Оценка состояния бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка состояния бухгалтерского учета



Аудитор, осуществляющий проверку организации не в первый раз, должен убедиться в том, что остатки по счетам учета МПЗ на начало проверяемого периода соответствуют их остаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец предшествовавшего отчетного периода.

Если аудиторскую проверку организации аудитор осуществляет впервые, то в соответствии с требованиями МСА 510 «Первичные задания — начальные сальдо» он должен получить доказательства того, что:

- начальные сальдо по МПЗ не содержат искажений, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность проверяемого периода;

- остатки по счетам учета МПЗ на начало текущего периода правильно перенесены из предыдущего периода.

Процедура 0.1: проверка начальных остатков.

Источники информации:

- Бухгалтерский баланс (форма №1).

- Сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.).

- Регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.)

Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период.

Порядок выполнения: Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счетам № 10, 11, 14, 15, 16, 40, 41, 42, 43 корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений. Результаты сверки оформить в таблице РД-0.1

Рабочий документ РД-0.1

№ субсчета На конец предыдущего периода На начало проверяемого периода Отклонение
Итого по счету 10 (по данным аналитического учета)      
Сальдо по счету 10 (по данным синтетического учета)      
Итого по счету 11 (по данным аналитического учета)      
Сальдо по счету 11 (по данным синтетического учета)      
Итого по счету 14 (по данным аналитического учета)      
Сальдо по счету 14 (по данным синтетического учета)      
Итого по счету 15 (по данным аналитического учета)      
Сальдо по счету 15 (по данным синтетического учета)      
Итого по счету 16 (по данным аналитического учета)      
Сальдо по счету 16 (по данным синтетического учета)      
Данные строки «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» Бухгалтерского баланса (форма №1)      
Итого по счету 40 (по данным аналитического учета)      
Сальдо по счету 40 (по данным синтетического учета)      
Итого по счету 41 (по данным аналитического учета)      
Сальдо по счету 41 (по данным синтетического учета)      
Итого по счету 42 (по данным аналитического учета)      
Сальдо по счету 42 (по данным синтетического учета)      
Итого по счету 43 (по данным аналитического учета)      
Сальдо по счету 43 (по данным синтетического учета)      
Данные строки «Готовая продукция и товары для перепродажи» Бухгалтерского баланса (форма №1)      
Данные на конец предыдущего периода подтверждены результатами аудиторской проверки ДА (НЕТ)
         

Примечание: В соответствии с п. 8 Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» состав и кодировка строк бухгалтерской отчетности, по которым определяются соответствующие показатели, определяются организацией самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности. В связи с этим форма рабочего документа может быть изменена для приведения в соответствие с утвержденной структурой отчетности организации.

Выявленные расхождения в данных регистров учета и отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому необходимо учесть при проведении дальнейших процедур и формировании мнения аудитора. В случае, если расхождения существенны и данные на конец предшествующего периода не подтверждены результатами аудиторской проверки, все последующие процедуры проводятся не только за проверяемый период, но и за период, предшествующий проверяемому.

Процедура 0.2: Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности.

Источники информации:

- Бухгалтерский баланс (форма №1);

- Сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.)

- Регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.)

Порядок выполнения: Составить таблицу остатков на начало и конец проверяемого периода по субсчетам счетов № 10, 11, 14, 15, 16, 40, 41, 42, 43. Сверить сальдо на начало и конец проверяемого периода по бухгалтерскому балансу (форма №1) с Главной книгой. Результаты сверки оформить в таблице РД-0.2.

Рабочий документ РД-0.2

№ субсчета На начало отчетного периода На конец отчетного периода
Сумма Материалы, товары в пути Сумма Материалы, товары в пути
Итого по счету 10 (по данным аналитического учета)        
Сальдо по счету 10 (по данным синтетического учета)        
Итого по счету 11 (по данным аналитического учета)        
Сальдо по счету 11 (по данным синтетического учета)        
Итого по счету 14 (по данным аналитического учета)        
Сальдо по счету 14 (по данным синтетического учета)        
Итого по счету 15 (по данным аналитического учета)        
Сальдо по счету 15 (по данным синтетического учета)        
Итого по счету 16 (по данным аналитического учета)        
Сальдо по счету 16 (по данным синтетического учета)        
ВСЕГО (по данным аналитического учета)        
ВСЕГО (по данным синтетического учета)        
Данные строки «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» Бухгалтерского баланса (форма №1)        
ВЫЯВЛЕННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ        
Итого по счету 40 (по данным аналитического учета)        
Сальдо по счету 40 (по данным синтетического учета)        
Итого по счету 41 (по данным аналитического учета)        
Сальдо по счету 41 (по данным синтетического учета)        
Итого по счету 42 (по данным аналитического учета)        
Сальдо по счету 42 (по данным синтетического учета)        
Итого по счету 43 (по данным аналитического учета)        
Сальдо по счету 43 (по данным синтетического учета)        
ВСЕГО (по данным аналитического учета)        
ВСЕГО (по данным синтетического учета)        
Данные строки «Готовая продукция и товары для перепродажи» Бухгалтерского баланса (форма №1)        
ВЫЯВЛЕННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ        

