Тема. Критерии согласия распределений и многофункциональный критерий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Критерии согласия распределений и многофункциональный критерий



Вопросы

1.Критерий c2-Пирсона.

2.Критерий l-Колмогорова – Смирнова.

3.Критерий j* - угловое преобразование Фишера.

Терминологический тезаурус: разряд признака, распределение, поправка на непрерывность; абсолютная, относительная, накопленная частота; эффект.

Указания к выполнению задания. Составьте конспект, ответив на вопросы. Запишите определения терминов в словарь.

В конспекте отразите: круг решаемых задач, шаблон гипотез, графическое представление критерия, ограничения. Определите в чем проявляется своеобразие статистических гипотез. Запишите алгоритм решения для каждого критерия.

При изучении критерия c2-Пирсона обратите внимание в каких случаях вводится поправка на непрерывность. Уясните как определяется число степений свободы и вычисляется теоретическая частота при работе с критерием c2-Пирсона. Усвойте как вычисляется теоретическая частота при сопоставлении эмпирического распределения с равномерным. Усвойте как вычисляется теоретическая частота при сопоставлении эмпирического распределения с эмпирическим. Рассмотрите и законспектируйте примеры решения задач из пособия Е.В.Сидоренко: критерий c2-Пирсона [3, с.120-133].

При изучении критерия l-Колмогорова – Смирнова усвойте способ вычисления накопленной частоты. Обратите внимание на различие вычислений при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим; эмпирического распределения с эмпирическим. Усвойте алгоритм вычисления рассмотрев и законспектировав пример из пособия Е.В.Сидоренко [3, с.144-152].

При изучении критерия j* - угловое преобразование Фишера определите суть понятия «эффект». Рассмотрите и законспектируйте пример решения задачи из пособия Е.В.Сидоренко: критерий j* - угловое преобразование Фишера [3, с.161-166].

Ознакомьтесь и зарисуйте алгоритм выбора критерия [3].

Литература

Основная

1. Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. - М.: Моск.психол.-социал. ин-т: Флинта. 2003. – с.125-168.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь, 2004. - с.123-139.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2006. – с.110-152, 156-176.

Дополнительная

1. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – СПб.: Речь, 2008. - с.66-71.

2. Романко В.К. Курс теории вероятностей и математической статистики для психологов. - М.: МГППИ, 2000. - с.123-131.

3. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л.: Лен.ун-т, 1972. - с.294-305.

 

Практическое занятие №6

Тема. Вычисление коэффициента линейной корреляции

Вопросы

1.Вычисление коэффициента линейной корреляции rxy - Пирсона.

2. Вычисление коэффициента ранговой корреляции rs - Спирмена.

Терминологический тезаурус: корреляция, ковариация, коэффициент корреляции, диаграмма рассеивания, сила связи, направление корреляционной связи, форма связи, иерархия признаков.

Указания к выполнению задания. Составьте конспект, ответив на вопросы. Запишите определения терминов в словарь.

В конспекте отразите: круг решаемых задач, шаблон гипотез, графическое представление критерия, ограничения. Определите какой показатель позволяет судить о силе связи и в каком интервале может находиться значение коэффициента корреляции. Выявите как можно определить вид корреляционной связи. Запишите алгоритм решения для каждого критерия.

При изучении теории посвященной критерию rxy – Пирсона обратите внимание на круг задач решаемых данным критерием. Обратите внимание на ограничения критерия. Определите в каких шкалах должны быть представленны данные, является данный критерий параметрическим или непараметрическим. Уясните способы вычисления коэффициента корреляции, рассмотрев задачи из пособия Ермолаева [1, с.209-212]. Решите задачу по критерию rs- Спирмена и сопоставьте результаты.

При изучении теории посвященной критерию rs- Спирмена обратите внимание на круг задач решаемых данным критерием, на виды гипотез. Определите в каких шкалах должны быть представленны данные. Уясните как вычисляется поправка на одинаковые ранги. Уясните способы вычисления коэффициента корреляции, рассмотрев задачи из пособия Е.В.Сидоренко [3, с.214-215; 218-222]. Решите одну из задач по критерию rxy Пирсона и сопоставьте результаты.

Литература

Основная

1. Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. - М.: Моск.психол.-социал. ин-т: Флинта. 2003. –с.203-222.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2004. - с.147-160.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2006. – с.200-223.

Дополнительная

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М. Прогресс, 1976. – с.103-117

2. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – СПб.: Речь, 2008. - с.53-55, 60-64.

3. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л.: Лен.ун-т, 1972.

