Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Математическое моделирование в психологии

Поиск

Вопросы

1.Методы математического моделирования в психологии

2.Цели и задачи регрессионного анализа в психологии

3.Математико-статистические идеи регрессионного анализа

4.Последовательность проведения регрессионного анализа

5. Математические модели в психологии

Терминологический тезаурус: регрессия, регрессионный анализ, коэффициент регрессии, линейная регрессия, множественная регрессия, зависимая и независимая переменная, метод минимальных квадратов, фактор, модель.

Указания к выполнению задания. Составьте развернутый конспект. Запишите ответы на вопросы к семинару и вопросы для самопроверки. Найдите определения терминов и запишите в словарь.

Раскройте понятие «модель». Определите роль, которую модель выполняет в психологии. Опишите виды моделей. Рассмотрите требования, предъявляемые к модели. Опишите методы построения математических моделей. Покажите структуру математических моделей.

Подробно рассмотрите построение математической модели посредством вычисления уравнения регрессии. Покажите что характеризуют коэффициенты регрессии. Уясните как взаимосвязаны коэффициент регрессии и коэффициент корреляции. Определите как оценить качество регрессионного уравнения. Приведите примеры применения регрессионного анализа в психологических исследованиях.

Литература

Основная

1.Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта. 2006. –с.255-273.

2.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь, 2006 - с. 240-244.

3. Никандров В.В. Экспериментальная психология.- СПб.: Речь, 2003.

Дополнительная

1.Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976. с.103-140

2.Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – СПб.: Речь, 2008. - с.56-58.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Практическое занятие №1

Тема. Проверка соответствия эмпирического распределения нормальному

Вопросы

1.Числовые характеристики распределений

2.Группировка эмпирических данных

3.Наглядное представление результатов эмпирического исследования

4.Определение соответствия эмпирического распределения нормальному распределению

Терминологический тезаурус: меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее арифметическое), меры изменчивости (дисперсия, стандартное отклонение, размах), асимметрия, эксцесс, распределение, нормальное распределение, статистическая норма, гистограмма, полигон частот. относительная частота.

Указания к выполнению задания. Составьте конспект, ответив на вопросы. Запишите определения терминов в словарь. Уясните способы группировки эмпирических данных. Рассмотрите особенности построения гистограмм и полигона частот. Обратите внимание на различие в построении гистограмм для несгруппированных и сгруппированных данных. Определите, какие показатели выступают в качестве параметров распределения и как они вычисляются. Уясните методы проверки соответствия эмпирического распределения нормальному (критерии Плохинского и Пустыльника). Рассмотрите пример из пособия Е.В.Сидоренко (с.230-234). Решите задачи.

Литература

Основная

1. Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. 2003.– с.36-55.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2004. – с.30-62.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2000. – с.20-23, 230-234.

Дополнительная

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии - М.: Прогресс, 1976. – с.42-55, 58-102.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1996, т.2 - с.282-290.

3. Романко В.К. Курс теории вероятностей и математической статистики для психологов. - М.: МГППИ, 2000. - с.81-103.

4. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л.: Лен.ун-т, 1972.- с.89-121.

 

Практическое занятие №2

Тема. Непараметрические критерии для несвязных выборок

Вопросы

1. Критерии Розенбаума, Манна-Уитни: область применения, графическое представление, алгоритм.

2. Критерии Крускала – Уоллиса, Джонкира: область применения, графическое представление, алгоритм

Терминологический тезаурус: статистический критерий, независимые (несвязанные) выборки, статистическая гипотеза (нулевая и альтернативная; направленная и ненаправленная), уровень статистической значимости, критические значения.

Указания к выполнению задания. Составить конспект, ответив на вопросы. Записать определения терминов в словарь.