Примечание: В соответствии с п. 8 Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» состав и кодировка строк бухгалтерской отчетности, по которым определяются соответствующие показатели, определяются организацией самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности. В связи с этим форма рабочего документа может быть изменена для приведения в соответствие с утвержденной структурой отчетности организации.

Результаты процедуры используются при определении ключевых элементов и направлений стратификации при построении аудиторской выборки и для предварительной оценки достоверности отражения данных бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности.

Процедура 0.3: Проверка соответствия Учетной политики в части раскрытия способов ведения бухгалтерского учета МПЗ действующему законодательству и иным нормативным актам.

Источник информации:

- Приказ об учетной политике предприятия.

Порядок выполнения: заполнить в соответствии с приказом об учетной политике рабочий документ РД-0.3

Рабочий документ РД-0.3

Элемент Учетной политики Фактически в Учетной политике предприятия Нормативный документ Примечание
1. Сроки и периодичность проведения инвентаризации   Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н  
2.Оценка материалов при постановке на учет     ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; утвержденное приказом Минфина от 09.07.2001 № 44н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.  
3. Учет выпуска готовой продукции   ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; утвержденное приказом Минфина от 09.07.2001 № 44н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н; п.204 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №119н.  
4. Метод оценки материалов, списываемых в производство:   ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина от 09.07.2001 № 44н.  
5. Создание резерва под снижение стоимости МПЗ   План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.  

 

Данные рабочего документа РД-0.3 в дальнейшем используются при проведении процедур по проверке правильности и последовательности применения выбранной учетной политики.

Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе ОД-0.3 и оцениваются их влияние на достоверность финансовой отчетности. Применение методов учета, противоречащих действующим нормативным документам может являться основанием для выдачи аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

Отчетный документ ОД-0.3

№ п/п Содержание нарушения Ссылка на нормативный документ Влияние на бухгалтерскую отчетность
       
       

Примечание: Учет материалов осуществляется в соответствии ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным приказом Минфина от 09.07.2001 № 44н и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 4н.

Учетная политика должна содержать:

- указание на то, что организация пользуется типовыми формами первичных учетных документов или описание первичных учетных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы;

- схему документооборота;

- описание форм внутренней бухгалтерской отчетности;

- и т.д.

При формировании учетной политики организация выбирает один из нескольких способов ведения и организации бухгалтерского учета, допускаемых законодательством и нормативными актами.

Процедура 0.4: Тестирование системы внутреннего контроля.

Источники информации:

- Учетная политика организации;

- Приказы о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации;

- Должностные инструкции;

- Договоры о материальной ответственности;

- Первичные документы, журналы регистрации;

- Результаты осмотра складских помещений;

- Результаты опроса сотрудников организации.

Система внутреннего контроля МПЗ должна охватывать все виды запасов (сырье и материалы, готовую продукцию и товары) и все виды операций с ними (оприходование приобретенных сырья, материалов, товаров для перепродажи, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузку товаров и готовой продукции покупателям и т.д.).

Порядок выполнения: Перечень исследуемых вопросов приведен в рабочем документе РД-0.4. В ходе тестирования аудитор проставляет напротив каждого вопроса соответствующий ответ (Да, Нет, Нет ответа), при необходимости сопровождая каждый ответ краткими комментариями.