 

Практическое занятие №7

Тема. Корреляционный анализ

Вопросы

1.Вычисление коэффициента ассоциации Пирсона

2.Вычисление точечно-бисериального коэффициента корреляции

3.Анализ корреляционных таблиц

4.Построение корреляционного графа, плеяды

Терминологический тезаурус: таблица сопряженности, дихотомическая шкала, интервальная шкалы, корреляционный граф, корреляционная плеяда.

Указания к выполнению задания. Составьте конспект, ответив на вопросы. Запишите определения терминов в словарь.

В конспекте отразите круг решаемых критерием задач, шаблон гипотез, ограничения критерия.

При рассмотрении критерия ассоциации Пирсона обратите внимание на то в каких шкалах должны быть представлены данные. Определите как строится таблица сопряженности. Обратите внимание на то как вычисляются критические значения и число степеней свободы. Уясните способ вычисления «переходного» эмпирического значения критерия (Т), для того, чтобы можно было воспользоваться таблицей критерия Стьюдента. Уясните алгоритм решения, рассмотрев задачу из пособия Ермолаева [1, с.226-227]. Составьте и запишите алгоритм решения для критерия.

При рассмотрении критерия точечно-бисериального коэффициента корреляции обратите внимание на то в каких шкалах представлены данные. Обратите внимание на то как вычисляются критические значения и число степеней свободы. Уясните способ вычисления «переходного» эмпирического значения критерия (Т), для того, чтобы воспользоваться таблицей критерия Стьюдента. Уясните алгоритм решения, рассмотрев задачу из пособия Ермолаева [1, с.232-235]. Составьте и запишите алгоритм решения для критерия.

Определите основную задачу анализа корреляционной матрицы. Определите чем отличается корреляционная плеяда от корреляционного графа. Уясните принципы построения корреляционных плеяд. Постройте корреляционную матрицу, корреляционный граф и корреляционные плеяды.

Литература

1.Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев.- М.: МПСИ: Флинта. 2003. – с.222-235.

2.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2007. - с.156-160, 240-250

 

 

Практическое занятие №8

Факторный анализ

План

1. Задачи и назначение факторного анализа

2. Математико-статистические идеи и проблемы метода

3. Последовательность факторного анализа

4. Основные этапы факторного анализа

Терминологический тезаурус: фактор, общность, специфичность, характерность, факторные нагрузки, собственные значения, простая латентная структура, ротация, метод главных компонент.

Указания к выполнению задания. Составьте конспект, ответив на вопросы. В конспекте отразите задачи факторного анализа, ограничения метода, суть метода. Вскройте сущность метода главных компонент. Определите какие варианты вращения факторов наиболее часто используются. Обратите внимание на приемы применяемые для выбора «правильного» числа факторов. Опишите критерии Кайзера и Кеттелла. Запишите этапы факторного анализа и уясните основные процедуры выполняемые на данных этапах. Уясните особенности интерпретации результатов исследования при факторном анализе. Запишите последовательность проведения факторного анализа в пакете SPSS или STATISTICA. Рассмотрите пример из пособия А.Д.Наследова (с.273-276).

Литература

Основная

1. Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. - М.: Моск.психол.-социал. ин-т: Флинта. 2003. – с.274-288.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь. - с.251-281.

Дополнительная

1. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии.- М.: Смысл, 1998. - с.212-241.

2. Митина О.В. Математические методы в психологии: Практикум. – М.: Аспект Пресс, 2008.

3. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. – М.: учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

Практическое занятие №9

Кластерный анализ

Вопросы

1.Математико-статистические идеи метода

2. Методы кластерного анализа

3. Основные этапы кластерного анализа

4. Последовательность кластерного анализа

Терминологический тезаурус: кластерный анализ, кластер, дендрограмма.

Указания к выполнению задания. Составьте развернутый конспект. Запишите ответы на вопросы. Найдите определения терминов и запишите в словарь.

Уясните суть метода одиночной связи; метода полной связи; метода средней связи. Определите какие варианты кластерного анализа наиболее часто используются. Выделите и рассмотрите этапы при проведении кластерного анализа. Рассмотрите примеры проведения кластерного анализа (А.Д.Наследов, с.339-340, с.342-346). Запишите последовательность проведения кластерного анализа в пакете SPSS (А.Д.Наследов, с.336-338, 346-347). Уясните суть метода.

Литература

Основная

1.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь. 2006. - с.329-347.

2.Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. - М.: Смысл, 1998. – с.212-241.

Дополнительная

1. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – СПб.: Речь, 2008. - с.139-143.

2. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. – М.: учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

 

 

Практическое занятие №10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.90.91 (0.041 с.)