В конспекте отразить: круг решаемых критерием задач, шаблон гипотез, графическое представление критерия, ограничения. Определить в чем проявляется своеобразие формулируемых для данных критериев статистических гипотез. Выявить в каких случаях лучше использовать каждый из изучаемых критериев. Определите влияет ли на результат мощность используемого критерия? Запишите алгоритм решения для каждого критерия. Зарисуйте алгоритм «выбор критерия оценки достоверности различия между независимыми выборками по уровню признака» (Е.В.Сидоренко). Рассмотрите и законспектируйте решение задач из пособия Е.В.Сидоренко: критерий Розенбаума [3, с.45-47]; Манна-Уитни [3, с.50-55], Крускала-Уоллиса [3, с.58-61], Джонкира [3, с.65-67]. Каждую из рассмотренных задач решите при помощи другого критерия. Например, если задача решена по критерию Розенбаума, решите ее по критерию Манна-Уитни. Обратите внимание на ограничения по применению критерию. Сопоставьте результаты решения полученные разними критериям: Розенбаума и Манна-Уитни; Крускала-Уоллиса и Джонкира.

Литература

1. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов – М.: МПСИ: Флинта. 2003. – с.101-124.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь, 2004. - с.172-176, 179-182.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.-СПб: Речь, 2006.–с.39-71.

Практическое занятие №3

Непараметрические критерии для несвязных выборок

Вопросы

1. Критерий знаков, критерий Вилкоксона

2. Критерий Фридмана и критерий Пейджа

Терминологический тезаурус: сдвиг, типичный и нетипичный сдвиг, зависимые (связанные) выборки.

Указания к выполнению задания. Составьте конспект, ответив на вопросы. Записать определения терминов в словарь.

В конспекте отразите: круг решаемых критерием задач, шаблон гипотез, графическое представление критерия, ограничения. Определите в чем проявляется своеобразие формулируемых для данных критериев статистических гипотез. Выявите в каких случаях лучше использовать каждый из изучаемых критериев. Определите влияет ли на результат мощность используемого критерия? Запишите алгоритм решения для каждого критерия. Запишите алгоритм «выбор критерия оценки сдвига» [3].

Усвойте алгоритм критерия. Рассмотрите и законспектируйте решение задач из пособия Е.В.Сидоренко: критерий знаков [3, с.80-85]; Вилкоксона [3, с.90-92], Фридмана [3, с.97-99], Пейджа [3, с.104-105].

Каждую из рассмотренных задач решите при помощи другого критерия. Например, если задача решена по критерию Вилкоксона, решите ее по критерию знаков. Обратите внимание на ограничения по применению критерия. Сопоставьте результаты решения полученные разними критериям: знаков и Вилкоксона; Фридмана и Пейджа.

Литература

1. Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. - М.: Моск.психол.-социал. ин-т: Флинта. 2003. – с.70-94.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь, 2004. - с.176-179, 182-184.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2006. – с.72-109.

 

 

Практическое занятие №4

Тема. Параметрические критерии различия

Вопросы

1. F-критерий Фишера

2. Критерий Стьюдента для проверки гипотезы о равенстве выборочных средних

3. Критерий Стьюдента для оценки изменений

Терминологический тезаурус: параметрический критерий,однородность выборок, число степеней свободы, зависимые и независимые выборки.

Указания к выполнению задания. Составьте конспект, ответив на вопросы. Запишите определения терминов в словарь.

Выясните в каком случае можно применять параметрические критерии. Определите круг задач решаемых при помощи F-критерия Фишера в психологии. Уясните как вычисляется число степеней свободы. Обратите внимание на то какая из дисперсий располагается в числителе, а какая в знаменателе. Рассмотрите и законспектируйте пример решения задачи [1, с.175-177].

Определите круг задач решаемых критерием Стьюдента, его разновидности. Определите как вычисляется число степеней свободы для критерия Стьюдента в случае сопоставления: а) независимых выборок; б) зависимых выборок. Рассмотрите и законспектируйте примеры решения задач по критерию Стьюдента [1, с.170-174]. Усвойте алгоритм критерия. Определите какие непараметрические критерии можно применить к рассмотренным задачам. Решите эти задачи при помощи непараметрических критериев. Сопоставьте полученные результаты.

Литература

1. Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. - М.: Моск.психол.-социал. ин-т: Флинта. 2003. – с.52, 169-177.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь, 2004. - с.100, 162-168.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1996, т.2 - с.297-301.

 

 

Практическое занятие №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.109 (0.009 с.)