Политическая модернизация и ее особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая модернизация и ее особенности.



 

Политическая модернизация представляет собой демократизацию политической системы и ее институтов. Можно выделить три волны политической демократизации: первая волна берет начало в США в начале ХIХ в. до окончания Первой мировой войны; вторая возникает после Второй мировой войны до середины 60-х ХХ в.; третья начинается с 1974 г. – падение диктатуры Салазара в Португалии. Затем осуществляется демократизация Испании, Греции, Латинской Америки. С середины 80-х годов третья волна охватывает страны Центральной и Восточной Европы и СССР.

В западной политической науке определились два основных подхода к проблеме модернизации: либеральное (Р.Даль, Г.Алмонд, Л.Пай) и консервативное (А. Тойнби, С. Хантингтон). Представители первого

полагали, что появление среднего класса и рост численности образованного населения приводят к серьезным изменениям в природе и организации управления. Теоретики же консервативной ориентации считают, что из-за участия в политике масс модернизация вызывает не политическое развитие, а упадок. Если для экономики главным показателем является рост, то для политики – стабильность. Поэтому для модернизируемых государств необходим «крепкий» политический режим с легитимной правящей партией, способной сдерживать тенденцию к дестабилизации.

Показателен в этом плане пример Китая, где была выработана собственная модель модернизации и реформирования тоталитарных политических структур, получившая название политики «нового авторитаризма». Суть этой модели состоит в сохранении сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира.

 

3. Проблемы политической модернизации общества в
Республике Беларусь

В становлении и развитии политической системы Беларуси в условиях независимости можно выделить несколько этапов:

1) 1992 – 1994 гг. - переход от монополии на власть одной партии к политическому плюрализму, многопартийности, формированию институтов гражданского общества, свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за власть, установлением парламентской республики. В то же время для данного периода свойственны такие черты, как неустойчивость социально-политического процесса, снижение уровня жизни значительной части населения.

2) 1994-1996 гг. – переход от парламентской формы республики к президентской. Период противостояния парламентским большинством депутатов, с одной стороны, и главой государства, исполнительной властью в целом – с другой стороны.

3) С ноября 1996 года начинается новый этап, который продолжается по настоящее время. Он связан с проведением референдума, принявшим новую редакцию Конституции Республики Беларусь. В результате более четко были распределены функции и полномочия между ветвями власти, что способствовало стабилизации социально-политической ситуации.

Особенностями политического процесса в республике на современном этапе являются: сохранение прежней социальной структуры; значительное снижение жизненного уровня большей части населения; отсутствие традиций плюралистической демократии; преобладание исполнительной власти над представительной; неразвитость системы местного самоуправления; малочисленный состав современных политических партий, их слабое влияние на политический процесс в стране; преобладание патриархально-подданического типа политической культуры, ориентированного на харизматического лидера и патерналистское государство.

Успешная модернизация требует создания широкой социальной опоры, формирования среднего класса, обеспечение условий для высокой социальной мобильности населения; формирование нового демократического типа политической культуры.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.028 с.)