Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.2 Санитарно-гигиенические и психофизиологические аспекты безопасности (антропогенные опасности)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Информацию о внешней и внутренней среде организма человек получает с помощью сенсорных систем (анализаторов). Сенсорные системы – это специализированные части нервной системы, включающие периферические рецепторы (сенсорные органы, органы чувств), отходящие от них нервные волокна (проводящие пути) и клетки центральной нервной системы, сгруппированные вместе (сенсорные центры), где проводится обработка информации. Сенсорные органы можно классифицировать следующим образом: 1)Экстерорецепторы - воспринимают раздражения, воздействующие на организм из окружающей среды: восприятие света, тепла, звука и других сигналов. 2)Интерорецепторы – воспринимают раздражения, идущие из внутренней среды организма: органов, жидкостных сред, тканей. 3)Проприорецепторы – воспринимают раздражение, возникающее вследствие изменения степени сокращения и расслабления мышц. Количественное определение соотношения между физической величиной стимула и ощущением известно как закон Вебера-Фехнера. Закон Вебера-Фехнера показывает, что зависимость величины ощущения от интенсивности раздражителя является логарифмической. С точки зрения БЖД наиболее важными сенсорными системами являются: зрительная, слуховая, обонятельная, вестибулярная, тактильная, температурная, болевая. Главную роль среди них играет зрительная поскольку около 80% всей информации человек получает в результате реакции на визуальное раздражение. Зрительный анализатор позволяет получить представление о предмете, его цвете, форме, величине, о том, находится ли предмет в движении или покое, о расстоянии его от нас, потенциальной опасности, которую он несет. Большое влияние на состояние организма и работоспособность человека оказывает освещенность помещений и рабочих мест. Различают освещение - физический фактор и освещенность - его проявление. Виды освещения: естественное; искусственное; комбинированное (совмещённое). Виды естественного освещения: боковое освещение; верхнее освещение; комбинированное освещение. Искусственное освещение бывает: 1)по месту действия: общим, местным (локальным), комбинированным; 2) по функциональному назначению: рабочим, дежурным, охранным, аварийным (автономным), эвакуационным. Микроклимат - это искусственно создаваемые климатические условия в закрытых помещениях для защиты от неблагоприятных внешних воздействий и создания зоны комфорта. Микроклиматические условия - давление (не нормируется), температура, относительная влажность, скорость движения и состав воздуха - влияют на самочувствие человека и вызывают определённые пограничные состояния. Диапазон комфортных температур воздуха в помещении с учетом вида деятельности в нем составляет + 18-22 0С. Вентиляция - способ нормализации параметров микроклимата, заключающийся в замене старого некондиционного воздуха в помещении свежим. Вентиляция в зависимости от способа перемещения воздуха делится на естественную и механическую (искусственную). Вентиляция бывает: 1) по месту действия: общеобменной; местной; 2) по назначению: приточной, вытяжной; приточно-вытяжной. Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. По времени действия психические состояния можно разделить на следующие группы: 1) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Это состояния удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п. 2) Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих. 3) Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление, сонливость, апатия, повышенная активность и т. п. В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г. Селье (1936) назвал стрессом. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый. Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью движений. Возбудимый тип – проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Максимальная эффективность мышления наблюдается при уровне активации центральной нервной системы 40-60 %. Осознание опасности может вызвать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма – реакция страха – проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается по механизму пассивно-оборонительного рефлекса. Эта форма реакции на опасность отрицательно отражается на деятельности. Паника – одна из форм страха. Биологическим механизмом ее является активно-оборонительный вид рефлекса; она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция – нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи. Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наиболее важное свойство толпы – ее легкую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.). Такие превращения происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.), весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению. Массовая паника – психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия.
Контрольные вопросы. 1. Объясните смысл понятия «сенсорные системы». 2. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера. 3. Перечислите виды вентиляции и освещения. 4. Охарактеризуйте типы запредельного психического напряжения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.102 (0.01 с.) |