Рабочий документ РД-0.4

Направления и вопросы контроля Ответы Примечания
Да Нет Н/О
1.1. Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц? Имеется ли: -охрана - пожарная сигнализация Контролируется ли выдача и вывоз ценностей?        
1.2. Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей (обязательные, плановые, внезапные)?        
1.3. Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?        
1.4. Составляются ли на дату инвентаризации отчёты материально-ответственных лиц?        
1.5. Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия?        
1.6. Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях?        
1.7. Обеспечивается ли ведение сортового количественного аналитического учёта на складе?        
1.8. Заключаются ли договора о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.?        
1.9. Материальная ответственность закрепляется за лицами, которые ранее привлекались к ответственности за хищения.        
1.10 Бухгалтерский учёт ведут лица, не имеющие доступа к материальным ценностям.        
1.11 Разработаны ли: должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами инструкции по хранению, приёмке, отпуску материалов Контролируется ли соблюдение этих инструкций?        
2.1. Применяются ли унифицированные формы первичной документации?        
2.2. Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию?        
2.3. Заполняются ли все обязательные реквизиты?        
2.4. Документы составляются в день совершения операции?        
2.5. Все ли машинные документы распечатываются?        
2.6. Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально ответственных лиц?        
2.7. Производится ли нумерация первичных документов?        
2.8. Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?        
2.9. Производится ли проверка полноты оприходования материалов?        
2.10 Применяется ли система нормирования расхода материалов?        
2.11 Утверждается ли сверхнормативный расход администрацией (при использовании нормативов)?        
2.12 Выявляются ли лица, виновные в перерасходе?        
2.13 Произведено ли деление материалов на классификационные группы?        
2.14 Применяется ли система кодирования номенклатуры материалов?        
2.15 Применяются ли при отпуске и приёмке материалов измерительные приборы и инструменты?        
3.1 Прикладываются ли первичные документы к отчётам материально ответственных лиц?        
3.2 Сверяются ли данные этих отчётов с данными первичных документов?        
3.3 Производится ли проверка отчётов на арифметическую точность?        
3.4 Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учёта материалов?        
3.5 Оговорены ли в учётной политике принципы учёта материалов (используемые счета, методы оценки и др.)?        
3.6 Проводится ли регулярная сверка данных ведомостей (10), журналов-ордеров (6,7,10) с Главной книгой (в случае, если учет не автоматизирован)?        
4.1 Организовано ли в организации структурное подразделение для осуществления внутреннего контроля (отдел внутреннего контроля, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита и т.д.)        
4.2 Существует ли утвержденное положение об отделе внутреннего контроля?        
4.3 Имеется ли утвержденная программа, график проведения проверок?        
4.4 Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие результаты проведенных проверок?        
4.5 Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их периодичность утвержденным нормативным положениям по организации?        
4.6 Соответствует ли уровень компетентности контролеров объемам и сложности стоящих перед системой внутреннего контроля задач?        
4.7 Существует ли распределение обязанностей между контролерами?        
4.8 Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по результатам деятельности органов внутреннего контроля?        

 

Результаты тестирования используются при определении уровня риска внутреннего контроля и построении аудиторской выборки.

Процедура 0.5: анализ применяемого порядка приобретения материалов.

Источники информации:

- Договоры поставки, спецификации, накладные поставщиков;

- Акты приемки МПЗ;

- Первичные документы складского учета.

Порядок выполнения: На основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-0.5.

Рабочий документ РД-0.5.

  № п/п Вопрос Вариант ответа (Да/Нет) Примечания Указание на необходимость дополнительных процедур
    Разработан ли и применяется номенклатура-ценник      
    Нет ли расхождений в расчетных, сопроводительных документах и фактически поступивших ТМЦ      
    ТМЦ приходуются по количеству в единицах, указанных в товаросопроводительных документах или иных единицах      
    Оформляется ли Акт о приемке, если имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов, а также при неотфактурованных поставках      
    Оформляются ли расхождения в сопроводительных документах и фактически поступившим ТМЦ коммерческими актами и отражаются ли на счете 76 ”Расчеты по претензиям”      
    Имеет ли место поступление материальных ценностей, минуя склад      
    Оформляются ли приходные и расходные документы на складе      
    Есть ли в организации приказ с перечнем материалов, завозимых на объекты, минуя склад      
    Входят ли в перечень материалы, поступившие транзитом      
    Имеется ли список лиц, которым разрешено приобретать ТМЦ за наличный расчет      
    Приобретаются ли ТМЦ у физических лиц      
    Применяются ли организацией неденежные формы расчета за поступившие материалы      
    Имеются ли случаи безвозмездного поступления материалов (полученных по договору дарения или безвозмездно); поступление материалов, внесенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал      
    Приходуются ли материалы, созданные в процессе деятельности организации (отходы производства; материалы, полученные в результате ликвидации основных средств и т.д.)      
  Имеются ли на балансе организации запасы, стоимость которых на момент приобретения была выражена в иностранной валюте      
           

Процедура 0.6: анализ методики учета товаров.

Источники информации:

- Первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);

- Первичные документы на отгрузку готовой продукции;

- Первичные документы складского учета;

- Сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.)

- Регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).

Порядок выполнения: На основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-0.6.

Рабочий документ РД-0.6.

