Концепции происхождения государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции происхождения государства



В средние века господствовала теологическая концепция происхождения государства. Ученый – богослов этого периода Фома Аквинский рассматривал государство как Божий промысел. Он считал, что возникновение государства аналогично процессу сотворения мира Богом.

Основателем патриархальной теории происхождения государства был английский политический мыслитель XVIII века Роберт Фильмер. Его теория трактует государство, как семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи.

Примерно в это же время широкое распространение получила договорная концепция происхождения государства. Ее представителями были Г. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др. По их мнению, основная причина возникновения государства – соглашение народа, который заключает договор, отказываясь от части своей свободы в обмен на индивидуальную безопасность каждого члена общества. Договор должен обеспечить основные естественные права и свободы личности.

По мнению сторонников теории насилия, государство является результатом прямого насилия и завоевания слабых и плохо организованных групп людей более сильными. Один из представителей этой теории польско-австрийский социолог Л. Гумплович считал, что государство возникло в следствии победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым.

Марксистская концепция (К. Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин) трактует возникновение государства с точки зрения интересов классов. Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Оно обеспечивает политическое господство экономически господствующему классу.

Каждая из перечисленных теорий образования государства отражает ту или иную группу факторов, как объективных, так и субъективных, ставших причинами появления государственной организации общества.

 

3. Формы государственного правления и формы
государственного устройства

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о формах государственного правления и формах государственного устройства.

Форма правления – это способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования и способы взаимоотношений. В связи с этим выделяют: монархию и республику. Монархия – единовластие – форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного лица, как правило, наследственного правителя. Монархии делятся на абсолютные – всевластие одного лица (Катар, Оман, Саудовская Аравия); конституционные или парламентские (Испания, Дания, Великобритания, Швеция, Бельгия, Норвегия и др.), дуалистические -- монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания, Кувейт, Марокко); выборные – Речь Посполитая в сер ХVI-ХVIII вв., Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия.

Второй основной формой правления является республика. Это форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства выбирается гражданами или представительным органом. Республики бывают: парламентские, президентские, смешанные. В парламентской республике ведущая роль принадлежит парламенту, который формирует правительство, президент, как правило, избирается парламентом, главную роль играет глава правительства (ФРГ, Италия, Индия).

Президентская республика – форма правления, при которой президент одновременно глава государства и глава исполнительной власти. Президент, как и парламент, избирается народом. Он руководит внешней и внутренней политикой, является верховным главнокомандующим. Как правило, в классической президентской республике президент не может распустить парламент, а парламент не может выразить недоверие правительству. Но возможна процедура импичмента – досрочное отстранение президента от власти (США, Бразилия, Аргентина, Мексика).

Смешанная президентско-парламентская республика сочетает черты обеих форм республиканского правления.

Форма государственного устройства - это административно-территориальная организация государства. Обычно выделяют две формы: унитарную и федеральную, хотя есть и смешанные формы государственного устройства. Унитарные государства разделены на территориально-административные единицы, которые не обладают государственной самостоятельностью. В унитарных государствах единая конституция, единая судебно-правовая система, единое гражданство (Франция, Япония, Великобритания, Беларусь, Португалия и др.). При федеративном устройстве несколько государственных образований (субъектов федерации) образуют одно государство. В качестве субъектов федерации могут выступать земли, штаты, регионы, кантоны. Субъекты федерации не обладают самостоятельным государственным суверенитетом, федеральные власти имеют право вмешиваться в их дела, они должны подчиняться решениям центра (США, Швейцария, Российская Федерация, Канада, Индия). Конфедерация – это союз государств, которые объединяются, преследуя общие цели, чаще всего для военной или внешнеполитической деятельности.

Ведущей тенденцией современного развития государств является их политическая и экономическая интеграция в сообщества, союзы, содружества (Союз Независимых государств (СНГ), Европейский Союз (ЕС). 8 декабря 1999 г. народы Республики Беларусь и Российской Федерации заключили договор о создании Союзного государства, которое ставит целью мирное и демократическое развитии обоих государтсв.

 


 

Тема 7. ВЫСШИЕ ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

План:

1. Институты государственной власти Республики Беларусь. Институт президентуры. Конституционные права и полномочия Президента Республики Беларусь.

2. Законодательная власть. Структура и компетенция.

3. Исполнительная власть. Статус и функции.

4. Структура судебных органов и их задачи.

 

 

1. Институты государственной власти Республики Беларусь. Институт президентуры. Конституционные права и полномочия
Президента Республики Беларусь

В систему органов государственной власти Республики Беларусь входят:

- Президент Республики Беларусь

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные);

- органы судебной власти;

- контрольно-надзорные органы.

Эти институты олицетворяют единую государственную сласть. В Конституции Республики Беларусь закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

Президентура. Существуют две основные формы президентуры: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет).

Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства, одновременно главой государства и исполнительной власти, главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра.

Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента Республики Беларусь: гражданин Республики Беларусь по происхождению; не моложе 35 лет; наделенный избирательным правом; постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.006 с.)