» нижними зубами верхнюю губу. Повторите 7-9 раз.

«Почесать» верхними зубами нижнюю губу. Повторите 7-9 раз.

 

Упражнение 2.

Поднимите верхнюю губу. Челюсть в данном случае должна оставаться на месте. Повторите 7-9 раз.

Опустите нижнюю губу. Челюсть должна оставаться на месте. Повторите 7-9 раз.

Во время выполнения этого упражнения лучше всего воспользоваться зеркальцем, чтобы можно было проследить правильность выполнения упражнения.

 

Упражнение 3.

Вытяните губы в «трубочку», а затем растяните в улыбку. Повторите 10 раз.

 

Упражнение 4.

Положите нижнюю губу на нижние зубы и «почешите» зубы губой.

То же самое сделайте с верхней губой и верхними зубами. Повторите 10 раз.

 

 

Упражнение 1.

Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.

 

Упражнение 2.

Рот широко открыт, губы растянуты – оскал. Высовывайте широкий язык как можно дальше изо рта, а затем втягивайте его как можно глубже в рот, чтобы образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным. Следите за тем, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

 

Упражнение 3.

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка оближите верхнюю губу от одного уголка рта до другого, стараясь кончик языка доводить до верхнего внешнего края губы. Следите, чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, челюсть не двигалась.

 

Упражнение 4.

Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делается движение языком по щеке вверх-вниз. Следите, чтобы челюсть не двигалась.

 

Упражнение 1.

Откидывайте челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке.

 

Упражнение 2.

Открывайте рот с поворотами головы вправо-влево.

 

Упражнение 3.

Выдвигайте нижнюю челюсть вперед при закрытом рте.

 

Упражнение 4.

Двигайте челюстью вправо-влево при закрытом рте, при открытом рте.

 

Упражнение 5.

Максимально часто открывайте рот с произнесением звуков па-па-па.

Упражнение 1.

Позевывайте, широко открывая рот.

 

Упражнение 2.

Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.

 

Упражнение 3.

Покашливайте с высунутым языком.

 

Упражнение 4.

Храпите на вдохе и выдохе.

 

Упражнение 5.

Произносите, удерживая кончик высунутого языка пальцами, н… а, н… а (звук н отделяется от а паузой).

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

Существуют основные способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой.

Ниже изложены лишь некоторые из них.

Постановка звука С

Постановка звука с от звука т

ü Зубы должны быть в форме правильного прикуса (прикрыты, а не сжаты). Нужно вдохнуть воздух и длительно произносить звук т. На ладони струйкой должен ощущаться выдох.

ü Затем нужно вытянуть губы в улыбку и в таком положении продолжать длительно произносить звук т. Возможно, вторым звуком после т будет слышаться правильный звук с.

ü Если после звука т будет слышаться неясный свистящий звук, то сильно улыбнитесь, вытянув губы в «ниточку». От этого свистящий звук будет звучать тоньше.

ü В дальнейшем тренируйте только этот звук. Время от времени контролируйте ладонью направление воздушной струи, при тонком тихом свисте она будет едва ощущаться.

ü После этого переходите к произнесению слогов са-сэ-сы-со-су. Первое время гласные нужно произносить без особого округления губ.

Постановка звука с на вдохе

ü Приоткрыв рот, разместите плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. Затем сомкните (но не сжимайте) зубы в форме правильного прикуса и вытяните губы в улыбку.

ü В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) «всосите» в себя немного воздуха, так мало, чтобы он попал на самый кончик языка и почувствовался на нем холодком. В результате послышится более или менее внятный, очень тихий звук с.

ü Если звука не получится, значит вы сделали слишком глубокий вдох.

ü После этого тот же самый воздух «выдуйте» наружу. Губы должны оставаться в широкой улыбке. В результате произнесется тихий звук с.

ü В дальнейшем на вдохе и выдохе произносите этот звук. Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка.

ü Когда звук с будет получаться достаточно устойчиво, на выдохе «свистите» подольше.

ü Затем «свистеть» только на выдохе – прерывисто, с паузами.

ü После этого переходите к произношению слогов са-сэ-сы-со-су.

 

Постановка звука Ц

. Постановка звука ц от правильно произносимых звуков т и с.

ü Повторяйте звукосочетание тс раздельно и внятно, как можно быстрей.

ü В результате такого произнесения (тстстс) звуки сольются воедино и будет слышаться звук ц.

ü Далее закрепляйте звук на слогах.

 

Постановка звука Ш

Постановка звука ш от звука т.

ü Длительно произносите звук т, приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук. Этим вторым звуком «цельтесь» себе в ладонь.

ü Затем, широко улыбнувшись, длительно произносите звук т, прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы язык не отрывался от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком также нужно «целиться» себе в ладонь.

ü Предварительно можно ощупать пальцем то место во рту, куда нужно будет поставить язык, можно выполнять упражнение перед зеркалом.

ü При длительном произнесении звука т рот окажется немного приоткрытым. В то время пока вы тянете шипящий звук, прикройте рот (расположите верхние резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук ш.

ü «Шипите». Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке.

ü Во время длительного произнесения звука ш большим и средним пальцами руки нажмите на щеки около углов рта так, чтобы губы выступили вперед (рупором). От этого произношение звука станет совсем точным.

ü В дальнейшем сами округляйте губы (можно перед зеркалом).

ü Закрепляйте звук в слогах.

Постановка звука ш на вдохе

ü Длительно произносите звук т, прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет.

ü Выдохните воздух и произнесите этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» внутрь воздуха.

ü После этого, произнесите на вдохе звук т, нужно всасывать вглубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислоненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.

ü Когда язык попадает на альвеолы, слышится «шорох», потому что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок.

ü Теперь «всосите» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуйте» обратно (так, чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами). Послышится немного смягченный звук ш.

ü После этого нужно произносить этот звук попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи.

ü Во время произнесения на выдохе звука ш выдвиньте вперед губы, нажав пальцами на углы рта. Послышится полноценный звук ш.

ü В дальнейшем округляйте губы самостоятельно и без предварительного вдоха сразу на выдохе произносите звук ш.

ü Закрепляйте звук в слогах.

Постановка звука Ж.

Ставится так же, как и звук ш, только к выдоху прибавляется голос.

 

Постановка звука Щ

Постановка звука щ от правильного ч

ü Тяните звук ч. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться щ.

ü В дальнейшем произношение идущего после ч звука щ должно прерываться короткими паузами.

ü Паузы следует удлинять.

ü Тренируйте произношение на слогах.

Постановка звука Ч

Постановка звука ч от правильного ть

ü Раскройте губы рупором (как при произношении звука ш), сомкните зубы в форме правильного прикуса и быстро произносите слоги ти-ти-ти-ти. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.274 с.)