№ п\п Вопрос Вариант ответа (да\нет) Примечания Указание на необходимость дополнительных процедур
  Нет ли расхождений в расчетных, сопроводительных документах и фактически поступивших товарах      
  Оформляется ли Акт о приемке, если имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов, а также при неотфактурованных поставках      
  Оформляются ли расхождения в сопроводительных документах и фактически поступившим товарам коммерческими актами и отражаются ли на счете 76 ”Расчеты по претензиям”      
  Имеет ли место поступление товаров, минуя склад      
  Оформляются ли приходные и расходные документы на складе      
  Есть ли в организации приказ с перечнем товаров, передаваемых покупателям, минуя склад      
  Входят ли в перечень товары, поступившие транзитом      
  Имеется ли список лиц, которым разрешено приобретать товары за наличный расчет      
  Регулярно ли проводится инвентаризация товаров      
  Являются ли достоверными данные о количестве и качестве товаров      
  Правильно ли оформлены первичные документы по учету товаров      
  Полно ли оформлены хозяйственные операции по движению товаров в учете      
  Правильно ли определены суммы, уплаченные поставщику      
  Правильно ли рассчитаны и отражены суммы невозмещаемых налогов      
  Применяются ли организацией неденежные формы расчета за поступившие товары      
  Имеются ли случаи безвозмездного поступления материалов (полученных по договору дарения или безвозмездно); поступления материалов, внесенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал      
  Имеются ли на балансе организации товары, стоимость которых на момент приобретения была выражена в иностранной валюте      
  Используется способ отражения товаров в учете: -по фактической себестоимости -по отпускным ценам (с использованием счета 42)      
  Существует ли реестр розничных цен в организациях розничной торговли при учете товаров по продажным ценам.      
  Правильно ли рассчитана торговая наценка      
  Какой из методов списания товаров при реализации используется? - ЛИФО - ФИФО - метод скользящей средней - метод средней за период - по стоимости каждой единицы      
  Правильно ли списана торговая наценка, относящаяся к реализованным товарам      
  Соответствуют ли цены на товары условиям заключенных договоров      
  Имеются ли в наличии и оформлены ли должным образом все расчетные документы      
           

Процедура 0.7: анализ применяемого порядка отражения операций с возвратной и оборотной тарой.

Источники информации:

- Договоры на приобретение и продажу затаренной продукции;

- Карточки складского учета;

- Журналы учета поступления и выбытия тары;

- Первичные документы по учету тары (приходные ордера, накладные, акты приема-передачи тары и т.д.);

- Регистры аналитического учета тары.

Порядок выполнения: На основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-0.7.

Рабочий документ РД-0.7

№ п/п Вопрос Вариант ответа (Да/Нет) Примечания Указание на необходимость дополнительных процедур
  Являются ли существенными для организации количество тары и ее суммарная стоимость?      
  Обеспечивается ли контроль за сохранность тары на всех этапах ее движения и хранения?      
  Организовано ли надлежащее хранение всех видов тары?      
  Проводятся ли систематические проверки состояния тары?      
  Своевременно ли производится сдача тары поставщикам и тароремонтным организациям?      
  Установлен ли перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск тары со складов?      
  Применяются ли унифицированные формы первичной документации?      
  Оформляется ли актами тара, пришедшая в негодность?      
  Производится ли деление тары на классификационные группы?      
  Ведется ли в организации аналитический учет движения тары?      
  Какой вид тары используется в организации: - тара однократного использования; - многооборотная тара (возвратная тара)?      
  Правильно ли сформированы фактические расходы на изготовление тары?      
  Стоимость тары у поставщика включается в стоимость продукции или оплачивается покупателем отдельно?      
  Правильно ли постановлен учет количества израсходованной тары?      
  Оговаривается ли в договорах поставки особые требования и условия возврата тары?      
  Правильно ли оформляются договоры поставки?      
  Используется ли в организации залоговые цены на возвратную тару      
  Как отражается учете организации тара: 1) по фактической себестоимости тары, которая складывается из всех расходов по ее покупке и доставке в организацию или затрат по ее изготовлению; 2) по учетным ценам?      
  Правильно ли производится списание разниц между фактической себестоимостью изготовления тары или фактическим расходами по ее покупке и учетной ценой этой тары?      
  Правильно ли отражается фактическая себестоимость приобретенной тары?      
  Осуществляется ли организацией ремонт и очистка возвратной тары?      

Процедура 0.8: анализ методики учета готовой продукции.

Источники информации:

- Первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);

- Первичные документы на отгрузку готовой продукции;

- Первичные документы складского учета;

- Сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.)

- Регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).

Порядок выполнения: На основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-0.8.

Рабочий документ РД-0.8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.064 с.)